Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Исторія Русской Церкви

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Документальныя данныя о началѣ раскола Русской Православной Церкви на «Совѣтскую» и «Катакомбную».
11) «Всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Христовой Церкви».
Воззваніе по поводу посланія митрополита Сергія объ измѣненіи текста ектеніи. (Осень 1927 года).

Всѣмъ чадамъ Христовой Церкви.

Вопросъ о деклараціи Митр. Сергія и его Сѵнода продолжаетъ волновать умы вѣрующихъ, а посему необходимо дать посильное объясненіе этому печальному явленію.

Со времени изданія декрета «объ отдѣленіи Церкви отъ государства» Церковь поставлена въ исключительное положеніе и изъ господствующей обратилась въ гонимую. Хотя самый декретъ «объ отдѣленіи Церкви отъ государства» сравнялъ только Церковь Православную со всѣми другими религіями не только инославными, но и иновѣрными. Декретъ «объ отдѣленіи Церкви отъ государства», по той свободѣ Церкви, которая въ немъ указана, — равенъ Миланскому Эдикту 313 года. Разница только въ томъ что Миланскій Эдиктъ прекратилъ гоненіе на Церковь и былъ зарей Ея будущаго господствующаго положенія въ государствѣ, а декретъ объ отдѣленіи Церкви отъ государства, наоборотъ, поставилъ Церковь въ ея первобытное состояніе», ко временамъ свв. Апостоловъ, — въ положеніе гонимой.

Декретъ «объ отдѣденіи Церкви отъ государства» изданъ по чисто человѣческимъ соображеніямъ и предположеніямъ. Правительство, издавая свой декретъ, предполагало, что Церковь Православная, лишенная своихъ матеріальныхъ богатствъ и государственной поддержки, сама собою разрушится и уничтожится. Когда же этого не случилось, т. к. Христосъ Господь создалъ Церковь не матеріальную, подобно всѣмъ человѣческимъ обществамъ и организаціямъ, которыя, лишенныя матеріалныхъ средствъ къ существованію, — немедленно погибали, но создалъ Церковь духовную, утвержденную на Петровомъ исповѣданіи вѣры: «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго» (Матѳ. XVI, 16) — Церковь, Которую, и врата ада не одолѣютъ (ст. 18), — правительство постаралось найти другіе пути къ Ея уничтоженію, и, вопреки своему декрету, вмѣшалось въ дѣла и жизнь Церкви, предъявивъ церковнымъ дѣятелямъ обвиненія въ контръ-революціи. И на основаніи этого обвиненія произошли въ Церкви раздѣленія; появилось обновленчество, лубенщина, самосвятство, ВЦС и проч., такъ какъ нашлись недостойные архипастыри и пастыри, которые или позабыли идеалы Церкви, или будучи атеистами въ рясахъ, согласились вступить въ ряды враговъ Христовыхъ и произвели вышесказанные расколы и раздѣленія.

Въ первые вѣка гоненій на Церковь, христіане подавали апологіи, въ которыхъ объясняли императорамъ, что они (христіане) вовсе не такіе, какими изображали ихъ враги — іудеи и язычники. Тогда такія апологіи имѣли смыслъ, т. к. римское правительство не понимало сущности христіанства и часто смѣшивало христіанъ съ іудеями, всегда склонными къ возмущеніямъ. Въ настоящее время этого сказать нельзя, нельзя упрекнутъ правительство въ незнаніи идеологіи христіанства, потому что правительство состоитъ въ большинствѣ изъ христіанъ отступниковъ, которымъ съ дѣтства извѣстно, что въ христіанствѣ ничего нѣтъ преступнаго и оно чуждо земныхъ расчетовъ и не вмѣшивается въ гражданскую жизнь своихъ членовъ, слѣдуя въ этомъ примѣру Самого Господа, Который на просьбу братьевъ — раздѣлить между ними наслѣдство, — отвѣтилъ: «кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ» (Лук. XII, 14). Если же христіанскіе императоры поддерживали Христіанскую Церковь, то они, какъ члены Христовой Церкви обязаны были это дѣлатъ на основаніи того правила: «что каждый гражданинъ, не исключая и самого императора, обязанъ защищать свое отечество; такъ и всякій христіанинъ обязанъ защищать свою вѣру». Исходя изъ этого взгляда, мы видимъ: что языческіе Римскіе императоры покровительствовали язычеству, магометанская власть покровительствовала исламу, православные же государи естественно покровительствовали православной Церкви, сдерживая своею властью враговъ Церкви, но однако въ то же время, предоставляя имъ возможность свободно существовать и дѣйствовать, — и Господь Богъ ограничиваетъ духовъ злобы, которые, если бы было попущено, говоритъ преподобный Макарій Египетскій, то они мгновенно стерли бы съ лица земли не только христіанъ, но и язычниковъ (26 бесѣд., стр. 193).

