Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VII. Архипастырь.

Обращеніе архіепископа Іоанна обще-приходскому годовому собранію.

Нынѣшнее общее Собраніе происходитъ въ день воспоминанія о Страшномъ Судѣ и всѣ мы должны помнить, что нѣкогда предстанемъ предъ Судіей всего міра, видящимъ даже сокровенныя наши мысли, и должны внимательно слѣдить за своими желаніями, словами и мыслями, дабы не быть осужденными на Судѣ. Собраніе наше есть собраніе церковное, чтобы рѣшать дѣла, касающіяся нашихъ храмовъ и церковной жизни. Посему, хотя мы собрались не въ храмѣ, мы должны себя вести, какъ въ церкви, не допуская ничего, что не можетъ допускаться въ церкви, также шумныхъ выраженій одобренія и негодованія.

Мы чада Православной Церкви и должны прежде всего подчиняться ея законамъ, законамъ Православной Церкви, установленными Самимъ Господомъ Богомъ (основные законы положены Имъ). Господь сказалъ: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолѣютъ ея», и также сказалъ: «Се Азъ съ вами на вся дни до скончанія вѣка». Господь вдохнулъ Духъ Святой въ апостоловъ, далъ имъ власть держать и разрѣшать грѣхи и далъ власть и обязанность проповѣди Евангелія по всей вселенной. Проповѣдуя Евангеліе они устрояли Церковь на землѣ, какъ ученики и друзья Христовы. Свою власть они затѣмъ передали своимъ преемникамъ, т. е. епископамъ, которыхъ они поставили. Мы видимъ это уже изъ Священнаго Писанія, Дѣяній Апостоловъ и Посланій апостола Павла — для христіанъ важны всѣ законы Церкви.

Бываютъ разныя взаимоотношенія между Церковью и государствомъ. Вначалѣ Церковь была жестоко гонима. Были моменты, что государтсво не преслѣдовало за вѣру если исполнялись государственные законы, — государственнымъ закономъ было почитать кесаря какъ Бога, а далѣе были этапы, что говорилось, что можно продолжать молиться по-своему, только слѣдовало прине/с. 306/сти жертву кесарю или жертву какому нибудь идолу, и этого было достаточно. Но христіане не исполняли такихъ законовъ. Они шли на мученія. Мы ихъ прославляемъ, какъ мучениковъ: свв. Григорія Богоносца, Димитрія, Пантелеймона и другихъ. А что они сдѣлали? Они пошли за вѣру Христову и не приняли никакихъ оказаній уваженія тѣмъ законамъ, которые были противны вѣрѣ. До конца вѣка будутъ христіанъ преслѣдовать и будутъ мученики до конца вѣка... А тѣ, которыхъ на смерть не посылали — тѣ прославлены какъ исповѣдники. Недавно, когда мы были на Дальнемъ Востокѣ, вышелъ законъ японцевъ, которые оккупировали Манчжурію, чтобъ всѣ жители города шли на поклоненіе въ храмъ богини Аматурасы — это было объявлено государственнымъ закономъ, т. к. богиня почиталась какъ начальница императорскаго дома. Что же, пошли ли туда христіане? — Нѣкоторые пошли, но Харбинскій митрополитъ Мелетій съ архіепископомъ Димитріемъ, отцемъ нашего Первоіерарха митрополита Филарета, мужественно возстали противъ этого. И когда одинъ изъ священниковъ, занимавшій видное мѣсто въ Харбинской епархіи, пошелъ было на соглашательство, онъ сразу былъ лишенъ всѣхъ своихъ должностей и запрещенъ въ священнослуженіи и не былъ разрѣшенъ, пока японцы не согласились свой законъ не примѣнять. Такъ и паства осталась вѣрной своимъ архипастырямъ, потому что законъ этотъ шелъ противъ вѣры Христовой. Мы должны мужественно всегда стоять за правила церковныя. Если отъ насъ требуютъ чего либо невыполнимаго, то мы не должны то выполнять.

