Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Исторія Русской Церкви

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Документальныя данныя о началѣ раскола Русской Православной Церкви на «Совѣтскую» и «Катакомбную».
10) «Письмо къ ближнимъ» — Виктора, епископа Глазовскаго. (Декабря, 1927 года).

«Блюдите, да не прельщени будете».

Благодать Господа нашего Іисуса Христа со всѣми вами.

Други мои возлюбленные. Съ великою скорбью сердца скажу вамъ о новой лести, черезъ которую врагъ нашъ діаволъ хочетъ увлечь души христіанскія на путь погибели, лишивъ ихъ благодати вѣчнаго спасенія. И эта лесть, увы, намъ грѣшнымъ много горше первыхъ: живоцерковниковъ, григоріанъ, безуміе которыхъ безъ труда всѣмъ было явно, а погибельность послѣдней лести не всякій можетъ постигнуть, и особенно это трудно тѣмъ, у кого умъ и сердце обращены къ земнымъ вещамъ, ради которыхъ люди навыкли отрекаться отъ Господа. Но пусть узнаютъ всѣ, что послѣдняя декларація — воззваніе отъ 16/29 іюля с. г. митрополита Сергія — есть явная измѣна Истинѣ (Іоан. XIV).

Кого предали подписавшіе «воззваніе» и отъ кого они отреклись... (Дѣян. XIV, 13). — Они отрекались отъ Святѣйшей Церкви Православной, которая всегда во всемъ чиста и свята, не имѣя въ себѣ скверны или порока или чего либо подобнаго (Ефес. V, 27).

Ей они вынесли открытое предъ всѣмъ міромъ осужденіе, ими она связана и предана на посмѣяніе «внѣшнимъ», какъ злодѣйка, какъ преступница, какъ измѣнница Своему Святѣйшему Жениху Христу, — Вѣчной Истинѣ, Вѣчной Правдѣ. Какой ужасъ...

Св. Церковь, Которую стяжалъ Себѣ Господь Кровію Своею отъ міра сего (Дѣян. XX, 28), и которая есть Тѣло Его (Колос. I, 24), а для всѣхъ насъ — домъ вѣчнаго благодатнаго спасенія отъ сей жизни-погибели, — нынѣ эта святая Божія Христова Церковь приспособляется на служеніе интересамъ не только чуждымъ ей, но и даже совершенно несовмѣстимымъ съ Ея Божественностью и духовною свободою. Многіе христіане поступаютъ какъ враги креста Христова, говоритъ Апостолъ... о земномъ (политикѣ) они мыслятъ, забывая, что наше жительство на небесахъ (Филип. III, 20), ибо не имѣютъ здѣсь пребывающаго града, но грядущаго Града себѣ взыскуемъ (Евр. XIII, 14). И какое можетъ быть объединеніе Церкви Божіей съ гражданскою властью, какою бы она ни была, когда цѣли ея дѣятельности исключительно матеріально-экономическаго направленія, и хотя внѣшне моральны, но чужды вѣры въ Бога или даже враждебны Богу. Между тѣмъ, цѣли дѣятельности Церкви исключительно духовно-нравственны, и черезъ вѣру въ Бога выносятъ человѣка за предѣлы земной жизни, для достиженія благодатію Божіею вѣчныхъ небесныхъ благъ. «Развѣ не знаете, что дружба съ міромъ — вражда противъ Бога. И кто хочетъ быть міру другъ, становится врагомъ Богу» (Іак. IV, 4).

