Церковный календарь
Новости


2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 22-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 21-я (1904)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №2 (2/15 августа 1938 г.)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №1 (1/14 августа 1938 г.)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть первая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Св. праведный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій и римско-католическій папизмъ.

Въ переживаемое нами время, когда столько лживыхъ рѣчей слышится о такъ называемомъ «соединеніи церквей», когда ширится и укрѣпляется, вызывающее восторгъ многихъ «экуменическое движеніе», и періодически собирается на свою очередную «сессію» Ватиканскій «Вселенскій соборъ», благовременно будетъ всѣмъ истинно-православнымъ христіанамъ вспомнить, какого мнѣнія держался о римско-католическомъ папизмѣ нашъ только что свѣтло прославленный великій праведникъ, молитвенникъ и чудотворецъ св. Іоаннъ Кронштадтскій.

Вотъ какъ, напр., пишетъ онъ въ своихъ «Мысляхъ о Церкви» (стр. 13):

«Ни одно исповѣданіе Христіанской Вѣры, кромѣ Православнаго, не можетъ привести христіанина къ совершенству христіанской жизни или святости и къ совершенному очищенію грѣховъ и къ нетлѣнію, потому что другія исповѣданія неправославныя «содержатъ истину въ неправдѣ» (Рим. 1, 18), примѣшали суемудріе и ложь къ истинѣ и не обладаютъ тѣми богодарованными средствами къ, очищенію, освященію, возрожденію, обновленію, коими обладаетъ Православная Церковь. Опыты вѣковъ, или исторія Православной Церкви и прочихъ церквей, показали и показываютъ это съ поразительной очевидностью. Припомните множество святыхъ нашей Церкви, прежнихъ и нынѣшнихъ временъ, — и отсутствіе ихъ, по раздѣленіи церквей, въ другихъ, неправославныхъ церквахъ, католической, лютеранской, англиканской».

А вотъ потрясающія мысли св. Іоанна, направленныя какъ разъ противъ послѣдняго «экуменическаго» постановленія Ватиканскаго собора:

«Множество существуетъ отдѣльныхъ вѣроисповѣданій христіанства, съ различнымъ устройствомъ внѣшнимъ и внутреннимъ, съ различными мнѣніями и ученіями, нерѣдко противными божественной истинѣ Евангелія и ученію свв. Апостоловъ, вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ и свв. отецъ. Нельзя считатъ ихъ всѣ за истинныя и спасительныя: безразличіе въ вѣрѣ, или признаніе всякой вѣры за одинаково спасительную, ведетъ къ безвѣрію или охлажденію къ вѣрѣ, къ нерадѣнію объ исполненіи правилъ и уставовъ вѣры, къ охлажденію христіанъ другъ ко другу. «Симоне, Симоне, се сатана проситъ васъ, дабы сѣялъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31). «Это онъ, сатана, и сдѣлалъ и дѣлаетъ, то-есть породилъ расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Вѣры и Церкви: «Едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ» (Ефес. 4, 5)» (стр. 31).

Въ чемъ безмѣрное превосходство нашей св. Православной Церкви?

«Православная Церковь превосходитъ всѣ церкви неправославныя, во-первыхъ, своею истиною, своимъ православіемъ, соблюденнымъ и завоеваннымъ кровію апостоловъ, іерарховъ, мучениковъ, преподобныхъ и всѣхъ святыхъ, во-вторыхъ, тѣмъ, что вѣрнѣйшимъ образомъ руководитъ ко спасенію (ровнымъ, прямымъ и вѣрнымъ путемъ); что вѣрнымъ образомъ очищаетъ, освящаетъ, обновляетъ посредствомъ іерархіи, Богослуженія, таинствъ, постовъ; въ-третьихъ, что наилучшимъ образомъ научаетъ угождать Богу и спасать душу свою, наилучшимъ образомъ руководствуетъ къ покаянію, исправленію, молитвѣ, благодаренію, славословію. — Гдѣ есть такія молитвы, славословія, благодаренія и прошенія, такое чудное Богослуженіе, какъ въ Православной Церкви? — Нигдѣ» (стр. 38).

Какъ сильно и выразительно говоритъ св. Іоаннъ о всей нелѣпости краеугольнаго камня догматической системы папизма — лжеученія о главенствѣ римскаго папы, какъ непогрѣшимаго «намѣстника Христова»! Вотъ его слова:

«Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20). Самъ Господь всегда присущъ Своей Церкви — для чего же намѣстникъ — папа? и можетъ ли грѣшный человѣкъ быть намѣстникомъ Господа? — Не можетъ. Намѣстникъ Царя, намѣстникъ Патріарха въ какомъ-либо городѣ можетъ быть и бываетъ, а намѣстникомъ, замѣстителемъ Господа, Безначальнаго Царя и Главы Церкви, никто не можетъ быть. Вѣрно. Католики заблуждаются. Внуши имъ, Господи, яко нелѣпи суть тако утверждающіи и гордостію обложены какъ ожерельемъ» (стр. 43-44).