Мы видимъ какъ наши братья страдаютъ въ нашемъ Отечествѣ. Многіе изъ нихъ мужественно терпятъ за исповѣданіе вѣры Христовой. Ихъ лишаютъ мѣстъ, ихъ лишаютъ заработка, лишаютъ пищи и они все-таки исповѣдуютъ вѣру Христову. Если такъ, то насколько должны мы, находясь здѣсь на свободѣ, если законъ не преслѣдуетъ за вѣру, исповѣдывать свою вѣру. Въ здѣшней странѣ законы никого не преслѣдуютъ за вѣру. Правила, касающіяся церковной жизни, установлены лишь для внутренней жизни, не мѣшая другимъ. Когда же это никому и ничѣмъ не угрожаетъ, исповѣданіе своей вѣры предоставляется каждому лицу и каждой общинѣ. Мы въ /с. 307/ своей внутренней жизни можемъ руководствоваться безбоязненно только уставами Православной Церкви, за которые должны быть готовы умереть, если было иначе.

Церковь Христова есть божественное учрежденіе, и основы ея устройства даны Христомъ и Святымъ Духомъ, черезъ Апостоловъ и святыхъ мужей. Развитіе церковныхъ правилъ и руководство Церковью было поручено Епископамъ, какъ то видимъ изъ посланій Апостольскихъ и ближайшихъ преемниковъ.

Православная Церковь, также и католическая, почитаетъ Церковное Преданіе, какъ и Священное Писаніе. Тѣмъ отличаются отъ нихъ протестанты и протестантскія секты, не признающія Священное Преданіе. Священное Преданіе относительно церковнаго управленія говоритъ въ канонахъ. Каноны суть церковныя правила, являющіяся основой церковной жизни, какъ въ государствѣ — основные законы. Разница однако та, что въ государствѣ они составлены людьми, а Церковь вдохновляется Святымъ Духомъ. Глава Церкви — Христосъ, и власть устроить земную Церковь Онъ далъ Апостоламъ. Вотъ, что говоритъ 41 правило свв. Апостоловъ: «Повелѣваемъ епископу имѣти власть надъ церковнымъ имѣніемъ, аще бо драгоцѣнны человѣческія души ему ввѣрены быть должны: то кольми паче о деньгахъ заповѣдать должно, чтобы онъ всѣмъ распоряжалъ по своей власти». Согласно дальнѣйшимъ церковнымъ правиламъ онъ долженъ имѣть управляющаго церковнымъ имуществомъ (правило 26 IV-го Вселенскаго Собора). Сначала то были клирики, потомъ стали то поручать и мірянамъ, но руководство ими продолжало оставаться въ рукахъ епископа, какъ и духовная власть, такъ какъ «ему ввѣрены люди Господни и онъ дастъ отвѣтъ о душахъ ихъ». Почему такъ? Потому что въ Церкви должно все быть направлено и согласовано съ главной цѣлью: спасеніе душъ человѣческихъ черезъ вѣру и жизнь по заповѣдямъ Христовымъ и направленіе жизни ихъ къ Небесному Царствію.

Православной Церкви чуждо народовластіе. Въ Церкви Христовой все идетъ отъ божественнаго начала, и Богу дается конечный отчетъ за свои дѣянія. Посему во главѣ церковнаго управленія стоятъ епископы, какъ преемники апостоловъ. Дабы имъ и /с. 308/ остальному клиру не погружаться въ дѣла мірскія и житейскія, въ тѣхъ дѣлахъ имъ помогаютъ и иногда почти всецѣло берутъ заботу міряне, но дѣйствуя въ духѣ указаній пастырей, такъ какъ за жизнь церковную несутъ отвѣтственность пастыри и въ особенности глава ихъ, епископъ. Руководство продолжаетъ оставаться въ рукахъ епископовъ, и епископа нужно почитать, пока онъ не отходитъ отъ истиннаго ученія, т. е. не станетъ еретикомъ и не отступитъ отъ священноначалія. Епископъ отвѣчаетъ, какъ за души, такъ и за церковную жизнь.

