Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

ПАСХА СРЕДИ ЛѢТА.
Торжественное прославленіе Святителя ІОАННА Шанхайскаго чудотворца въ Санъ-Францисско 19 іюня / 2 іюля 1994 г.

Къ каѳедральному собору Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радости» въ Санъ-Францисско, за нѣсколько дней до прославленія святого, стали стекаться вѣрующіе со всего міра. Совершались ежедневныя заупокойныя литургіи, панихиды служили ежечасно, исповѣдь шла непрерывная.

За два дня до торжества, въ четвергъ за Литургіей, причастіе преподавалось изъ 5 чашъ, соборъ вмѣстительностью въ 1.000 человѣкъ не могъ вмѣстить всѣхъ вѣрующихъ, снаружи, куда передавались всѣ службы на большой экранъ, стояло около 3.000 человѣкъ.

На торжествахъ присутствовали три чудотворныя иконы Божіей Матери: Курско-Коренная, Иверская-Мѵроточивая, и мѣстная святыня — обновленная Владимірская икона. Прославленіе возглавилъ старѣйшій іерархъ Русской Церкви зарубежомъ, Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Виталій, въ сослуженіи 10 архіереевъ и 160 священнослужителей.

Въ пятницу 1-го іюля, въ 1.30 дня, въ нижнемъ храмѣ, святыя мощи были переложены Владыкой Митрополитомъ изъ усыпальницы въ раку, выстроенную изъ дорогого дерева. Святой былъ облаченъ въ бѣлоснѣжныя ризы, обшитыя серебряными галунами и крестами; тапочки его были сшиты въ Сибири, и подризникъ его также происходитъ изъ Россіи. Рака была торжественнымъ шествіемъ перенесена въ верхній храмъ. Въ 4.30 была совершена послѣдняя панихида.

За Всенощной, передъ поліелеомъ Владыка Митрополитъ открылъ раку — кромѣ покрытаго лица, святыя мощи были открыты, руки видны — а икону святителя подняли высоко два высокихъ священника, и всенародно было спѣто величаніе святому. Прикладываніе закончилось въ 11 ч. ночи.

Въ субботу, службы чередовались въ придѣлахъ храма. Первую Литургію совершилъ преосвященный епископъ Вевейскій Амвросій въ 2 ч. ночи, при болѣе 20 священникахъ. Рака была внесена священнослужителями въ алтарь и поставлена на горнемъ мѣстѣ. Вторая Литургія началась въ 5 ч. утра, за ней причащалось около 300 человѣкъ. А въ 7 ч. утра, на Божественной Литургіи объединились вокругъ Митрополита Виталія 11 архіереевъ и около 160 священнослужителей. Пѣли три хора, было около 700 причастниковъ. Крестнымъ ходомъ шли вокругъ всего квартала, на остановкахъ осѣняли чудотворными иконами. Послѣ чего святыя мощи были положены въ спеціально сооруженныя сѣни въ храмѣ. Закончилась служба въ 1.30 дня. Трапеза объединила около 2.000 человѣкъ. Читалось похвальное слово Святителю Іоанну; Преосвященный Маркъ, Архіепископъ Берлинскій и Германскій произнесъ рѣчь.

Торжества продолжались съ той же силою и на второй день, въ воскресенье Всѣхъ Святыхъ въ Землѣ Россійской Просіявшихъ.

Потокъ богомольцевъ къ ракѣ святителя не прекращается.

/с. 3/

СВЯТИТЕЛЬ ІОАННЪ ШАНХАЙСКІЙ.

Передъ нами стоитъ великое духовное торжество: причисленіе къ лику святыхъ Святителя Іоанна Шанхайскаго чудотворца, въ городѣ Санъ-Францисско 2 іюля 1994 г. Это событіе не только наполняетъ радостью сердца русскихъ людей проживающихъ въ зарубежьи, но веселитъ сердца множества людей, ознакомившись съ необыкновенной жизнью Владыки Іоанна, въ Россіи. Оно духовной радостью охватываетъ и новыхъ обращенныхъ къ православію, разсѣянныхъ по всему міру, православныхъ французовъ, голландцевъ, американцевъ.