Отъ этого пагубнаго ложнаго «догмата», по мысли о. Іоанна, ведетъ свое происхожденіе, какъ отъ своего корня, и все зло въ папизмѣ:

«Самое вредное дѣло въ христіанствѣ», говоритъ онъ: «въ этой Богооткровенной, небесной религіи есть — главенство человѣка въ Церкви, напримѣръ, папы, и его мнимая непогрѣшимость. Именно въ его догматѣ непогрѣшимости и заключается величайшая погрѣшность, ибо папа есть человѣкъ грѣшный, и бѣда, если онъ возмнитъ о себѣ, что онъ непогрѣшимъ. Сколько погрѣшностей величайшихъ, гибельныхъ для душъ человѣческихъ выдумала католическая, папская церковь — въ догматахъ, въ обрядахъ, въ каноническихъ правилахъ, въ богослуженіи, въ мертвящйхъ, злобныхъ отношеніяхъ католиковъ къ православнымъ, въ хулахъ и клеветахъ на Православную Церковь, въ ругательствахъ, обращенныхъ къ Православной Церкви и къ православнымъ христіанамъ! И во всемъ этомъ виноватъ непогрѣшимый, якобы, папа, его и іезуитовъ доктрина, ихъ духъ лжи, двоедушія и всякихъ неправильныхъ средствъ «ad maiorem Dei gloriam»; (къ большей, славѣ Божіей)» (стр. 44).

«Необходимо принадлежать къ Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущій Царь, Побѣдитель ада Іисусъ Христосъ. Царство Его есть Церковь воинствующая съ началами и властями и міродержителями тьмы вѣка сего, съ духами злобы поднебесными, которые составляютъ искусно организованное царство и воюютъ крайне опытно, умно, мѣтко и сильно со всѣми людьми, хорошо изучивши всѣ ихъ страсти и наклонности. Одинъ человѣкъ тутъ въ полѣ не воинъ; да и великое общество, но неправославное и безъ Главы-Христа — ничего не можетъ сдѣлать съ такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христіанину православному нужна сильная поддержка свыше отъ Бога и отъ св. воиновъ Христовыхъ, побѣдившихъ враговъ спасенія силою благодати Христовой, и отъ Церкви земной Православной, отъ пастырей и учителей, потомъ — общественной молитвы и таинствъ. Вотъ такая-то помощница человѣка-христіанина въ борьбѣ съ невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, къ которой, Божіей милостью, мы и принадлежимъ. Католики выдумали новую главу, унизивъ Единую Истинную Главу Церкви — Xриста; лютеране отпали и безъ Главы остались; англиканцы — тоже: Церкви нѣтъ у нихъ, союзъ съ Главою порванъ, помощи всесильной нѣтъ, а Веліаръ воюетъ всею силою, коварствомъ и всѣхъ держитъ въ своей прелести и погибели. Погибающихъ множество въ безбожіи и развратѣ» (стр. 52).

А вотъ, что, какъ глубоко и мѣтко указываетъ св. праведный Іоаннъ, является первопричиной зла въ римско-католическомъ папизмѣ:

«Причина всѣхъ фальшей римско-католической церкви есть гордость и признаніе папы дѣйствительной Главой Церкви, да еще — непогрѣшимою. Отсюда весь гнетъ западной церкви. Гнетъ мысли и вѣры, лишеніе истинной свободы въ вѣрѣ и жизни, на все папа наложилъ свою тяжелую руку: отсюда — ложные догматы, отсюда — двойственность и лукавство въ мысли, словѣ и дѣлѣ; отсюда — различныя ложныя правила и постановленія при исповѣданіи грѣховъ; отсюда — индульгенціи; отсюда — искаженіе догматовъ; отсюда — фабрикованіе святыхъ западной церкви и несуществующихъ мощей, не прославленныхъ Богомъ; отсюда — «взиманіе на разумъ Божій» (2 Кор. 10, 5) и всякое противленіе Богу подъ видомъ благочестія и ревности о большей славѣ Божіей» (стр. 58).

«Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ѵпостасную Премудрость Божію и простерли (подъ предлогомъ развитія догматовъ) гордость свою до того, что извратили нѣкоторыя Его словеса, заповѣди и установленія, которыя не должны быть измѣняемы до скончанія вѣка, напр., слово о Духѣ Святомъ, заповѣдь о чашѣ пречистой Крови Его, Которой они лишили мірянъ, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо ясте Хлѣбъ сей, и Чашу сію піете, смерть Господню возвѣщаете, дондеже пріидетъ» (1 Кор. 11, 26); вмѣсто кваснаго хлѣба употребляютъ на литургіи опрѣсноки» (стр. 59).

Эта гордость и явилась источникомъ безмѣрнаго фанатизма и убійственной ненависти ко всѣмъ инакомыслящимъ, которой такъ прославился римско-католическій папизмъ на протяженіи исторіи:

«Ненависть къ Православію, фанатизмъ и преслѣдованія православныхъ, убійства — проходятъ красной нитью чрезъ всѣ вѣка жизни католичества. Отъ плодовъ ихъ познаете ихъ. Таковъ ли духъ заповѣданъ намъ Христомъ? Если кому, то католикамъ, лютеранамъ и реформаторамъ можно всегда сказать: «Не вѣсте, коего духа есте» (Лук. 12, 51-52)» (стр. 58).

Вотъ къ чему привела римо-католиковъ подмѣна Главы Церкви Христа папою!

«У католиковъ глава Церкви собственно не Христосъ, а папа, и католики о папѣ ревнуютъ, а не о Христѣ, за папу воюютъ, а не за Христа, и ихъ ревность по вѣрѣ переходитъ всегда въ фанатизмъ страстный, человѣконенавистный, остервенѣлый, фанатизмъ крови и меча (костры), непримиримости, двоедушія, лжи, хитрости» (стр. 87).

Въ нашей Православной Церкви, по мысли св. праведнаго Іоанна, даже самое богослуженіе наше постоянно напоминаетъ намъ о нашемъ духовномъ единствѣ подъ общимъ для всѣхъ насъ, христіанъ, Главою — Христомъ, что нарушено совершенно и у римо-католиковъ и у протестантовъ, исказившихъ самую идею Церкви.

«При всякомъ богослуженіи церковномъ», говоритъ св. прав. Іоаннъ: «домашнемъ, частномъ и общественномъ — духовному взору православнаго христіанина представляется мысль, идея объ единомъ духовномъ тѣлѣ, которое есть тѣло Христа, столпъ и утвержденіе истины, Глава коего есть Самъ Христосъ Богъ; эта Церковь Христова, или духовное Тѣло Христа состоитъ изъ трехъ колѣнъ — небеснаго, земного и преисподняго, потому св. Церковь земная (или колѣно земное) ежедневно ходатайствуетъ предъ своимъ Главою о прощеніи грѣховъ усопшихъ въ вѣрѣ и покаяніи и о водвореніи ихъ въ Царствѣ Небесномъ, и въ посредники своего ходатайства призываетъ членовъ Церкви небесной и Саму Начальницу мысленнаго назданія церковнаго — Матерь Божію, да молитвами ихъ Господь покроетъ грѣхи ихъ и не лишитъ Царства Небеснаго. Намъ, живущимъ на землѣ членамъ Церкви Божіей, — весьма отрадно и утѣшительно всегда вѣровать, знать и надѣяться, что духовная Мать наша св. Церковь непрестанно тайно день и ночь молится и за насъ, что мы находимся всегда подъ покровомъ благодатнымъ Самого Господа, Богоматери, св. Ангеловъ, Предтечи и всѣхъ святыхъ. У католиковъ глава Церкви — папа, человѣкъ погрѣшительный (хотя и провозглашенъ онъ неправильно непогрѣшимымъ) и, какъ таковой, допустилъ множество погрѣшностей въ Церкви Христовой, и самыми дѣлами сказался таковымъ, и самое понятіе о Церкви Божіей исказилъ и сковалъ духовную свободу и совѣсть христіанъ-католиковъ, подвергая въ то же время неправильной хулѣ и непріязни католиковъ св. Православную Церковь, столпъ и утвержденіе истины. У протестантовъ — нѣмцевъ и англичанъ, совсѣмъ извращено понятіе о Церкви, ибо нѣтъ у нихъ благодати законнаго священства; нѣтъ таинствъ, кромѣ крещенія и (самаго главнаго) причащенія Тѣла и Крови Христовой; нѣтъ колѣна небеснаго — Церкви небесной: не признаютъ святыхъ; нѣтъ и колѣна преисподняго — умершихъ не признаютъ и не молятся за нихъ, считая это ненужнымъ. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу — Святѣйшей Главѣ, единой Главѣ Церкви Божіей на землѣ! Слава Богу въ Троицѣ, что мы не впали въ хулу на Бога, не признали и не признаемъ во вѣки главою Церкви святой грѣшнаго человѣка! (стр. 65-66).

