Церковный календарь
Новости


2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово къ прихож. Миннеаполисской церкви (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Изъ бесѣды въ недѣлю Православія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи на архіерейскую каѳедру (1986)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VI. Разсѣяніе.

Духовное состояніе русской эмиграціи.

Послѣдствіемъ крушенія Русскаго Государства явилось возникновеніе Зарубежной Руси. Болѣе милліона русскихъ принуждено было оставить Родину и разсѣяться по всему лицу земного шара. Проживая въ новыхъ условіяхъ, среди другихъ народовъ, многіе изъ русскихъ за истекшіе годы успѣли почти забыть свое Отечество, свой языкъ и свои обычаи и слиться съ массой, среди которой проживаютъ. Подавляющее большинство, однако, не только сохранило свою народность, но и живетъ надеждой возвратиться на Родину по паденіи нынѣшней власти. Въ настоящее время русскіе живутъ по всѣмъ концамъ міра. Нѣтъ такого уголка на землѣ, гдѣ бы не было русскихъ людей въ большемъ, или меньшемъ количествѣ. Важенъ вопросъ: что представляютъ въ духовномъ отношеніи русскіе за рубежомъ?

Значительная часть выѣхавшихъ русскихъ заграницу принадлежитъ къ тому интеллигентному классу, который въ послѣднее время жилъ идеями Запада. Принадлежа къ числу чадъ Православной Церкви, исповѣдуя себя православными, люди того круга въ своемъ міросозерцаніи значительно уклонились отъ Православія. Главнымъ грѣхомъ людей того класса было, что они не свои убѣжденія и укладъ жизни строили на ученіи Православной вѣры, а старались правила и ученіе Православной Церкви согласовать съ своими привычками и желаніями. Посему съ одной стороны они весьма мало интересовались сущностью Православнаго ученія, часто даже считая совершенно догматическое ученіе Церкви несущественнымъ, съ другой стороны они исполняли требованія и обряды Православной Церкви, но лишь постолько, посколько это не мѣшало ихъ больше европейскому, чѣмъ русскому укладу жизни. Отсюда пренебрежительное отношеніе къ постамъ, посѣщеніе храмовъ лишь на короткое время, да и то для удовлетворенія больше эстетическаго, чѣмъ религіознаго чувства, и полное непониманіе рели/с. 253/гіи, какъ главной основы духовной жизни человѣка. Многіе, конечно, внутренне были настроены иначе, но выявить это во внѣ, въ жизни, не у многихъ хватало силы духа и умѣнья.

Въ области общественной классъ тотъ также жилъ идеями Запада. Совершенно не удѣляя въ ней мѣста вліянію Церкви, онъ стремился перестроить всю жизнь Россіи, особенно въ области государственнаго управленія, по западнымъ образцамъ. Посему въ послѣднее время велась особенно ожесточенная борьба съ государственною властью, причемъ необходимость либеральныхъ реформъ и демократическаго устройства Россіи сдѣлались какъ бы новой вѣрой, не исповѣдывать которую значило быть отсталыми. Использовавъ для борьбы съ монархіей клевету на Царскую Семью, широко распространенную по всей Россіи, а также охваченная жаждой власти, интеллигенція довела до крушенія Императорскую Россію и подготовила путь для коммунистической власти. Не примиряясь затѣмъ съ мыслью о потерѣ такъ долго жданной власти, она объявила борьбу коммунистамъ, вначалѣ, главнымъ образомъ, изъ-за нежеланія уступить имъ власть. Борьба противъ совѣтской власти охватила затѣмъ широкіе круги населенія, особенно привлекши молодежь, въ горячемъ порывѣ стремившуюся возсоздать «Единую, Недѣлимую Россію» цѣной своей жизни. Было проявлено много подвиговъ, запечатлѣвшихъ доблесть христолюбиваго русскаго воинства. Однако русскій народъ оказался еще неподготовленнымъ къ освобожденію и коммунисты оказались побѣдителями.

Интеллигенція частью была уничтожена, а частью бѣжала заграницу, спасая свою жизнь. Между тѣмъ, коммунисты вполнѣ выявили свое лицо и кромѣ интеллигенціи Россію покинуло и множество населенія другихъ слоевъ, отчасти спасая свою жизнь, а отчасти идейно не желая служить коммунистамъ. Очутившіеся заграницей русскіе люди пережили большія душевныя потрясенія. Въ душахъ большинства произошелъ значительный переломъ, ознаменовавшійся массовымъ возвращеніемъ интеллигенціи къ Церкви. Многіе храмы зарубежомъ наполнены по преимуществу ей. Интеллигенція заинтересовалась вопросами духовной жизни и стала /с. 254/ принимать активное участіе въ церковныхъ дѣлахъ. Образовалось множество кружковъ и обществъ, поставившихъ религіозно-просвѣтительныя задачи, члены которыхъ изучаютъ Священное Писаніе, творенія святыхъ отцовъ и вообще духовную жизнь и богословскіе вопросы. Многіе изъ нихъ приняли духовный санъ.