Кто же этотъ человѣкъ, который прозорливо направляется къ больному, возвращаетъ къ жизни умирающаго, изгоняетъ бѣсы у одержимаго?

Сознавая трудность написанія житія святого, мы постараемся, при помощи нѣсколькихъ событій изъ его жизни, представить если не образъ, то эскизъ этой невѣроятно богатой духовной личности 20-го вѣка.

Дѣтство и отрочество.

Владыка Іоаннъ родился въ селѣ Адамовка, Харьковской губерніи въ Южной Россіи 4 іюня 1896 г. Въ святомъ крещеніи онъ былъ названъ Михаиломъ, въ честь святого архангела Божія. Родъ его, Максимовичей, отличался издавно большимъ благочестіемъ. Въ 18-мъ вѣкѣ изъ этого рода прославился св. Іоаннъ Митрополитъ Тобольскій, просвѣтитель Сибири, пославшій первую Православную Миссію въ Китай; послѣ его смерти на его могилѣ происходило множество чудесъ. Онъ былъ прославленъ въ 1916 г. и его нетлѣнныя мощи по сей день почиваютъ въ Тобольскѣ.

Миша Максимовичъ былъ болѣзненнымъ ребенкомъ. У него были хорошія отношенія со всѣми, но особо близкихъ друзей не было. Любилъ онъ животныхъ, особенно собакъ. Шумныхъ дѣтскихъ игръ не любилъ и былъ часто погруженъ въ свои мысли.

Съ дѣтства Миша отличался глубокой религіозностью. На своей хиротоніи въ 1934 г. онъ раскрылъ настроенность своихъ дѣтскихъ лѣтъ: «Съ самыхъ первыхъ дней, какъ я началъ осознавать себя, я захотѣлъ служить праведности и истинѣ. Мои родители возжгли во мнѣ усердіе неколебимо стоять за правду, и душа моя была плѣнена примѣромъ тѣхъ, кто предалъ за нее жизнь».

Онъ любилъ играть въ монастырь, наряжая игрушечныхъ солдатъ въ монахи и дѣлая изъ игрушечныхъ фортовъ монастыри.

Онъ собиралъ иконы и религіозныя и историческія книги, и такъ образовалась у него большая библіотека. Но болѣе всего онъ любилъ читать житія святыхъ. Этимъ онъ оказалъ большое вліяніе на своихъ братьевъ и сестру, которые благодаря ему знали житія святыхъ и факты русской исторіи.

Святая и праведная жизнь ребенка произвела сильное впечатлѣніе на его французскую гувернантку — католичку, и она приняла православное крещеніе (Мишѣ было тогда 15 лѣтъ). Онъ помогъ ей приготовиться къ крещенію и училъ ее молитвамъ.

/с. 4/ Загородное имѣніе Максимовичей, гдѣ вся семья проводила лѣто, было расположено въ 12 км. отъ знаменитаго Святогорскаго монастыря. Родители часто посѣщали монастырь и подолгу жили тамъ. Переступая ворота монастыря Миша вступалъ съ увлеченіемъ въ монашескую стихію: Здѣсь былъ Аѳонскій типиконъ, величественные храмы, высокая «Гора Ѳаворъ», много пещеръ, схимонахи, скиты и большое братство въ 600 монаховъ. Все это привлекало Мишу, жизнь котораго съ дѣтства выстраивалась по житіямъ святыхъ, и побуждало его часто приходить въ монастырь.

Когда ему исполнилось 11 лѣтъ онъ поступилъ въ Полтавскій кадетскій корпусъ. Здѣсь онъ продолжалъ быть тихимъ и религіознымъ и мало походилъ на солдата. Въ этомъ училищѣ, когда ему исполнилось 13 лѣтъ, онъ отличился однимъ поступкомъ, навлекшимъ на него обвиненіе въ «нарушеніи порядка». Кадеты часто шли церемоніальнымъ маршомъ въ городъ Полтаву. Въ 1909 г. по случаю двухсотлѣтія Полтавской битвы, этотъ маршъ былъ особенно торжественнымъ. Когда они проходили передъ Полтавскимъ соборомъ, Михаилъ повернулся къ нему и — перекрестился. За это мальчики его долго осмѣивали, а начальство наказало. Но по заступничествѣ Вел. Кн. Константина Константиновича это наказаніе было замѣнено похвальнымъ отзывомъ съ указаніемъ на здравыя религіозныя чувства мальчика. Такимъ образомъ и насмѣшки товарищей смѣнились уваженіемъ.

