Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VI. Разсѣяніе.

Наша епархія составляетъ часть Русской Зарубежной Церкви.
Слово на открытіи Епархіальнаго съѣзда Западно-Европейской епархіи.

Когда говоримъ слово «зарубежный», то относимъ его къ границамъ государственнымъ. Границы Русской Церкви далеко не совпадали съ границами Русскаго Государства. Уже давно Русская Церковь существовала въ Америкѣ и эта ея часть была неразрывной частью Русской Церкви. Русская Церковь окормляла отнюдь не только русскихъ людей или подданныхъ Русскаго Государства: въ Русскую Церковь входили православные разныхъ народностей, разныхъ странъ и государствъ. Одинъ изъ викаріевъ въ Сѣверной Америкѣ былъ сиріецъ для окормленія сирійцевъ. Въ Америкѣ Русская Церковь вообще окормляла всѣхъ православныхъ и до конца Первой міровой войны тамъ не было никакого другого епископа, кромѣ русскаго.

Русская Церковь окормляла также ассирійцевъ и въ концѣ прошлаго вѣка былъ особый епископъ Сиро-Халдейскій въ Иранѣ, также принадлежащій къ Русской Церкви.

Таково же положеніе было и въ Западной Европѣ.

Послѣ отдѣленія Рима отъ Вселенской Церкви не было опредѣлено, кто долженъ окормлять православныхъ въ Западной Европѣ и потому тамъ создавались храмы и приходы разныхъ Церквей, однако по преимуществу Русской. Это были церкви не только при посольствахъ, но въ разныхъ странахъ были выстроены прекрасные храмы тамъ, гдѣ были православные. Таковы храмы во многихъ мѣстахъ Германіи, Австріи, а также въ отдѣльныхъ городахъ Италіи и Франціи — въ Женевѣ, Ниццѣ, Каннахъ, Вевѣ, По. Никто никогда не возражалъ противъ того, что Зарубежная часть Русской Церкви существовала и въ Западной Европѣ, причемъ управленіе ею осуществлялось черезъ Кронштадтскаго викарія Петербург/с. 250/ской епархіи и русскія церкви въ Западной Европѣ числились подъ наименованіемъ «заграничныя церкви».

Многіе православные разныхъ странъ и національностей окормлялись Русской Церковью. Въ нее входили православные Японіи и Китая, гдѣ были или храмы или приходы и даже епархіи Русской Церкви.

Такимъ образомъ ясно, что Русское Церковное Зарубежье, или наличіе части Русской Церкви за рубежами Россіи отнюдь не есть явленіе новое, времени послѣ крушенія Русскаго Государства.

Новое не въ томъ, что существуетъ Русская Зарубежная Церковь, а въ томъ во-первыхъ, что она во много разъ увеличилась и, во-вторыхъ, въ томъ, что теперь она управляется независимо отъ церковной власти остальной части Русской Церкви.

Это независимое существованіе — явленіе для Русской Церкви новое, но оно отнюдь не новое въ исторіи Вселенской Церкви и, начиная такое существованіе, Русская Церковь послѣдовала примѣру своей матери — Греческой Церкви.

За сто лѣтъ до нашего бѣдствія въ Греціи началось освободительное движеніе, имѣвшее цѣлью освобожденіе отъ власти турецкой. По требованію турокъ, патріархъ Константинопольскій обратился къ возставшимъ съ призывомъ о прекращеніи возстанія, причемъ непокорнымъ угрожалъ прещеніями въ самыхъ страшныхъ выраженіяхъ. Что оставалось дѣлать тогда вѣрнымъ, которые конечно знали, что патріархъ сдѣлалъ это подъ давленіемъ турокъ? Въ освобожденныхъ областяхъ была основана независимая Элладская Церковь. Около 30 лѣтъ она не имѣла сношеній съ Константинополемъ, который ее не признавалъ. Позднѣе, когда власть турокъ ослабѣла, отношенія возстановились, но все же Элладская Церковь не только сохранила свою самостоятельность, но къ ней присоединились послѣ Первой міровой войны и другія освобожденныя греческія области, бывшія исконной частью Константинопольскаго патріархата. Несомнѣнно однако, что если Господь дастъ, чтобы Константинополь опять сталъ греческой государственной столицей, греческія Церкви возсоединятся.

/с. 251/ Подобное мы видимъ и въ Сербской Церкви. Когда турки завладѣли Сербіей, часть народа сербскаго перешла государственныя границы и въ предѣлахъ Австро-Венгріи образовалась независимая Сербская Церковь, съ Митрополитомъ въ Сремскихъ Карловцахъ. Въ отношеніи Сербской Церкви можно сказать, что то была Зарубежная Сербская Церковь. Когда всѣ сербскія области освободились и объединились въ единое Сербское Государство, тогда произошло также и торжественное объединеніе Сербской Церкви со своей Зарубежной частью.

Будемъ надѣяться, что когда возстановится Русское Государство, освободившись отъ безбожной власти, тогда будетъ ликованіе торжества возстановленія Русской Церкви.

Сейчасъ для того не наступило время. Церковная власть въ предѣлахъ Россіи находится въ полной зависимости отъ Совѣтской власти.

Недавнее обращеніе Патріарха Московскаго и Сѵнода, съ призывомъ къ клирикамъ вернуться на родину, ввиду якобы различныхъ достиженій въ области политической и хозяйственной жизни, съ умолчаніемъ конечно о притѣсненіяхъ Церкви и вѣры — яркое доказательство той зависимости. Этотъ призывъ ясно выявляетъ стремленіе лишить эмиграцію духовной опоры; онъ преслѣдуетъ чисто политическую цѣль, и это подтверждаетъ, что мы не можемъ подчиниться церковной власти, находящейся въ полной зависимости отъ власти враждебной Церкви.

Во имя свободы Церкви, Зарубежная часть Русской Церкви начала свое независимое существованіе и будетъ продолжать его, доколѣ существуютъ причины его вызвавшія.

1960 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 249-251.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.