Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть первая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

П. Петровъ.
Пророчества св. прав. Іоанна Кронштадтскаго о судьбахъ Россіи, русскаго народа и его даръ прозорливости.

Имѣя въ виду существованіе двухъ почти одинаковыхъ по своему опредѣленію понятій — терминовъ: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОЗОРЛИВОСТИ, необходимо, во избѣжаніе ошибочнаго употребленія, строго ихъ разграничить.

«Нѣтъ никакого способа научнымъ путемъ имѣть возможность предвидѣть будущее, или даже спорить о превосходствѣ однихъ гипотезъ надъ другими; слишкомъ много памятныхъ примѣровъ показывающихъ намъ, что и самые великіе люди совершали чудовищныя ошибки, когда хотѣли быть ГОСПОДАМИ БУДУЩАГО, даже и самаго — близкаго...» (Сорель).

Однако, недавно въ русской зарубежной прессѣ была опубликована пространная статья компетентнаго автора о возможности предвидѣнія или проникновенія въ будущее, пользуясь разсмотрѣніемъ способностей человѣка. Авторъ этой статьи, обосновывая свое положеніе, указываетъ на разумъ, интуицію и ПРОРОЧЕСКІЙ ДАРЪ. Онъ не опредѣлилъ точно, въ какой степени и какъ ПРОРОЧЕСКІЙ ДАРЪ связанъ съ разумомъ и интуиціей, но утверждаетъ, что ограниченныя способности человѣка не даютъ ему возможности одновременно созерцать прошедшее, настоящее и будущее. Цитироватъ отдѣльныя очень цѣнныя мысли этого автора по затронутому имъ вопросу для насъ, въ данномъ случаѣ, не представляется крайней необходимостью, но очень важно его указаніе на третью способность человѣческаго существа, а именно на ДАРЪ ПРОРОЧЕСКІЙ.

Въ виду того, что въ только что указанной статьѣ не имѣется точнаго опредѣленія понятія «ПРОРОЧЕСТВА — ПРОРОЧЕСКАГО ДАРА», а также за неимѣніемъ такового опредѣленія въ немногихъ источникахъ, случайно находящихся у пишущаго эти строки, необходимо восполнить этотъ пробѣлъ и сказать, что ПРОРОЧЕСТВО — это есть предсказаніе будущихъ событій, или иныхъ обстоятельствъ, вдохновенными избранниками Божіими, силою Святаго Духа, каковымъ БОЖІИМЪ ПРОРОКОМЪ и былъ отецъ Іоаннъ Кронштадтскій.

Мы имѣемъ свидѣтельства и самого о. Іоанна о благодати, обитающей въ немъ. Издавая свой дневникъ «Моя жизнь во Христѣ, или минуты духовнаго трезвенія и созерцанія, благоговѣйнаго чувства, душевнаго исправленія и покоя въ Богѣ», онъ написалъ вмѣсто предисловія къ нему нѣсколько слѣдующихъ словъ: «Не предпосылаю моему изданію предисловія: пусть оно говоритъ само за себя. Все содержащееся въ этой книгѣ есть не иное что, какъ благодатное озареніе души, котораго я удостоился отъ всепросвѣщающаго Духа Божія въ минуты глубокаго къ себѣ вниманія и самоиспытанія, особенно во время молитвы...».

Или вотъ и второе: опредѣляя значеніе и характеръ этого ДНЕВНИКА, отецъ Іоаннъ пишетъ: «Сила моя въ немощи совершается, — говоритъ Господь, — и гдѣ умножился грѣхъ, тамъ преизбыточествуетъ благодать, — говоритъ Апостолъ. Эта сила и эта благодать Господня и во мнѣ немощномъ и грѣшномъ воспреизбыточествовала во всѣ дни жизни моей и проявлялась въ чудесномъ озареніе души моей свѣтомъ покаянія и молитты...».

