Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VI. Разсѣяніе.

Общественное служеніе христіанъ.

«Имуще дарованія по благодати, даннѣй намъ, различна, — говоритъ св. апостолъ Павелъ, — если имѣешь даръ пророчества, пророчествуй по мѣрѣ вѣры; если имѣешь служеніе — пребывай въ служеніи, если имѣешь даръ учительства, преподавай ученіе; если можешь утѣшать, занимайся утѣшеніемъ, подавай съ простотою; начальствуй съ усердіемъ; оказывай милосердіе съ добрымъ изволеніемъ» (Рим. 12, 6-9).

Указывая здѣсь какъ христіане должны относиться къ имѣющимся у нихъ дарованіямъ, апостолъ Павелъ въ другихъ мѣстахъ своихъ посланій наставляетъ какъ вести себя, занимая то или иное положеніе, будь то въ Церкви или въ гражданскомъ обществѣ.

Въ Церкви имѣются пастыри и пасомые: однимъ ввѣрена проповѣдь, другимъ учительство (Еф. 4, 7-12; 1 Кор. гл. 12 и др.) или /с. 267/ иное дѣло. Всѣ они, исполняя каждый ему положенное, творятъ единое великое дѣло, созидаютъ Тѣло Христово, Церковь. Они должны работать въ единеніи духа, не превозносясь и не уничижая другихъ, такъ какъ каждый является тѣмъ или инымъ членомъ единаго тѣла (Еф. 4, 1-4; 1 Кор. 12, 12-27), въ которомъ каждый членъ имѣетъ свое назначеніе.

Церковь ведетъ чадъ своихъ къ вѣчной жизни и заботится о главнѣйшемъ и нужнѣйшемъ, почему особенно важны обязанности церковныя. Однако устремляя взоры чадъ своихъ къ небу, она заповѣдаетъ имъ не пренебрегать и обязанностями своими, относящимися къ нынѣшней жизни. Досязая до небесъ, Церковь стоитъ однако на землѣ и пріуготовляются люди къ Небесному Царствію также на землѣ. Посему Священное Писаніе указываетъ также христіанамъ, какъ относиться имъ къ своимъ обязанностямъ въ общественной и государственной жизни. Здѣсь также не всѣ занимаютъ одинаковое положеніе, однако каждый долженъ съ усердіемъ исполнять лежащія на немъ обязанности, воздавая должную честь другимъ.

Въ основѣ всѣхъ заповѣдей лежитъ заповѣдь о любви. Исполняя свои гражданскія обязанности, христіане должны помнить, что тѣмъ приносятъ пользу другимъ, способствуя общему благосостоянію, и должны трудиться не только для личнаго, но и для общаго блага. Внѣшне то самое дѣлается и въ нехристіанскомъ обществѣ. Но Церковь, Христово ученіе одухотворяетъ всю жизнь. Еще Іоаннъ Креститель, стоявшій на порогѣ Ветхаго и Новаго Завѣта, училъ вопрошавшихъ его, какъ нужно вести себя занимавшимъ общественныя должности. Воины, могущіе быть бичемъ и притѣснителемъ малыхъ, должны руководствоваться ученіемъ Христовымъ во всѣхъ областяхъ и проявленіяхъ жизни и личной, и общественной, и государственной. Они остаются христіанами всегда и всюду. Во всѣхъ дѣлахъ и поступкахъ нужно проявлять духъ вѣры и связанной съ нею христіанской любви.

Христіанамъ, живущимъ среди иновѣрныхъ, особенно въ средѣ безбожной, часто приходится встрѣчаться съ понятіями общественными и требованіями государства, противными Христову ученію. Какъ быть тогда? Многіе изъ нихъ были военачальниками /с. 268/ (Георгій, Евстаѳій Плакида и др.), воинами, правителями областей (Димитрій, Ѳеодоръ Стратилатъ и др.), придворными. Они усердно исполняли свои должности, отличались на службѣ, увѣнчивались наградами. Но когда имъ предъявлялись требованія противныя Христовой вѣрѣ, они отказывались ихъ выполнять, шли на мученія, памятуя, что «Богу подобаетъ повиноваться больше, чѣмъ людямъ». Они оставили примѣръ, которому подобаетъ слѣдовать во всѣ вѣка, будучи увѣнчаны Христомъ, Который «вчера и днесь Той же во вѣки».