Примѣръ такого ограниченія дѣйствій дьявола мы видимъ на Іовѣ, у котораго Господь, для испытанія чистоты и твердости его вѣры, попустилъ дьяволу отнять не только дѣтей и имущество, но и самого поразить лютою проказою, однако ограничивъ его дѣйствіе тѣлеснымъ составомъ Праведника: «вотъ онъ въ рукѣ твоей, только душу его сбереги» (Іов. 2, 6).

Декреть «объ отдѣленіи церкви отъ государства», хотя и безсознательно, однако выражаетъ то истинное положеніе вещей, какое наблюдается въ мірозданіи, въ мірѣ духовномъ и въ мірѣ физическомъ. Небесные чины Ангельскіе, человѣкъ и духи злобы созданы со свободною волею. И человѣкъ служитъ объектомъ вліянія, какъ Ангеловъ такъ и демоновъ, которые только внушаютъ человѣку свои мысли, но не насилуютъ его волю, и отъ самого человѣка зависить послушать совѣта ангела или совѣта демона. Таково положеніе вещей въ мірѣ физическомъ. Напримѣръ церковный колоколъ зоветъ христіанина въ Храмъ Божій на молитву; театръ же, посредствомъ плакатовъ и афишъ, зоветъ его же на веселое представленіе. Ни церковный колоколъ, ни театръ при этомъ не насилуетъ человѣческой воли и здѣсь опять отъ самого человѣка зависитъ послушать призыва того или другого. Вотъ истинное выраженіе, которое должно бы быть цѣлью декрета «объ отдѣленіи Церкви отъ государства». И у Церкви не было бы основаній его не принять.