По окончанію кадетскаго корпуса Миша захотѣлъ поступить въ Кіевскую Духовную Академію. Но родители его настаивали, чтобы онъ поступилъ въ Харьковскую юридическую школу, и послушанія ради онъ сталъ готовиться къ юридической карьерѣ.

Въ Харьковѣ покоился Архіепископъ Мелетій († 1841 г.): Это былъ аскетъ, онъ не спалъ, предсказалъ свою кончину, и на его гробѣ, подъ церковью, постоянно служили панихиды. То же самое повторилось въ судьбѣ Вл. Іоанна.

Въ годы своего обученія въ Харьковѣ, въ годы когда созрѣваетъ человѣкъ, онъ понялъ весь смыслъ своего духовнаго воспитанія. Тогда какъ другіе мальчики говорили про религію, что это «бабушкины сказки», онъ сталъ сознавать какая мудрость въ истинномъ знаніи житій святыхъ по сравненію съ университетскимъ курсомъ. И онъ предавался ихъ чтенію, хотя и преуспѣвалъ въ юридическихъ наукахъ. Усваивая міровоззрѣніе и постигая разнообразіе дѣятельности святыхъ — аскетическіе труды и молитву, онъ полюбилъ ихъ всѣмъ сердцемъ, до конца пропитался ихъ духомъ и сталъ жить по ихъ примѣру.

Вся семья Максимовичей была предана православному Царю, и молодой Михаилъ естественно не принялъ февральской революціи. На одномъ изъ приходскихъ собраній предложили переплавить колоколъ, онъ одинъ этому воспрепятствовалъ. Съ приходомъ большевиковъ онъ былъ посаженъ въ тюрьму. Освобожденъ и опять посаженъ. Его освободили когда убѣдились, что ему безразлично гдѣ находиться — въ тюрьмѣ или въ другомъ мѣстѣ. Онъ въ буквальномъ смыслѣ жилъ въ другомъ мірѣ и просто отказывался приспосабливаться къ той дѣйствительности, которая управляетъ жизнью большинства людей, — онъ рѣшилъ неколебимо слѣдовать пути Божественнаго закона.

/с. 5/

Эмиграція. Въ Югославіи.

Во время гражданской войны вмѣстѣ съ родителями, братьями и сестрой, Михаилъ былъ эвакуированъ въ Югославію, гдѣ поступилъ въ Бѣлградскій Университетъ и окончилъ Богословскій факультетъ въ 1925 году, зарабатывая на существованіе продажей газетъ. Въ 1926 году въ Мильковскомъ монастырѣ онъ былъ постриженъ въ монахи Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ), при чемъ съ именемъ въ честь его дальняго родственника Святителя Іоанна Тобольскаго. На Введеніе во Храмъ Пресвятой Богородицы юнный инокъ сталъ іеромонахомъ.

Въ 1928 г. о. Іоаннъ былъ назначенъ законоучителемъ въ Битольскую семинарію. Тамъ училось 400-500 студентовъ. Онъ со своей любовью, молитвой и трудами сталъ творить новыхъ людей. Онъ зналъ каждаго ученика, его нужды, и каждому онъ могъ помочь разрѣшить любое недоумѣніе и дать добрый совѣтъ.

Такъ о немъ отзывался одинъ студентъ: «Отецъ Іоаннъ любилъ насъ всѣхъ, и мы — его. Въ нашихъ глазахъ онъ былъ воплощеніемъ всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей: мирный, спокойный, кроткій. Онъ сталъ намъ настолько близокъ, что мы относились къ нему какъ къ старшему брату, любимому и уважаемому. Не было конфликта, личнаго или общественнаго, котораго онъ не могъ бы разрѣшить. Не было вопроса, на который у него не нашлось бы отвѣта. Достаточно было кому-нибудь на улицѣ что-то у него спросить, какъ онъ немедленно давалъ отвѣтъ».

