Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Константинъ (Зайцевъ) († 1975 г.)

Архимандритъ Константинъ (в мірѣ Кириллъ Іосифовичъ Зайцевъ) (28 марта 1887 — 13 ноября 1975), духовный писатель, мыслитель, авторъ трудовъ по богословію, русской исторіи и исторіи культуры. Родился 28 марта 1887 г. въ Санктъ-Петербургѣ. Окончилъ экономическое отдѣленіе Петербургскаго политехническаго института и юридическій факультетъ Петербургскаго университета. Былъ оставленъ для подготовки къ ученому званію. Участвовалъ въ Бѣломъ Движеніи на Югѣ Россіи, въ 1920 году эмигрировалъ изъ Крыма въ Константинополь. Приватъ-доцентъ русскаго юридическаго факультета въ Прагѣ. Профессоръ политической экономіи въ Харбинѣ (1936-1938). Раннія работы опубликованы подъ фамиліей К. І. Зайцевъ. Принялъ священство въ 1945 году. служилъ въ Пекинѣ и Шанхаѣ. Послѣ второй міровой войны переѣхалъ въ США. Постриженъ въ монашество въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль (США) въ 1949 г. Архимандритъ (1954). Профессоръ пастырскаго богословія и русской литературы въ Свято-Троицкой семинаріи. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Редакторъ періодическаго изданія РПЦЗ «Православная Русь» (упом. въ 1955 г.). Скончался 13 (26) ноября 1975 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія архим. Константина (Зайцева)

Архим. Константинъ (Зайцевъ) († 1975 г.)
«ЧУДО РУССКОЙ ИСТОРІИ».
Сборникъ статей, раскрывающихъ промыслительное значеніе Исторической Россіи,
опубликованныхъ въ Зарубежной Россіи за послѣднее двадцатилѣтіе.

ТЫСЯЧЕЛѢТІЕ КРЕЩЕНІЯ СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНЫЯ ВЕЛИКІЯ КНЯГИНИ ОЛЬГИ.

Въ глазахъ Господнихъ тысяча лѣтъ, что одинъ день. Въ своей законченности такимъ «днемъ» можемъ мы нынѣ воспринять тысячелѣтіе нашего бытія русско-христіанскаго. Впервые во всей конкретности въ нашемъ сознаніи запечатлѣвается оно, поскольку мы обращаемся мыслью къ той, которую лѣтописецъ сравниваетъ съ предразсвѣтной зарей, предвѣщающей восходъ солнца. Тысяча лѣтъ тому назадъ состоялся (9 сентября) торжественный пріемъ Великой Княгини Ольги въ Константинополѣ, какъ то описано въ трудѣ императора Константина Багрянороднаго. Въ немъ нѣтъ указаній на то, что тогда же произошло крещеніе, почему вознинаетъ споръ и о мѣстѣ и о датѣ такового (лѣтопись приурачиваетъ это событіе къ Константинополю, но указываетъ иную дату — 955 г.). Но, такъ или иначе — примѣрно тысячу лѣтъ тому назадъ произошло это великое событіе, уже явственно устанавливавшее — съ такой же опредѣлительностью, съ какою заря предваряетъ восходъ солнца — обращеніе ко Христу нашего отечества.

Правда, есть и еще одно событіе, гораздо болѣе раннее, 5 іюня 860 г., которое съ извѣстнымъ правомъ иные называютъ «первымъ крещеніемъ Руси». /с. 216/ Это былъ чудесный разгромъ стихійной тучи «однодревокъ», налетѣвшей, какъ вихрь, на Царьградъ подъ водительствомъ Аскольда и Дира. Въ ужасѣ предъ казавшейся уже неминуемой катастрофой населеніе столицы обратилось съ теплой молитвой къ Богородицѣ, и, послѣ вынесенія Ея святыхъ ризъ и погруженія ихъ въ море, стихло оно, чтобы тутъ же подняться вновь страшнымъ ураганомъ, разметавшимъ корабли безбожной Руси. Вотъ какъ описываетъ это чудо молитва, замыкающая акаѳистъ, всѣмъ извѣстный, начинающійся кондакомъ «Взбранной Воеводѣ...»: «Якоже иногда древле всесильнымъ Твоимъ воеводствомъ спасла еси царствующій градъ Твой отъ скиѳскаго воеводы звѣрообразнаго лукаваго вепря, предстателя бѣсовъ, онаго прегордаго кагана, и разсвирѣпѣющимъ моремъ тьмочисленныя воинства потопила еси, вопіющыя и нападающыя на градъ Твой, и паки съ небесе горящихъ камыкъ тьмы кораблей въ морѣ врѣющемъ разварила еси...».

