Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VII. Архипастырь.

Слово къ Санъ Францисской паствѣ.

...Я долженъ отмѣтить усердіе нашей Санъ Францисской паствы въ дѣлахъ церкви и посѣщеніи богослуженій въ великіе праздники, а нѣкоторыхъ даже и ежедневно. Весьма большая жертвенность, которая проявлена по постройкѣ собора, свидѣтельствуетъ о преданности нашей паствы Церкви. Однако, говоря объ отрадныхъ явленіяхъ въ приходской жизни, я не могу умолчать и о прискорбныхъ явленіяхъ. Таковымъ является постепенное уменьшеніе количества лицъ, посѣщающихъ богослуженія. Напрасно сваливать вину на то, что районъ сталъ опаснымъ — не то главная причина, а главное именно то, что люди втягиваются въ житейскую жизнь и постепенно отходятъ отъ духовной. Это общее явленіе, замѣчаемое въ Америкѣ. Къ прискорбію, отъ нашей первой эмиграціи 20-хъ годовъ потомства почти не осталось, только единицы существуютъ отъ тѣхъ семействъ, которыя прибыли сюда въ 20-хъ годахъ. Почему? Они растворились, они отошли отъ православной вѣры и отъ русской національности, также въ большинствѣ перемѣнили свои фамиліи, такъ что не узнаешь, что они русскіе. Такое явленіе замѣчалось и прежде, но тѣ самые, которые переселились не изъ державной Россіи, а подъяремной Руси — Галичины, Прикарпатской Руси, Буковины, уже проживаютъ здѣсь много десятковъ лѣтъ и сохранили какъ-то свою самобытность. Мы должны вспомнить тѣхъ старообрядцевъ, которые въ Турціи 300 лѣтъ прожили, однако прибыли въ Америку чисто русскими, говорятъ на чистѣйшемъ русскомъ языкѣ и носятъ свои народныя одежды. А прибыли они сюда, т. к. теперешнее турецкое правительство стало притѣснять ихъ въ области исповѣданія вѣры. Вотъ если бы наша эмиграція была также тверда въ исповѣданіи своей вѣры и своего русскаго достоинства, то дѣйствительно мы представляли бы силу, передъ которой склонялись бы другія народности. Не напрасно же насъ Господь выбросилъ изъ нашей страны, не только за грѣхи наши, а и чтобы мы были пропо/с. 301/вѣдниками Евангелія, чтобы, какъ сказано въ Евангеліи: «передъ концемъ міра проповѣдано будетъ Евангеліе во всемъ мірѣ». Надо, приводя къ православію другихъ, опасаться чтобы мы сами не стали «солью обуявшей», но сохранили святое православіе.