«Если вопросъ былъ болѣе важнымъ, онъ обычно отвѣчалъ на него послѣ службы въ храмѣ, въ классѣ или въ кафетеріи. Отвѣтъ его былъ всегда информативно насыщеннымъ, яснымъ, полнымъ и компетентнымъ, потому что исходилъ отъ человѣка высокообразованнаго, имѣющаго два университетскихъ диплома — по богословію и по праву. Ежедневно и еженощно онъ молился за насъ. Каждую ночь онъ, какъ ангелъ-хранитель, оберегалъ насъ: одному поправлялъ подушку, другому одѣяло. Всегда, входя въ комнату или выходя изъ нея, онъ благословлялъ насъ крестнымъ знаменіемъ».

Когда онъ молился, студенты ощущали, что онъ бесѣдовалъ съ жителями небеснаго міра.

Еп. Николай Охридскій (Велимировичъ), великій сербскій богословъ и проповѣдникъ, обратился однажды къ группѣ студентовъ: «Дѣти внимайте о. Іоанну, онъ — ангелъ Божій въ человѣческомъ обличьѣ».

Совсѣмъ сказочный эпизодъ произошелъ съ нимъ, когда его вызвали на хиротонію въ Бѣлградъ въ 1934 г. Пріѣхавъ въ Бѣлградъ, встрѣчаетъ онъ на улицѣ знакомую даму и объясняетъ ей, что произошло недоразумѣніе, должны хиротонисать какого-то о. Іоанна, а вызвали по ошибкѣ его. Вскорѣ онъ ее опять встрѣчаетъ и, озадаченный, объясняетъ ей, что оказывается хиротонія касается его самого.

Посылая его епископомъ въ Китай, Митрополитъ Антоній писалъ: «Вмѣсто меня, какъ мою собственную душу, какъ мое сердце, посылаю Вамъ епископа Іоанна. Этотъ маленькій, тщедушный человѣкъ, съ виду почти ребенокъ, на дѣлѣ зерцало аскетической твердости въ наше время всеобщаго духовнаго разслабленія».

/с. 6/

На Дальнемъ Востокѣ. Шанхай.

По прибытію въ Шанхай владыка Іоаннъ встрѣтился съ разгорѣвшимися въ церковной жизни конфликтами. Его первая дѣятельность была направлена на умиротвореніе враждующихъ партій.

Особое вниманіе Владыка удѣлилъ религіозному образованію и взялъ себѣ за правило присутствовать на устныхъ экзаменахъ по закону Божію во всѣхъ православныхъ школахъ Шанхая. Онъ сталъ одновременно попечителемъ различныхъ благотворительныхъ обществъ, активно участвуя въ ихъ работѣ.

Для сиротъ и дѣтей нуждающихся родителей онъ устроилъ домъ, поручая ихъ небесному покровительству св. Тихона Задонскаго, особенно любившаго дѣтей. Владыка самъ подбиралъ больныхъ и голодающихъ дѣтей на улицахъ и въ темныхъ переулкахъ шанхайскихъ трущобъ.

Владыка старался замѣнить имъ отца, особенно оказывая имъ вниманіе во время великихъ праздниковъ Рождества и Пасхи, когда родители такъ стараются порадовать своихъ дѣтей. Онъ въ тѣ дни любилъ устраивать дѣтямъ вечера съ рождественской елкой, представленіями, доставалъ имъ духовные инструменты.

Его радостью было видѣть молодыхъ людей собиравшихся въ братствѣ св. Іоасафа Бѣлгородскаго, гдѣ проводились бесѣды по религіознымъ и философскимъ темамъ, по изученію Библіи.

Владыка былъ крайне строгъ къ себѣ. Его подвигъ основывался на молитвѣ и постѣ. Пищу онъ принималъ одинъ разъ въ день — въ 11 вечера. Въ первую и послѣднюю седмицу Великаго Поста не вкушалъ вовсе, а въ остальные дни Великаго поста и Рождественскаго — только алтарный хлѣбъ. Ночи проводилъ обычно въ молитвѣ и, когда силы его истощались, клалъ голову на полъ, или находилъ краткій покой сидя въ креслѣ.