Отсюда Церковь Христова по самому существу своему никогда не можетъ быть какой-либо политической организаціей, а иначе она перестаетъ быть Церковью Христовой, Церковью Божіей, Церковью вѣчнаго спасенія. И если черезъ «воззваніе» Церковь объединяется съ гражданскою властью, то это не простой внѣшній маневръ, но вмѣстѣ съ тяжелымъ поруганіемъ, уничтоженіемъ Церкви Православной, здѣсь совершенъ и величайшій грѣхъ отреченія отъ Истины Церкви, какового грѣха не могутъ оправдатъ никакія достиженія земныхъ благъ для Церкви. Не говори мнѣ, что такимъ образомъ у насъ образовалось Центральное Управленіе, образуются мѣстныя управленія, и получается видимость внѣшняго спокойствія Церкви, или, какъ говоритъ «воззваніе», законное существованіе Церкви. Это и подобное сему любятъ говорить и всѣ раньше уловленные врагомъ діаволомъ въ отпаденія отъ Церкви Православной. Что пользы, если мы сами, содѣлавшіеся и называющіеся Храмомъ Божіимъ (2 Кор. IV, 16), стали непотребными и омерзительными въ очахъ Божіихъ, а внѣшнее управленіе себѣ получили. Пусть лучше мы никогда не будемъ имѣть никакого управленія, а будемъ скитаться, даже не имѣя — гдѣ главу преклонить, по образу тѣхъ, о которыхъ нѣкогда сказано: «скитались въ овечьихъ и козьихъ кожахъ, терпѣли лишенія и озлобленія. Тѣ, коихъ не достоинъ былъ міръ, блуждали по горамъ и пустынямъ, въ пещерахъ и ущеліяхъ земли» (Евр. XI, 37-38). Но пусть путемъ такихъ страданій сохранятся души православныя въ благодати спасенія, которой лишаются всѣ, уловленные діаволомъ подобными внѣшними предлогами. «Горе міру отъ соблазновъ, ибо надобно придти соблазномъ», каждой душѣ предстоитъ быть испытанной и каждому мѣсту просѣяну, чтобы отъ соломы отдѣлилось зерно, хотя и въ небольшомъ количествѣ, такъ какъ мало «избранныхъ», сказалъ Господь; «горе тому человѣку, отъ котораго соблазнъ приходитъ» (Матѳ. XVIII, 7). Мы же други, не будемъ подавать соблазна Церкви Божіей, чтобы намъ не быть осужденными Судомъ Господнимъ.

«Блюдите, да никто же васъ прельститъ, мнози бо придутъ во имя Мое... и многихъ прельстятъ», предупреждаетъ Господь (Марк. XIII, 5-6). А св. Апостолъ, попечительствуя о насъ, говоритъ: «смотрите — осторожно ли вы ходите, не поступайте какъ неразумные, но какъ мудрые, сообразуя время, ибо дни лукави суть» (Ефес. V, 15-16).

Да не ожесточитъ Господь и сердца подписавшихъ воззваніе, но да покаются и обратятся, да очистится грѣхъ ихъ. Если же не такъ, то будемъ беречь себя отъ общенія съ ними, зная, что общеніе съ увлеченными есть наше собственное отреченіе отъ Христа Господа.

Други мои, если мы истинно вѣруемъ, что внѣ Церкви Православной нѣтъ спасенія человѣку, то когда извращается истина Ея, не можемъ оставаться мы безразличными ночными чтителями Ея, но должны передь всѣми исповѣдывать истинность Церкви. А что другіе, хотя бы и въ безчисленномъ множествѣ, и хотя бы начальные іерархи — остаются равнодушными и даже могутъ употреблять въ отношеніи насъ свои прещенія, то здѣсь ничего нѣтъ удивительнаго. Вѣдь и раньше нерѣдко бывало, и четыре года тому назадъ такъ было, что отпадшіе отъ истины составляли соборы, и Церковью Божіей себя называли и, повидимому, заботясь о правилахъ, дѣлами запрещенія неподчиняющимся ихъ безумію, но все сіе дѣлали на свой позоръ и на свою вѣчную погибель.

«Вѣренъ Господь. Онъ утвердитъ насъ и сохранитъ отъ лукаваго». «Господь да управитъ сердца наши въ любовь Божію и въ терпѣніе Христово» (2 Сол. III, 3-5).

Епископъ В. Г.       

Декабрь, 1927 года.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 34-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.