И если бы совѣтское правительство, состоящее изъ людей совершенно не вѣрующихъ, стояло строго на платформѣ своего декрета «объ отдѣленіи Церкви отъ государства», не вмѣшиваясь въ жизнь Церкви, какъ и Церковь не вмѣшивается въ жизнь государства, то у Церкви и коммунизма не было бы причины къ столкновенію; это было бы только идейная борьба и вліяніе на человѣка, подобно вліянію на душу человѣка Ангеловъ и демоновъ. Не было бы и обвиненій духовенства и вѣрныхъ Богу христіанъ въ контръ-революціи, которой на самомъ дѣлѣ нѣтъ, что и доказываютъ негласные приговоры надъ духовенствомъ, тогда какъ для контръ-революціонеровъ существуетъ гласный судъ. Но такъ какъ коммунизмъ не въ силахъ бороться съ христіанствомъ, то совѣтское правительство, которое, по выраженію тов. Бухарина, не отдѣлимо отъ коммунизма (см. Изв. отъ 18 авг. 1927 г., № 187 (3121), употребляетъ физическую силу, заключая ревностныхъ архипастырей, пастырей и добрыхъ христіанъ въ тюрьмы и посылая въ далекія ссылки, возводя на нихъ ложное обвиненіе въ контръ-революціи, которая чужда истиннымъ послѣдователямъ Христа. Христіане никогда не поднимали оружія противъ своихъ притѣснителей, ибо сказавшій: «вложи мечъ твой въ ножны» (Іоан. 18, 11), — не заповѣдалъ имъ этого, но сказалъ: «въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваши» (Лук. 21, 19), На этомъ основаніи не поднимали оружія древніе христіане противъ своихъ гонителей, хотя и владѣли оружіемъ; такъ Римскій легіонъ, состоящій изъ христіанъ, позволилъ себя уничтожить Максиму, не поднявъ въ защиту себя меча, такъ св. мученикъ Андрей Стратилатъ (Память 19 авг.) со своими воинами (2539 чел.) спокойно преклонили свои головы на усѣченіе. И, дѣйствительно, христіане не внѣшнею физическою силою, но своимъ терпѣніемъ и вѣрою побѣдили царства (Евр. 11, 33). «Сія есть побѣда побѣдившая міръ, вѣра наша» (Іоан. 5, 4). Такъ, что побѣда христіанства надъ язычествомъ выразилась не въ превосходствѣ силъ физическихъ, но силъ нравственныхъ. Эти то нравственныя силы нужны христіанамъ и въ настоящее время для идейной борьбы съ новымъ врагомъ — коммунизмомъ, идеалъ котораго есть атеизмъ и богоборчество; также нужны терпѣніе и вѣра святыхъ (Апок. 13, 10). И для этого высшая церковная власть и каждый христіанинъ въ частности должны опредѣленно выяснить свое отношеніе къ власти гражданской, не поступаясь при этомъ ни одной іотой изъ ученія, каноновъ и догматовъ Церкви. При этомъ нужно замѣтить, что Церковь, какъ сила нравственная, выше государства, какъ душа выше тѣла. Церковь, какъ и душа человѣческая, имѣетъ вѣчное, нетлѣнное существованіе. Тѣло же человѣческое, какъ и государство, какъ предметы земные и физическіе, имѣютъ временное существованіе: тѣло по смерти разлагается на свои составныя части, а государство уничтожается при кончинѣ міра, когда Господь упразднитъ всякое начальство, всякую власть и силу (Коринѳ. 15, 24). И на этомъ основаніи Церковь исполняетъ всѣ требованія государства, которыя имѣютъ временное земное значеніе, какъ и душа не противится требованіямъ своего тѣла, какъ напримѣръ: утоленія голода и жажды, покрытія тѣла одеждами, во исполненіе словъ св. Писанія: «никто же бо свою плоть когда возненавидѣлъ, но питаетъ и грѣетъ ю» (Ефес. 5, 29).

Но тѣ требованія государства, которыя противны заповѣдямъ Божіимъ, догматамъ и канонамъ Церкви, христіане не должны исполнять, ибо «должно повиноваться болѣе Богу, нежели человѣкамъ» (Дѣян. 5, 29), а посему, повторяемъ, власть церковная и каждый христіанинъ въ отдѣльности должны опредѣленно и твердо встать на чисто церковную точку зрѣнія, а не искать компромиссныхъ путей, чтобы добиться легализаціи. Всякіе компромиссы служатъ знакомъ не силы, но слабости и ими Церковь ничего не достигнетъ, т. к. коммунизмъ всякую уступку со стороны Церкви признаетъ какъ свою побѣду надъ слабымъ противникомъ и только усилитъ свои требованія, которыя Церковь никогда не должна исполнять по ихъ противорѣчію самому духу и идеаламъ Церкви.

А посему Церковь можетъ существовать и безъ регистраціи, т. к. Христосъ Господь, посылая Своихъ учениковъ и апостолвоъ на всемірную проповѣдь, ничего не упомянулъ о регистраціи, не сказалъ о томъ, что они прежде должны зарегистироваться у іудейскаго синедріона или у римской языческой власти.

Конечно, регистрація хороша только тогда, когда она даетъ свободное существованіе Церкви, свободу богослуженія, проповѣди, церковнаго управленія и пр., но безъ всякихъ компромиссовъ со стороны Церкви. Если же для регистраціи Церкви требуются компромиссы, то лучше жить безъ регистраціи, какъ жила Церковь первые три вѣка христіанства, когда терпѣла гоненія, но, однако, нравственно укрѣплялась и умножалась въ числѣ.

Въ первые три вѣка христіанства римскіе языческіе императоры, начиная гоненія на Церковь, издавали особые эдикты, эдиктами же и прекращали гоненія, вовсе не требуя отъ христіанъ никакихъ компромиссныхъ уступокъ для прекращенія гоненій. Такъ оно должно быть и теперь, такъ оно будетъ и впослѣдствіи, когда гражданская власть убѣдится, что Церковь Православная непобѣдима.