Американскій миссіонеръ Петръ Истонъ говорилъ объ отцѣ Іоаннѣ такъ: «...Имъ управляетъ Святый Духъ, такъ какъ все, что онъ дѣлаетъ, есть доказательство помощи Божіей. Можетъ быть онъ орудіе рукъ Божіихъ, чтобы быть ближе къ христіанамъ разныхъ народностей и націй. Можетъ быть онъ особый посланникъ въ его землѣ и націи, чтобы привести его народъ къ свѣтлому знамени христіанской истины въ проповѣданіи предъ нимъ, что Богъ есть Духъ и что, кто славитъ Его, тотъ долженъ славить въ духѣ и правдѣ. Господь послалъ въ погрязшую во грѣхахъ Россію искренняго пастыря и молитвенника отца Іоанна Кронштадтскаго проповѣдывать покаяніе и ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ...».

Изъ огромнаго числа пророчествъ о. Іоанна о Россіи — укажемъ нѣкоторыя:

Въ день рожденія Государя Императора Николая Александровича 6 мая 1907 г. великій праведникъ и пророкъ Божій о. Іоаннъ Кронштадтскій предрекалъ: «Царство русское колеблется, шатается, близко къ паденію. Если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты — безумцы не будутъ подвергнуты праведной карѣ закона, и, если Россія не очистится отъ многихъ плевелъ, то она запустѣетъ, какъ древніе царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе и беззаконіе. Виновно и высшее правительство, потворствующее безпорядкамъ. Безнаказанность въ Россіи въ модѣ, ею щеголяютъ... Вездѣ измѣна, угроза жизни и государственному имуществу... Бѣдное отечество! Когда то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всѣмъ сердцемъ Бога, Церкви, любви къ Царю и отечеству и чистоты нравовъ... Возстань же русскій человѣкъ! Кто тебя научилъ непокорности и безсмысленнымъ мятежамъ на Руси? Престаньте безумствовать!.. Довольно пить горькую, полную яда чашу вамъ и Россіи! Россія страдаетъ и мучается отъ кровавой внутренней борьбы, отъ безбожія и крайняго упадка нравовъ... Чѣмъ мы станемъ, Россіяне, безъ Царя? Враги наши скоро постараются уничтожить и самое имя Россіи, т. к. носителемъ и хранителемъ Россіи послѣ Бога, есть Государь Россіи, Царь Самодержавный, безъ него Россія — не Россія...».

Незадолго до своей блаженной кончины о. Іоаннъ служилъ Литургію въ подворьѣ Леушинскаго монастыря въ Петербургѣ и въ своей проповѣди призывалъ народъ каяться въ своихъ грѣхахъ, такъ какъ приближается ужасное время, столь ужасное, что и представить себѣ нельзя. Игуменья подворья спросила о. Іоанна: «Когда же, батюшка, это время будетъ?». Отецъ Іоаннъ отвѣтилъ: «Мы съ тобою не доживемъ, а вотъ они, — указавъ при этомъ рукою на монахинь, — доживутъ и, когда возьмется отъ земли Самодержецъ, тогда придетъ антихристъ...».

Въ другомъ источникѣ указанное пророчество отца Іоанна:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію», записано еще подробнѣе: «...Отъ чего же столь великое, бывшее столь твердымъ, могущественнымъ и славнымъ прежде, Царство Русское, нынѣ такъ разслабѣло, обезсилилось, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло съ твердой и непоколебимой основы истинной вѣры, и въ большинствѣ интеллигенціи отпало отъ Бога, Который одинъ есть непоколебимая во вѣки вѣчная держава... Вотъ отъ чего Царство наше колеблется... Нѣкоторые царства и города, бывшіе до Христа и послѣ Христа, сошли совсѣмъ съ позорища міра за невѣріе и беззаконіе. И чѣмъ дальше существуетъ міръ прелюбодѣйный и грѣшный и преуспѣваетъ въ беззаконіяхъ, тѣмъ онъ больше и больше слабѣетъ, дряхлѣетъ и колеблется, такъ что къ концу міра онъ совсѣмъ истлѣетъ отъ послѣдняго, страшнаго, всеобщаго огня: «ибо небо, и всѣ дѣла на ней сгорятъ», по Апостолу, и «мы чаемъ новаго неба и новой земли, по обѣтованію Божію, на которыхъ живетъ правда» (2 Петр. 3, 10-13).