Однако всѣ тѣ отрадныя явленія имѣли и отрицательную сторону. Далеко не всѣ, обратившись къ вѣрѣ, воспріяли ее во всей полнотѣ православнаго ученія. Горделивый умъ не могъ согласиться съ тѣмъ, что онъ до сихъ поръ стоялъ на ложномъ пути. Начались стремленія согласовать христіанское ученіе съ прежними взглядами и идеями обратившихся. Отсюда появленіе ряда новыхъ религіозно-философскихъ теченій, часто совершенно чуждыхъ церковному ученію. Среди нихъ особенное распространеніе получило софіанство, которое основано на признаніи самоцѣнности человѣка и выражаетъ психологію интеллигенціи.

Софіанство, какъ ученіе, извѣстно сравнительно небольшому кругу лицъ, придерживаются его открыто совсѣмъ немногіе. Но духовно сродна ему значительная часть эмигрантской интеллигенціи, ибо психологія софіанства есть почитаніе человѣка, который является не смиреннымъ рабомъ Божіимъ, а самъ есть маленькій богъ, не имѣющій нужды быть слѣпо покорнымъ Господу Богу. Чувство тонкой гордости, связанное съ вѣрой въ возможность для человѣка жить собственной мудростью, весьма характерно для многихъ культурныхъ по нынѣшнему людей, которые выше всего ставятъ свои умозаключенія и не желаютъ быть во всемъ послушными ученію Церкви, относясь къ Ней снисходительно-хорошо. Благодаря тому Зарубежная Церковь была потрясена рядомъ расколовъ, вредящихъ ей донынѣ и увлекшихъ въ себя даже часть іерархіи. То сознаніе чувства личнаго достоинства проявляется и въ дѣлахъ общественныхъ, гдѣ каждый хоть немного выдвинувшійся изъ рядовъ, или думающій, что выдвинулся, выше всего ставитъ свое собственное мнѣніе и стремится стать вождемъ. Благодаря сему русское общество раздѣлилось на безчисленное множество партій и группировокъ, непримиримо враждующихъ между собой и стремящихся проводить именно свою программу, иногда пред/с. 255/ставляющую весьма разработанную систему, а иногда просто призывъ идти за той или иной личностью.

Надѣясь спасти и возродить Россію осуществленіемъ своихъ программъ, общественные дѣятели почти всегда выпускаютъ изъ вида, что кромѣ дѣйствій человѣческихъ въ историческихъ событіяхъ проявляется Перстъ Божій. Русскій народъ весь въ цѣломъ совершилъ великіе грѣхи, явившіеся причиной настоящихъ бѣдствій, а именно клятвопреступленіе и цареубійство. Общественные и военные вожди отказали въ послушаніи и вѣрности Царю еще до его отреченія, вынудивъ послѣднее отъ Царя, не желавшаго внутренняго кровопролитія, а народъ явно и шумно привѣтствовалъ совершавшееся, нигдѣ громко не выразивъ своего несогласія съ нимъ. Между тѣмъ здѣсь совершилось нарушеніе присяги, принесенной Государю и Его законнымъ наслѣдникамъ, а кромѣ того на главу совершившихъ то преступленіе пали клятвы предковъ — Земскаго Собора 1613 года, который постановленія свои запечатлѣлъ проклятіемъ нарушающихъ его.

Въ грѣхѣ цареубійства повинны не одни лишь физическіе исполнители, а и весь народъ, ликовавшій по случаю сверженія Царя и допустившій Его униженіе — арестъ и ссылку, оставивъ беззащитнымъ въ рукахъ преступниковъ, что уже само собою предопредѣляло конецъ.

Такимъ образомъ, нашедшее на Россію бѣдствіе является прямымъ послѣдствіемъ тяжкихъ грѣховъ, и возрожденіе ея возможно лишь послѣ очищенія отъ нихъ. Однако, до сихъ поръ нѣтъ настоящаго покаянія, явно не осуждены содѣянныя преступленія, а многіе активные участники революціи продолжаютъ и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.