Распространенное выраженіе «гласъ народа — гласъ Божій» — относительно вѣрно. Когда народъ чувствуетъ потребность въ помощи Божіей, усердно молится, и хочетъ прежде всего, чтобы сдѣлать по волѣ Божіей, тогда Господь вразумляетъ, осѣняетъ добрыми мыслями, и рѣшенія бываютъ на пользу. Такъ поступали христіане въ древности. Такъ поступали и наши предки. Когда собрался Земскій соборъ въ 1613 году, насталъ Великій постъ, всѣ собравшіеся и весь народъ молился и постился, и только послѣ причащенія Святыхъ Таинъ, едиными устами нарекли Царемъ Михаила Ѳеодоровича Романова — и тогда дѣйствительно гласъ народа былъ гласомъ Божіимъ. Но вотъ мы читаемъ въ Евангеліи о томъ, какъ происходитъ судъ надъ Іисусомъ Христомъ, какъ ведутъ Его къ Пилату и какъ Пилатъ выводитъ Его къ народу: «весь народъ сталъ кричать: смерть Ему, отпусти намъ Варавву. Пилатъ возвысилъ голосъ, желая отпустить Іисуса. Но они кричали: распни, распни Его». Былъ ли тотъ гласъ народный гласомъ Божіимъ? А когда «народные представители», поддержанные главнокомандующими всего фронта, мнившими себя выразителями гласа арміи, потребовали отъ Императора Николая II отреченія отъ престола, а шумныя толпы ходили тогда по Петрограду и привѣтствовали наступленіе т. н. демократіи народной. Былъ ли тогда «гласъ народа гласомъ Божіимъ»?

Гласъ Божій мы слышимъ въ Священномъ Писаніи, звучитъ онъ и въ Священномъ Преданіи, имъ должно повиноваться, соблюдать церковные уставы, тогда и коснется насъ Гласъ Божій, а не когда хотимъ дѣйствовать по своей волѣ. Сейчасъ мы знаемъ, что во всемъ мірѣ идетъ борьба противъ Священнаго Преданія.

Собравшись для рѣшенія дѣлъ нашего прихода, мы должны /с. 309/ ясно сознавать, что приходъ есть частица великой вселенской Церкви, вѣточка помѣстной Русской Церкви. Мы должны руководствоваться правилами церковными, созданными на основаніи и въ духѣ каноновъ Церкви, въ духѣ тѣхъ церковныхъ устоевъ. Если мы не довѣряемъ церковнымъ канонамъ, отклоняемся отъ нихъ, мы тѣмъ самымъ становимся на путь протестантизма и уже теряемъ право именоваться православными христіанами. Когда мы собираемся на церковныя собранія, мы должны думать о томъ, какъ бы принять рѣшенія во славу Божію. Во славу Божію — это значитъ во спасеніе наше. Когда мы дѣлаемъ что нибудь во славу Божію, мы уподобляемся ангеламъ, которые вѣчно славословятъ Господа Бога. Будемъ думать не о томъ, что намъ пріятно и желательно, а что согласно съ правдой Божіей и ведетъ всѣхъ насъ вмѣстѣ и каждаго въ отдѣльности къ вѣчному спасенію и доброму отвѣту на Страшномъ Судилищѣ, на которомъ всѣ мы предстанемъ, хотимъ мы его или желали бы избѣжать его, помнимъ мы о немъ, или не помнимъ. И вспоминая слова Христовы, что: «отъ словесъ своихъ оправдимся и отъ словесъ своихъ осудимся», будемъ нынѣ вести собраніе наше, какъ въ преддверіи Страшнаго Суда, къ чему призываемся мы въ нынѣшній день Евангеліемъ, и церковными молитвами. Начнемъ же наше церковное собраніе во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицы Животворящія и Нераздѣльныя.

Санъ Франциско 1966 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 305-309.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.