Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Б. Н. Компанейскій († 1965 г.)

Борисъ Николаевичъ Компанейскій (псевд. Н. Коваленскій) (1885-1965), русскій психологъ, физіологъ, педагогъ, писатель, чадо РПЦЗ. Родился 18 ноября (1 декабря) 1885 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ композитора церковной музыки Н. И. Компанейскаго. Окончилъ физико-математич. фак-тъ С.-Петербургскаго ун-та (1908) и историко-филологич. фак-тъ Московскаго ун-та (1924). Спеціализировался на психофизіологіи зрительныхъ воспріятій (1926-1930). Работалъ научн. сотрудникомъ психологической лабораторіи Академіи художественныхъ наукъ (Москва) (1930-1941). Профессоръ Ленинградскаго высшаго педагогическаго ин-та им. Герцена (1938-1941) и Всероссійской академіи художествъ. Профессоръ теоріи воспріятія цвѣта въ живописи и въ архитектурѣ. Одновременно завѣдующій лабораторіей цвѣта въ Ин-тѣ по изученію мозга им. Бехтерева. Въ декабрѣ 1933 г. былъ арестованъ ОГПУ по т. н. дѣлу «Евлогіевцевъ» (дѣло еп. Валеріана о «контрреволюціонной монархической организаціи»). Эмигрировалъ изъ СССР въ 1942 г. Жилъ въ Берлинѣ, присоединился къ РПЦЗ. Профессоръ Ин-та по испытанію матеріаловъ (1943-1944). Завѣдующій лабораторіей по изученію цвѣта Вѣнскаго ун-та (1944-1946). Спеціалистъ по психофизіологіи. Съ 1947 г. проживалъ въ Аргентинѣ. Профессоръ психологическаго ин-та въ Инсбрукѣ (1948-1956). Профессоръ и завѣдующій лабораторіей по изслѣдованію цвѣта и свѣта ун-та Ла-Плата (Аргентина). Авторъ многочисленныхъ статей и ряда изобрѣтеній въ области оптическихъ аппаратовъ. Литературныя, публицистическія и апологетическія произведенія печаталъ подъ псевдонимомъ «Н. Коваленскій». Скончался 13 (26) октября 1965 г. въ г. Ла-Плата (Аргентина). Сочиненія: «Записки безбожника: Апологическій этюдъ». (Джорданвилль, 1946), «Отецъ Александръ» (Джорданвилль, 1948), «Культура души и культура духа» (Буэносъ Айресъ, 1965) и др.

Сочиненія Б. Н. Компанейскаго

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Б. Н. Компанейскій († 1965 г.)
Критика маркизма-ленинизма.

Марксизмъ-ленинизмъ можно критиковать съ двухъ діаметрально противоположныхъ точекъ зренія. Можно разсматривать его какъ нѣкоторую научную теорію, и программу компартіи, какъ программу послѣдователей этой теоріи, стремящихся практически осуществить новую экономическую систему, проводимую для того, чтобы освободить человѣчество отъ гнета капитализма.

Можно также разсматривать ученіе Маркса-Ленина не по «вывѣскамъ» лозунговъ, провозглашаемыхъ имъ, но по дѣламъ послѣдователей этого ученія — коммунистовъ, проводящихъ его въ жизнь. Дѣла эти показываютъ, что замена современной западной экономической системы коммунистическимъ государственнымъ капитализмомъ отнюдь не есть конечная цѣль программы компартіи, но лишь средство для того, чтобы «выжать» изъ рабочихъ, крестьянъ и вообще изъ каждого человѣка всѣ его силы, лишить свободы, превратить въ раба и отнять у него всякую возможность самостоятельно мыслить и даже чувствовать и желать. Все сказанное не есть еще конечная цѣль программы Маркса-Ленина. Она не пишется, а лишь узнается по дѣламъ. Этой конечной цѣлью является уничтоженіе христіанства и созданіе новой религіи поклонниковъ насилія, ненависти, лжи, предательства — скажемъ кратко — религіи сатаны; Этой конечной цѣли подчинены всѣ средства.

Съ этой точки зрѣнія программа компартіи и все «экономическое ученіе» Маркса-Ленина есть ничто иное, какъ вывѣска, лживая реклама, подъ которой скрывается все «наоборотъ», въ соотвѣтствіи съ «діалектикой», похищенной у Гегеля и переиначенной на свой образецъ. Коммунизмъ ставитъ своей цѣлью обезкровить человѣчество, ибо бѣсопоклонники считаютъ, что неимущаго легче чѣмъ обезпеченнаго человѣка сдѣлать своимъ рабомъ: слѣдовательно, коммунизмъ обѣщаетъ «сытую жизнь». Коммунизмъ есть рабство, слѣдовательно коммунисты провозглашаютъ «освобожденіе отъ цѣпей». Въ странѣ коммунизма люди не знаютъ, что значитъ радость свободнаго человѣка. Слѣдоватеьно, на всѣхъ плакатахъ изображаются смѣющіеся рабы.