Прежде, во времена гоненій, требовалось отъ каждаго христіанина отказаться отъ своей вѣры и поклониться идоламъ. Въ настоящее время требуется отъ всей Церкви, въ лицѣ Ея архипастырей и пастырей — оправдать идеологію коммунизма и сочувствовать ей. Этого Церковь сдѣлать не можетъ, т. к. вѣра въ Единаго Истиннаго Бога и атеизмъ взаимно исключаютъ другъ друга и никакихъ компромиссовъ между ними быть не можетъ. И за это несогласіе Церкви съ требованіями коммунизма — церковныхъ дѣятелей обвиняютъ въ контръ-революціи! Но контръ-революція, какъ и революція, есть насиліе, которое Церковь отвергаетъ. Церковь предпочитаетъ сама терпѣть надъ собой насиліе, чѣмъ отвѣчать ему насиліемъ, или ему сочувствовать.

Такъ Церковь терпѣла насиліе отъ языческихъ римскихъ императоровъ, отъ еретическихъ греко-римскихъ императоровъ, благодаря которымъ были еретическіе соборы вродѣ Копронимова собора въ 754 г. Церковь терпѣла насилія отъ греческихъ императоровъ, которые съ цѣлью добиться военной помощи отъ западныхъ христіанъ противъ турокъ, рѣшили подчинить восточную Православную Церковь главенству римскихъ папъ. Плодомъ этого насилія были двѣ уніи: Ліонская въ 1274 г. и Флорентійская въ 1439 г. — обѣ отвергнутые вѣрующимъ народомъ, который предпочелъ терпѣть мусульманское иго, чѣмъ измѣнить чистотѣ своего Православія.

Также и Русская Православная Церковь много разъ терпѣла насилія за сѵнодальный періодъ, какъ, напр., во времена Бирона. И самое учрежденіе св. Сѵнода было насиліемъ надъ Церковью. Не даромъ на учрежденіе въ Россіи Сѵнода прислали благословеніе только два патріарха — Константинопольскій Іеремія и Антіохійскій Аѳанасій. Всѣ прочіе патріархи впослѣдствіи признали Сѵнодъ какъ свершившійся фактъ. И какъ только Русская Православная Церковь получила свободу самостоятельно опредѣлять свою судьбу, то тотчасъ же избрала взамѣнъ Сѵнода св. Патріарха Тихона, котораго и вся Восточная Православная Церковь съ радостью поспѣшила признать.

Церковь идетъ на востокъ, имѣя своимъ конечнымъ пунктомъ — небо. Міръ идетъ на западъ, имѣя конечнымъ пунктомъ — дно адово. И на этихъ путяхъ они часто сталкиваются, въ результатѣ чего Церковь всегда бываетъ гонима. Когда гражданская власть отступаетъ отъ Бога, тогда для Церкви неизбѣжно наступаетъ гоненіе.

Коммунисты, конечно, не могутъ не сочувствовать успѣху атеизма, а христіане, конечно, не могутъ не сочувствоватъ успѣху христіанства. Идейная борьба между ними неизбѣжна. Но, казалось бы, какъ ранѣе христіанское правительство покровительствовало Христовой Церкви, одновременно предоставляя свободное существованіе другимъ религіямъ, даже иновѣрнымъ, не требуя отъ нихъ сочувствія христіанству, такъ и невѣрующее совѣтское правительство, симпатизируя и покровительствуя атеизму, по чувству элементарной справедливости должно было бы одновременно предоставить свободное существованіе Православной Церкви, не требуя отъ нея сочувствія идеямъ коммунизма и не вмѣшиваясь въ Ея религіозную жизнь и въ Ея управленіе. Но на дѣлѣ — грубое насиліе надъ Церковью.

Сравнивая ветхозавѣтную исторію Іова съ исторіей Церкви нашихъ дней, скажемъ: какъ тогда праведный Іовъ наслаждался почетомъ и всѣми земными благами и славословилъ Господа, такъ и Церковь Православная въ Русскомъ государствѣ имѣла господствующее положеніе и обладала благами земными.

Какъ Іову позавидовалъ врагъ, и рѣшилъ его погубить, такъ и Церкви позавидовали враги Ея и рѣшили Ее уничтожить.