Не высказывая прямого осужденія февральской революціи, возстанія противъ Помазанника, русскіе люди продолжаютъ участвовать въ грѣхѣ, особенно когда отстаиваютъ плоды революціи, ибо, по словамъ апостола Павла, особенно грѣшны тѣ, которые знаютъ «что дѣлающіе нѣчто достойны смерти; однако не только дѣлаютъ ихъ, но и дѣлающихъ одобряютъ» (Рим. 1, 32). Наказывая, Господь одновременно и указываетъ русскому народу путь къ спа/с. 256/сенію, сдѣлавъ его проповѣдникомъ Православія по всей вселенной. Русское разсѣяніе ознакомило съ Православіемъ всѣ концы міра, ибо русская бѣженская масса въ значительной части безсознательно является проповѣдницей Православія. Вездѣ, гдѣ только живутъ русскіе, строятся ими маленькіе, бѣженскіе, или даже величественные храмы, а часто служится и въ приспособленныхъ для того помѣщеніяхъ.

Большинство русскихъ бѣженцевъ не знакомо съ религіозными теченіями въ средѣ своей интеллигенціи и питаются тѣми духовными запасами, которые накопились у нихъ на Родинѣ. Широкія бѣженскія массы посѣщаютъ богослуженіе, часть ея и активно въ немъ участвуютъ, помогая своимъ пѣніемъ и чтеніемъ на клиросѣ и прислуживая. Возлѣ храмовъ создались церковныя ячейки, несущія на себѣ заботу о содержаніи и благолѣпіи храмовъ, а часто, кромѣ того, занимаясь и благотворительной работой.

Взирая на переполняющихъ въ праздничные дни храмы богомольцевъ, можно думать, что дѣйствительно русскіе люди обратились къ Церкви и каются въ своихъ прегрѣшеніяхъ. Однако, если сравнить цифры посѣщающихъ храмы съ числомъ проживающихъ въ данной мѣстности русскихъ, то окажется, что аккуратно посѣщаетъ храмъ около десятой части русскаго населенія, столько же приблизительно посѣщаютъ богослуженія по большимъ праздникамъ, а остальные или весьма рѣдко, по какимъ-либо случаямъ бываютъ въ церкви, и совершаютъ изрѣдка домашнюю молитву, или совершенно ушли отъ Церкви. Послѣднее иногда бываетъ сознательно подъ вліяніемъ сектантскихъ или другихъ антирелигіозныхъ вліяній, а въ большинствѣ случаевъ просто люди не живутъ духовными запросами, черствѣютъ и грубѣютъ душой и доходятъ нерѣдко до настоящаго нигилизма.

Русскіе люди въ громадномъ большинствѣ несутъ тяжелую жизнь, полную тяжелыхъ душевныхъ переживаній и матеріальныхъ лишеній. Какъ не гостепріимно относятся къ намъ въ нѣкоторыхъ странахъ, въ особенности же въ братской намъ Югославіи, правительство и народъ которой дѣлаютъ все возможное, чтобы засвидѣтельствовать свою любовь къ Россіи и смягчить горе русскихъ изгнанниковъ, /с. 257/ но все же русскіе всюду чувствуютъ горечь лишенія Родины. Вся окружающая ихъ обстановка напоминаетъ, что они суть пришельцы и должны примѣняться къ часто чуждымъ имъ обычаямъ, питаясь крохами падающими отъ трапезы пріютившихъ ихъ. Даже въ тѣхъ странахъ, гдѣ къ намъ относятся съ полнымъ благожелательствомъ, естественно при распредѣленіи труда первое мѣсто дается хозяевамъ страны, а пришельцы при теперешнемъ тяжеломъ положеніи большинства странъ не могутъ часто получить заработка. Тѣ же изъ нихъ, кто сравнительно хорошо обезпеченъ, все же принуждены постоянно чувствовать свою безправность и отсутствіе органовъ, могущихъ ихъ защищать отъ несправедливостей. Лишь сравнительно очень небольшая часть ихъ совершенно слилась съ мѣстнымъ обществомъ, но то нерѣдко бываетъ связано съ полнымъ отчужденіемъ отъ родного народа и своей страны.