Здѣсь между прочимъ идетъ рѣчь о «Новомъ небѣ и новой землѣ», о чемъ отецъ Іоаннъ неоднократно проповѣдывалъ, напр. на новый 1904 г., на Новый 1907 г.: «И увидѣлъ я Новое небо и новую землю» (Апок. 27, 1-7). Объ этомъ здѣсь упоминается вскользь, такъ какъ это не имѣетъ прямого и непосредственнаго отношенія къ разбираемому вопросу о пророчествахъ о. Іоанна о Россіи и русскомъ народѣ.

«Обратись къ Богу, Россія» — пламенно взывалъ о. Іоаннъ въ день Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1906 г. — «согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земли, — обратись въ плачѣ и въ слезахъ, въ вѣрѣ и добродѣтели...».

«Возвратись, Россія» — взывалъ отецъ Іоаннъ въ своемъ словѣ 30 августа 1906 г., — къ святой, непорочной, спасительной побѣдоносной вѣрѣ своей и къ Святой Церкви-матери своей — и будешь побѣдоносна и славна, какъ и въ старое, вѣрующее время...».

«Несомнѣнно, что всѣ отпадшіе отъ вѣры и Церкви русскіе разобьются, какъ глиняные горшки (сосуды скудѣльные — Псал. 2), если не обратятся и не покаятся, а Церковь останется непоколебимою до скончанія вѣка...».

«Держись же, Россія, твердо своей Церкви и Царя православнаго, если хочешь быть непоколебимою... и не хочешь лишиться Царства и Царя православнаго. А если отпадешь отъ своей вѣры, то не будешь уже Россіей, или Русью Святою, а сборомъ всякихъ иновѣрцевъ, стремящихся истребить другъ друга. Помните слова Христа невѣрнымъ іудеямъ: отымется отъ васъ Царство Божіе и дастся языку (народу), творящему плоды его (Матѳ. 21, 42-43).

Съ воплемъ сердечнымъ обращается къ Россіи великій праведникъ земли русской о. Іоаннъ Кронштадтскій: «Погибнетъ Россія отъ беззаконія, отъ безволія... Россія забыла Бога спасающаго; утратила вѣру въ Него; оставила законъ Божій, поработила себя всякимъ страстямъ, обоготворила слѣпой разумъ человѣческій... и отъ того неизмѣримо бѣдствуетъ, терпитъ посрамленіе всего свѣта, — достойное возмездіе за свое бездѣйствіе, за свою холодность къ Церкви Божіей, — Богъ караетъ насъ за грѣхи...».

«Россія мятется, страдаетъ и мучится отъ безбожія, безначалія. Но Всеблагое Провидѣніе не оставитъ Россію въ этомъ печальномъ и гибельномъ состояніи. Оно — Провидѣніе — праведно наказуетъ Россію и ведетъ къ возрожденію. Судьбы Божіи праведныя совершаются надъ Россіей... Крѣпись, Россія, но и кайся, молись, плачь горькими слезами предъ твоимъ Небеснымъ Отцомъ, Котораго ты безмѣрно прогнѣвала...».

Когда въ 1900 г. къ отцу Іоанну пріѣхала благочестивая купеческая семья, онъ во время личнаго съ ними собесѣдованія сказалъ: «Надъ Перьмю виситъ черный крестъ» и уклонился отъ объясненія сказанныхъ имъ словъ. Великій Праведникъ задолго провидѣлъ тѣ ужасныя событія, которыя произошли на Уралѣ въ 1918 г., когда тамъ мученически погибла Царская семья и другіе члены Императорской Фамиліи, тамъ было совершено небывалое въ исторіи Екатеринбургское злодѣяніе, совершенное въ предѣлахъ Пермскаго края.

Въ 1893 г. былъ открытъ повсемѣстно въ Россіи сборъ пожертвованій на сооруженіе Варшавскаго православнаго собора, Когда слухъ о предполагаемой постройкѣ собора дошелъ до отца Іоанна, то онъ сказалъ своимъ. собесѣдникамъ: «Съ горечью вижу сооруженіе этого храма. Но таковы велѣнія Божіи. Вскорѣ послѣ постройки этого храма Россія зальется кровью и распадется на многія кратковременныя самостоятельныя государства». Но я предвижу и возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей, — но это свершится уже много позже». Объ этомъ было доложено Государю Александру III-му и онъ хотѣлъ отказаться отъ постройки собора, но отецъ Іоаннъ тотчасъ же его убѣдилъ не прекословить волѣ Божіей и сборъ пожертвованій на постройку собора продолжался.

Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій, видя на Святой Руси революціонное движеніе, народные волненія, безпорядки и убійства, зная распространеніе чуждыхъ православному сознанію и вредныхъ всякой человѣческой душѣ ученій безбожничества, замѣчая невѣріе на Руси въ Бога и отпаденіе отъ Церкви Христовой и глубоко сознавая въ этомъ печальномъ явленіи тяжкій грѣхъ русскаго народа, ведущій Россію къ гибели, предвидя ужасную трагедію послѣдней, скорбя душой и сердцемъ въ каждомъ своемъ проповѣдническомъ словѣ громко говорилъ о грозной — опасности, грядущей на Россію, вездѣ и всюду предупреждалъ о ней русскій народъ, горячо призывалъ Россію опомниться, обратиться со слезами покаянія къ Богу и вернуться къ Церкви Святой Православной, указывая, что «въ Богѣ вся наша сила, всемогущество и слава Россіи и безъ Бога мы немощны и безсильны...».

Кромѣ приведенныхъ выше общихъ пророчествъ отца Іоанна Кронштадтскаго, сохранилось и пророчество въ частности объ эмиграціи. Въ 1900-1903 гг. отецъ Іоаннъ Кронштадтскій часто посѣщалъ Ораніенбаумъ, гдѣ говорилъ, что «уже близко время, что русскій народъ раздѣлится на партіи, возстанетъ братъ на брата, сынъ на отца и отецъ на сына и прольется много крови на Русской землѣ. Часть русскаго народа будетъ изгнана изъ предѣловъ Россіи, или принуждена будетъ сама покинуть родную землю, но изгнанники вернутся въ свои края, но не такъ скоро, тамъ не узнаютъ своихъ мѣстъ и не будутъ знать, гдѣ ихъ родные похоронены».

И. К. Сурскій въ своей книгѣ (томъ 1-ый стр. 194) между прочимъ спрашиваетъ: «про кого пророкъ Божій о. Іоаннъ говоритъ «вернутся»? И отвѣчаетъ: «конечно про тѣхъ, которые выѣхали изъ Россіи, а не про тѣхъ, которые родились въ эмиграціи. А кто можетъ узнать, или не узнать своихъ мѣстъ? Конечно, тѣ, которые ихъ видѣли и помнятъ, т. е. люди, выѣхавшіе взрослыми изъ Россіи и которые вернутся въ зрѣломъ возрастѣ, а не дряхлыми стариками. Отсюда прямой выводъ, что время ВОЗВРАЩЕНІЯ очень близко». Такъ разсуждалъ И. К. Сурскій.

Всѣ пророчества отца Іоанна Кронштадтскаго, а ихъ здѣсь записано только малая часть, въ точности исполнились. Множество пророчествъ было записано въ его твореніяхъ, изданныхъ задолго до первой міровой войны и до революціи.

Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій — любвеобильный пастырь Христовъ, любящій Россію и Церковь Православную, не только проповѣдывалъ слова истины, звалъ русскій народъ къ покаянію, призывалъ погибающую Россію къ спасенію, но и самъ за нее и Церковь Святую горячо и слезно молился:

«Господи, Всемогущій, Всеблагій, Премудрый Царь царствъ земныхъ! Устрой и утверди Русское Царство съ Русскою Православною Церковью на непоколебимомъ Камнѣ, каковой есть Ты, Іисусе Христе, Боже нашъ! Покори, Господи, всѣ народы, составляющіе Россію... Тебѣ, верховному и единственному Главѣ — Церкви Своей. Да не поколеблютъ державы Россійской инородцы и иновѣрцы и инославные! Сохрани цѣлость державы и Церкви всемогущею Твоею державою и правдою Твоею!».

«Господи, умиротвори Россію ради Церкви Твоей, ради нищихъ людей Твоихъ, прекрати мятежъ и революцію...»