Чудеса по молитвамъ Владыки Іоанна.

Многочисленны чудеса по молитвамъ Вл. Іоанна. Описаніе нѣкоторыхъ изъ нихъ позволитъ себѣ представить всестороннюю духовную силу святителя Іоанна.

Въ пріютѣ заболѣла 7-лѣтняя дѣвочка. Къ ночи у нея поднялась температура и она стала кричать отъ боли. Въ полночь отправили ее въ больницу, гдѣ опредѣлили заворотъ кишекъ. Вызвали консиліумъ врачей, которые объявили матери, что состояніе дѣвочки безнадежно и что она не вынесетъ операціи. Мать просила спасти дочь и дѣлать операцію, а сама пошла ночью же къ Владыкѣ Іоанну. Владыка позвалъ мать въ соборъ, открылъ Царскія врата и началъ молиться передъ Престоломъ, и мать, стоя на колѣняхъ передъ иконостасомъ, тоже горячо молилась о дочери. Это длилось долго, и уже наступило утро, когда Вл. Іоаннъ подошелъ къ матери, благословилъ ее и сказалъ, что она можетъ идти домой — ея дочь будетъ жива и здорова. Она поспѣшила въ больницу. Хирургъ ей сказалъ, что операція прошла успѣшно, что никогда еще не наблюдалъ такого случая въ своей практикѣ. Только Богъ могъ ее спасти по ея молитвамъ.

Тяжело больная женщина въ больницѣ звала Владыку. Докторъ сказалъ, что она умираетъ, и не надо безпокоить Владыку. На другой /с. 7/ день пріѣхалъ Владыка въ госпиталь и говоритъ женщинѣ: «Что ты мнѣ мѣшаешь молиться, вѣдь сейчасъ я долженъ совершать Литургію». Причастилъ умирающую, благословилъ и уѣхалъ. Больная уснула и стала послѣ этого быстро поправляться.

Заболѣлъ бывшій преподаватель коммерческаго училища. Въ больницѣ, врачи опредѣлили сильно воспаленный аппендицитъ и сказали, что онъ можетъ умереть на операціонномъ столѣ. Жена пошла къ Вл. Іоанну, разсказала ему все и просила помолиться. Владыка пошелъ въ больницу, возложилъ руки на голову больного, долго молился, благословилъ его и ушелъ. На слѣдующій день, медсестра разсказала женѣ, что когда она подошла къ больному увидѣла его сидящимъ на кровати, простыня на которой онъ спалъ была вся въ гноѣ и крови: аппендицитъ ночью прорвался.

Послѣ эвакуаціи изъ Китая, Владыка съ паствою очутился на Филиппинахъ. Однажды Владыка посѣтилъ больницу. Откуда-то изъ далека доносились страшные крики. На вопросъ Владыки медсестра сказала, что это безнадежная больная, которую удалили ввиду того, что она всѣхъ безпокоитъ своимъ крикомъ. Владыка хотѣлъ немедленно идти туда, но медсестра ему не совѣтовала, такъ какъ отъ больной исходило зловоніе. «Это не имѣетъ значенія», сказалъ Владыка и направился въ другое зданіе. Владыка положилъ женщинѣ на голову крестъ и началъ молиться, затѣмъ исповѣдалъ ее и причастилъ. Когда онъ уходилъ она уже не кричала, но тихо стонала. Нѣкоторое время спустя, Владыка опять посѣтилъ госпиталь, и эта женщина сама выбѣжала ему на встрѣчу.

А вотъ случай изгнанія бѣсовъ. Разсказываетъ отецъ объ исцѣленіи своего сына.

«Сынъ мой былъ одержимый, онъ ненавидѣлъ все святое, всѣ святыя иконы и кресты, расщеплялъ ихъ на тончайшія палочки и очень радовался этому. Я возилъ его къ Владыкѣ Іоанну, и онъ его ставилъ на колѣни, клалъ ему на голову то крестъ, то Евангеліе. Мой сынъ бывалъ очень печальнымъ послѣ этого, а иногда и убѣгалъ изъ собора. Но Владыка сказалъ мнѣ не отчаиваться. Онъ будетъ продолжать за него молиться, и со временемъ онъ поправится, а пока что пусть продолжаетъ лѣчиться у докторовъ: «А вы не переживайте, Господь не безъ милости».