Въ такомъ, во всѣхъ отношеніяхъ тяжеломъ, состояніи русскіе люди за рубежомъ проявили исключительныя высокія качества терпѣнія, выносливости и самопожертвованія. Словно забывъ о прежнихъ прекрасныхъ, у многихъ, условіяхъ жизни, своихъ заслугахъ передъ Родиной и союзными съ ней во время Великой войны странами, о своемъ образованіи и всѣмъ остальномъ, что могло бы побуждать стремиться къ комфорту жизни, русскіе люди въ изгнаніи взялись за всякаго рода занятія и работы, чтобы обезпечить себѣ возможность существованія заграницей. Бывшіе вельможи и генералы сдѣлались простыми рабочими, ремесленниками и мелкими торговцами, не гнушаясь никакого рода трудовъ и помня, что никакой трудъ не унизителенъ, если не связанъ съ безнравственными поступками. Русская интеллигенція въ томъ отношеніи проявила не только способность во всѣхъ обстоятельствахъ сохранить свою жизненную энергію и побѣждать все, что стоитъ на пути ея существованія и развитія, но показала и что имѣетъ высокія душевныя качества — способность смиряться и терпѣть. Школа бѣженской жизни многихъ нравственно переродила и возвысила. Должно отдать честь и почтеніе тѣмъ, кто несутъ свой крестъ бѣженства, исполняя непривычныя тяжелыя для нихъ работы, живя въ условіяхъ, о которыхъ никогда прежде не знали и не думали, и при томъ остают/с. 258/ся крѣпкими духомъ, сохраняютъ благородство души и горячую любовь къ своему отечеству и безъ ропота, каясь о прежнихъ прегрѣшеніяхъ, перенося испытаніе. Поистинѣ многіе изъ нихъ, какъ мужи, такъ и жены, нынѣ въ безчестіи своемъ славнѣе, чѣмъ во времена ихъ славы, и богатство душевное, ими пріобрѣтенное нынѣ лучше богатства вещественнаго, оставленнаго на Родинѣ, а души ихъ, подобно золоту, очищенному огнемъ, очистились въ огнѣ страданій и горятъ, какъ яркія лампады.

Но съ прискорбіемъ должно отмѣтить, что далеко не на всѣхъ страданія оказали такое дѣйствіе. Многіе оказались не золотомъ или дорогимъ металломъ, а тростью и сѣномъ, гибнущими въ огнѣ. Многіе не очистились и убѣлились страданіемъ, а не выдержавъ испытаній, сдѣлались хуже, чѣмъ были. Одни ожесточились и не разумѣваютъ, что будучи наказуемы Богомъ, мы должны утѣшаться, помня, что не бываетъ дѣтей, которыя бы никогда не потерпѣли наказанія, что Богъ наказывая насъ, взираетъ на насъ, какъ на сыновъ и дщерей, коихъ должно исправлять наказаніемъ. Забывая о прежнихъ грѣхахъ своихъ, таковые вмѣсто покаянія прилагаютъ грѣхи къ грѣхамъ, утверждая, что нѣтъ пользы быть праведными, что Богъ или не взираетъ на дѣла человѣческія, отвративъ лицѣ Свое отъ нихъ или даже что «нѣсть Богъ». Въ мнимой праведности своей считая, что страдаютъ невинно, таковые горды сердцемъ паче велехвальнаго фарисея, но часто беззаконіемъ своимъ превосходятъ мытарей. Въ своемъ ожесточеніи противъ Бога они нисколько не уступаютъ гонителямъ вѣры на нашей Родинѣ и образомъ своихъ мыслей совершенно сроднились съ ними.

Посему нѣкоторые изъ ярыхъ ихъ противниковъ сдѣлались уже здѣсь въ изгнаніи ихъ друзьями, стали ихъ явными или тайными слугами и стараются соблазнить своихъ братьевъ, другіе же вообще не видятъ дальнѣйшаго смысла къ существованію, сознательно отдаются порокамъ, или не находя ни въ чемъ отрады, оканчиваютъ жизнь самоубійствомъ. Есть и иные, которые не потеряли вѣры въ Бога и сознанія своей грѣховности. Но воля ихъ совершенно сломлена и они сдѣлались подобными тростнику, колеблемому вѣтромъ. Внѣшне они подобны предыдущимъ, о коихъ только что было ска/с. 259/зано, но внутренно они отличны отъ нихъ тѣмъ, что сознаютъ мерзость своего поведенія... Не находя однако силъ бороться съ своими слабостями, они опускаются все ниже и ниже, дѣлаются рабами опьяняющихъ напитковъ или предаются употребленію наркотиковъ и становятся неспособными ни къ какому дѣлу. Съ прискорбіемъ можно видѣть, какъ нѣкоторые нѣкогда достойные и уважаемые люди опускаются почти до безсловесныхъ и весь смыслъ своего существованія полагаютъ въ удовлетвореніи своихъ слабостей, имѣя единственнымъ занятіемъ отысканіе средствъ для этой цѣли. Не имѣя уже способности сами заработать, часто они взираютъ жадно на руки проходящихъ, и получивъ что-либо, сейчасъ же стремятся на удовлетвореніе своей страсти. Лишь таящаяся въ глубинѣ многихъ изъ такихъ падшихъ душъ вѣра, соединенная съ самоосужденіемъ, даетъ надежду, что не всѣ изъ нихъ окончательно погибли для вѣчности.