«Отче нашъ, Иже еси на небесехъ! Да святится Имя Твое въ Россіи! Ты насади въ ней вѣру истинную, животворную! Да будетъ она царствующею и господствующею въ Россіи, а не уравненною съ иновѣрными исповѣдываніями и невѣрными. Да не будетъ сего уравненія съ неравными, истиннаго исповѣданія неимѣющими! Истина не можетъ быть сравнена съ ложью и правда вѣры съ неправыми исповѣдываніями. «Истина Господня пребываетъ во вѣкъ» (Псал. 116, 2)».

«Господи, спаси народъ русскій, Церковь Православную, въ Россіи — погибающую: всюду развратъ, всюду невѣріе, богохульство, безначаліе! Господи, спаси Самодержца и умудри его! Господи, все въ Твоихъ рукахъ, Ты — Вседержитель!»

«Господи, выведи Россію на путь истинный и спасительный за всѣ страданія и мученическую кончину отъ смертоносныхъ орудій вѣрныхъ чадъ ея, такого множества во всѣхъ концахъ ея! Господи, насади твердую вѣру въ сердцахъ всѣхъ сыновъ ея, да сіяетъ Церковь Твоя православіемъ, благочестіемъ нелицемѣрнымъ...».

«Всемилостивый Господь! Пошли намъ разумъ и силы. Прекрати наши раздоры, зажги въ сердцахъ нашихъ русское братское единеніе. Сильныхъ и честныхъ озари и настави на путь Истины Твоей. Слабымъ дай бодрость. Малодушныхъ укрѣпи. Всѣхъ же насъ, совокупно, вразуми, около нашего ГОСУДАРЯ, объедини и направь къ русской побѣдѣ! Господи, спаси Россію!»

Такъ молился о. Іоаннъ Кронштадтскій о Россіи и русскомъ народѣ, такъ призывалъ погибающую Россію ко спасенію, такъ предсказывалъ ея горькую судьбу. Пока живъ былъ Пастырь — жива была Россія. Скончался Пастырь — умерла Россія.

Такъ безславно погибла великая, могущественная и богатая Россія, оставивъ Бога, отступивъ отъ Церкви Христовой и не послушавъ спасительныхъ словъ добраго Пастыря.

Въ Богѣ и Россія воскреснетъ, если сыны ея на призывъ почившаго Постыря откликнутся, истинныхъ словъ его послушаютъ, опомнятся, проникнутся сознаніемъ, отъ всей души искренно покаются, съ вѣрою и любовію обратятся къ Богу, вернутся къ святой Православной Церкви, вокругъ нея объединятся, будутъ жить съ Богомъ, любить Россію, горячо за нее молиться и всегда помнить, что въ Богѣ вся сила (все могущество) и слава Россіи. (П. М. Чижовъ).

Даръ прозорливости св. праведнаго Іоанна.

Прозорливость — это Божья благодать, даруемая тѣмъ людямъ, которые во всѣхъ своихъ дѣлахъ видятъ Промыслъ Божій и Его волю. Прозорливость дается Господомъ только тѣмъ людямъ, которые искренне и неустанно молятъ Господа о прощеніи грѣховъ и о Его покровительствѣ надъ нами грѣшными. Прозоливость дается тѣмъ людямъ, которые во всѣхъ бѣдахъ и радостяхъ человѣческихъ видятъ Волю Господню. (Заимствовано изъ одного источника о жизни и дѣятельности о. Іоанна Кронштадтскаго). Говоря короче, прозорливость — это проникновенность ума.

Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій былъ великій прозорливецъ. Онъ читалъ мысли людей, какъ въ открытой книгѣ. Въ стихирѣ на «Господи воззвахъ» (изъ службы Св. Праведному отцу Іоанну) есть слова «Прежде слова вѣдый нужды тя просившихъ...». Когда о. Іоаннъ смотрѣлъ на людей, властный взглядъ его глазъ проникалъ въ самую глубь души, не было такой тайны, которую люди могли скрыть отъ него. И не только настоящее, но и далекое будущее было ему открыто, но, какъ общеизвѣстно, прозорливость и пророчество — не синонимы!

Фактовъ прозорливости о. Іоанна очень много и для описанія ихъ всѣхъ потребовалось бы написать цѣлыя книги.

