Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Исторія Русской Церкви

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Документальныя данныя о началѣ раскола Русской Православной Церкви на «Совѣтскую» и «Катакомбную».
5) Отложеніе Іероѳея, еп. Никольскаго. Отъ 12 января 1928 г.

Всѣмъ о Имени Господнемъ соработникамъ на нивѣ духовной, причту и мірянамъ въ Устюжской Епархіи.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«И даждь намъ едиными усты и единымъ сердцемъ славити пречестное и великолѣпое Имя Твое».

Дорогіе пастыри и вѣрныя чада Церкви Православной, вы знаете, что безъ единства нѣтъ спасенія.

Организмъ Церкви единъ: Христосъ — Глава Церкви; очи, уста, руки и ноги — это пастыри и учители — органы Церкви, а тѣло Церкви — всѣ вѣрующіе во имя Господа нашего Іисуса Христа.

Все тѣло движется однимъ духомъ и живетъ однимъ сердцемъ. Часть тѣла, не питающаяся кровью сердца — отпадаетъ и погибаетъ. Такъ отпали на вашихъ глазахъ обновленцы отъ Церкви; они не захотѣли сообщаться первѣйшему въ Церкви лицу, святѣйшему Патріарху и теперь разлагаются понемногу, какъ негодная рука или нога, отрѣзанная и брошенная въ землю.

Послѣ обновленцевъ «живоцерковниковъ» отказались отъ единства церкви «автокефалисты», послѣдователи архіеп. Григорія Екатеринбургскаго (Григоріане), не признавшіе Мѣстоблюстителя Митрополита Петра. Нынѣ единство Церкви нарушилъ Митр. Сергій, Замѣститель Митр. Петра. Пока онъ былъ вѣрнымъ стражемъ порученнаго ему Патріаршаго Престола — вся Церковь считала его своимъ руководителемъ, а когда онъ предпринялъ вольныя начинанія, не одобряемыя ни народомъ Церковнымъ, ни Соборомъ епископовъ, ни благословеніемъ Митр. Петра, — тогда никто не обязанъ идти путемъ его заблужденій.

Такъ во время живоцерковнаго обновленчества всѣ истинныя чада Церкви отложились отъ обновленческаго собора 1923 г. и ихъ Сѵнода, и постепенно объединились около святѣйшаго патріарха и епископовъ, имѣвшихъ церковное общеніе съ нимъ. Такъ и нынѣ Митрополиты Петръ и Кириллъ, Митрополиты Іосифъ Ленинградскій, Арсеній Новгородскій, Агаѳангелъ Ярославскій, Арсеній Викарій Московскій, бывш. Серпуховскій (на покоѣ), Архіепископъ Серафимъ Угличскій, Архіепископъ Аѳанасій Кіевскій, Епископы: Дмитрій Гдовскій, Викторъ Вотскій, Серафимъ бывш. Дмитровскій (Звѣздинскій) на покоѣ, Иринархъ Велико-Устюжскій, Епископы изгнанія и много др., а также группа столичнаго духовенства и делегаціи уполномоченныхъ отъ общинъ вѣрующихъ, въ различныхъ формахъ заявляютъ Митр. Сергію о своемъ несогласіи съ нимъ и отложеніи отъ него. Одни изъ нихъ заявляютъ, что Сергій простеръ къ патріаршему престолу руки, стремящіяся опрокинуть его, такъ какъ въ составъ сѵнода вошли лица, которымъ Церковь не довѣряетъ.

Другіе говорятъ, что Сергій внесъ политическій уклонъ въ церковную жизнь (см. воззваніе его «Извѣстія» 19 VIII. 1927 г.)

Третьи указываютъ, что Митр. Сергій избралъ кривой путь дипломатическаго хитрословія, соглашеній и уступокъ — будто бы для спасенія Церкви — и оставилъ прямой, но скорбный путь креста, т. е. терпѣнія и твердости.

Наконецъ, онъ употребилъ обманъ, назвавъ свой сѵнодъ православнымъ и патріаршимъ, тогда какъ онъ устроенъ съ попраніемъ каноновъ Церкви.

Митрополитъ Петръ, Мѣстоблюститель не далъ согласія на это дѣло, какъ неблагословенное самимъ Святѣйшимъ еще въ 1924 году. Что не могли сдѣлать живоцерковники и григоріанцы — то сдѣлалъ очень хитро Митр. Сергій: связавъ Церковь съ гражданской властью, выражая духовную покорность послѣдней.

Декретъ объ отдѣленіи Церкви отъ государства для Сергія и его послѣдователей не существуетъ. Посему, для достиженія своихъ плановъ, Митр. Сергій, нарушая 9-ое правило Халкидонскаго собора, пользуется даже не церковной силой. И сознавая отвѣтственность передъ Богомъ за врученную мнѣ паству, я заявляю 10/23 янв. с. г. епископу Софронію, назначенному на В.-Устюжскую каѳедру отъ Сѵнода, что моя Никольская паства и духовенство, кромѣ соборнаго причта, отвергнутаго народомъ, не могутъ принять его, т. к. отложились отъ Сергія и отъ Сѵнода. А съ другой стороны я сообщилъ Митр. Іосифу, что канонически присоединяю къ нему духовенство и мірянъ Велико-Устюжской епархіи, по благословенію Владыки Иринарха, законнымъ замѣстителемъ котораго являюсь я въ настоящее время по всей В.-Устюжской епархіи.

Много пришлось мнѣ потерпѣть всякой клеветы и скорби за свои архипастырскіе труды на благо Церкви. Если правила апостоловъ говорятъ, что клирики ничего не могутъ творить безъ воли своего епископа, то моя воля, выраженная въ настоящемъ посланіи, тѣмъ болѣе достойна всякаго пріятія.

Но желая слышать отъ васъ, дорогіе чада, что вы единодушны и единомысленны со мною, а также уважая свободу Вашего самоопредѣленія (см. норм. уставъ общины), предлагаю огласить и обсудить мое посланіе на собраніяхъ вѣрующихъ, дабы всѣ знали положеніе дѣла и свободно пришли въ единеніе со мною, оставаясь вѣрными Патріаршему Мѣстоблюстителю Митр. Петру и всей Православной Церкви Русской, о чемъ прошу прислать мнѣ письменное постановленіе.

Открыто выступили противъ меня и распространяютъ всякія злохуленія, клеветы и нелѣпости лишь члены причта Никольскаго Срѣтенскаго Собора и священникъ изъ обновленцевъ Сергій Арановичъ (Кудрило), да протоіерей Іоаннъ Голубевъ (Шанго).

Они написали на меня необоснованныя жалобы въ Сѵнодъ, а протоіерей Михаилъ Красовъ (Вохма) лично отвезъ ихъ въ Москву; за что они запрещены въ служеніи и находятся со мной въ каноническомъ и молитвенномъ отлученіи, пока не принесутъ искренняго раскаянія по чину обновленцевъ, или пока полный соборъ епископовъ не разсудитъ дѣла Митр. Сергія и его сообщниковъ (см. 10 прав. св. Апост.).

Ставлю вамъ на видъ этихъ наемниковъ, они видятъ волка грядущаго и убѣгаютъ, не послѣдуйте имъ, братія и чада мои, но будемъ имѣтъ другой примѣръ добраго пастыря. Добрый пастырь душу свою полагаетъ за овцы. Аминь.

12/25 января 1928 года получилъ отвѣтъ Митр. Іосифа (Ростовъ Ярос.): «Управляйтесь самостоятельно. Наше оправданіе: вѣрность Митр. Петру. Іосифъ».

Іероѳей, епископъ Никольскій.       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 9-11.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.