Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VII. Архипастырь.

Святыя жены мѵроносицы.

Мѵроносицы уготовили мѵро, чтобы имъ помазать тѣло Христово.

Имъ не удалось то исполнить, такъ какъ Христосъ прежде ихъ пришествія ко гробу воскресъ изъ мертвыхъ.

Тѣмъ не менѣе жертва ихъ была принята Господомъ, такъ какъ Онъ зритъ на сердцá человѣковъ и намѣреніе принимаетъ, какъ содѣланное, если его не удалось исполнить, несмотря на все усердіе и стараніе.

«Намѣреніе милостивное Богу угодитъ», воспѣвается въ день св. Женъ Мѵроносицъ (2-й сѣдаленъ воскресной утрени).

«Любочестивъ бо сый Владыка, и дѣла пріемлетъ, и намѣреніе цѣлуетъ, и дѣяніе почитаетъ, и предложеніе хвалитъ» (Слово св. Іоанна Златоуста на Пасху).

Были, однако, мѵроносицы, которыя не только намѣреніемъ, но и самымъ дѣломъ помазали Христа мѵромъ и сдѣлали онѣ то еще до дней страданій.

То были — Марія, сестра Лазаря, женщина, помазавшая /с. 291/ Христа во время вечери въ домѣ Симона фарисея, и женщина, помазавшая Христа за два дня до Его крестной смерти.

О послѣдней Господь прямо сказалъ, что она уготовала Тѣло Его на погребеніе и о ней будетъ возвѣщено во всемъ мірѣ, гдѣ будетъ проповѣдано Евангеліе.

Такъ принялъ Господь «намѣреніе милостивное» женъ мѵроносицъ, всѣмъ сердцемъ возлюбившихъ Христа, неотступно слѣдовавшихъ за Нимъ изъ Галилеи и не оставившихъ Его даже во время распятія, принялъ Онъ также помазаніе ногъ Его мѵромъ чистой Маріи, о которой еще прежде Онъ рекъ, что «Марія же благую часть избра» (Лук. 10, 42), не отвергъ Онъ и лобызаніе ногъ Его грѣшницей, отъ нечистымъ путемъ собраннаго ею имѣнія принесшей жертву Богу угодную — мѵро, растворенное слезами покаянія.

«Ароматы богатѣю, добродѣтельми же нищетствую, яже имамъ, Тебѣ приношу, даждь Самъ, яже имаши, и ослаби, остави», вопила она ко Христу (канонъ повечерія въ Великій вторникъ).

«Мѵро у мене тлѣнное, мѵро у Тебе жизни», звучало въ душѣ ея (тамъ же).

И дѣйствительно, вмѣсто тлѣннаго богатства воздалъ ей Господь нетлѣнный даръ — Онъ простилъ грѣхи ея многи и душу, умерщвленную грѣхами, воздвигъ, какъ четверодневнаго Лазаря изъ гроба.

Еще больше Онъ вознаградилъ и прославилъ вѣрныхъ Ему мѵроносицъ, ибо имъ первымъ явился и черезъ нихъ возвѣстилъ Воскресеніе Свое апостоламъ и всему міру.

Такъ не остается Господь никому должнымъ и воздаетъ дарами несравненно лучшими, чѣмъ Ему приносятся.

«Помяни, Господи, плодоносящихъ и добротворящихъ во святыхъ Твоихъ Церквахъ и поминающихъ убогія, воздаждь имъ богатыми Твоими небесными дарованіи», молитъ Святая Церковь при приношеніи Безкровной Жертвы.

«Даруй имъ вмѣсто земныхъ небесная, вмѣсто временныхъ вѣчная, вмѣсто тлѣнныхъ нетлѣнная» (Евхаристическій канонъ литургіи св. Василія Великаго).

Принося нѣчто въ даръ Богу, будь то жертва въ храмъ или по/с. 292/мощь бѣднымъ, мы въ сущности не даемъ, а получаемъ.

Даемъ вещественныя сокровища, получимъ въ свое время дары духовные по мѣрѣ нашего усердія.

Величина нашего дара Богу въ Очахъ Его опредѣляется не по количеству и стоимости его, а по произволенію нашего сердца.

«Воистину глаголю вамъ, яко вдовица сія убогая множае всѣхъ вверже: вси бо сіи отъ избытка своего ввергоша въ дары Богови, сія же отъ лишенія своего все житіе, еже имѣ, вверже», сказалъ Господь о вдовицѣ, давшей двѣ лепты на храмъ (Лук. 21, 3-4; Марк. 12, 41-44).

Такъ и наши дары имѣютъ цѣну предъ Богомъ посколько съ ними соединены наша любовь къ Богу, молитвы и раскаяніе сердечное въ грѣхахъ нашихъ.

Всѣ наши вещественные дары пріемлетъ Господь лишь какъ внѣшнее проявленіе нашего внутренняго предъ Нимъ преклоненія, пріемлетъ также, какъ и всякое другое внѣшнее выраженіе любви къ Нему и Его почитаніе.

Посему идите смѣло всѣ къ Христу, приносите дары Ему, каждый какой можетъ; уподобляйтесь мѵроносицамъ и на праведномъ пути стоящіе и въ бездну грѣховъ впадшіе.

Приносите Ему горячія молитвы и покаяніе отъ глубины сердца, а какъ внѣшнее ихъ выраженіе пусть будутъ дары Церкви, которая есть Тѣло Христово (Еф. 1, 23; Кол. 1, 24), помощь меньшимъ братіямъ Его (Матѳ. 25, 40), украшеніе храмовъ, лобызаніе иконъ и другихъ святынь.

Пріиметъ Господь каждый нашъ даръ Церкви, какъ благовонное мѵро, не отвергнетъ нашихъ слезъ и лобзаній, но воздастъ за нихъ отпущеніе грѣховъ многихъ тѣмъ, кто возлюбилъ много.

О томъ лишь должны мы заботиться, чтобы даръ нашъ былъ дѣйствительно чистымъ даромъ Богу, чтобы въ чувствахъ нашихъ не было тщеславія или гордости, презрѣнія или ненависти ближнимъ, а также чтобы было проявлено все усердіе, чтобъ даръ нашъ былъ пріятенъ Богу, чтобъ не уподобиться намъ говорившимъ Христу — «радуйся!» — въ насмѣшку надъ Нимъ.

Неугодны Богу бываютъ жертвы, когда приносятся съ холод/с. 293/нымъ расчетомъ, когда имѣя возможность принести лучшее, приносимъ худшее (Малах. 1, 8. 14), когда стараемся не о томъ, чтобы сдѣлать полезное для храма или ближнихъ, а о томъ, чтобы было именно такъ, какъ мы хотимъ.

Мерзко предъ Нимъ и лобзаніе святынь, когда совершается устами, свидѣтельствующими, что вниманіе наше устремлено на нашу внѣшность, да и къ тому же еще устами, марающими святыни.

Не прощеніе, а осужденіе принесетъ такое припаданіе къ Богу!

«Очистимъ себе, братіе, отъ всякія скверны плоти и духа, свѣщи душъ нашихъ просвѣтимъ нищелюбіемъ, не снѣдающе другъ друга оклеветаніемъ» (стихира пятка сырнаго), а наипаче «очистимъ чувствія» и сердцемъ тогда «узримъ неприступнымъ свѣтомъ Воскресенія Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно услышимъ», побѣдную надъ грѣхами нашими поюще.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 290-293.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.