Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Исторія Русской Церкви

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Документальныя данныя о началѣ раскола Русской Православной Церкви на «Совѣтскую» и «Катакомбную».
14) О послушаніи митрополиту Сергію. — Московскій документъ. (Осень, 1927 г.)

Въ новой церковной смутѣ, которая возникла во второе замѣстительство митр. Сергіемъ патріаршаго замѣстителя, многіе успокаиваютъ свою совѣсть тѣмъ, что они не погрѣшатъ, если окажутъ послушаніе каноническому носителю правъ первоіерарха Русской Церкви.

Слушаясь митр. Сергія, думаютъ слушаться Церкви, слушаться Господа и Бога Іисуса Христа — Главу и Руководителя Своей Церкви: «Мы не хотимъ самочинія, новыхъ расколовъ; нужно слушаться іерархіи. Безъ послушанія нѣтъ Церкви».

Это безспорно. Самочинію не должно быть мѣста въ Церкви. Но самое послушаніе мы должны оказывать не самочинно, а такъ, какъ этому научаютъ уставы, преданія, каноны Церкви, какъ учитъ сему Свящ. Писаніе.

И ап. Павелъ не самочинничалъ, когда онъ, младшій изъ апостоловъ по времени призванія и по посвященію, «ни на часъ» не уступилъ и не покорился, а «противосталъ» въ Антіохіи первому среди апостоловъ, первому въ Церкви — апостолу Петру, за то, что онъ (Петръ) и другіе съ нимъ, по убѣжденію ап. Павла, «не прямо поступали» по истинѣ Евангельской, стали «таиться» и устраняться и, опасаясь обрѣзанныхъ, — лицемѣрили».

«И въ знаменитыхъ (рѣчь идетъ о наиболѣе авторитетныхъ апостолахъ) для меня нѣтъ ничего особеннаго: Богъ не взираетъ на лице человѣка» (Гал. 2), — говоритъ по этому поводу ап. Павелъ. Вотъ примѣръ, которымъ св. Писаніе научаетъ насъ, что христіанское послушаніе не есть слѣпое слѣдованіе за первоіерархомъ, куда бы онъ ни шелъ. Ап. Павелъ не потерпѣлъ, изъ послушанія Богу и истинѣ, не ересь какую-либо, а лишь соблазнительное поведеніе безспорнаго, Самимъ Господомъ поставленнаго первоапостола, первоіерарха Церкви.

Мы привели этотъ примѣръ не потому, что дерзаемъ сравнивать съ ап. Павломъ современныхъ православныхъ, отказывающихся быть во всемъ послушными митр. Сергію, — но и митр. Сергій не можетъ, конечно, предполагать въ себѣ большую непогрѣшимость и безсоблазненность, чѣмъ ап. Петръ, требовать бóльшаго послушанія себѣ, чѣмъ первый апостолъ и считать недопустимымъ слушаться епископовъ младшихъ себя. Все это, при нѣкоторой любви и смиреніи съ обѣихъ сторонъ — не расколъ, не самочиніе, а блюденіе истины, которой столпъ и утвержденіе не одинъ кто-нибудь — хотя бы и первоіерархъ, — а вся Церковь въ Цѣломъ.

Вся послѣдующая жизнь Церкви изъ вѣка въ вѣкъ научаетъ насъ не обольщаться, по словамъ Апостола (Кол. 2, 18). «самовольнымъ смиренномудріемъ», а смиряться и оказывать послушаніе по уставу Церкви.

Смиреніе и послушаніе св. отцевъ Церкви было не человѣческое, человѣкоугодническое, а по Богу, по преданію Церкви.

Вотъ нѣсколько примѣровъ, которыми Церковь научаетъ насъ. Извѣстно, что во второмъ вѣкѣ, когда возникли разногласія въ вопросѣ о времени празднованія Пасхи, первоіерархъ Церкви, еп. Рима Викторъ, пытался установить единообразіе и хотѣлъ отлучить Азійскія Церкви, неподчинявшіяся его указаніямъ. Тогда не только Азійскія Церкви ему не подчинились, но и тѣ, кто были съ нимъ единомысленны, епископы разнообразныхъ областей, противостали и осудили его образъ дѣйствій и учили своего старшаго собрата, чтобы онъ лучше заботился о мирѣ и единеніи церквей, чѣмъ о насильственномъ подчиненіи своей волѣ. Въ числѣ противоставшихъ былъ вселенскій наставникъ іерархичности Церкви св. Ириней Ліонскій. Противосталъ первоіерарху не соборъ всей Церкви, а противостали отдѣльные и мѣстные церкви и епископы съ мѣстъ.

