Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православное почитаніе Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица, Божія Матерь, Приснодѣва Марія есть безспорно наивысшее существо изъ всѣхъ сотворенныхъ Богомъ разумныхъ существъ. Она несравненно выше всѣхъ наивысшихъ чиновъ ангельскихъ и всѣхъ самыхъ святѣйшихъ святыхъ людей.

Она — единственная изъ всѣхъ смертныхъ прошла черезъ смерть, воскресенье и преображеніе плоти и взята Своимъ Сыномъ и Спасителемъ міра на небо.

Для осуществленія тайны Боговоплощенія Господу было угодно пріуготовить Себѣ мѣсто — живой одухотворенный храмъ. Этимъ храмомъ избралъ Онъ смиреннѣйшую, кротчайшую и чистѣйшую Дѣву Марію. Дѣва Марія — это лучшій даръ человѣчества Богу, лучшій подарокъ отъ земли — небу.

Отецъ Пресвятой Дѣвы Маріи — св. праведный Іоакимъ — происходилъ изъ царскаго рода (онъ велъ свое происхожденіе отъ сына царя Давида — Наѳана), а мать Ея, святая и праведная Анна, происходила изъ архіерейскаго рода (она была дочерью священника Матфана изъ племени Ааронова). Но знатность и духовность происхожденія были лишь прекраснымъ фономъ, на которомъ ярко сіяли личныя безчисленныя добродѣтели свв. Богоотецъ Іоакима и Анны: цѣломудріе, смиреніе, кротость, чистота сердца, незлобивость, непоколебимая вѣра въ Бога, неумирающая надежда на Него и глубокая любовь къ Богу и ближнимъ.

Будучи бездѣтными до глубокой старости, они терпѣливо и безропотно сносили всеобщее презрѣніе и поношеніе и не отчаивались неотступно стучать, просить и молить Бога о дарованіи имъ дитяти. Рожденное чадо они обѣщали всецѣло посвятить Богу. Господь услышалъ молитвы дивныхъ праведниковъ и даровалъ имъ дочь. Вѣстникъ Господа, — Архангелъ Гавріилъ, принесъ съ неба отъ Самого Тріѵпостаснаго Бога имя Святой Дѣвѣ — «Марія», чтó значитъ «госпожа».

Пресвятая Дѣва и стала впослѣдствіи Госпожей всего міра видимаго и невидимаго, людей и ангеловъ, Царицей земной и небесной, первой и наивысшей Властью послѣ власти Господней.

Свв. Богоотцы Іоакимъ и Анна, по рождествѣ Пресвятой Дѣвы, выполнили свой обѣтъ и посвятили рожденное чадо Богу. Съ «тщательной осмотрительностью» (по словамъ св. Димитрія Ростовскаго) воспитали они младенца. Въ атмосферѣ постоянныхъ молитвъ и славословія а благодаренія Богу росла Пречистая Дѣва, дышала благоуханіемъ окружающей Ее святости, всѣмъ существомъ своимъ приготовляясь къ веливой, чудной благодатной тайнѣ совершенно особеннаго, исключительнаго, непостижимаго уму Богообщенія.

Когда Ей исполнилось три года — родители ввели Ее въ храмъ Господень и цѣликомъ отдали Богу. Чрезъ нѣсколько лѣтъ послѣ этого «Введенія во храмъ», на 80 году жизни, скончался св. Іоакимъ; св. Анна, оставшись вдовой, пришла въ Іерусалимъ и поселилась около своей Пресвятой Дочери, молясь за Нее непрестанно въ храмѣ Господнемъ. Черезъ два года скончалась на 80 году жизни и св. Анна. Пресвятая же Отроковица Марія, оставшись круглой сиротой, послѣ смерти своихъ родителей уже не отвлекалась никакими душевными земными привязанностями, вся отдалась Богу, проводя все время въ храмѣ, занимаясь чтеніемъ священныхъ книгъ, молитвами и благочестивыми размышленіями.

На порогѣ младенчества и отрочества начавъ свой подлинно монашескій подвигъ, Пресвятая Дѣва Марія на грани между отрочествомъ и юностью уже достигла такой духовной и тѣлесной чистоты, что стала достойной стать Невѣстой Неневѣстной Святаго Духа. Объ этомъ Ей благовѣстилъ Вѣстникъ Господень Архангелъ Гавріилъ, возвѣстившій нѣкогда Ея свв. родителямъ радость Ея рожденія.