Лучше чѣмъ они внѣшне, но быть можетъ далеко не лучше внутренно суть многіе, которые живутъ, соблюдая всѣ правила благопристойности и приличій, но сожгли свою совѣсть. Занимая иногда весьма хорошо оплачиваемыя мѣста, успѣвъ даже пріобрѣсти себѣ положеніе въ обществѣ, въ которомъ они нынѣ находятся, они словно вмѣстѣ съ Родиной потеряли и внутренній нравственный законъ. Проникнутые насквозь себялюбіемъ, они готовы сдѣлать зло каждому, кто стоитъ на пути ихъ дальнѣйшихъ успѣховъ. Они глухи къ страданіямъ своихъ соотечественниковъ, стараясь иногда даже казаться не имѣющими съ ними ничего общаго. Не стѣсняясь, они интригуютъ противъ другихъ и клевещутъ на нихъ, чтобы устранить ихъ съ своей дороги, причемъ то дѣлаютъ именно въ отношеніи такихъ, какъ и они изгнанниковъ Родины, какъ людей наиболѣе беззащитныхъ.

Есть такіе, которые стараются казаться совершенно отрѣшившимися отъ своего прежняго Отечества, чтобы пріобрѣсти расположеніе новыхъ своихъ согражданъ. Обычно такіе люди съ опустошенной душой, внутри не имѣютъ никакого сдерживающаго закона, почему способны на всякія преступленія, отъ которыхъ можно ожидать выгоды, если они предполагаютъ, что они не будутъ обнаружены.

Посему, къ стыду нашему, во всѣхъ почти странахъ разсѣянія /с. 260/ совершено много злоупотребленій и преступленій людьми съ русскими именами, изъ-за чего къ русскимъ стали относиться съ меньшимъ довѣріемъ и ради таковыхъ имя наше хулимо во языцѣхъ. Упадокъ нравовъ среди насъ особенно ярко сказывается въ области семейныхъ отношеній. Происходитъ тамъ то, чему бы 25 лѣтъ назадъ никто не повѣрилъ.

Святыня брака словно перестала существовать и бракъ обратился въ обычную сдѣлку. Множество почтенныхъ супруговъ, десятки лѣтъ жившихъ въ счастливомъ, казалось, и нерушимомъ бракѣ, расторгли свои брачныя узы и связались новыми. Одни то дѣлали побѣжденные страстью, другіе изъ-за выгодъ отъ новыхъ браковъ. Изыскиваются всевозможныя причины и основанія для расторженія браковъ, при чемъ часто даже подъ присягой показывается неправда.

Вновь заключаемые браки, какъ у людей пожилыхъ, такъ и у молодежи не отличаются никакой прочностью. Обычнымъ явленіемъ стали прошенія о расторженіи браковъ черезъ нѣсколько мѣсяцевъ послѣ ихъ заключенія. Малѣйшее недоразумѣніе и несогласіе является нынѣ поводомъ къ прекращенію брачнаго союза, потому что утратилось сознаніе грѣховности нарушенія брака. Церковная власть широко снизошла къ слабостямъ нынѣшняго поколѣнія, значительно облегчивъ условія расторженія браковъ. Однако, разнузданность кажется не знаетъ никакихъ предѣловъ, обходя даже нынѣ существующія правила. Послѣ расторженія брака быстро вступаютъ въ новый, столь же непрочный, а затѣмъ часто и въ третій.