Для посрамленія діавола и прославленія праведника Господь попустилъ діаволу отнять у Іова его дѣтей и имущество. Такъ для прославленія святой Церкви и посрамленія враговъ Ея Господь попустилъ отнять у Церкви всѣ Ея матеріальныя блага.

Какъ Іовъ, лишенный всего, благословилъ Господь, сказалъ: «Господь даде, Господь и отъялъ, буди благослвоенно имя Господне». Такъ и св. Церковь, лишенная благъ земныхъ, не погибла, а благословила Господа и чада Ея стали крѣпче вѣрою.

Діаволъ посрамляемый сказалъ Господу: «кожу за кожу, а за жизнь свою все отдастъ человѣкъ... но... коснись плоти и кости его и увидишь — благословитъ ли онъ Тебя». Такъ враги Церкви увидя, что она легко перенесла лишеніе имущества и не отвергла вѣры своей, рѣшили подвергнуть Церковь физическимъ страданіямъ. И какъ діаволъ поразилъ Іова лютою проказою съ головы до ногъ такъ и св. Церковь подверглась страданіямъ съ головы своей — святѣйшаго Патріарха Тихона, до ногъ — до послѣдняго вѣрнаго члена Церкви Христовой.

Во время страданій Іова на гноищѣ пришли къ нему друзья его и стали обвинять его въ тайныхъ преступленіяхъ предъ Богомъ, говоря, что онъ правильно наказанъ, что онъ заслужилъ это. Такъ и во время страданій св. Церкви пришли такъ называемые друзья Ея — ВЦС, живоцерковники, лубенцы и обновленцы («они вышли отъ насъ, но не были наши») и стали обвинять Церковь въ контръ-революціи, сами признавъ правду соціальной революціи (см. Дѣян. Собора 1923 г.).

Послѣ обвиненій друзьями Іова не вытерпѣла жена его, которая по слову Господню, составляла съ нимъ плоть едину (Матѳ. 19, 5-6), и которой надоѣло скитаться по чужимъ людямъ и работать какъ рабынѣ, и она, наученная діаволомъ, — чтобы погубить душу праведника, которой самъ онъ, діаволъ, не имѣлъ права коснуться, — посовѣтовала Іову сказать «нѣкій глаголъ Господу», т. е. похулить Господа и умереть. Такъ и наша законная высшая власть, въ лицѣ митр. Сергія, которая составляетъ со св. Церковью плоть едину и, которой, надоѣло страдать за Церковь Божію, этотъ «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15), подобно женѣ Іова предложилъ (свой деклараціей) Церкви сочувствовать революціи, т. е. насилію въ мировомъ маштабѣ, и такимъ образомъ умереть, т. е. перестать быть Православной. И какъ праведный Іовъ отвѣтилъ женѣ: «Ты говоришь, какъ одна изъ безумныхъ. Неужели доброе мы будемъ принимать отъ Бога, а злое не будемъ принимать». И не даде Іовъ безумія Богу», — такъ и св. Церковь, въ лицѣ всѣхъ своихъ чадъ вѣрныхъ, говоритъ митр. Сергію и его Сѵноду:

Мы отвергаемъ вашу декларацію, которая ведетъ не ко благу св. Церкви, а къ ея уничтоженію, т. к. въ ней бѣлое называется чернымъ и черное бѣлымъ, — и не дадимъ безумія Богу.

И какъ Іову Господь за его терпѣніе и вѣрность опять даровалъ сыновъ и дочерей и блага земныя, и гнѣвъ Господа возгорѣлся на друзей Іова, и только молитву Іова за друзей Господь обѣщалъ принять (42, 7-9), такъ и св. Церковь уповаетъ, что Господь за подвигъ страданія за Церковь Божію — архипастырей, пастырей и всѣхъ вѣрныхъ Богу христіанъ, вернетъ въ лоно св. Церкви заблудшихъ чадъ ея и даруетъ миръ Церкви Своей. Ибо Господь сказалъ чрезъ пророка: «Я — Господь, и нѣть инаго. Я образую свѣтъ и творю тьму, дѣлаю миръ и произвожу бѣдствія. Я Господь дѣлаю все это» (Исаія 45, 6-7).