Третій вѣкъ извѣстенъ споромъ св. Кипріана Карѳагенскаго съ еп. Рима Стефаномъ. Церковь въ концѣ концовъ не приняла всецѣло ни точки зрѣнія св. Кипріана, ни мысли и практики еп. Стефана, который признавалъ дѣйствительнымъ крещеніе любой ереси (чтó было Церковью отвергнуто). Самая возможность и необходимость иногда спорить съ первоіерархами Церкви признавалась самыми авторитетными святителями третьяго вѣка (см. посланія Фирмиліана Каппадок., Діонисія Александр. и др.).

Можно было бы продолжать это перечисленіе изъ вѣка въ вѣкъ — но, сказаннаго, думается, достаточно. Споръ съ первоіерахомъ не признавался Церковью непослушаніемъ Богу и Церкви! И это не только тогда, когда споръ касался, какъ у св. Максима Исповѣдника и Софронія Іерусалимскаго, вопросовъ догматическихъ, но и тогда, какъ въ случаяхъ со св. Тарасіемъ, св. Никифоромъ и преп. Ѳеодоромъ Студитомъ, — когда дѣло касалось церковной дисциплины.

Извѣстно, что преп. Ѳеодоръ (не епископъ, а монахъ) даже порвалъ временно общеніе со св. Никифоромъ. Церковь покрыла любовію этотъ разрывъ, какъ сдѣланный по ревности о славѣ Божіей, и не осудила ни того ни другого.

Вспомнимъ изъ практики церковной еще урокъ послѣднихъ лѣтъ. Всѣмъ памятно непослушаніе, оказанное многими святѣйшиму Патріарху Тихону — своему любимому Первосвятителю, въ вопросѣ о новомъ стилѣ, о поминовеніи власти и др.  под. Святѣйшій покрывалъ это любовію и самъ въ концѣ концовъ присоединился къ непослушнымъ, оправдавъ этимъ ихъ непослушаніе.

Наоборотъ, можно указать множество примѣровъ преступнаго послушанія (свидѣтельствующаго о забвеніи Бога), какъ напримѣръ, послушаніе Евы змію, мудрѣйшему изъ животныхъ, послушаніе Адама своей женѣ, которую далъ ему Богъ (Быт. 3, 12). Въ Библіи приводится еще одинъ примѣръ. Одинъ пророкъ былъ посланъ возвѣстить волю Божію въ Веѳиль къ царю Іеровоаму, съ указаніемъ не оставаться въ немъ послѣ исполненія этого повелѣнія. Въ этомъ городѣ жилъ другой пророкъ, который пожелалъ непремѣнно оказать ему гостепріимство. Чтобы убѣдить пришедшаго пророка зайти къ нему, онъ солгалъ ему, что зоветъ его къ себѣ якобы по Божіему указанію. Странникъ-пророкъ послушался и за это послушаніе (съ забвеніемъ воли Божіей) былъ наказанъ Богомъ смертью (3-я книга Царствъ, гл. 13). Библія знаетъ и другіе подобные случаи преступнаго послушанія.

Исторія Церкви начинается съ послушанія апостоловъ первосвященникамъ и гибелью еврейскаго народа, который остался имъ послушенъ. И теперь сколько вѣрующихъ съ уснувшей совѣстью тамъ, гдѣ ихъ епископы стали обновленцами, успокаивали себя послушаніемъ своему законному архипастырю и шли въ живоцерковье.

Итакъ, послушаніе бываетъ спасительно, бываетъ и гибельное. И непослушаніе первоіерарху (не только еретику, но и святому) бываетъ гибельнымъ, но бываетъ и спасительнымъ. Но изъ этого не слѣдуетъ, что каждый воленъ слѣдовать своей совѣсти и своему разуму, не считаясь ни съ кѣмъ. Въ этомъ отношеніи у насъ существенная разница съ протестантами. Мы должны оказывать не слѣпое послушаніе людямъ, хотя бы и облеченнымъ іерархическими полномочіями, а разумно. Мы должны вѣрить въ Церковь и Ея Преданіе, которымъ и просвѣтлять и провѣрять свою совѣсть и свой разумъ. Богъ обильно даровалъ намъ писанія, преданія, Богослуженіе, каноническія правила и пр. соборные пути Церковные, которыми и научаетъ насъ постоянно. Божіе наученіе насъ никогда не прекращается черезъ Богоугодныхъ людей, только нужно имѣть уши, чтобы слышать и вѣру и совѣсть чуткую. Правда, воля Божія и послушаніе ей не всегда сразу и легко обрѣтаются — иногда это требуетъ жертвы и отказа отъ многаго намъ дорогого, требуетъ усилія, подвига, жертвы самолюбіемъ и т. д.

Такимъ обр. если послушаніе само по себѣ ничего не рѣшаетъ въ дѣлѣ митр. Сергія, значитъ нужно искать указанія и руководства въ церковномъ преданіи и въ современномъ соборномъ сознаніи Церкви, понимая подъ соборнымъ сознаніемъ нѣчто болѣе глубокое, чѣмъ внѣшняя совокупность мнѣній церковныхъ людей.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 57-60.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.