Такъ тянулось нѣсколько лѣтъ. Однажды онъ дома читалъ Евангеліе. Лицо его было свѣтлое и радостное. И онъ заявилъ отцу, что надо ему поѣхать въ Минхонъ (30-40 км. отъ Шанхая), въ домѣ для умалишенныхъ, куда онъ ѣздилъ иногда: «Мнѣ надо туда ѣхать, тамъ Духъ Божій очиститъ меня отъ духа зла и тьмы, и я тогда отойду ко Господу», сказалъ онъ. Привезли его въ Минхонъ. Черезъ два дня отецъ пріѣхалъ его навѣстить и увидѣлъ, что сынъ его безпокойный, безпрерывно двигается на кровати и вдругъ началъ кричать: «Не надо, не подходи ко мнѣ, я тебя не хочу!»

Отецъ вышелъ въ коридоръ, чтобы узнать, кто идетъ. Коридоръ былъ длинный и выходилъ на аллею. Тамъ онъ увидѣлъ автомобиль, и изъ него вышелъ Владыка Іоаннъ и направился къ госпиталю. Отецъ вошелъ въ палату и видитъ, что его сынъ мечется на кровати и кричитъ: «Не /с. 8/ подходи, я тебя не хочу, уйди, уйди!» Потомъ успокоился и сталъ тихо молиться.

Въ это время раздались шаги по коридору. Больной соскакиваетъ съ постели и бѣжитъ по коридору въ одной пижамѣ. Встрѣтивъ Владыку, падаетъ передъ нимъ на колѣни и плачетъ, проситъ отогнать отъ него духа зла. Владыка кладетъ свои руки на его голову и читаетъ молитвы, потомъ беретъ его за плечи и ведетъ въ палату, гдѣ и кладетъ его на кровать и молится надъ нимъ. Потомъ причащаетъ.

Когда Владыка уѣхалъ, больной говоритъ: «Ну вотъ, наконецъ совершилось исцѣленіе, и теперь Господь приметъ меня къ Себѣ. Папа, вези меня скорѣе, я долженъ умереть дома». Когда отецъ привезъ его домой, то онъ былъ счастливъ видѣть все въ своей комнатѣ, а особенно иконы; началъ молиться и взялъ Евангеліе. На слѣдующій день сталъ торопить отца, чтобы скорѣе звалъ священника, чтобы еще разъ причаститься. Отецъ говоритъ, что онъ только вчера причащался, а сынъ возражаетъ и говоритъ. «Папа, скорѣе, скорѣе, а то не успѣешь». Отецъ позвонилъ. Пріѣхалъ батюшка и сына еще разъ причастили. Когда отецъ проводилъ священника до лѣстницы и вернулся, сынъ его уже измѣнился въ лицѣ, еще разъ ему улыбнулся и тихо отошелъ ко Господу.

Вотъ какъ былъ прославляемъ Богъ въ дѣйствіяхъ святителя Іоанна.

Но, при всемъ этомъ, нашлись люди которые его возненавидѣли, на него клеветали, старались его оттѣснить, и даже нашлись такіе, которые попытались отравить, и почти преуспѣли въ этомъ, ибо онъ былъ при смерти.

Во время эвакуаціи изъ краснаго Китая, Владыка Іоаннъ проявилъ себя какъ пастырь добрый, ведущій паству свою къ тихому пристанищу, готовый душу свою положить за овцы своя.

Всѣмъ извѣстенъ случай когда онъ сидѣлъ сутками на ступеняхъ Бѣлаго Дома въ Вашингтонѣ и такимъ образомъ добился разрѣшенія на въѣздъ въ Соединенные Штаты для болѣе 5.000 бѣженцевъ.

Въ Западной Европѣ.

Въ началѣ пятидесятыхъ годовъ, Владыка Іоаннъ былъ назначенъ на каѳедру Зап.-Европейской Епархіи, съ титуломъ Архіепископа Брюссельскаго и Западно-Европейскаго. Поселился Владыка въ кадетскомъ корпусѣ въ Версалѣ. Опять при любимыхъ имъ дѣтяхъ.