Тѣ, кто придерживаются первой точки зрѣнія, анализируютъ ученіе Маркса-Ленина, по его «вывѣскамъ» — ищутъ историческіе корни марксизма, изучаютъ развитіе коммунистическихъ идей и т. д.

Дѣлая это, они совершаютъ опасное и вредное дѣло, такъ какъ или притворяются, что не знаютъ истинныхъ задачъ компартіи, или по наивности и непростительному легкомыслію, а можетъ быть и по другимъ причинамъ, изучаютъ фальшивыя монеты, считая ихъ полноцѣнными. Они, эти критики, ищуть «ошибки» въ мышленіи марксистовъ и въ дѣйствіяхъ компартіи, въ то время какъ на самомъ дѣлѣ, конечно, никакихъ «ошибокъ» нѣтъ, а есть только игра крапленными картами.

Наконецъ есть еще одна точка зрѣнія — ее защищаютъ обычно критики, настоящіе друзья коммунистовъ. Они критикуютъ коммунизмъ съ точки зрѣнія его «эволюціи» и перерожденія. Тайный смыслъ такого рода критики — показать, что коммунизма больше страшиться нечего — Церковь больше не преслѣдуется, офицеры Красной Арміи носятъ погоны и даже крестьянамъ дали клочки земли. Все хорошо.

Подобные «критики» считаютъ, что «полицейскій гнетъ» Сталинскато режима можно объяснить политическими причинами временнаго характера. Какъ будто бы небывалый до того въ исторіи человѣчества терроръ, который принесъ страданія и смертъ милліонамъ ни въ чемъ неповинныхъ людей, можно считать «временнымъ явленіемъ», а не порожденіемъ безчеловѣчной системы, направленной къ порабощенію людей.

Высказывается положеніе, что въ настоящее время коммунистическая система защищаетъ семью и бракъ. Не въ томъ ли видятъ эту защиту брака, что теперь гражданское бракосочетаніе вмѣсто простой записи въ ЗАГС, совершается въ спеціально для этого оборудованномъ «дворцѣ» и невѣсты надѣваютъ фату? Церковное же бракосочетаніе остается подъ такимъ же запретомъ, какъ и во времена до пресловутой «эволюціи» коммунизма.

Не въ томъ ли видятъ защиту семьи, что дѣтей, которыхъ родители воспитываютъ въ благочестіи и религіозномъ духѣ, отбираютъ отъ нихъ и отдаютъ въ дѣтскіе дома, а родителей подвергаютъ всевозможнымъ взысканіямъ и униженіямъ?

Считаютъ, что отрицаніе личной собственности смѣнилось у коммунистовъ ставкой на зажиточность крестьянъ. Какъ будто данный имъ во владѣніе клочокъ земли пріусадебнаго участка избавляеть ихъ отъ системы колхознаго обезличиванія, которая убиваетъ дѣйствительную производительность крестьянскаго труда.

Утверждають даже, что взамѣнъ христіанской морали коммунисты пытаются создать какую-то «общественную» нравственность. Очевидно она создается по мнѣнію подобныхъ «критиковъ» при содѣйствіи и подъ наблюденіемъ такихъ высоко-нравственныхъ органовъ какъ ГПУ и НКВД.

Въ дѣйствительности никакой эволюціи коммунистическаго строя не сущестуетъ. Свобода личности, самое драгоцѣнное достояніе человѣка въ его земной жизни, попирается при совѣтскомъ строѣ въ настоящее время такъ же какъ и раньше. Гоненіе на христіанство, принимая новыя формы становится сильнѣе и утонченнѣе съ каждымъ днемъ.

Научныя достиженія, о которыхъ съ такимъ паѳосомъ возглашаетъ на весь земной міръ совѣтское правительство, являются достиженіями творческаго духа русскаго народа, который стремится къ знанію и овладѣнію наукой независимо отъ политическаго строя или, вѣрнѣе говоря, несмотря на него. Поэтому достиженія эти въ области физико-математическихъ, техническихъ и прикладныхъ наукъ, которыми только и можно заниматься свободно при совѣтскомъ строѣ, очень высоки.

Что же касается общей культуры и области общественныхъ наукъ — философіи, психологіи, исторіи, политической экономіи, литературовѣдѣнія и пр. и даже біологическихъ наукъ, то вкорененіе неправильныхъ и извращенныхъ взглядовъ и давно изжитыхъ современной наукой теорій, нанесло имъ на долгое время непоправимый вредъ.

Такой же страшный и опустошительный ударъ нанесъ коммунистическій строй русскому искусству — литературѣ, поэзіи, живописи, музыкѣ и пр., такъ какъ истинное творчество не терпитъ принужденія.

Стремясь направить все на служеніе своему строю и на восхваленіе его, коммунисты безпощадно уничтожаютъ всѣхъ и вся, что носитъ на себѣ печать свободы и духовныхъ стремленій человѣка.

Этимъ они показываютъ свой истинный ликъ — прислужниковъ сатаны, врага человѣческаго рода, — ликъ антихристовъ.

Проф. Н. Коваленскій.              

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 212-214.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.