Власть гражданская, руководимая коммунистической партіей, съ которой она составляетъ одно цѣлое, какъ выразился тов. Бухаринъ (см. Изв. отъ 18 авг. 1927 г., № 187 (3121), хотя имѣетъ своей цѣлью совершенное уничтоженіе Церкви Божіей и ея духовенства (см. 11 отвѣтъ тов. Сталина американской делегаціи, Изв. отъ 15 сент. 1927 г., № 211 (3145), однако, видя вѣрность Богу архипастырей, пастырей и добрыхъ христіанъ, можетъ сказать всѣмъ отступникамъ отъ Церкви и ея идеаловъ то, что сказалъ Констанцій Хлоръ невѣрнымъ христіанамъ: «вы не были вѣрны своему Богу, не будете вѣрны и мнѣ», и лишить ихъ своей поддержки и покровительства, а Православной Церкви даровалъ полную свободу дѣйствій; тогда исполнятся на насъ слова св. Писанія: когда Господу угодны пути человѣка, Онъ и враговъ примиряетъ съ нимъ (Притч. 16, 7).

Подводя общій итогъ всему вышеизложенному, мы говоримъ: что декретъ «объ отдѣленіи Церкви отъ государства», даруя свободу Церкви, даруетъ и врагамъ ея свободу дѣйствій, а по сему земная Церковь Христова, подобно Ангеламъ, которые бдятъ о душахъ христіанъ и разрушаютъ козни вражьи, должна бдѣть о христіанахъ, указывая имъ путь спасенія и разрушать, словами истины, всѣ хитросплетенія лжесловесниковъ, сожженныхъ въ своей совѣсти» (1 Тим. 4, 2).

Церковь есть душа міра, а государство тѣло міра; тѣ и другія созданы Богомъ и вмѣстѣ составляютъ одно цѣлое.

Относиться Церковь къ государству должна такъ, какъ человѣкъ относиться къ своему тѣлу: «ибо никто никогда не имѣлъ ненависти къ своей плоти, но питаетъ и грѣетъ ее» (Ефес. 5, 29).

Если же тѣло требуетъ нарушенія заповѣдей Божіихъ (всего чаще тѣло, по сладострастію, требуетъ нарушенія первой и седьмой заповѣдей Божіихъ) то душа должна противиться этому нечестивему желанію своего тѣла, дабы не погибнуть вмѣстѣ съ нимъ.

Каждый гражданинъ обязанъ защищать свое отечество, а всякій христіанинъ обязанъ защищать свою вѣру.

Враги же Церкви всѣхъ защитниковъ и исповѣдниковъ Православія стараются выставить въ глазахъ народа какъ политическихъ или уголовныхъ преступниковъ. Таковъ удѣлъ всѣхъ вѣрныхъ послѣдователей Христовыхъ. «Блаженни есте егда поносятъ васъ и ижденутъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси» (Матѳ. 5, 11-12).

Начало сему положилъ іудейскій синедріонъ, который обвинялъ Христа передъ Пилатомъ, говоря: «Онъ развращаетъ народъ нашъ и запрещаетъ давать подать Кесарю, называя Себя Христомъ Царемъ» (Лук. 23, 2). Тогда Христосъ сказалъ: «воздадите кесарево кесарю, а Божіе Богу» (Лук. 20, 25).

Далѣе мы видимъ изъ исторіи Церкви, особенно во время ересей, что всѣхъ борцовъ за Православіе обвиняли въ государственныхъ и уголовныхъ преступленіяхъ и даже въ безнравственной жизни. Примѣры этому: св. Аѳанасій Великій, св. Мартинъ Испов., папа римск., преп. Максимъ Испов., св. Іоаннъ Дамаскинъ, преп. Ѳеодоръ Студитъ, преп. Стефанъ Новый и многіе другіе Отцы. Причемъ тѣхъ св. исповѣдниковъ вѣры Христовой, кои занимали высокое положеніе въ обществѣ, обвиняли въ государственной измѣнѣ, а тѣхъ, кои по своему положенію не могли быть обвинены въ государственныхъ преступленіяхъ, обвиняли въ уголовныхъ, или въ безнравственной жизни. При этомъ первой цѣлью враговъ Христовыхъ было то, чтобы ослабить силу духа у исповѣдниковъ сомнѣніемъ — «правда ли, что они страдаютъ за Христа, о вѣрѣ въ Котораго ихъ даже и не спрашиваютъ, но обвиняютъ въ гражданскихъ преступленіяхъ, которыхъ они не совершили, и вообще угоденъ ли Богу ихъ подвигъ».