Между тѣмъ нарушаются нами не только посты, но и другія церковныя правила. Особенно пагубно, что здѣсь принято устройство благотворительныхъ развлеченій подъ праздники. Они отвлекаютъ христіанъ, нашихъ богомольцевъ, отъ богослуженія. Тогда, когда происходитъ главная часть богослуженія праздника, когда совершается всенощное бдѣніе, на которомъ прославляется то или иное событіе, Господомъ Богомъ совершенное для нашего вѣчнаго спасенія, когда прославляются угодники Божіи, когда въ дивныхъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ излагается ихъ жизнь, указываются свѣтлые примѣры, тогда большинство богомольцевъ отсутствуетъ и вмѣсто того идетъ на развлеченіе. По канонамъ церковнымъ устройство такихъ развлеченій является тяжкимъ грѣхомъ. Правда, главнымъ богослуженіемъ является Литургія. Литургія — это кульминація, конецъ богослуженія, когда мы уже должны вознестись на такую духовную высоту, чтобы осознать значеніе таинствъ и, если не устами, то духомъ причаститься святыхъ Христовыхъ Тайнъ. Для того намъ и нужно всенощное бдѣніе, чтобы мы духовно сблизились съ праздникомъ и уже дѣйствительно посѣщеніе Литургіи было бы для насъ полноцѣнно и спасительно. Могутъ сказать, что такія увеселенія устраивались у насъ въ Россіи. Такъ къ прискорбію было въ послѣднее время. Еще при Александрѣ III твердо держалось, что никакихъ развлеченій, никакихъ увеселеній, никакихъ театральныхъ представленій не было въ постные дни и кануны праздниковъ. Только когда загремѣли уже раскаты революціи, стали потрясать Россію, то постепенно стали даваться свободы, которыя привели къ теперешнимъ свободамъ, когда порабощены милліоны людей. Правда, такъ было не только въ послѣднее время. Святой Іоаннъ Златоустъ былъ высланъ изъ Константинополя за то, что произнесъ громовую проповѣдь противъ устройствъ скачекъ въ день Усѣкновенія главы Іоанна Предтечи. И въ тѣ времена народъ уходилъ отъ богослуженій для того, чтобы смотрѣть на какія-/с. 302/ нибудь состязанія, или комедіи, или еще что-нибудь. Также было и тогда, однако Іоаннъ Златоустъ пошелъ на изгнаніе, но не оставилъ своей проповѣди. И вотъ послѣзавтра мы будемъ вспоминать, какъ торжественно были возвращены его мощи въ Царьградъ. Да, такъ было. Но это не значитъ, что съ этимъ не надо бороться. Есть еще болѣе тяжкія преступленія, какъ напримѣръ, убійство, какъ Каинъ убилъ Авеля, однако никто не считаетъ, что разъ то въ древности совершалось, то оно дозволено и теперь. И теперь и церковь и власти стараются бороться съ такими преступленіями. Древность преступленія не оправдываетъ его, потому мы должны всемѣрно сопротивляться такимъ явленіямъ. Особенно вредно, когда этими развлеченіями отвлекается молодежь. Теперь еще старые люди помнятъ о прежнихъ праздникахъ въ Россіи и время отъ времени ихъ тянетъ, въ особенности въ великіе праздники, посѣтить богослуженія. Молодежь не особенно привыкла къ тому, а если съ дѣтства не привыкнетъ, то что будетъ послѣ? Напрасно тогда мы строимъ здѣсь церкви, онѣ будутъ пусты черезъ два десятка лѣтъ. Мы должны всемѣрно способствовать и особенно въ дѣтяхъ закладывать любовь къ храму, и хвала тѣмъ родителямъ, которые съ дѣтства пріучаютъ ихъ къ церкви, особенно тѣмъ, которые пріучаютъ ихъ прислуживать въ церкви и активно участвовать въ богослуженіяхъ. Это естественно западаетъ въ ихъ души и, способствуя благолѣпію богослуженія, въ то же время ихъ воспитываетъ въ нашемъ церковномъ русско-православномъ сознаніи. Церковь — не земное учрежденіе. Я долженъ немного о томъ сказать, чтобы мы имѣли ясную картину того, что мы хотимъ дѣлать. Церковь стоитъ на землѣ, но ея глава возвышается выше неба, и Глава Церкви Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Онъ установилъ, чтобы Церковь управлялась черезъ лицъ, которыя получили отъ Него благодать Своего Духа, благодать, которая способствуетъ вести людей къ вѣчному спасенію, къ Царствію Божію. Поэтому главное руководящее значеніе имѣютъ въ Церкви тѣ, которые получили благодать черезъ рукоположеніе, т. е. священство. И разъ они руководятъ духовной жизнью, то ясно, что остальные могутъ быть только помощниками; лица, не получившія благодати Святаго Духа, могутъ только помогать духовенству. Вѣдь абсур/с. 303/дно было бы, если бы во главѣ стояли не тѣ, которые могли бы исполнять главныя назначенія того или иного учрежденія, а только второстепенные. Мы не можемъ себѣ представить, чтобы предсѣдателемъ суда былъ бы завѣдующій зданіемъ того суда, и если бы, напримѣръ, арміей командовалъ завѣдующій хозяйствомъ. Правда, при совѣтской власти были попытки, чтобы арміей командовали и не военные, а политруки, которые имѣли цѣлью политическую пропаганду, но что тогда получилось, кромѣ развала? Также и въ Церкви во главѣ могутъ стоять только тѣ, которые Духомъ Святымъ уполномочены, Духомъ Святымъ пріяли благодать руководить Церковью для вѣчнаго спасенія. Вопросы хозяйственные, какъ они ни важны — они могутъ и должны вестись мірянами, но подъ руководствомъ пастырей Церкви. Поэтому всѣ мірскія должности при церкви только вспомогательны при духовенствѣ, но никакъ не являются руководящими. И ктиторы храмовъ и старосты по уставу являются только помощниками настоятелей. Приходскіе Совѣты возникли у насъ послѣ революціи, спеціально для поддержки духовенства. Я былъ въ первомъ составѣ Приходскаго Совѣта послѣ революціи въ нашемъ приходѣ; мы собрались для того, чтобы помогать нашему батюшкѣ. И сейчасъ приходскія должности являются вспомогательными при духовенствѣ. Посему не можетъ быть никакой рѣчи о томъ, чтобы они имѣли какую-либо самостоятельную работу и чувствовали себя какъ бы главными въ Церкви. Главными міряне могутъ быть въ частномъ обществѣ, въ какомъ-нибудь художественномъ, литературномъ, коммерческомъ предпріятіи, но никакъ не въ Церкви.