Кругъ Богородичныхъ праздниковъ, празднуемыхъ св. Православной Церковью, можно разсматривать какъ символическую цѣпь событій, обрамляющихъ тайну Богочеловѣчества.

Въ день Рождества Пресвятой Богородицы (8-го сентября), когда земля приноситъ плоды, человѣчество принесло Богу свой наилучшій плодъ, свой благоуханный цвѣтокъ — Св. Дѣву Марію.

Въ день «Введенія во храмъ» (21 ноября) 3-хъ лѣтняя Отрововица была удочерена Самимъ Богомъ Отцомъ.

Въ день «Благовѣщенія» — Пречистая Дѣва сподобилась стать вѣчной Невѣстой Неневѣстной Бога Духа Святаго.

Въ день «Рождества Христова» Приснодѣва Марія стала Пречистой и Преблагословенной Матерью Бога Сына — Пресвятой Богородицей.

Въ день своего «Успенія» Пресвятая Богородица, воскреснувъ въ преображенномъ тѣлѣ, и вознесясь на небо, не покинула земного міра человѣковъ, а стала Матерью всѣмъ людямъ, молитвенницей и ходатаицей передъ Богомъ за весь человѣческій родъ.

«Въ рождествѣ дѣвство сохранила еси, во успеніи міра не оставила еси, Богородице. Преставилася еси къ Животу, Мати сущи Живота; и молитвами Твоими избавляеши отъ смерти души наша», — воспѣваетъ объ этомъ св. Православная Церковь.

Благодатная Дочь Бога Отца, Мать Бога Сына и Невѣста Неневѣстная Бога Духа Святаго, Пречистая Приснодѣва Марія стала Матерью Господней, Царицей и Владычицей всѣхъ людей и всѣхъ Ангеловъ.

О томъ, что Пресвятая Богородица «во успеніи Своемъ не оставила міра», свидѣтельствуетъ и св. Андрей, Христа ради юродивый. Восхищенный въ Рай, онъ не нашелъ тамъ Пречистой Госпожи Богородицы. Недоумѣвающій объ этомъ, онъ услышалъ голосъ: «Пресвѣтлѣйшую небесныхъ силъ Царицу хотѣлъ ты увидать здѣсь? Но Ея здѣсь нѣтъ. Она удалилась въ многобѣдствующій міръ — помогать людямъ и утѣшать скорбящихъ».

О чести и славѣ Пресвятой Дѣвы Маріи дивными словами повѣствуетъ св. Димитрій Ростовскій: «Она увѣнчена славою и честью; увѣнчана славою, ибо произрасла изъ царскаго корня, увѣнчана честью, потому что произошла изъ племени архіерейскаго. Увѣнчана славою, потому что произошла отъ цѣломудренныхъ родителей, увѣнчана честью, потому что почтена благовѣщеніемъ служителя Архангела. Увѣнчана славою, какъ Матерь Божія, ибо чтó можетъ быть славнѣе того, кто родитъ Бога? Увѣнчана честью, какъ Приснодѣва, ибо что можетъ быть почетнѣе, какъ пребыть и по рождествѣ дѣвою? Увѣнчана славою, славнѣйшая Серафимъ, какъ серафимскими возлюбленная Богомъ. Увѣнчана честью, честнѣйшая Херувимъ, какъ превзошедшая херувимовъ мудростію и познаніемъ Божества».

Въ заключеніе своего сіавословія Пресвятой Дѣвы Маріи св. Димитрій Ростовскій говоритъ: «Она сохранила всѣ заповѣди Господни, исполнила всю волю Господню, всѣ наставленія Его соблюла, всѣ слова Его сокрыла въ сердцѣ Своемъ, оказала ближнимъ всѣ дѣла милосердія. Посему достойно Она увѣнчана, какъ творящая все благое» («Слово на Рождество Бгородицы»).

Пресв. Дѣва Марія — самое кротчайшее и самое смиреннѣйшее существо во всей вселенной. Пророчество праведнаго Симеона: «И Тебѣ Самой оружіе пройдетъ душу» — въ полной мѣрѣ исполнилось на Пресвятой Богородицѣ. Голгоѳа Ея Сына и была этимъ оружіемъ, пронзившимъ душу Пречистой Дѣвы Матери. «Душа Моя скорбитъ смертельно», — молился Ея Сынъ, Спаситель міра, въ Геѳсиманскомъ саду. Могла-ли Его Пречистая Матерь скорбѣть менѣе?

