Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Исторія Русской Церкви

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Документальныя данныя о началѣ раскола Русской Православной Церкви на «Совѣтскую» и «Катакомбную».
8) Открытое письмо съ Соловковъ замѣстителю патріаршаго Мѣстоблюстителя Митрополиту Сергію по поводу посланія отъ 16/29 іюля 1927 г.

I. Мы одобряемъ самый фактъ обращенія Вашего къ Правительству съ заявленіемъ о лойяльности церкви въ отношеніи къ Совѣтской Власти во всемъ, что касается гражданскаго законодательства и управленія.

Подобныя завѣренія неоднократно высказывались Церковью въ лицѣ почившаго Патріарха Тихона, но не разсѣяли однако подозрительнаго отношенія къ ней Правительства. Повтореніе такихъ завѣреній все же является цѣлесообразнымъ.

II. Мы вполнѣ искренно принимаемъ чисто политическую часть посланія, а именно:

а) Мы полагаемъ, что клиръ и прочіе церковные дѣятели обязаны подчиняться всѣмъ законамъ и правительственнымъ распоряженіямъ, касающимся гражданскаго благоустройства Государства;

б) Мы полагаемъ, что, тѣмъ болѣе, они не должны принимать никакого участія, ни прямого, ни косвеннаго, въ заговорахъ и организаціяхъ, имѣющихъ цѣлью ниспроверженіе существующаго порядка управленія.

в) Не должны и обращаться къ иноземнымъ правительствамъ для осуществленія политическаго переворота въ Россіи.

г) Клиръ долженъ устраняться отъ всякой политической дѣятельности, какъ въ публичныхъ выступленіяхъ, такъ и въ частныхъ бесѣдахъ, не порицая Правительства и его дѣйствій.

III. Но мы не можемъ принять и одобрить посланіе въ его цѣломъ, по слѣдующимъ соображеніямъ:

а) Въ абзацѣ 5, мысль о подчиненіи Церкви гражданскимъ установленіямъ выражена въ такой категорической и безоговорочной формѣ, которая легко можетъ быть понята въ смыслѣ полнаго сплетенія Церкви и Государства. Церковь не можетъ взять на себя передъ Государствомъ (какова бы ни была въ послѣднемъ форма правленія) обязательства считать «всѣ радости и успѣхи Государства — Своими радостями и успѣхами, а всѣ неудачи — Своими неудачами», ибо всякое правительство можетъ иногда принимать рѣшенія безразсудныя, несправедливыя и жестокія, которымъ Церковь бываетъ вынуждена подчиниться, но не можетъ имъ радоваться или одобрять. Въ задачу настоящаго Правительства входитъ искорененіе религіи, но успѣхи его въ этомъ направленіи, Церковь не можетъ признать своими успѣхами.

б) Въ абзацѣ 4, приносится Правительству «всенародная благодарность за вниманіе къ духовнымъ нуждамъ Православнаго населенія». Такого рода выраженіе благодарности въ устахъ главы Русской Православной Церкви въ настоящее время является чѣмъ то вродѣ «Сатирикона», и потому не можетъ бытъ серьезнымъ и искреннимъ, что не отвѣчаетъ достоинству Церкви и возбуждаетъ справедливое негодованіе въ душѣ вѣрующихъ людей. И это понятно, ибо до сихъ поръ отношеніе Правительства къ духовнымъ нуждамъ Православнаго населенія выражалось лишь во всевозможныхъ стѣсненіяхъ религіознаго духа и его проявленій: въ оскверненіи и разрушеніи храмовъ, въ закрытіи монастырей, въ отобраніи св. мощей, ихъ поруганіи и оскверненіи, въ запрещеніи преподаванія дѣтямъ Закона Божія, въ изъятіи изъ общественныхъ библіотекъ религіозной литературы, не говоря уже о лишеніи Церкви права юридическаго лица. Какъ мало Правительство проявило вниманія къ религіознымъ потребностямъ населенія, лучше всего показываетъ, оскорбительная для чувства вѣрующихъ, статья оффиціальнаго правительственнаго органа Извѣстій ЦИК, предваряющая посланіе митрополита Сергія.

в) Посланіе, принимая безъ всякихъ оговорокъ оффиціальную версію, всю вину въ прискорбныхъ столкновеніяхъ между Церковью и государствомъ возлагаетъ на Церковь, на контръ-революціонное настроеніе ея клира, проявляющееся въ словахъ и дѣлахъ. Между тѣмъ, за послѣднее время, не было слышно ни одного судебнаго процесса, на которомъ публично и гласно были бы доказаны политическія преступленія служителей Церкви. Несмотря на это, многочисленные епископы и священники томятся въ тюрьмахъ, ссылкахъ и на принудительныхъ работахъ. Они попали сюда не въ судебномъ, а въ административномъ порядкѣ, и не за политическія преступленія, а за свою чисто-церковную дѣятельность, борьбу съ обновленчествомъ, или по причинамъ, часто не извѣстнымъ самимъ пострадавшимъ. Настоящей же причиной борьбы тягостной какъ для Церкви, такъ и для государства, служитъ задача искорененія религіи, которую ставитъ себѣ настоящее Правительство. Именно это принципіальное отрицательное отношеніе Правительства къ религіи, заставляетъ государство съ подозрѣніемъ смотрѣть на Церковь, независимо отъ ея политическихъ выступленій, не позволяя Церкви принимать чисто духовныхъ мѣръ противъ законовъ, направленныхъ къ ея разрушенію.

г) Посланіе угрожаетъ исключеніемъ изъ клира Московской Патріархіи священнослужителямъ, находящимся въ эмиграціи, за ихъ политическую дѣятельность; а въ абзацѣ 7, пребываніе въ Церкви вѣрующихъ посланіе ставитъ въ зависимость отъ ихъ политическихъ взглядовъ, («...наше постановленіе заставитъ многихъ задуматься, — не пора ли пересмотрѣть вопросъ о своихъ отношеніяхъ къ Совѣтской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной...»), чтó прямо противорѣчить провозглашенному въ началѣ посланія — его основному, совершенно правильному принципу, о полной лойяльности Церкви къ Правительству и о невмѣшательствѣ Ея въ политическую жизнь. Кромѣ того, наложеніе церковнаго прещенія за политическую дѣятельность, прямо противорѣчитъ постановленію Всероссійскаго Церковнаго Собора 1917-1918 гг. отъ 2/15 августа 1918 г., недопускающему подобныхъ каръ, разъяснившему всю каноническую недопустимость ихъ и реабилитировавшему всѣхъ лицъ, лишенныхъ сана за политическія преступленія въ прошломъ (напр. Арсеній Мацѣевичъ).

IV. Посланіе является неполнымъ, недоговореннымъ, а потому недостаточнымъ.

Законъ объ отдѣленіи Церкви отъ Государства двустороненъ: устраняя Церковь отъ вмѣшательства въ политическую жизнь страны, онъ гарантируетъ Ей невмѣшательство Правительства въ Ея внутреннюю жизнь и въ религіозную дѣятельность Ея учрежденій. Между тѣмъ законъ этотъ постоянно нарушается органами политическаго наблюденія. Высшая Церковная власть, ручаясь за лойяльность Церкви въ отношеніи къ государству, должна будетъ открыто заявить Правительству, что Церковь не можетъ мириться съ вмѣшательствомъ антирелигіознаго государства въ область чисто церковныхъ отношеній.

Соловки, 1927 г. 14/27 сентября.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 13-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.