Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ VII. Архипастырь.

Единообразіе въ богослуженіи.

Богослуженіе и обряды Православной Церкви, имѣя въ основѣ одинъ уставъ и сохраняя общность во всемъ существенно важномъ, весьма различаются между собою въ исполненіи. Не только различаются обычаи отдѣльныхъ странъ и помѣстныхъ церквей, но въ предѣлахъ одной мѣстности, иногда даже въ одномъ и томъ же городѣ, въ близко находящихся храмахъ служится по разному. Не разъ поднимался вопросъ о введеніи одного общаго сокращеннаго устава, /с. 310/ который былъ бы обязателенъ для всѣхъ храмовъ. Однако, то можетъ быть лишь теоретическимъ рѣшеніемъ, въ дѣйствительности же невыполнимымъ и даже вреднымъ. Разница въ выполненіи церковнаго устава происходитъ, какъ въ силу укоренившихся обычаевъ, иногда имѣющихъ глубоко осмысленное значеніе, но иногда и безсмысленныхъ, такъ и въ силу наличной возможности его выполненія, также и зависитъ отъ ревности и усердія его выполнителей. Безусловно надо считаться съ тѣмъ, что является уже освященнымъ обычаемъ, т. е. является издревле установившимся и вошло въ сознаніе не только совершителей богослуженія, но и народа. Однако, въ значительно меньшей степени должно принимать во вниманіе то, что является лишь практикой, т. е. вошло лишь въ привычку совершителей, не имѣя внутренняго значенія и не войдя въ народное сознаніе; того должно держаться лишь если оно полезно для дѣла, не противорѣча церковному уставу. Въ остальномъ можно дать лишь общее указаніе: чѣмъ ближе къ церковному уставу, тѣмъ лучше. Нашъ церковный уставъ не сборникъ мертвыхъ правилъ и не плодъ отвлеченнаго кабинетнаго труда. Онъ запечатлѣлъ духовный опытъ святыхъ подвижниковъ, въ совершенствѣ познавшихъ глубины человѣческаго духа и законы духовной жизни. Святые отцы на себѣ самихъ испытали борьбу съ немощами духа и плоти, какъ и способъ ихъ врачеваній, изучили путь молитвеннаго подвига и силы молитвы. Церковный уставъ является руководствомъ для пріученія и обученія молитвѣ и чѣмъ больше его держаться, тѣмъ больше пользы будетъ получаться. При невозможности выполнить все изложенное въ уставѣ, надо выполнить все, что по силамъ, сохраняя общій строй его и главное содержаніе. Необходимо, съ одной стороны, выполнить то, что является характернымъ для данной службы, неизмѣннымъ въ ея составѣ и отличающимъ отъ другихъ; съ другой стороны нужно возможно больше дополнить то тѣми частями богослуженія, которыя, мѣняясь въ зависимости отъ дня, выражаютъ значеніе и смыслъ воспоминаній дня и событія. Богослуженіе соединяетъ въ себѣ молитву, возносимую вѣрующими, полученіе ими благодати Божіей въ общеніи съ Нимъ и назиданіе вѣрующихъ. Послѣднее касается преподанія черезъ богослужебныя чтенія и пѣснопѣнія вѣ/с. 311/роученія и наставленій въ христіанской жизни. Богослуженіе въ своемъ составѣ содержитъ всю полноту догматическаго ученія Церкви и излагаетъ путь къ спасенію. Оно представляетъ неоцѣнимое духовное богатство. Чѣмъ полнѣе и точнѣе оно совершается, тѣмъ бóльшую пользу получаютъ принимающіе въ немъ участіе. Совершающіе же его небрежно и сокращающіе по лѣности священнослужители обкрадываютъ свою паству, лишая ее самаго насущнаго хлѣба и похищая у нея самое цѣнное сокровище. Сокращенія, производимыя по немощи силъ, должны быть разумны и совершаться осмотрительно, дабы не коснулись чего не должно.

Въ частности, на вечернѣ полностью долженъ прочитываться 103 псаломъ, при пѣніи же его допустимо пропѣть лишь нѣсколько стиховъ, но благолѣпно. Желательно всегда полностью пѣть или читать стихи псалмовъ 140, 141, 129 и 116, начинаемые словами «Господи воззвахъ», стихиры же безусловно всѣ.