Взирая на распятаго Сына — не сораспиналась-ли съ Нимъ и Его Пречистая Матерь?

А какую бездонную глубину материнской скорби несла въ Своемъ сердцѣ Пресвятая Богородица, когда велъ Ее домой св. Іоаннъ Богословъ послѣ смерти Спасителя!

И ни единымъ словомъ не выразила своей скорби скорбящая Мать. Голосъ Приснодѣвы Маріи — самый тихій изъ всѣхъ голосовъ міра. Мало словъ Ея дошло до насъ. Зато какъ драгоцѣнно каждое тихое и кроткое, чистое и святое Ея слово.

«За каждое праздное слово каждый человѣкъ дастъ отвѣтъ въ день суда».

Всѣ люди, даже самые совершенные, самые святые и чистые, даже величайшіе молчальники — дадутъ отвѣтъ за какія-нибудь свои праздныя слова.

Только одна Богоматерь не сказала за всю Свою жизнь ни одного празднаго слова. Въ Св. Евангеліи запечатлѣны для человѣчества всѣ Ея немногочисленныя слова — драгоцѣнный бисеръ духовной сокровищницы слова: въ бесѣдѣ съ Архангеломъ Гавріиломъ во время Благовѣщенія; въ бесѣдѣ съ праведной Елисаветой, въ кроткомъ упрекѣ-вопросѣ 12-ти лѣтнему Сыну въ Іерусалимскомъ храмѣ, въ смиренной просьбѣ на бракѣ въ Канѣ Галилейской.

Но ни съ Голгоѳы, ни съ Пятидесятницы, ни отъ Успенія — не дошло до насъ ни единаго слова.

Молчаніе — таинство будущаго вѣка — было подлинной стихіей духа Приснодѣвы Матери Богородицы. Иначе и не могло быть. Ибо развѣ можно найти слова человѣческія для выраженія сущности тайны воплощенія Бога-Слова?

По объясненію св. Григорія Синаита, Богоматерь была тѣмъ единственнымъ словеснымъ сосудомъ, въ который Богъ вселился самымъ существомъ Своимъ. «Такое принятіе въ себя Бога, — говоритъ епископъ Игнатій Брянчаниновъ, — очевидно, есть единственное, исключительное, безпримѣрное, недоступное ни для святыхъ человѣковъ, ни для св. ангеловъ, принадлежащее одной Богоматери».

«Однако, при всемъ величіи Божіей Матери, — продолжаетъ епископъ Игнатій, — Ея зачатіе совершилось по общему закону человѣчества, слѣдовательно, общее исповѣданіе рода человѣческаго о зачатіи въ беззаконіи и рожденіи во грѣхѣ, принадлежитъ и Богоматери. Произнесла смиренная и благоговѣйная Марія это исповѣданіе во услышаніе вселенной: «Величитъ душа Моя Господа и возрадовася духъ Мой о Бозѣ — Спасѣ Моемъ». Если же рожденный Ею Богъ есть вмѣстѣ и Ея Спаситель, то Она зачата и рождена во грѣхѣ по общему закону падшаго человѣчества... Зачалась и родилась Дѣва Марія въ погибели, въ паденіи, въ узахъ вѣчной смерти и грѣха, родилась въ состояніи, общемъ всѣму человѣческому роду. Рожденіе Ею Бога, Спасителя Ея и всѣхъ человѣковъ, доставило Ей величіе, превысшее величія безгрѣшныхъ Ангеловъ, не вкусившихъ. душевной смерти и не нуждающихся въ Спасителѣ».

Сошествіе Святаго Духа на Пречистую Марію совершилось дважды: въ денъ Благовѣщенія и въ Пятидесятницу. По ученію Православной Церкви только при вторичномъ сошествіи Святаго Духа въ Пятидесятницу совершилось въ Пресвятой Богородицѣ (какъ и у свв. Апостоловъ) разрушеніе вѣчной смерти.

«Можетъ быть, — пишетъ по этому поводу тотъ же епископъ Игнатій, — нѣкоторымъ покажется непонятнымъ, почему при первомъ наитіи Святаго Духа на Дѣву не совершилось разрушеніе въ Ней вѣчной смерти? Это разрушеніе вѣчной смерти было плодомъ искупленія: прежде нежели совершилось искупленіе, оно не могло имѣть мѣста».