Главное значеніе Церкви: веденіе къ вѣчному спасенію, а все остальное должно приноравливаться къ этому. Церковь имѣетъ прежде всего задачей — борьбу съ грѣхомъ, и въ томъ ей должны помогать міряне. Я очень благодаренъ отъ себя и святая Церковь благословляетъ тѣхъ, кто, правильно понимая свое назначеніе, являются помощниками для устроенія Церкви, какъ корабля ведущаго насъ черезъ житейское море туда, куда ведетъ насъ Христосъ — къ Царствію Небесному.

Я призываю всѣхъ въ настоящій постъ усердно посѣщать бого/с. 304/служенія. Помните, что причащаться разъ въ годъ это минимумъ, послѣ котораго человѣкъ выбываетъ изъ состава Церкви. По уставамъ церковнымъ тотъ, кто три недѣли не посѣтилъ литургіи безъ уважительныхъ причинъ, считается отпавшимъ отъ церковной общины. Поэтому, тѣ кто нарушаютъ правила исповѣди церковной или правила о непосѣщеніи церкви, или же кто открыто презираютъ церковные законы, если даже руководятся правилами гражданскими, могутъ имѣть мѣсто въ гражданскихъ учрежденіяхъ, но никакъ не въ церковныхъ. Наша Церковь имѣетъ свои правила, и независимо отъ того, какъ смотрятъ окружающіе, идетъ своимъ путемъ. Она пережила время Нерона и Діоклетіана...

Заграницей дѣйствуютъ иные законы, мы принуждены считаться съ гражданскими властями; вѣдь и въ совѣтскомъ союзѣ тѣ законы, которые не направлены прямо противъ Церкви, и тѣ исполняются тѣми, кто тамъ живетъ. Тѣмъ болѣе мы должны тамъ, гдѣ Церковь не гонима, гдѣ государство даетъ Церкви возможность всевозможно развивать свою дѣятельность, исполнять всѣ законы, но въ своей внутренней жизни мы должны руководствоваться только церковными законами. Никто намъ не можетъ предписать принять членомъ общины или допустить до церковныхъ должностей того, кто скажемъ нарушилъ правила о бракѣ; кто не получилъ благодати Святаго Духа при таинствѣ брака является преступникомъ передъ церковными законами, какъ бы то ни считали государственныя власти. Церковь имѣетъ свои законы и Церковь идетъ своимъ путемъ. Государства образуются и исчезаютъ, а Церковь вѣчна.

Я призываю васъ прежде всего быть православными христіанами, а все остальное можетъ быть лишь къ тому приложено.

Изъ Слова на собраніи прихода Пресвятой Богородицы Всѣхъ Скорбящихъ Радости 25 января / 7 февраля 1965 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 300-304.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.