Не имѣя возможности удовлетворить всѣ свои похоти заключеніемъ браковъ и не обращая вниманія ни на какіе церковные и нравственные законы, многіе идутъ еще дальше, не считая даже необходимымъ обращаться къ Церкви за благословеніемъ ихъ узъ. Въ странахъ, гдѣ гражданскіе законы допускаютъ регистрацію браковъ и не требуютъ обязательнаго церковнаго брака, все болѣе частымъ дѣлается вступленіе въ сожительство безъ церковнаго вѣнчанія, а также и прекращеніе семейныхъ отношеній черезъ гражданскій разводъ, хотя бы бракъ былъ повѣнчанъ въ церкви. При томъ забывается, что грѣховность дѣла не уменьшается оттого, что ему придали /с. 261/ болѣе благопристойное названіе и что всякое сожительство, не освященное церковнымъ вѣнчаніемъ является блудомъ или прелюбодѣяніемъ. Многіе же открыто живутъ беззаконно, нисколько не заботясь, чтобы хоть какимъ-либо образомъ прикрыть свое явное распутство. Одни поступаютъ такъ, обуреваемы страстью, другіе ради выгодъ получаемыхъ отъ ихъ сожительства; подавивъ въ себѣ всякій стыдъ, они не стѣсняются появляться вездѣ въ обществѣ со своими сожителями и сожительницами, которыхъ дерзаютъ при томъ именовать своими супругами. Особенно прискорбно то, что на такія явленія стали въ послѣднее время смотрѣть равнодушно, не высказывая никакого отрицательнаго отношенія къ такимъ явленіямъ, почему они все время учащаются, ибо нѣтъ больше преградъ ихъ сдерживающихъ. То, за что по церковнымъ правиламъ полагается отлученіе отъ причастія на семь и болѣе лѣтъ, по гражданскимъ законамъ — ограниченіе въ гражданскихъ правахъ, а обществомъ клеймилось еще недавно презрѣніемъ, сдѣлалось нынѣ обычнымъ явленіемъ среди даже людей посѣщающихъ неукоснительно храмъ и желающихъ принимать участіе въ церковныхъ дѣлахъ, на что они на то по церковнымъ правиламъ, при такомъ образѣ жизни, не имѣютъ права. Что же говорить послѣ того о тѣхъ, кто меньше подвергается вліянію Церкви! Какъ низко пала нравственность у части нашихъ соотечественниковъ, когда одни сдѣлались обычными посѣтителями, а другіе обитательницами притоновъ безнравственности. Предаваясь хуже, чѣмъ скотообразной жизни, они безславятъ русское имя и навлекаютъ гнѣвъ Божій на нынѣшнее поколѣніе.

Будущее поколѣніе, молодежь и дѣти, растетъ, наблюдая такіе безнравственные уроки со стороны старшихъ. Но и кромѣ того, передъ всѣмъ будущимъ поколѣніемъ въ цѣломъ нынѣшнее поколѣніе совершаетъ великій грѣхъ, слишкомъ мало удѣляя его воспитанію. Если прежде на Родинѣ значительное вліяніе на воспитаніе дѣтей оказывали бытъ и укладъ жизни, то теперь, не имѣя того, дѣти могли бы быть воспитаны хорошо лишь при особенномъ вниманіи къ тому со стороны родителей и старшихъ. Между тѣмъ, мы можемъ наблюдать обратное: на воспитаніе дѣтей обращается совсѣмъ мало вниманія, не только со стороны родителей, часто занятыхъ /с. 262/ пріисканіемъ средствъ къ жизни, но и со стороны всего зарубежнаго русскаго общества въ цѣломъ. Хотя и созданы въ нѣкоторыхъ мѣстахъ русскія школы, не всегда впрочемъ удовлетворяющія своему назначенію, но въ большинствѣ русскія дѣти за рубежомъ учатся въ иностранныхъ школахъ, гдѣ не изучаютъ ни православный Законъ Божій, ни русскій языкъ. Они растутъ совершенно чужими для Россіи, не зная ея дѣйствительнаго богатства. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ существуютъ воскресныя школы или иныя русскія школы для пріобрѣтенія дѣтьми тѣхъ знаній, которыя они не могутъ получить въ иностранныхъ школахъ, отчасти это дѣлаютъ и нѣкоторыя русскія организаціи. Однако приходится съ грустью признать, что родители мало заботятся о томъ, чтобы посылать туда дѣтей, причемъ виноваты въ томъ не только бѣдные, но и еще больше, богатые родители.

