Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ V. Россія.

Страстотерпецъ Николай II.

Голосъ крови брата твоего вопіетъ ко Мнѣ отъ земли; и нынѣ проклятъ ты отъ земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего отъ руки твоей [Быт. 4, 10-11].

Такъ изрекъ Богъ Каину послѣ убійства имъ Авеля. Незлобивый, кроткій Авель бездыханный и безгласный лежалъ на землѣ. Но кровь его вопіяла къ небу. О чемъ вопіяла она? Вопила земля, вопила природа, взывая къ Богу о правосудіи. Вопила, ибо не могла молчать, потрясенная совершившимся преступленіемъ. Есть событія, которыя потрясаютъ даже бездушныя стихіи. Самъ Господь творитъ тогда судъ надъ ними. Таково было первое убійство, убій/с. 235/ство Каиново. Таковы многія другія тягчайшія преступленія. Къ нимъ относится страшное цареубійство въ Екатеринбургѣ. За что былъ преслѣдуемъ, оклеветанъ и убитъ Царь Николай II? За то, что онъ былъ Царь, Царь Милостью Божіей. Онъ былъ носителемъ и воплощеніемъ православнаго міровоззрѣнія, что Царь есть слуга Божій, Помазанникъ Божій, ему должный дать отчетъ за судьбы ввѣреннаго ему народа, за всѣ свои дѣянія и поступки, не только личные, но и какъ Правителя.

Такъ вѣрилъ православный русскій народъ, такъ учила Православная Церковь, такъ сознавалъ и ощущалъ Царь Николай. Онъ весь проникнутъ былъ этимъ сознаніемъ. Онъ смотрѣлъ на свое несеніе Царскаго вѣнца, какъ на служеніе Богу. Онъ помнилъ то при всѣхъ своихъ важныхъ рѣшеніяхъ, при всѣхъ возникавшихъ отвѣтственныхъ вопросахъ. Вотъ почему онъ такъ твердъ и непоколебимъ былъ въ тѣхъ вопросахъ, въ которыхъ онъ былъ убѣжденъ, что такова воля Божія, твердо стоялъ за то, что представлялось ему нужнымъ для блага возглавляемаго имъ Царства.

А когда онъ увидѣлъ, что поставленъ въ невозможность совершать по совѣсти свое царское служеніе, то сложилъ съ себя царскій вѣнецъ, подобно св. князю Борису, не желая стать причиной раздоровъ и кровопролитія на Руси. Самопожертвованіе Царя, не принесшее Россіи пользы, а наоборотъ, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступленіе, принесло невообразимую скорбь и страданія. Но въ нихъ онъ проявилъ величіе духа, уподобившее его праведному Іову. Злоба враговъ не унималась. Онъ былъ для нихъ и тогда опасенъ, ибо онъ былъ носитель сознанія, что Верховная власть должна быть Богу покорна, отъ Него получать освященіе и укрѣпленіе, Божіимъ заповѣдямъ слѣдовать. Онъ былъ живымъ воплощеніемъ вѣры въ Промыслъ Божій, дѣйствующій въ судьбахъ царствъ и народовъ и направляющій вѣрныхъ Богу правителей на благія и полезныя дѣянія. Посему онъ нетерпимъ былъ для враговъ вѣры и для тѣхъ, кто стремится разумъ человѣческій и силы человѣческія поставить выше всего... Царь Николай II былъ слуга Божій по внутреннему своему міросозерцанію, по убѣжденіямъ, по своимъ дѣйствіямъ, и такимъ онъ былъ въ глазахъ всего /с. 236/ православнаго Русскаго народа. Борьба противъ него тѣсно была соединена съ борьбой противъ Бога и вѣры. По существу онъ сдѣлался мученикомъ, оставшись вѣрнымъ Царю царствующихъ, и пріялъ смерть такъ, какъ принимали ее мученики.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 234-236.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.