Владыка оказался незамѣнимымъ попечителемъ и отцомъ для сестеръ Лѣснинской обители, только что эвакуировавшихся изъ Югославіи. Онъ съ особой ревностью служилъ въ Храмѣ-Памятникѣ въ Брюсселѣ, воздвигнутомъ въ память Царской семьи и всѣхъ жертвъ революціи. Онъ въ Парижѣ нашелъ хорошій особнякъ и создалъ въ немъ свой каѳедральный храмъ посвященный Всѣмъ Русскимъ Святымъ. Владыка неутомимо объѣзжалъ храмы своей широко раскинутой епархіи. Онъ непрестанно посѣщалъ госпиталя и тюрмы.

Въ Западной Европѣ его дѣятельность пріобрѣла апостольское значеніе. Онъ ввелъ почитаніе западныхъ святыхъ первыхъ вѣковъ, представивъ Сѵноду на утвержденіе списокъ съ подробными указаніями свѣдѣній о жизненномъ пути каждаго святого въ отдѣльности. Онъ способствовалъ развитію французской и голландской Церквей. Пусть /с. 9/ результаты въ этой области многими ставятся подъ вопросъ, но ищущимъ православной вѣры и жизни онъ не могъ отказать въ своей поддержкѣ, возлагая очевидно надежду на духовную настроенность отдѣльныхъ лицъ. Эта его дѣятельность нашла свое оправданіе во многихъ случаяхъ. Укажемъ только на тотъ фактъ, что рукоположенный имъ священникъ испанецъ прослужилъ около 20 лѣтъ настоятелемъ въ созданномъ имъ парижскомъ храмѣ.

По молитвамъ Вл. Іоанна происходило множество чудесъ и въ Западной Европѣ. Для свидѣтельства о нихъ потребуется особый сборникъ.

Въ дополненіе къ тѣмъ разностороннимъ чудеснымъ явленіямъ приведеннымъ выше, какъ прозорливость, исцѣленіе душевныхъ и тѣлесныхъ больныхъ, имѣются два свидѣтельства о томъ, что Владыка пребывалъ какой-то моментъ въ сіяніи и стоящимъ на воздухѣ. Объ этомъ свидѣтельствовала одна монахиня Лѣснинской обители, и также чтецъ Григорій въ церкви Всѣхъ Русскихъ Святыхъ въ Парижѣ. Послѣдній закончивъ однажды чтеніе часовъ, подошелъ за дополнительными указаніями къ алтарю и увидѣлъ чрезъ приотверстую боковую дверь Владыку Іоанна въ лучезарномъ свѣтѣ и стоящимъ не на землѣ, но на разстояніи примѣрно 30 см. отъ нея.

Въ Соединенныхъ Штатахъ. Санъ-Францисско.

На побережье дальняго Запада Америки прибылъ Владыка на свою послѣднюю каѳедру осенью 1962 года. Архіепископъ Тихонъ ушелъ по болѣзни на покой, и въ его отсутствіи строительство новаго каѳедральнаго собора остановилось, такъ какъ рѣзкія разногласія парализовали русскую общину. Подъ его руководствомъ миръ былъ въ какой-то мѣрѣ возстановленъ и величественный соборъ законченъ.

Но не легко было Владыкѣ. Много пришлось ему кротко и молчаливо терпѣть. Его вынудили даже явиться въ общественный судъ, что было вопіющимъ нарушеніемъ церковныхъ каноновъ, требуя отвѣта на абсурдное обвиненіе въ сокрытіи имъ нечестныхъ финансовыхъ операцій приходскаго совѣта. Правда, всѣ привлеченные были въ концѣ концовъ оправданы, но послѣдніе годы жизни Владыки были омрачены горечью отъ поношеній и преслѣдованій, на которыя онъ отвѣчалъ всегда безъ жалобъ и осужденія кого-либо.