Но эта дата 5 іюня была отмѣчена не только чудомъ спасенія грековъ, но и чудомъ обращенія «скиѳовъ», накъ именовали нашихъ предковъ греки. Какъ сообщаетъ патр. Фотій эти «скиѳы рекомые Росъ» не только оказались готовы заключить съ Византіей прочный миръ, но выразивъ желаніе креститься, «и епископа и пастыря и христіанское богослуженіе съ великимъ усердіемъ пріяли». Это обращеніе ко Христу Кіевской Руси было, однако, оборвано Олегомъ-язычникомъ. Аскольдова могила осталась памятью мученической кончины нашихъ первыхъ христіанъ: въ древности на ней была церковь въ честь св. Николая (христіанское имя Аскольда, надо думать), поставленная, по нѣкоторымъ даннымъ, св. Ольгой. Іоакимовская лѣтопись прямо именовала Аскольда «блаженнымъ»...

Но сѣмя пало на добрую землю — ростъ христіанства идетъ — тому есть свидѣтельства косвенныя, но краснорѣчивыя. Договоръ Олега съ греками редактированъ такъ, что одна сторона именуется «христіаны» или «греки», а другая — «Русь» (911 г.), Договоръ Игоря (945 г.) вѣроисповѣднаго раздѣленія уже не знаетъ, и среди «Руси» крещеная ея часть клянется при честномъ крестѣ, а некрещеная оружіемъ. Въ Кіевѣ крещеная Русь присягаетъ въ церкви св. Иліи, что надъ ручьемъ, причемъ лѣтописецъ поясняетъ: «Это была соборная церковь, такъ какъ многіе варяги были христіанами».

Можно себѣ легко представить, какой должно было при такихъ условіяхъ имѣть резонансъ крещеніе Ольги — этой мудрѣйшей изъ людей. Предъ очами нашихъ предковъ христіанство предстало, какъ свѣтлая реальность, явленная по-истинѣ на верху горы и притомъ въ образѣ разительнаго перерожденія личности популярной княгини. Мы ее видимъ, въ сказаніяхъ о ней, и въ ея обликѣ мстительной язычницы, и въ ея обликѣ умудренной, разсудительной, благостной христіанки. Непоколебимъ ея авторитетъ «матерой вдовы», крѣпко держащей въ рукахъ бразды патріархальнаго правленія и надъ семьей и надъ страной. Пусть сынъ ея воплощаетъ въ новой формѣ языческую реакцію — онъ безсиленъ передъ этой старицей, являющей лучшія черты будущей «русской женщины», составляющей донынѣ украшеніе и надежду русскаго быта. Являя съ своей стороны лучшія черты «естественнаго» состоянія души, /с. 217/ Святославъ всѣ свои силы обращаетъ на осуществленіе все болѣе и болѣе грандіозныхъ плановъ для Руси внѣшнихъ, отъ нея далекихъ и ее, въ сущности, отводящихъ на второй планъ. Лѣтописецъ яркой укорительной сентенціей опредѣляетъ конечный неуспѣхъ блистательныхъ удачъ Святослава: «Чужихъ ища, своихъ погуби». Въ своемъ плѣнительномъ рыцарствѣ эпизодической фигурой промелькнулъ Святославъ на путяхъ Русской Исторіи, рядомъ со своей матерью, начавшей собою длинный рядъ Русскихъ государей, не имѣвшихъ личной жизни внѣ жизни народно-государственной. Какъ отлична суть жизни отъ ея видимости! Тусклыми буднями казалась жизнь Великой Княгини Ольги на фонѣ величественной «экспансіи», развиваемой Святославомъ. Чѣмъ то отъ текущей жизни далекимъ и отъ нея отчужденнымъ были и тѣ скромныя похороны, которыя были совершены ея духовникомъ (969  г.). Но именно это было началомъ великаго тысячелѣтія Россійской Православной Державы, и понятно, какъ вырастала въ своей исторической значительности личность св. Ольги на протяженіи вѣковъ. Наша современность съ какой то особенной нѣжностью лелѣетъ самое это имя — многія уже десятилѣтія нѣтъ, нажется, женскаго имени, столь почитаемаго русскимъ людомъ. «Ольгинъ день» оказался выдѣленнымъ изъ другихъ дней, пусть не отмѣченъ онъ никакъ церновнымъ чиномъ, какъ бытовой праздникъ — такъ много русскихъ дѣвочекъ, дѣвушекъ, женщинъ украшено этимъ святымъ именемъ. Широко распространено это имя и среди Зарубежья нашего. Понимаютъ ли всѣ носительницы этого имени, какую блаженную отвѣтственность налагаетъ оно на нихъ, и лично, и какъ на женъ и матерей? Вѣдь мы сейчасъ возстанавливаемъ Св. Русь. И пусть современное язычество господствуетъ надъ вселенной, проникая побѣдно и въ нашу среду — если наши современныя Ольги окажутся на высотѣ того примѣра, который даетъ имъ ихъ небесная покровительница, не посрамлена будетъ надежда, и нынѣ возлагаемая на «русскую женщину». Помоги, Боже!

Источникъ: Архимандритъ Константинъ. Чудо Русской исторіи. Сборникъ статей, раскрывающихъ промыслительное значеніе Исторической Россіи, опубликованныхъ въ Зарубежной Россіи за послѣднее двадцатилѣтіе. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1970. — С. 215-217.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.