Церковный календарь
Новости


2017-12-18 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 10-я (1901)
2017-12-18 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 9-я (1901)
2017-12-18 / russportal
"Лугъ духовный" блаж. Іоанна Мосха. Введеніе (1967)
2017-12-18 / russportal
"Лугъ духовный" блаж. Іоанна Мосха. Благочестивому читателю (1967)
2017-12-17 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 8-я (1901)
2017-12-17 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 7-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 6-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 5-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 4-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 3-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 2-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 1-я (1901)
2017-12-16 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о положеніи Правосл. Церкви въ Польшѣ
2017-12-16 / russportal
К. Н. Николаевъ. Къ положенію Православной Церкви въ Польшѣ (1938)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Рождественскій разсказъ "Письма матери" (1899)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

ПАСХА СРЕДИ ЛѢТА.
Слово въ честь прославленія Владыки Іоанна въ день святыхъ Царя-Мученика Николая и всѣхъ Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ, произнесенное въ Вильмуассонѣ (4/17 іюля 1994 г.)

Говоря о Россіи, Владыка Іоаннъ указалъ на самую сокровенную евангельскую истину, ставшую краеугольнымъ камнемъ русскаго народа, опредѣляющую его значеніе и направляющую ходъ его исторіи.

«Исканіе правды», сказалъ онъ, — «основная нить жизни русскаго народа. И не случайно первый писанный сводъ законовъ названъ былъ "Русской Правдой"».

«О небѣ, о Царствіи Божіемъ думали не только тѣ, кто уходилъ отъ міра и людей. Всѣ кто подлинно строилъ Россію какъ государство, живя въ міру и исполняя свои обязанности, тоже почитали самымъ главнымъ быть вѣрными Божественному Царству и Божественной Правдѣ».

«Въ Россіи были князья, полководцы, хозяева, люди всѣхъ родовъ и занятій, но ихъ основное пониманіе и стремленіе и смыслъ жизни были также — стяжаніе Царствія Божія, причастность ему».

«Св. Александръ Невскій всю жизнь провелъ въ военныхъ и государственныхъ подвигахъ,... онъ прославился военными побѣдами, но, когда заболѣлъ и пришла смерть, онъ принялъ ее какъ освобожденіе отъ /с. 14/ трудовъ земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его на душѣ — принялъ постригъ, чтобы войти въ вожделѣнное Царствіе Божіе уже не воиномъ земнымъ, но Христовымъ».

«Таковы были духовные вожди русскаго народа въ своемъ стремленіи къ Царствію Божію, лучшіе выразители основной черты духовной жизни народа, основной силы, которая направляла историческую жизнь его».

«То не значитъ», говоритъ Владыка Іоаннъ, «что и жизнь и люди были святы. О, нѣтъ! Люди всегда грѣшны, но важно, но спасительно, когда есть сознаніе добра и зла, когда есть стремленіе къ правдѣ, ибо тогда можетъ быть возстаніе».

«Вѣрность заповѣди "Ищите прежде Царствіе Божія и правды Его" создавало русское смиреніе, смиряло и власть. Въ дни наибольшей земной славы Русская власть устами Императора Александра I исповѣдала себя какъ власть христіанскую и на памятникѣ своей славы написала: "Не намъ, не намъ, но Имени Твоему"».

Въ освященномъ православной вѣрою государственномъ сознаніи, склонялся Владыка Іоаннъ и передъ подвигомъ Царя-Мученика Николая.

«Императоръ Николай II», сказалъ Владыка въ своей проповѣди произнесенной въ 1939 г., «въ каждомъ поступкѣ отдавалъ отчетъ передъ совѣстью, вѣчно «ходилъ предъ Господомъ Богомъ». «Благочестивѣйшій» во дни своего земного благополучія не по имени только, но и самимъ дѣламъ, онъ во дни своихъ испытаній проявилъ терпѣніе, подобное терпѣнію праведнаго Іова».

«На такого-то Царя поднялись руки преступниковъ, и притомъ уже тогда, когда онъ отъ перенесенныхъ имъ испытаній очистился, какъ злато въ горнилѣ, и былъ невиннымъ страдальцемъ въ полномъ смыслѣ слова».

«Преступленіе противъ Царя Николая II-го тѣмъ страшнѣе и грѣховнѣе, что вмѣстѣ съ нимъ убита вся его Семья, ни въ чемъ неповинныя его дѣти!»

«Такія преступленія не остаются безнаказанными. Они вопіютъ къ небу и низводятъ Божій гнѣвъ на землю».

«Если подвергся смерти мнимый убійца Саула, то за убійство беззащитнаго Царя-Страдальца и его Семьи страдаетъ нынѣ весь русскій народъ, допустившій страшное злодѣяніе и безмолствовавшій, когда Царя подвергли униженію и лишенію свободы».

«Величайшее преступленіе, совершенное въ отношеніи его, должно быть заглажено горячимъ почитаніемъ его и прославленіемъ его подвига».

Передъ этимъ призывомъ Вл. Іоанна почтить и прославить подвигъ Царя-Страстотерпца, у насъ естественно является и укрѣпляется /с. 15/ сознаніе, что, такъ же какъ Царь Николай прославляя Преп. Серафима (1903 г.), обрѣлъ себѣ въ немъ теплаго ходатая предъ Престоломъ Божіимъ (всѣмъ извѣстно предсказаніе Преподобнаго: «Того Царя, который меня прославитъ — я прославлю»), такъ же святитель Іоаннъ своимъ ходатайствомъ о прославленіи Царя Николая, обрѣлъ себѣ въ его лицѣ теплаго ходатая у Всевышняго. И мы вѣримъ, что въ прославленіи святителя Іоанна принималъ участіе на небесахъ Царь-Мученикъ.

Не богословскими разсужденіями постигаемъ мы это, а всѣмъ сердцемъ воспринимаемъ это свидѣтельство вѣчной жизни и нераздѣльности Церкви Земной съ Церковью Небесной.

И вотъ съ какимъ призывомъ обращается Владыка Іоаннъ къ всему русскому народу:

«Предъ униженнымъ, оклеветаннымъ и умученнымъ должна склониться Русь, какъ нѣкогда склонились кіевляне предъ умученнымъ ими преподобнымъ княземъ Игоремъ, какъ владимірцы и суздальцы предъ убитымъ великимъ княземъ Андреемъ Боголюбскимъ!»

«Тогда Царь-Страстотерпецъ возымѣетъ дерзновеніе къ Богу, и молитва его спасетъ русскую землю отъ переносимыхъ ею бѣдствій».

«Невинно пролитая кровь возродитъ Россію и осѣнитъ ее новой славой! Аминь».

Источникъ: «Пасха среди лѣта». Торжественное прославленіе Святителя Іоанна Шанхайскаго чудотворца въ Санъ-Францисско 19 іюня / 2 іюля 1994 г. — Villemoisson (France): Изд. Миссіонерскаго Фонда Зап.-Европ. Епархіи Русской Православной Церкви заграницей, 1996. — С. 13-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.