Сопровождая чудотворную икону Богоматери Курско-Коренную въ Сеаттель, Владыка Іоаннъ, 19 іюня / 2 Іюля 1966 года, остановился въ тамошнемъ Свято-Николаевскомъ соборѣ — Храмѣ-Памятникѣ Новомученикамъ. Отслуживъ Божественную Литургію, онъ оставался еще три часа наединѣ въ алтарѣ. Затѣмъ навѣстивъ съ Чудотворной Иконой духовныхъ дѣтей около собора, онъ послѣдовалъ въ комнату церковнаго дома, гдѣ останавливался, когда вдругъ послышался грохотъ и, прибѣжавшіе его бывшіе прислужники увидѣли, что Владыка уже отходитъ. Его посадили на кресло и онъ, предъ Чудотворной Иконой Богоматери предалъ душу свою Богу, уснулъ для этого міра, о чемъ такъ ясно предсказывалъ многимъ.

Шесть дней лежалъ Владыка Іоаннъ въ открытомъ гробу и, несмотря на жаркую лѣтнюю погоду, не ощущалось отъ него ни малѣйшаго запаха тлѣнія, и рука его была мягкой, неокоченѣвшей.

/с. 10/

Открытіе святыхъ мощей.

2/15 мая 1993 г. Архіерейскимъ Соборомъ Русской Православной Церкви Заграницей было принято рѣшеніе причислить къ лику святыхъ Архіепископа Іоанна Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго.

Предварительное освидѣтельствованіе честныхъ его останковъ состоялось 28 сен. / 11 окт. 1993 г. Вторичное освидѣтельствованіе и переоблаченіе останковъ святителя имѣло мѣсто 1/14 дек. 1993 г., въ день памяти прав. Филарета Милостиваго.

При пѣніи ирмосовъ великаго канона «Помощникъ и Покровитель» снята была крышка съ гроба, и предстали передъ охваченными трепетомъ и благоговѣніемъ священнослужителями нетлѣнныя останки Владыки: сохранились брови, рѣсницы, волосы, усы, борода; ротъ пріоткрытъ, руки слегка приподняты, пальцы частично согнуты, создавая впечатлѣніе, что Владыка проповѣдуетъ съ движеніемъ руки; всѣ мышцы, сухожилія, ногти сохранились; тѣло легкое, высохшее, застывшее.

При пѣніи канона свят. Андрея Критскаго приступили къ помазанію всего тѣла елеемъ. Затѣмъ совершено было помазаніе святыхъ мощей мѵромъ отъ иконы Божіей Матери Иверской-Мѵроточивой при пѣніи тропаря: «Отъ святыя иконы Твоея, о Владычица Богородице». Послѣ этого началось облаченіе въ новыя одежды, вплоть до архіерейскаго облаченія бѣлоснѣжнаго цвѣта съ серебряными галунами и крестами.

Отслужена была заключительная заупокойная литія. «Вѣчная память» разносится по всей вселенной. Потомъ съ воодушевленіемъ поютъ служители тропарь:

Православія наставниче, благочестія учителю и чистоты, вселенныя свѣтильниче, архіереевъ богодухновенное удобреніе, Іоанне премудре, ученьми твоими вся просвѣтилъ еси, цѣвнице (свирѣль) духовная, моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ».

*     *     *

Тропарь Святителю Іоанну (гл. 5-й):

Попеченіе твое о паствѣ въ странствіи ея,* се прообразъ и молитвъ твоихъ,* за міръ весь присно возносимыхъ:* тако вѣруемъ, познавъ любовь твою, святителю и чудотворче Іоанне!* Весь отъ Бога освященъ священнодѣйствіемъ пречистыхъ Таинъ,* ими же самъ присно укрѣпляемъ,* поспѣшалъ еси ко страждущимъ, цѣлителю отраднѣйшій.* Поспѣши и нынѣ въ помощь намъ, всѣмъ сердцемъ чтущихъ тя.

Источникъ: «Пасха среди лѣта». Торжественное прославленіе Святителя Іоанна Шанхайскаго чудотворца въ Санъ-Францисско 19 іюня / 2 іюля 1994 г. — Villemoisson (France): Изд. Миссіонерскаго Фонда Зап.-Европ. Епархіи Русской Православной Церкви заграницей, 1996. — С. 2-10.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.