За истекшіе годы, несмотря на тяжелыя для русскихъ условія, все же многіе успѣли скопить или создать себѣ значительное состояніе. Есть среди насъ и такіе, которые смогли вывезти значительныя суммы изъ Россіи, или имѣли заграницей капиталы еще прежде и сохранили донынѣ. Хотя среди нихъ есть много лицъ, щедро помогающихъ своимъ собратьямъ и обще-русскому дѣлу, но большинство занято лишь личными своими дѣлами. Относясь безсердечно къ бѣдѣ своихъ соотечественниковъ, на которыхъ они свысока смотрятъ, они заняты увеличеніемъ своихъ богатствъ, а свободное время употребляютъ на развлеченія и веселья, нерѣдко поражая своею расточительностью иностранцевъ, отказывающихся вѣрить, что могутъ быть нуждающіеся русскіе, если есть среди нихъ такіе богачи, и возмущающихся, если къ нимъ русскіе обращаются за помощью. Дѣйствительно, при большемъ національномъ самосознаніи и пониманіи своего долга передъ Родиной можно было бы еще многое создать за границей. Нынѣ же мы имѣемъ лишь весьма незначительную часть того, что могли бы имѣть, да и тѣ немногія изъ нашихъ благотворительныхъ и просвѣтительныхъ учрежденій содержатся больше на пожертвованія иностранцевъ, чѣмъ русскихъ. Благодаря тому, большинство нашихъ учрежденій не обладаютъ достаточными средствами, а имѣющіе достатокъ русскіе /с. 263/ люди вмѣсто того, чтобы прійти имъ на помощь, предпочитаютъ пользоваться однородными иностранными учрежденіями, внося въ нихъ свои капиталы, русскими же учрежденіями пользуются менѣе обезпеченные. Позоромъ для насъ является, что обладающіе средствами русскіе люди воспитываютъ часто своихъ дѣтей въ иностранныхъ школахъ, не могущихъ ничего дать дѣтямъ для православнаго міровоззрѣнія и познанія Родины даже при наилучшей постановкѣ. Они не удѣляютъ никакой помощи русскимъ школамъ, а кромѣ того не заботятся, чтобы восполнить пробѣлы національнаго образованія у своихъ дѣтей, имѣя къ тому матеріальную возможность.

Многіе родители совершенно равнодушны къ будущему міровоззрѣнію своихъ дѣтей и, одни по бѣдности, пользуясь стипендіями, а другіе даже имѣя сами значительныя суммы, отдаютъ дѣтей въ такія учебныя заведенія, которыя прямо ставятъ себѣ задачей воспитаніе дѣтей въ духѣ противномъ Православію. Разные колледжи, гдѣ проводится опредѣленное религіозное, но неправославное воспитаніе, переполнены русскими дѣтьми, отданными туда или богатыми родителями видящими въ воспитаніи лишь внѣшнюю его сторону, или бѣдняками, польстившимися на даровое воспитаніе ихъ дѣтей, и потому предоставляющими заведенію дѣтей, какъ оно пожелаетъ.

Трудно сказать, какія дѣти будутъ въ будущемъ болѣе несчастными, они ли или совсѣмъ заброшенныя дѣти, которыхъ тоже не мало въ Зарубежьи. Часто не знающія отца, брошенныя матерями, они бродятъ по большимъ городамъ, выпрашивая себѣ пропитаніе, а затѣмъ пріучаясь добывать его кражей. Постепенно они дѣлаются профессіональными преступниками и все ниже опускаются нравственно. Многія изъ нихъ закончатъ жизнь въ тюрьмѣ или на висѣлицѣ. Но отъ тѣхъ несчастныхъ не столько спросится въ будущей жизни, какъ отъ тѣхъ, кто, бывши воспитаны въ прекрасныхъ колледжахъ, сдѣлаются злѣйшими врагами Россіи. Приходится заранѣе предвидѣть, что въ будущемъ, Зарубежье дастъ многихъ сознательныхъ работниковъ противъ Православной Россіи, которые будутъ стремиться ее окатоличить или насадить разныя секты, какъ и та/с. 264/кихъ, которые, оставаясь внѣшне православными и русскими, будутъ тайно работать противъ Россіи. Значительная часть тѣхъ, кто нынѣ воспитываются въ иностранныхъ школахъ, особенно конвентахъ, хотя конечно далеко не всѣ они, окажутся таковыми вѣроотступниками и предателями своей Родины. Виноваты въ томъ будутъ не одни лишь они, а еще больше ихъ родители, не уберегшіе ихъ отъ такового пути и не вложившіе въ ихъ души твердую преданность Православію.