Только благодать Божія и чистота совѣсти исповѣдниковъ сохраняла ихъ отъ паденія. Вѣрующій же народъ внутреннимъ духовнымъ чувствомъ побуждался слѣдовать за ними, не взирая на обвиненія ихъ.

А по сему, возлюбленный о Христѣ, и въ настоящее время не смущайся тѣмъ, если тебя обвиняютъ не за вѣру твою, но обвиняютъ въ контръ-революціи. Помни слова Христовы: «Рабъ не больше Господа своего. Если Меня гнали, будутъ гнать и васъ» (Іоан. 15, 20). Стой подъ Крестомъ Христовымъ мужественно и вѣрно, когда предлежитъ подвигъ за Его имя; ты долженъ изъявить въ словѣ твердость, съ какой исповѣдуемъ Его; при допросѣ увѣренность, съ какою послѣдуемъ Ему; въ смерти терпѣніе, потому что черезъ нее вѣнчаемся. (См. муч. Кипріанъ Карѳагенскій, объясн. молитвы «Отче нашь»).

Декларація митр. Сергія составлена въ такихъ выраженіяхъ, что не принятіе ея съ необходимостью приводитъ къ обвиненію въ контръ-революціи.

Она, «декларація», скажемъ словами св. Иларія Пиктовійскаго, обращенными къ аріанину Констанцію, — «подкрадывается тихо подъ нашимъ именемъ, умерщвляетъ ласково, совершаетъ нечестіе подъ видомъ набожности, уничтожаетъ Христову вѣру, будучи ложной проповѣдницей Христа. Она всѣ бѣдствія гоненія располагаетъ такъ, что и въ грѣхѣ уничтожаетъ помилованіе и въ исповѣданіи мученичество. Она научаетъ побѣждать безъ храбрости, умерщвлять безъ меча, преслѣдовать безъ поношенія, ненавидѣть безъ подозрѣнія, обманывать безъ соображенія, исповѣдывать безъ вѣры, ласкать безъ расположенія, дѣлать, что хочешь, но не обнаруживать чего хочешь» (Иларій въ книгѣ противъ Констанція).

Обвиненія ея слѣдующія: Тихоновщина за то страдаетъ, что идетъ противъ совѣтской власти.

Болѣя душой за Церковь Божію весь вѣрующій народъ православный долженъ просить митр. Сергія, — пока еще не поздно исправить свой грѣхъ. Въ его деклараціи слышенъ голосъ чуждый голосу добраго пастыря. Св. Церковь ждетъ отъ него подвига. Онъ долженъ какъ добрый пастырь положить душу свою за овцы свои (Іоан. 10, 11). Но не быть виновникомъ новаго раскола въ Церкви Православной. Грѣхъ раскола, по свидетельству св. муч. Кипріана Карѳагенскаго, не омоется и мученическою кровью («О единствѣ Церкви»). Страданія за Церковь Божію архипастырей и пастырей, по слову св. Апостола Павла, только укрѣпляетъ вѣрующихъ, «большая часть братьевъ въ Господѣ, ободрившись узами моими, начали съ большей смѣлостью безбоязненно проповѣдывать слово Божіе» (Филип. 1, 14).

Не овцы должны увѣщавать пастырей, а пастыри овецъ, по примѣру св. Апостола Павла, который говоритъ: «прошу васъ не унывать при моихъ ради васъ скорбяхъ, которыя суть ваша слава» (Ефес. 3, 13).

Матерь Божія, спаси Церковь Русскую!

Всѣ святые земли Русской, молите Бога о насъ.

А ты, православный христіанинъ, «будь вѣренъ до смерти и дамъ тебѣ вѣнецъ жизни» (Апок. 2, 10).

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 36-44.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.