Имѣются свѣдѣнія о томъ, какъ о. Іоаннъ называлъ по имени людей, которыхъ онъ раньше никогда не зналъ и не видалъ, какъ предсказывалъ нѣкоторымъ ихъ будущую судьбу, предугадывалъ чью-либо скорую кончину, разоблачалъ недовѣрчивыя и дурныя мысли отсутствующихъ лицъ о немъ самомъ.

Изъ очень большого числа случаевъ прозорливости о. Іоанна укажемъ на очень немногіе.

Молодой офицеръ въ церкви кадетскаго корпуса, гдѣ служилъ о. Іоаннъ Литургію, вошелъ въ алтарь. Отецъ Іоаннъ въ это время переносилъ Св. Дары съ престола на жертвенникъ. Поставивъ чашу, о. Іоаннъ подошелъ къ офицеру и поцѣловалъ ему руку. Произошло нѣкоторое смущеніе и замѣшательство. Начали говорить, что этотъ офицеръ будетъ священникомъ. Офицеру этому и въ голову не приходило стать священникомъ. Но въ будущемъ сталъ не только священникомъ, но и монахомъ и извѣстнымъ старцемъ Оптиной Пустыни о. Варсонофіемъ.

Два студента, желая посмѣяться надъ о. Іоанномъ, пригласили его, якобы, къ больному своему пріятелю — тоже студенту — помолиться о его выздоровленіи. Пріѣхалъ о. Іоаннъ, увидѣлъ мнимаго больного и сказалъ: «теперь я тебѣ не нуженъ, но скоро понадоблюсь». Отецъ Іоаннъ уѣхалъ, но мнимый больной, желая встать съ кровати, не могъ этого сдѣлать. Сначала студенты думали, что онъ шутитъ, но потомъ всѣ испугались и рѣшили ждать. Даже послѣ нѣсколькихъ дней, студентъ не могъ встать съ кровати. Тогда они поѣхали къ о. Іоанну и со слезами покаялись въ своемъ нехорошемъ поступкѣ. Отецъ Іоаннъ простилъ ихъ, благословилъ, а когда они вернулись домой, то увидѣли, что ихъ пріятель здоровъ и гуляетъ по комнатѣ. Этотъ студентъ послѣ этого сталъ вѣрующимъ и религіознымъ человѣкомъ. (Случай этотъ записанъ почившимъ Митрополитомъ Антоніемъ).

Начальникъ Инженеровъ Кронштадтской крѣпости генералъ Александровъ получилъ телеграмму, что сынъ его опасно боленъ и пошелъ къ отцу Іоанну съ просьбой помолиться объ исцѣленіи его сына. Отецъ Іоаннъ сказалъ ему: «за умершаго не будемъ молиться о здравіи, а лучше помолимся за упокой». Генералъ Александровъ возразилъ, что онъ только что получилъ телеграмму о болѣзни его сына, но о. Іоаннъ повторилъ ему, что сынъ его умеръ, — что и подтвердилось впослѣдствіи.

Однажды о. Іоаннъ былъ приглашенъ въ Москвѣ въ одно благочестивое семейство. Въ семьѣ этой былъ студентъ, не признававшій ни Бога, ни религіи и издѣвавшійся надъ «попами». Когда ожидали о. Іоанна, онъ насмѣхался и пронизировалъ также и относительно о. Іоанна. Когда о. Іоаннъ прибылъ, то первымъ дѣломъ онъ обратился къ этому студенту, сказавъ: «вамъ необходимо сегодня же исповѣдаться и причаститься». Пронизывающій взглядъ и настоятельныя убѣжденія о. Іоанна такъ подѣйствовали на студента, что онъ согласился, исповѣдаться и причастился. Отецъ Іоаннъ провидѣлъ будущую судьбу студента — черезъ нѣсколько дней студентъ умеръ.