Ученіе Православной Церкви о чести и славѣ Приснодѣвы Маріи, родившей Бога и Спасителя міра, но нуждавшейся и Самой въ спасеніи черезъ Своего Сына — чуждо и ученію католиковъ и ученію протестантовъ.

Католики приписываютъ Божіей Матери зачатіе внѣ первороднаго грѣха, подобно зачатію Спасителя, а ученіе протестантовъ Дѣву не признаетъ Приснодѣвой.

Протестанты утверждаютъ, что Богоматерь, по рожденіи Ею Богочеловѣка, нарушила дѣвство Свое, вступила съ Іосифомъ въ отношенія жены и имѣла отъ него другихъ дѣтей. Лютеръ и съ нимъ всѣ протестанты находятъ дѣвство вообще неестественнымъ человѣку. По этому вопросу епископъ Игнатій Брянчаниновъ въ своемъ «Изложеніи ученія Православной Церкви о Божіей Матери», пишетъ слѣдующее:

«Православная Церковь признаетъ дѣвство естественнымъ человѣчеству, признаетъ собственно естествомъ человѣческимъ то естество, въ которомъ онъ былъ сотворенъ. Состояніе паденія, въ которомъ нынѣ находится все человѣчество, есть состояніе неестественное, нижеестественное, противоестественное... Самъ Спаситель былъ, по человѣчеству, всесвятымъ дѣвственникомъ; Его Матерь была благодатною Пречистою Дѣвою. Дѣвство, естественное естеству человѣческому въ первобытномъ состояніи естества, не естественное естеству падшему, возвращено, какъ даръ, естеству, обновленному Спасителемъ. Пречистая, Преблагословенная, Благодатная Приснодѣва Марія являла Собою не только внутреннее духовное совершенство, но и внѣшнимъ обликомъ Своимъ поражала всѣхъ окружающихъ, способныхъ лицезрѣть непорочную красоту.

Св. Діонисій Ареопагитъ, знаменитый ученый аѳинянинъ, обращенный въ христіанство ап. Павломъ, посѣтивъ Богоматерь въ домѣ св. Евангелиста Іоанна, писалъ ап. Павлу: «Я видѣлъ своими очами Богообразную и паче всѣхъ небесныхъ духовъ святѣйшую Матерь Христа Іисуса, Господа нашего. Когда я былъ введенъ предъ лицо Богообразной Пресвятой Дѣвы... то облистало меня столь великое и безмѣрное божественное, сильное, не только извнѣ, но еще болѣе просвѣтленное внутри, и исполнился я такого предивнаго и разнообразнаго благоуханія, что ни немощное мое тѣло, ни духъ не возмогли понести таковыхъ и толикихъ знаменій и начатковъ вѣчнаго блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемогъ духъ мой во мнѣ отъ Ея божественной славы и благодати. Свидѣтельствую Богомъ, имѣвшимъ жительство въ чистѣйшей утробѣ Дѣвы, что еслибъ я не содержалъ въ памяти и въ новопросвѣщенномъ умѣ твое божественное ученіе и заповѣданія, то я призналъ бы Дѣву Богомъ и почтилъ бы Ее поклоненіемъ, подобающимъ единому истинному Богу».

Никто такъ полно и такъ просто не исполнилъ основныхъ заповѣдей Христовыхъ, какъ Его Пречистая Матерь. Любовь къ Богу и любовь къ ближнему ни у кого не были въ такой дивной гармоніи, какъ у Пречистой Богородицы.

Предъ Своею смертью на крестѣ, Спаситель усыновилъ Пречистой Матери Своей любимаго ученика св. Іоанна Богослова и въ его лицѣ — весь родъ человѣческій.

И съ тѣхъ поръ Пресвятая Богородица навсегда сдѣлалась живой связью земли съ небомъ, воистину «Лѣствицей Іакова», вѣчной Заступницей грѣшныхъ людей предъ Своимъ Сыномъ и Богомъ.

Богочеловѣкъ Спаситель заимствовалъ Свою плоть отъ плоти Своей Матери. Не случайно и лики Матери и Сына Православная Церковь на многихъ иконахъ изображаетъ родственно-сходными. Заимствованіемъ плоти Пречистой Своей Матери, Спаситель освятилъ вообще человѣческую плоть, а Мать Свою поставилъ по власти — выше всѣхъ послѣ Бога. Поэтому Православная Церковь, обращаясь ко всѣмъ святымъ Ангеламъ и человѣкамъ говоритъ: «Молите Бога о насъ», и только къ одной Богоматери обращается дерзновенно: «Пресвятая Богородице, спаси насъ».