Другое бываетъ, когда все общество въ главномъ исповѣдуетъ православную Христову вѣру и старается законы и дѣянія государственныя, какъ и общественные обычаи, согласовать съ нею. И тогда, въ отдѣльныхъ случаяхъ бываютъ отступленія отъ Божіей правды, и непоколебимымъ борцамъ за нее приходится терпѣть гоненія, иногда даже до смерти.

Но то происходитъ отъ несовершенства въ вѣрѣ и добродѣтеляхъ отдѣльныхъ людей или общества, какъ случаются грѣховныя паденія и съ праведниками; въ главномъ же жизнь течетъ въ духѣ Христова ученія и согласуется съ уставами Церкви, насколько то возможно въ нынѣшнемъ мірѣ.

Тогда на всѣхъ лежитъ долгъ съ особымъ усердіемъ заботиться о благѣ такого общества или государства. Жить и спасаться можно во всякихъ условіяхъ. Но слабые духомъ нуждаются во внѣшней поддержкѣ, а въ условіяхъ неблагопріятныхъ могутъ легко поколебаться и пасть. Вотъ почему Церковь молилась во времена гоненій о ихъ прекращеніи и молится о благополучіи и крѣпости государства, въ коихъ Христово ученіе является основой общественной жизни и государственной дѣятельности. Служеніе государству до нѣкоторой степени тамъ становится и служеніемъ Церкви.

Они не должны сливаться и отождествляться. Церковь и государство различны по существу и своимъ заданіямъ. Послѣднія лишь въ извѣстной степени могутъ совпадать, и исполнители ихъ руководствуются тогда и нравственными и гражданскими законами одновременно. Все служеніе такому государству пріобрѣтаетъ характеръ служенія Высшей Правдѣ, одухотворяется. Всѣ чины го/с. 269/сударства тогда должны особенно блюсти его цѣлость, каждый не за страхъ, а за совѣсть исполняя свое дѣло.

Главная же отвѣтственность лежитъ на его возглавителѣ. Его долгъ защищать угнетенныхъ, заботиться о благосостояніи населенія, ограждать страну отъ враговъ внѣшнихъ и внутреннихъ. Въ то время, какъ въ нехристіанскихъ странахъ глава государства часто безграничный повелитель, иногда чтимый какъ божество, — православный царь есть, какъ и прочіе начальствующіе, слуга Божій, имѣющій власть для блага народа. Его отвѣтственность тѣмъ больше, чѣмъ выше его положеніе. Прочіе начальстующіе имѣютъ надъ собой другихъ начальниковъ, носитель же верховной власти отвѣчаетъ непосредственно предъ Богомъ. Сознаніе такой отвѣтственности побуждаетъ благочестиваго носителя власти особенно внимательно и тщательно относиться къ своимъ рѣшеніямъ и поступкамъ, постоянно свѣряясь со своей совѣстью.

Церковь молится о стоящихъ у власти и въ особенности за ея главу, дабы каждый изъ нихъ съ успѣхомъ совершалъ свое дѣло на общее благо. Власти установлены для пресѣченія зла и для порядка, обезпечивающаго мирное и благополучное жительство остального населенія, при которомъ оно могло бы не только благоденствовать, но жить благочестиво.

Посему христіане, стоящіе у власти, должны исполнять свое служеніе «со тщаніемъ» (усердіемъ), какъ осуществленіе заповѣди о любви къ ближнимъ и служеніе черезъ то Самому Господу Богу.

Церковь за богослуженіемъ молитъ Вседержителя, дабы Онъ помогъ въ томъ, оградилъ черезъ нихъ отъ зла внѣшняго тѣхъ, кто Ему вѣрны, и тѣмъ далъ бы Церкви Своей возможность безпрепятственно звать и вести людей къ вѣчному Царствію. Его удостоятся тѣ, кто въ сей жизни служилъ Ему, принося Ему въ даръ свой разумъ, сердце и волю и проявляя то въ своихъ дѣлахъ, въ какомъ бы званіи и обстоятельствахъ ни находился.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 266-269.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.