Въ положенные дни надо прочитывать пареміи и совершать литіи.

Утреня должна совершаться утромъ и недопустимо ея такъ называемое совершеніе съ вечера за исключеніемъ дней, въ кои служится всенощная, т. к. по существу то является упраздненіемъ утренняго богослуженія, весьма необходимаго для вѣрующихъ; даже краткое пребываніе утромъ въ храмѣ благотворно дѣйствуетъ на душу и даетъ направленіе всему дню, освящая его. Шестопсалміе не смѣетъ сокращаться; также полностью надо прочитывать и хвалительные псалмы. Пѣніе не должно замѣняться чтеніемъ за исключеніемъ полной невозможности пѣть, т. к. дѣйствіе пѣнія гораздо сильнѣе, и весьма рѣдко чтеніе можетъ замѣнить пѣніе. Не смѣютъ опускаться богородичны послѣ тропарей и другихъ пѣснопѣній, ибо въ нихъ дается обоснованіе нашей вѣры — ученіе о воплощеніи Сына Божія и Божіемъ Домостроительствѣ.

Часы должны совершаться точно безъ пропусковъ, будучи и такъ краткими. Нужно прочитывать всѣ три псалма на каждомъ часѣ, положенные тропари и другія молитвословія, а въ концѣ часа съ особымъ вниманіемъ молитву, выражающую значеніе воспоминаемаго въ данный часъ священнаго событія.

/с. 312/ Литургія должна совершаться, если невозможно ежедневно, по крайней мѣрѣ неопустительно во всѣ воскресные и церковно-праздничные дни, независимо отъ количества могущихъ быть на ней богомольцевъ. Она есть безкровное жертвоприношеніе за весь міръ, и совершеніе ея есть долгъ священника. Безусловно при томъ не смѣетъ пропускаться ничто изъ находящагося въ служебникѣ. Должно также выполнять положенныя за литургіей пѣснопѣнія. Въ число ихъ входятъ псалмы 102, 145 и 33-й; если допустимо еще сокращенія псалма 102, ввиду его величины (хотя того лучше не дѣлать), то во всякомъ случаѣ нужно цѣликомъ пѣть 145, кромѣ дней въ которые оба они замѣняются антифонами; псаломъ 33-й лишь въ пасхальную седмицу замѣняется пѣніемъ «Христосъ воскресе», въ остальные дни — его должно всегда читать или пѣть ввиду его назидательности, и нѣтъ оправданій къ его упущенію. Тропари, положенные за данной литургіей необходимо также пѣть всѣ и по установленному порядку, такъ какъ главнымъ образомъ они являются праздничной частью литургіи при неизмѣнности главнаго состава ея. Церковный уставъ приписываетъ также точно придерживаться порядка апостольскихъ и евангельскихъ чтеній, при соблюденіи котораго въ теченіе года будетъ прочитано все Евангеліе и весь Апостолъ въ тѣхъ церквахъ, гдѣ богослуженіе совершается ежедневно. Порядокъ тотъ требуетъ, чтобы обязательно читалось рядовое зачало; замѣна его праздничнымъ бываетъ только въ великіе праздники, но и тогда рядовое зачало не пропускается. Оно прочитывается за день съ очереднымъ зачаломъ: въ средніе праздники читаются рядовое и праздничное зачала. Чтеніе же лишь праздничныхъ зачалъ съ пропускомъ рядовыхъ уставъ называетъ «неразуміемъ», т. к. тѣмъ нарушается весь смыслъ распредѣленія чтенія въ опредѣленной послѣдовательности, и поступающіе такъ обнаруживаютъ свое непониманіе его.

Остальныя таинства, какъ и всѣ чинопослѣдованія требника, также нужно совершать, не сокращая безъ крайней нужды, да и тогда соблюдая все существенное и порядокъ службы, памятуя свою отвѣтственность предъ Богомъ за всякій ущербъ, нанесенный душамъ пасомыхъ своей небрежностью. Каждый, совершая бого/с. 313/служеніе, долженъ ревновать о болѣе точномъ и лучшемъ его исполненіи, да, принося тѣмъ духовную пользу инымъ, и самъ въ День Воздаянія уподобится рабу, принесшему десять мнасъ, и услышитъ: «Благо, рабе добрый, яко о малѣ вѣренъ былъ еси».

1951 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 309-313.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.