Св. Іоаннъ Златоустъ утверждалъ, что самое сильное предстательство предъ Богомъ на небесахъ, это — предстательство Божіей Матери. Никакая благодать не посылается людямъ безъ заступничества Божіей Матери. У Бога молитвы и заступничество Богоматери болѣе цѣнны, чѣмъ молитвы и заступничество всѣхъ святыхъ.

«Чрезъ Тебя, о Матерь Божія, — восклицаетъ св. Ефремъ Сиринъ, — отъ Адама и до скончанія вѣка текла, течетъ и будетъ течь всякая слава, всякая честь и всякая святость!»

Въ свѣтѣ этого православнаго ученія становится понятнымъ, почему преподобный Серафимъ всю жизнь свою молился и умеръ предъ иконой Божіей Матери «Умиленіе» (безъ Младенца).

Въ чрезвычайно интересномъ и духовно поучительномъ повѣствованіи г. Икскюля («Невѣроятное, но истинное происшествіе», изд. Троиц. Серг. Лавры, 1908 г.) сообщается, какую силу надъ бѣсами имѣетъ только одно призываніе имени Дѣвы Маріи. Пресвятая Богородица — духовно совершенна. Но предъ Богомъ — «и совершенныхъ несовершенно совершенство». Поэтому, размышляя о силѣ св. таинства Евхаристіи, св. Іоаннъ Кассіанъ Римлянинъ дерзаетъ сказать, что оно «усовершаетъ и Совершенную Богородицу».

Православный и католическій культъ почитанія Пресвятой Богородицы — глубоко различны и мистически и психологически.

Пресвятая Богородица для католиковъ — прежде всего Мадонна, прежде всего объектъ рыцарскаго служенія Ей, объектъ обожанія, восторженныхъ похвалъ Ея достоинствамъ, объектъ любованія и нравственной и физической красотой. Затѣмъ Она — Царица, предметъ почитанія Ея царскаго достоинства. И, наконецъ, Она недосягаема, идеально свята, Она — сверхчеловѣкъ, непорочно зачатая, врожденно безгрѣшная, безъ бывшаго прародительскаго грѣха, а потому и не нуждавшаяся Сама въ спасеніи и въ Спасителѣ.

Для православнаго же сознанія, Пресвятая Богородица прежде всего МАТЬ, матерински любящая и понимающая людей, скорбящая мать за грѣхи своихъ дѣтей, матерински любимая своими дѣтьми — грѣшными людьми грѣшнаго міра — «теплая Заступница міра холоднаго». При этомъ, Пресвятая Дѣва — Мать, плоть отъ плоти и кровь отъ крови человѣческой. Она не сверхчеловѣкъ, а обыкновенный человѣкъ, какъ всѣ мы, такъ же родившаяся подъ тяжестью грѣха въ юдоли земной, такъ же какъ и мы, нуждавшаяся въ спасеніи отъ грѣха и смерти, такъ же какъ и всѣ люди, страдавшая величайшими скорбями, какія только могутъ быть посланы человѣческому сердцу.

И въ то же время — Она благодатная Марія, Госпожа, Царица и Владычица земная и небесная и Мать Бога, Богородица, «честнѣйшая херувимъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимъ».

Какъ человѣкъ, Она все понимаетъ.

Какъ Матерь Божія — все можетъ!

Родная Мать людей и родная Мать Божія!

За чистоту Свою Пречистая Приснодѣва вызываетъ умиленіе всѣхъ сердецъ человѣческихъ, тоскующихъ по чистотѣ сердца, чтобы узрѣть Бога.

«Пречистая Мати!» — вотъ тѣ православныя слова, которыя прежде всего звучатъ въ православныхъ сердцахъ.

И мы, православные, любимъ Ее, какъ Мать, какъ самое дорогое, самое чистое, что только знаемъ въ жизни.

Любовь къ Матери — чиста и свята.

Въ любви къ Матери не можетъ быть никакой нечистоты.

Въ католическомъ же культѣ Мадонны, къ платонической любви часто присоединяется и тонкій чувственный элементъ, элементъ любви къ «Прекрасной Дамѣ», къ «вѣчной Женственности» и т. п.