А вотъ какъ смотрѣлъ св. прав. Іоаннъ на всѣхъ непринадлежащихъ къ нашей св. Православной Церкви:

«Благодарю Господа, послушавшаго и слушающаго молитвы мои при видѣ всеспасительной и страшной Жертвы (Тѣла и Крови Христовыхъ) о заблудшихъ въ вѣрѣ великихъ обществахъ, христіанскими именуемыхъ, но въ существѣ отступническихъ: католическаго, лютеранскаго, англиканскаго и иныхъ» (стр. 59).

«Чинъ обращенія отъ разныхъ вѣръ и исповѣданій и присоединенія къ Православной Церкви — что показываетъ? Необходимость — оставленія ложныхъ вѣръ и исповѣданій, отрицанія заблужденій, исповѣданія Истинной Вѣры и — покаянія во всѣхъ прежнихъ грѣхахъ и обѣщанія Богу хранить и твердо исповѣдывать вѣру непорочную, беречься грѣховъ и жить въ добродѣтели» (стр. 57).

Вотъ — ясное и категорическое осужденіе св. Іоанномъ Кронштадтскимъ столь моднаго теперь «экуменизма», уже захватившаго всѣ помѣстныя православныя церкви, вотъ — сильный и рѣшительный отвѣтъ всѣмъ «экуменистамъ», пропагандирующимъ, подъ предлогомъ мнимой «христіанской любви», равноцѣнность и равноправіе всѣхъ вѣръ и исповѣданій!

Въ заключеніе необходимо намъ упомянуть, въ качествѣ наглядной и красочной иллюстраціи къ словамъ св. праведнаго отца нашего Іоанна Кронштадтскаго о «духѣ лжи» въ римско-католическомъ папизмѣ, какъ римско-католическіе ксендзы въ нашемъ Западномъ Краѣ усиленно распространяли клевету на св. прав. Іоанна, что будто бы онъ перешелъ въ католичество и потому такъ прославился своей прозорливостью и чудотвореніями. Эта клевета, несмотря на всю ея нелѣпость, повторялась и впослѣдствіи. Въ 1932 году въ г. Вильно въ іезуитскомъ журналѣ «Къ соединенію» нѣкій ксендзъ Сѣмяцкій не постыдился напечатать слѣдующія строки: «О. Іоаннъ Кронштадтскій много совершалъ чудесъ, пока былъ католикомъ, но какъ только отрекся отъ католичества, сила чудотворенія оставила его».

Вотъ какъ отвѣчаетъ на такую фантастическую небылицу самъ св. праведный Іоаннъ въ своемъ словѣ, сказанномъ въ г. Витебскѣ въ Петро-Павловской церкви 7-го апрѣля 1906 года:

«Сильно желалъ я, дорогіе отцы, братіе и сестры, побесѣдовать съ вами здѣсь въ вашемъ городѣ и храмѣ, во славу Божію и святой, непорочной нашей вѣры и Церкви, и къ утвержденію вашему на спасительномъ пути. Почему я хотѣлъ съ особеннымъ желаніемъ побесѣдовать съ вами? А вотъ почему. Живя и служа въ Кронштадтѣ священникомъ вотъ уже пятьдесятъ первый годъ, — я, за послѣднее время получалъ много писемъ изъ западнаго польскаго края, особенно гродненской и виленской губерній, — писанныхъ, такъ сказать, кровавыми слезами, съ горькими жалобами на католическихъ патеровъ и ихъ приспѣшниковъ мірянъ-католиковъ, на гоненіе отъ нихъ православныхъ христіанъ и принужденіе ими всякими насильственными мѣрами къ переходу въ католичество, при чемъ патеры безъ всякаго зазрѣнія совѣсти клеветали на меня, что я будто перешелъ въ католическую вѣру, да и самъ Царь якобы сдѣлался католикомъ, и всѣмъ велитъ принимать католическую вѣру. Столь безсовѣстно оклеветывая меня и Царя, католики многихъ православныхъ крестьянъ заставили принять католичество и навязать имъ чуждую вѣру. Это ли духъ Христовъ? Не доказываютъ ли патеры образомъ своихъ дѣйствій, что католическая вѣра не имѣетъ сама въ себѣ жизненной силы, покоряющей умъ, сердце и волю человѣка къ добровольному послѣдованію ей, — и что послѣдователи ея завлекаютъ людей правомыслящихъ только насиліемъ и обманомъ?