Стремясь лишь обезпечить своихъ дѣтей въ настоящей жизни и выбирая потому для нихъ школу, которая, какъ имъ кажется, сможетъ имъ дать наибольшее будущее, такіе родители не обращаютъ вниманія на души своихъ дѣтей и дѣлаются виновниками ихъ будущаго паденія и измѣны вѣрѣ и Родинѣ. Такіе родители являются преступниками передъ Россіей и преступниками большими, чѣмъ ихъ дѣти, часто еще въ безсознательномъ возрастѣ переманенныя въ новую вѣру, а затѣмъ воспитываемыя въ духѣ ненависти къ Православію. Подобными же преступниками, заслуживающими кромѣ того глубокое презрѣніе, являются и тѣ, кто лично измѣняетъ Православной Вѣрѣ, чтобы обезпечить себѣ болѣе выгодное положеніе или хорошо оплачиваемую службу. Грѣхъ ихъ есть грѣхъ Іуды предателя и полученныя ими измѣной Вѣрѣ положеніе или выгоды суть Іудины сребреники. Пусть не утверждаютъ нѣкоторые изъ нихъ, что они то сдѣлали, убѣдившись, что Православіе не есть истина, и что они постараются послужить Россіи, исповѣдуя новую свою вѣру. Россія создалась и возвеличилась Православіемъ и лишь Православіе спасетъ Россію. Подобно измѣнившимъ Ей въ лихолѣтіе 1612 года, новые измѣнники не должны быть допущены къ строительству новой Россіи и даже быть впущены въ ея предѣлы. Да что дастъ и вообще Зарубежье для будущаго при господствующемъ въ немъ разложеніи? Не сдѣлается ли оно источникомъ новой духовной заразы, когда вернемся на Родину?

Состояніе находящихся Зарубежомъ русскихъ людей было бы безнадежно въ нравственномъ отношеніи, если бы мы наряду съ приведенными печальными явленіями не видѣли проявленія высокаго подъема духа и жертвенности.

/с. 265/ Несмотря на тяжелыя во всѣхъ отношеніяхъ условія жизни изгнанниковъ изъ Родины, у нихъ находятся средства для построенія и благоукрашенія храмовъ, содержанія священнослужителей, а также и для частичнаго удовлетворенія нуждъ неимущихъ. Наряду съ ожесточившими свои сердца и не приносящими ничего для общаго дѣла, есть удѣляющіе на тѣ нужды значительную часть своего достатка. Сохранились еще среди насъ съ радостью жертвующіе Церкви, одни — значительныя суммы отъ своего, съ трудомъ составленнаго имущества, а другіе — лепты малыя, но составляющія почти все ихъ достояніе, подобно лептѣ бѣдной вдовицы. Жертвенность проявляется не только въ вещественныхъ дарахъ, но и въ неутомимой работѣ на пользу Церкви и ближнимъ, которымъ себя посвятили многіе, ревностно несущіе труды въ различныхъ церковныхъ и благотворительныхъ организаціяхъ или работающіе самостоятельно. Обремененные и безъ того множествомъ дѣлъ служебныхъ или связанныхъ пріисканіемъ необходимаго для жизни, они отдаютъ тѣмъ дѣламъ, сокращая ради нихъ необходимый отдыхъ, свое свободное время, свою энергію и свои силы, проявляя при томъ — мужи свойственную имъ разсудительность, а жены присущую ихъ сердцу любовь.

Заботы русскихъ Зарубежомъ охватываютъ не только нужды русскихъ Зарубежья, но есть и отважные борцы за Родину, подготовляющіе ея освобожденіе, причемъ, нѣкоторые отправляются для того въ ея предѣлы, идя почти на вѣрную смерть. Любовь къ Родинѣ подвигла нѣкоторыхъ и Зарубежомъ совершить дѣянія, за которыя они подверглись суровымъ испытаніямъ, но которыя исторія отмѣтитъ, какъ подвигъ.

Много стойкости и ревности проявлено въ борьбѣ за церковную правду. Особенно же отрадное явленіе представляетъ часть молодежи, горячо преданная Церкви и Родинѣ, никогда ей невиданной, но беззавѣтно любимой.

Таковые примѣры и имъ подобные вмѣстѣ съ неумолкающимъ голосомъ совѣсти даютъ надежду, что въ немъ найдутся еще тѣ десять праведниковъ, ради которыхъ Господь готовъ былъ пощадить Содомъ и Гоморру и указываютъ путь русскому Зарубежью.

/с. 266/ Русскимъ Зарубежомъ дано по всей вселенной свѣтить свѣтомъ Православія, дабы другіе народы, видя добрыя дѣла ихъ, прославили Отца нашего, Иже есть на небесѣхъ, и тѣмъ снискали себѣ спасеніе. Не выполняя же своего заданія, даже унижая Православіе своей жизнью, наше Зарубежье имѣетъ передъ собой двѣ дороги: или обратиться на путь покаянія и измоливъ у Бога себѣ прощеніе, возродившись духовно, сдѣлаться способнымъ возродить и страдающую нашу Родину, или быть ему окончательно отверженнымъ Богомъ и оставаться въ изгнаніи, гонимымъ всѣми, пока постепенно оно не выродится и не исчезнетъ съ лица земли.

1938 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 252-266.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.