Въ 1889 г. къ отцу Іоанну въ Кронштадтъ пріѣхалъ нѣкій Алексѣй Юрьевъ и просилъ его помолиться объ исцѣленіи его сына, который былъ боленъ костнымъ туберкулезомъ. Отецъ Іоаннъ, какъ бы не слыша его просьбы, началъ разспрашивать не о его сынѣ, а о немъ самомъ, о его жизни. Узнавъ отъ него, что онъ причащался 4 года тому назадъ, о. Іоаннъ сказалъ ему, что ему необходимо немедленно же, завтра исповѣдаться и причаститься. Алексѣй Юрьевъ отвѣтилъ, что не можетъ остаться до завтра, такъ какъ у него срочныя дѣла, но о. Іоаннъ настоялъ на своемъ. Юрьевъ остался, исповѣдался, причастился, а, вернувшись домой, скоропостижно скончался.

По окончаніи Литургіи въ Кронштадтѣ, въ Андреевскомъ соборѣ, молящіеся стали подходить къ вынесенному о. Іоанномъ Кресту и подъ его благословеніе. Одна женщина, стоя близко, замѣтила, что-то такое на рукѣ о. Іоанна и рѣшила приложиться ко Кресту, но руки о. Іоанна не цѣловать; когда она подошла уже совсѣмъ близко къ о. Іоанну, то онъ, благословивъ идущаго впереди нея, перенесъ Крестъ на идущаго за ней и так. обр. она осталась не приложившись ко Кресту и не получивъ благословенія отъ о. Іоанна.

Однажды во время путешествія о. Іоанна на родину, подошелъ къ нему односельчанинъ и попросилъ у него 25 рублей, ссылаясь на то, что у него больна лошадь. Отецъ Іоаннъ, молча, вынулъ 25 рублей и далъ просителю. Крестьянинъ этотъ выманилъ деньги у о. Іоанна съ цѣлью покутить, — лошадь его была здорова. Каковы же были удивленіе и ужасъ этого крестьянина, когда онъ вернулся домой! Оказалось, что лошадь его на самомъ дѣлѣ пала. Онъ тотчасъ же вернулся къ о. Іоанну и сознался передъ нимъ, что обманулъ его. О. Іоаннъ, поучивъ и наставивъ его, простилъ его.

Описанные здѣсь случаи прозорливости о. Іоанна заимствованы изъ разныхъ источниковъ о жизни и дѣятелыюсти о. Іоанна Кронштадтскаго, причемъ нерѣдко случается, что одни и тѣ же случаи прозорливости о. Іоанна въ разныхъ источникахъ повторяются, — это совершенно понятно.

Вопросъ о чудотвореніи о. Іоанна Кронштадтскаго, — это особая грандіозная тема.

«Въ образѣ о. Іоанна Кронштадтскаго прошелъ Христосъ по русской землѣ. Никогда Святая Русь не получала такого всерусскаго воплощенія въ этой встрѣчѣ ея съ Христомъ — передъ тѣмъ страшнымъ погруженіемъ въ тьму, которое предрекалъ о. Іоаннъ. Послѣдней ли встрѣчѣ?! Не покинулъ отецъ Іоаннъ и сейчасъ Святой Руси, переселившись въ горній міръ. Но гдѣ сейчасъ Святая Русь? Не имѣетъ она больше народно-государственнаго воплощенія: ВЪ СЕРДЦАХЪ ЖИВЕТЪ ОНА! И въ каждомъ такомъ сердцѣ живетъ о. Іоаннъ. Рядомъ съ преподобнымъ Серафимомъ занялъ онъ мѣсто, какъ привычный пашъ предстатель предъ Богомъ. Много-ли такихъ сердецъ? Крѣпка ли ихъ связь съ Христомъ? Отъ этого — только отъ этого! — зависитъ будущее и Россіи и міра! Если не вырастетъ въ сердцахъ нашихъ снова Святая Русь въ міроустрояющую силу — Самъ Господь близъ, какъ Грозный Судія, — какъ о томъ и говорилъ намъ отецъ Іоаннъ». (Архимандритъ Константинъ. «Духовный обликъ прот. Іоанна Кронштадтскаго», Джорданвиллъ, 1952 г.).

Съ умиленнымъ сердцемъ и отверстою душою нынѣ восклицаемъ:

«СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЧЕ НАШЪ ІОАННЕ, МОЛИ БОГА О НАСЪ»!

П. Петровъ.       

Ютика, лѣто 1966 г.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть первая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 61-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.