Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VII. Архипастырь.

Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ.

Такъ рекъ Господь Саваоѳъ: «народъ сей говоритъ: не пришло еще время, не время строить Домъ Господень».

И было слово Господне: «а вамъ самимъ время жить въ домахъ вашихъ украшенныхъ, тогда когда Домъ сей въ запустѣніи?»

Къ кому обращены сіи слова Господни? Задолго до Рождества Христова черезъ пророка Аггея такъ говорилъ Господь іудеямъ, вернувшимся въ Іерусалимъ изъ Вавилонскаго плѣненія.

Но также дословно обращеніе Господне относится и православной паствѣ Санъ Францисской. Не тѣ ли же слова слышатся нынѣ? «Не время строить храмъ», говорятъ люди, изъ которыхъ многіе пріобрѣтаютъ себѣ дома, живутъ въ своихъ домахъ въ полномъ достаткѣ или перепродаютъ свои дома, переходя изъ лучшаго въ лучшій и все увеличивая свое имущество. Понятно, когда такія слова слышатся изъ устъ невѣрующихъ. Понятно, когда безбожники, ненавидя все, что напоминаетъ о Богѣ, разрушаютъ церкви, построенныя нашими благочестивыми предками. Но какъ то могутъ повторять люди вѣрующіе, сами посѣщающіе церковь? Церковь есть мѣсто освященное, святое, въ которомъ вѣчно пребываетъ благодать Божія. При освященіи храма Соломонова слава Господня въ видѣ облака наполнила домъ Божій. Такъ было въ Ветхозавѣтномъ храмѣ. Во сколько же сильнѣе дѣйствуетъ благодать Божія въ храмахъ новоза/с. 298/вѣтныхъ, въ которыхъ подается истинное очищеніе отъ грѣховъ, въ которыхъ пріобщаемся Тѣла и Крови Христовыхъ, въ которыхъ постоянно Духъ Святый сходитъ во время литургіи на освящаемые Дары и на предстоящіе люди? На всякомъ мѣстѣ можно молиться и отовсюду слышитъ Господь молитвы. Но гораздо легче молиться въ храмѣ, гдѣ все располагаетъ къ молитвѣ. Возносятся оттуда молитвы наши къ Богу и низводятъ на насъ милости Божіи.

Построеніе храма есть жертва Богу; выдѣленіе для Богослуженія участка земли, пожертвованіе Богу части своего имущества, а главное принесеніе Ему своей любви, своего усердія. Воздвигались храмы при различныхъ обстоятельствахъ, и при событіяхъ радостныхъ и печальныхъ, ставились, какъ свѣчки отъ всего народа по лицу земли родной.

Св. Петръ, митрополитъ Кіевскій, посѣтивъ малый, въ то время, градъ Москву, сказалъ князю Іоанну Калитѣ построить «Домъ Божіей Матери». «Какая нужда въ новомъ храмѣ?» — сказали бы теперь нѣкоторые, вѣдь и безъ того въ малой Москвѣ было достаточно храмовъ, построенныхъ отцомъ Калиты, преподобнымъ княземъ Даніиломъ. Но безъ колебаній началъ князь строить Соборъ Успенія Богородицы и едва онъ былъ законченъ, какъ стала возвышаться Москва и князья ея объединили вокругъ нея всю Русскую Землю.

Храмы нужны не Богу, престолъ Котораго небо и подножіе земля, а намъ они нужны. Полезны намъ наши жертвы на храмы, но Господь принимаетъ не столько вещество, сколько наше усердіе. Христосъ одобрилъ лепту вдовицы, сказавъ, что она положила больше всѣхъ, ибо богатые клали много отъ своего избытка, а она отдала все, что имѣла, все пропитаніе свое. Жертвы наши во имя Божіе принимаетъ Самъ Богъ. Духовно наши жертвы поступаютъ въ сокровищницы небесныя, Божіи, откуда ихъ никто не восхититъ, а если кто похищаетъ церковное имущество, то тотъ крадетъ у Самого Бога и покараетъ того Самъ Господь Богъ.

Такъ и смотрѣли благочестивые русскіе люди, подавая свои гроши собиравшимъ на храмы сѣдымъ дядямъ Власамъ.

За каждымъ богослуженіемъ поминаются строители храмовъ.

Строя храмы здѣсь на землѣ, мы тѣмъ самымъ созидаемъ и себѣ /с. 299/ вѣчные кровы на небѣ. Пройдутъ десятки лѣтъ, истлѣютъ наши тѣла, быть можетъ и отъ костей ничего не останется. А души наши будутъ вѣчно жить. Благо тому, кто приготовилъ для души своей обитель въ чертогахъ Небесныхъ! Если даже уже разрушатся построенныя церкви, записаны будутъ въ вѣчныхъ книгахъ Божіихъ имена ихъ строителей и запечатлѣны будутъ вознесенныя въ нихъ молитвы.

Такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: «обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ; и Я буду благоволить къ нему и прославлюсь».

«Я съ вами!» говоритъ Господь (Пр. Аггея, гл. 1).

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 297-299.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.