Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ V. Россія.

Слово епископа Іоанна въ день его Ангела
послѣ литургіи и поднесенія поздравленій передъ началомъ трапезы.

Приношу сердечную благодарность всѣмъ собравшимся въ нынѣшній день, чтобы отмѣтить день моего Небеснаго покровителя, святителя Тобольскаго Іоанна.

Въ первую очередь глубоко благодаренъ нашему Высокопреосвященному Начальнику Миссіи архіепископу Виктору за совмѣстныя молитвы и совершенія богослуженій, а также теплыя слова вниманія и поддержки.

Благодарю духовенство, участвовавшее со мной въ приношеніи Безкровной Жертвы, а также и прибывшее на молебенъ, церковный хоръ, прислужниковъ, принявшихъ участіе въ богослуженіи, и всѣхъ тѣхъ, кто возносилъ съ нами молитвы.

Такъ особенно благодарю за молитвы потому, что молитва имѣетъ для насъ великое значеніе. Она низводитъ на насъ благодать /с. 241/ Божію, и не только паства нуждается въ молитвѣ своихъ пастырей, но и пастыри, въ особенности же архипастыри, нуждаются въ молитвахъ за нихъ своихъ пасомыхъ, дабы право править слово истины.

Благодарю и всѣхъ, кто будучи занятъ, все же удѣлилъ время отъ своихъ дѣлъ или отдыха, чтобы прибыть меня поздравить.

Приношу сердечную благодарность тѣмъ, кто позаботился о нынѣшнемъ торжествѣ и пріемѣ посѣтителей и всѣмъ тѣмъ, кто различными способами мнѣ выразилъ вниманіе.

Пользуюсь случаемъ поблагодарить церковно-благотворительныя организаціи за ихъ усердную и полезную дѣятельность, проходящую нынѣ въ весьма тяжелыхъ условіяхъ, каковыя, однако, не повліяли на успѣхъ ихъ дѣятельности, являющійся въ большинствѣ весьма высокимъ. Да вознаградитъ Господь ихъ дѣлателей и дѣлательницъ и да не ослабнетъ ихъ ревность при искушеніяхъ: безъ искушеній и непріятностей не дѣлается ни одно доброе дѣло.

Да и удивительно было бы, если бы ихъ не было! Неужели можно ожидать, чтобы исконный врагъ Бога и человѣчества легко допустилъ побѣду надъ собой? Если люди въ борьбѣ всячески стараются быть побѣдителями и не легко обычно уступаютъ своимъ противникамъ, въ сколько же разъ больше стремится къ побѣдѣ вождь всякаго зла и ненавистникъ добра?

Подобно тому, какъ враждующія государства стараются разстроить ряды противниковъ, вызвавъ въ нихъ внутреннія нестроенія, — и исконный человѣкоубійца всячески пытается вызвать недоразумѣнія и взаимныя неудовольствія между дѣлающими доброе дѣло, дабы его разстроить. Но зная, — откуда происходятъ тѣ нестроенія, не будемъ поддаваться искушеніямъ сѣятеля вражды и злобы, а будемъ всячески избѣгать раздѣленія и хранить миръ, любовно снисходя къ слабостямъ ближнихъ.

Невозможно намъ то сдѣлать лишь своими силами, почему должно намъ усердно искать помощи Свыше. Предстателями за насъ будутъ святые угодники Божіи, прошедшіе черезъ море соблазновъ и нынѣ предстоящіе Престолу Божію.

Сегодня исполняется 25 лѣтъ съ тѣхъ поръ, какъ Церковь открыто прославляетъ и призываетъ, какъ прославленнаго угодника Божія, /с. 242/ святителя Тобольскаго Іоанна, котораго, какъ великаго праведника и чудотворца, давно уже почитали Сибирь и Черниговъ.

Онъ жилъ въ исключительное для Россіи время, въ царствованіе Петра I-го, когда Русь находилась на переломѣ, и въ дни великой Сѣверной войны рѣшался вопросъ о дальнѣйшемъ бытіи ея.

Канунъ Полтавской битвы царь Петръ проводилъ въ бесѣдѣ съ святителемъ Іоанномъ, бывшимъ тогда архіепископомъ Черниговскимъ. Ободряя Царя, святитель Іоаннъ пророчественно изрекъ Царю слова Священнаго Писанія: «да предастъ тебѣ Господь Богъ враги твоя, сопротивляющіяся тебѣ, сокрушены предъ лицемъ твоимъ: путемъ единѣмъ изыдутъ на тя, и седьмію путьми побѣжатъ отъ лица твоего» (Второз. 28, 7).

Дѣйствительно, Полтавская битва закончилась полнымъ пораженіемъ непріятеля, принужденнаго разными путями бѣжать изъ Россіи, а для Руси настали дни подъема и славы.

Прославленіе святителя Іоанна также совершалось въ тяжелые для Россіи дни Великой войны, и Царь-Мученикъ Николай II, вспоминая о духовной поддержкѣ, оказанной святителемъ Іоанномъ его предку, на опредѣленіи Сѵнода о прославленіи святителя начерталъ: «Вѣрю въ предстательство святителя Іоанна Максимовича въ эту годину испытаній за Русь Православную».

Однако, русскій народъ тогда еще не былъ готовъ получить милость Божію. Потребовалось для него еще бóльшія испытанія. И нынѣ 25-лѣтіе прославленія приходится, когда измученная Русь снова находится на переломѣ и русскій народъ поверженъ вспять «спасенія ждый Господня» (Быт. 49, 18).

Да осуществится же нынѣ упованіе Царя-Мученика, и Господь Богъ, у Котораго тысяча лѣтъ, какъ одинъ день, и одинъ день, какъ тысяча лѣтъ, по предстательству святителя Іоанна, да послетъ нашему Отечеству скорое спасеніе, возродитъ его въ прежнемъ его величіи, «возвратитъ плѣненіе людей Своихъ» и дастъ плачущимъ нынѣ «помазаніе веселія и украшеніе славы вмѣсто духа унынія» (Ис. 61, 3).

Здѣсь же, въ Шанхаѣ, святитель Іоаннъ да поможетъ намъ въ полномъ единеніи духа трудиться на благо Церкви и ближнихъ, /с. 243/ пока одни изъ насъ не вернуться на Родину, а другимъ Господь судитъ здѣсь окончить дни свои, просвѣщая Свѣтомъ Православной Христовой Вѣры страну Китайскую и продолжая тѣмъ дѣло Миссіи, начало которой положилъ нынѣ прославляемый святитель Іоаннъ.

10 іюня 1941 г. Память св. Іоанна Тобольскаго, Шанхай.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 240-243.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.