Дорогіе отцы и братія! Вы знаете мое твердое пребываніе и служеніе въ Церкви Православной вотъ уже пятьдесятъ лѣтъ; знаете, можетъ быть, и мою всегдашнюю ревность по вѣрѣ правой, знаете о моихъ многочисленныхъ писаніяхъ во славу Божію и Церкви Православной и о многочисленныхъ знаменіяхъ силы Божіей, явленныхъ не только надъ православными христіанами, но и надъ католиками и лютеранами и даже евреями и магометанами, когда они съ вѣрою обращались къ посредству моихъ молитвъ? Объ этомъ свидѣтельствовали и свидѣтельствуютъ хроники газетныя, — и не ложныя, правдивыя показанія очевидцевъ. Свидѣтельствую и я нынѣ предъ всѣми вами и предъ Всевидящимъ Богомъ, что и понынѣ не оскудѣваютъ у насъ чудеса исцѣленій. Значитъ ли это, что Вѣра, Православная — мертвая вѣра, какъ клевещутъ католики? Не свидѣтельствуетъ ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности?

Я не хочу приводить во свидѣтели католической всякой неправды безпристрастную тысячелѣтнюю исторію: она довольно извѣстна всему образованному міру. Еще свѣжа память злополучной уніи семнадцатаго вѣка у насъ въ Россіи: — свѣжа память фанатической ненависти, съ которой истреблялись католиками православные храмы въ западномъ краѣ; памятны всѣ ужасныя поношенія и ругательства, коими обзывалась православная вѣра и Православная Церковь и несчастные православные христіане. Теперь возобновились опять времена уніи. И это когда? Когда католикамъ дана полная свобода, свобода, конечно, не для гоненія Православія и православныхъ, а для взаимнаго, мирнаго, братскаго сожитія съ православными согражданами.

Я привелъ въ началѣ слова Апостола Павла о Церкви, какъ Тѣлѣ Іисуса Христа, и о Христѣ, какъ Главѣ Церкви, «Которая есть полнота Наполняющаго все во всемъ» (Ефес. 1, 23).

Мы твердо вѣруемъ въ эту единую Главу Церкви, и другой, видимой главы непогрѣшимой признать не можемъ, ибо нельзя работать двумъ господамъ. Вполнѣ довольно намъ единой Главы, всеправедной, всевѣдущей, всемогущей, всенаполняющей (полнота Наполняющаго все во всемъ). Эта Глава управляетъ нами, защищаетъ насъ и укрѣпляетъ въ вѣрѣ Духомъ Святымъ, священнодѣйствуетъ, просвѣщаетъ, спасаетъ, приводитъ къ совершенству.

А если хотите видѣть славные и богопріятные плоды вѣры нашей православной, — то мы укажемъ врагамъ нашимъ на множество орловъ небесныхъ, возлетѣвшихъ отъ земли нашей на небо къ Самому Солнцу Правды — всѣхъ Святыхъ нашихъ древнихъ и новыхъ, прославленныхъ равноангельной жизнью, нетлѣніемъ мощей и безчисленнымй чудесами.

Въ заключеніе скажу, что истина нашей вѣры заключается въ ней самой, въ самомъ существѣ ея: въ ней — «да», и въ ней самой — «Аминь».

И я кончаю мое слово словомъ — аминь».

Для всѣхъ, кто свято чтитъ нашего новоявленнаго великаго угодника Божія св. праведнаго отца Іоанна Кронштадтскаго, вышеприведенныхъ свидѣтельствъ его болѣе чѣмъ достаточно, — тѣмъ болѣе, что праведивость и убѣдительность ихъ подтверждается самою жизнью и безпристрастной исторіей.

Какое же послѣ этого довѣріе можемъ мы имѣть къ основанному на лжи и пропитанному насквозь ложью римско-католическому папизму, пока онъ не отречется рѣшительно и всенародно отъ своей пагубной лжи и порожденныхъ ею гибельныхъ для душъ людскихъ заблужденій?

Никакихъ компромиссовъ съ нимъ не можетъ быть и никакого общенія, ибо «кое причастіе правдѣ къ беззаконію? или кое общенія свѣту ко тьмѣ?» (2 Кор. 6, 14).

Единственный правильный путь въ наше лукавое, исполненное всякой лжи и обмана время, это путь, указываемый тѣмъ же нашимъ великимъ праведникомъ:

«Борись со всякимъ зломъ, немедленно гаси его, воюй съ нимъ даннымъ тебѣ отъ Бога оружіемъ Святой Вѣры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестіемъ, крестомъ, мужествомъ, преданностью и вѣрностью!» (Слово 30 авг. 1906 г.).

† Архіепископъ Аверкій.       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть первая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 45-52.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.