Вся Православная догматика проникнута незримо присутствіемъ Богоматери.

Православный мистическій опытъ въ отношеніи къ Пресвятой Богородицѣ — неисчерпаемо широкъ и глубокъ. Нѣтъ, не было и не будетъ ни одного истиннаго христіанина, который не имѣлъ бы въ своей жизни явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы и даже неоднократно. Особенно много помощи отъ Богоматери получаютъ матери, молящіяся за своихъ дѣтей.

Огромное количество чудотворныхъ Богородичныхъ иконъ — свидѣтельствуютъ о неизсякаемости Ея помощи всему человѣческому роду. Праздникъ «Покрова» свидѣтельствуетъ о томъ же. Названія иконъ Богородицы — говорятъ о характерѣ Ея помощи: «Всѣхъ скорбящихъ Радость», «Нечаянная радость», «Споручница грѣшныхъ», «Скоропослушница», «Благоуханный цвѣтъ», «Умиленія», «Умягченіе злыхъ сердецъ» и т. п.

Изъ необозримаго количества чудотворныхъ иконъ Пресв. Богородицы, въ Россіи особеннымъ почитаніемъ пользуются: Казанская, Владимірская, Тихвинская, Смоленская (Одигитрія, что значитъ «Путеводительница»), Знаменія (особенно Курско-Коренная, спутница Россійскаго бѣженства до нашихъ дней), Почаевская, Иверская, Ченстоховская, Державная и др.

Литургическая практика въ отношеніи къ Пресвятой Богородицѣ — необъятна.

«Богородице, Дѣво, радуйся» — молитва, составленная изъ привѣтствія Архангела Гавріила и праведной Елисаветы, — стала въ Россіи самой первой молитвой, съ которой начинается религіозное церковно-православное воспитаніе и образованіе младенца.

«Достойно есть» — молитва, начатая человѣкомъ и заключенная Ангеломъ — сдѣлалась молитвой, которой заканчивается и вѣнчается всякое православное собраніе отъ собора епископовъ до приходскаго совѣщанія прихожанъ.

«Взбранной Воеводѣ», «О Тебѣ радуется», и «Не имамы иныя помощи», «Подъ Твою милость» и др. — напоены безчисленными слезами радости и скорби, умиленія и благодарности молящихся.

Акаѳисты Пресвятой Богородицѣ благоухаютъ райскимъ благоуханіемъ и сіяютъ семицвѣтной радугой славословія «Невѣсты неневѣстной», Той, про Которую поется: «Радуйся, высото неудобовосходимая человѣческими помыслы; радуйся глубино, неудобозримая и ангельскими очима»... «Радуйся, древо свѣтлоплодовитое, отъ него же питаются вѣрніи; радуйся, древо благосѣннолиственное, имже покрываются мнози». Много разъ Пресвятая Богородица являлась Своимъ избранникамъ, изъ которыхъ въ Россіи самымъ любимыми Ею были: преп. Сергій Радонежскій и преп. Серафимъ Саровскій.

«Этотъ — рода нашего», сказала о послѣднемъ Пресвятая Дѣва. Надо полагать, что «рода нашего» — означаетъ дѣвственниковъ.

Богословская, на всѣхъ языкахъ, литература о Пресвятой Богородицѣ совершенно необъятна и представляетъ собою особую спеціальную науку — «Маріологію».

Иконографія Богоматери также необъятна (См. 3 тома Кондакова: «Иконографія Богоматери»).

Искусство всѣхъ временъ и народовъ отъ Р. X. до нашихъ дней посвятило Пресвятой Богородицѣ безчисленное множество трудовъ: религіозная музыка, религіозная живопись и поэзія запечатлѣли каждое слово и каждый извѣстный изъ св. Писанія и преданія шагъ Ея жизни.

Но всѣ произведенія искусства безсильны датъ подлинный духовный обликъ Богоматери. Только молитвой и иконой можно «достойно и праведно» славить Приснодѣву Марію, Матерь Божію, какъ и Ея Сына, Господа нашего Іисуса Христа, Спасителя міра. Эту истину давно уже усвоило Православіе, особенно Православіе Русское.

«Богородице, Дѣво, радуйся!»

«О Тебѣ радуется, Благодатная, всякая тварь: ангельскій соборъ и человѣческій родъ!»

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебе, Владычице!»

«Пресвятая Богородице, спаси насъ!»

Проф. И М. Андреевъ.       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 26-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.