Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Свѣтлой памяти царственныхъ страстотерпцевъ (17 іюля 1918 г.).

Когда-то, въ древности, въ одномъ городѣ былъ такой обычай: если совершалось убійство, то всѣ жители города должны были подходить къ тѣлу убитаго и клятвенно свидѣтельствовать о томъ, что они не виновны ни прямо, ни косвенно въ содѣянномъ преступленіи.

Послѣ 4 (17) іюля 1918 года, дня убіенія Царской Семьи, всѣ русскіе люди призваны отвѣтить передъ тѣлами убитаго Помазанника Божія, Страстотерпца Государя, Его Супруги и Его Дѣтей — не виновны ли они прямо или косвенно, вольно или невольно, сознательно или безсознательно, словомъ, дѣломъ или помышленіемъ въ этомъ страшномъ злодѣяніи.

Весь русскій народъ отвѣтствененъ за этотъ величайшій грѣхъ: одни въ бóльшей степени, другіе — въ меньшей. Совершенно невинны лишь тѣ, кто до смерти оставался вѣрнымъ и соучаствовалъ въ страданіяхъ Царственныхъ мучениковъ во время ихъ Голгоѳы или въ теченіе послѣднихъ лѣтъ.

Русскій народъ — народъ Богоизбранный, народъ Богоносецъ, народъ, которому Господь нашъ Іисусъ Христосъ ввѣрилъ блюсти чистоту своей непорочной Невѣсты — истинной Церкви Православной. Кому больше дано, съ того больше и спросится. Ни съ одного народа въ мірѣ (кромѣ народа еще еврейскаго) не спросится такъ много, какъ съ народа русскаго.

Божественной кровью Спасителя искупленъ весь родъ человѣческій. Непремѣннымъ условіемъ спасенія является покаяніе и соучастіе человѣка въ жертвѣ за попранную Истину и Справедливость. Иными словами — спасеніе есть Богочеловѣческій процессъ, покупаемый неоцѣнимой Божественной Кровью Спасителя и радостно и любовно отданной кровью благодарнаго Ему человѣчества.

Высшій христіанскій подвигъ вѣнчается вѣнцомъ терновымъ. Безвинныя муки — вотъ имя этого подвига! Чистые сердцемъ идутъ на закланіе. Соучастіе въ страстяхъ Христовыхъ для спасенія грѣшнаго міра во имя любви ко всему міру — вотъ высшій подвигъ христіанина.

Страшные грѣхи сотворилъ народъ русскій. Безмѣрно паденіе Богоизбраннаго народа. Но гдѣ умножается грѣхъ, тамъ, по неизреченной милости Божіей, преизобилуетъ и Благодать! И благодатный народъ русскій, наряду съ безмѣрными грѣхами явилъ міру и безмѣрную святость.

Православное русское самодержавіе есть взаимоотвѣтственность Царя и народа. Грѣхи Царя могутъ быть искуплены народомъ. Такъ кровь святого митрополита Филиппа искупила грѣхи царя Іоанна Грознаго. Черезъ сто лѣтъ послѣ своей мученической кончины, митрополитъ Филиппъ молча всталъ своими святыми мощами на то самое мѣсто въ Успенскомъ соборѣ, откуда онъ исповѣднически обличилъ грѣхи царя Іоанна. А другой царь, Алексѣй Михайловичъ, положилъ на грудь Святителя челобитную грамоту и колѣнопреклоненно молилъ Святого проститъ Царя! Зная сущность христіанской святости, съ ее дыханіемъ всепрощающей Христовой любви, мы не можемъ сомнѣваться въ томъ, что митрополитъ Филиппъ простилъ царя Іоанна, и попранная Справедливость была возстановлена.

Но если грѣхи Царя могли быть искуплены страданіями народа, то и грѣхи народа могутъ быть искуплены страданіями Царя! Страшные грѣхи сотворилъ народъ русскій. Но православный русскій Царь-Государь Императоръ Николай 2-ой — своими страданіями искупилъ эти грѣхи.

Непомѣрно огромны были грѣхи падшаго Богоизбраннаго народа русскаго, но искупительная жертва оказалась еще больше: православный Русскій Царь-Страстотерпецъ, Помазанникъ Божій — отдалъ за народъ Свою царскую кровь, дѣтскую кровь своего Сына, кровь своей вѣрной Супруги и дѣвственно-чистую кровь всѣхъ своихъ Дочерей.

Искупленіе совершилось. Но, чтобы имѣть право омыть свои грѣхи этой кровью, человѣческой Царской и дѣтской кровью, дополненной къ неоцѣнимой и драгоцѣннѣйшей крови Богочеловѣка-Христа, необходимо покаяніе въ грѣхахъ передъ Богомъ, вмѣстѣ со смиреннымъ и терпѣливымъ признаніемъ справедливости ниспосланныхъ народу русскому каръ.

Убійство Царской Семьи, этотъ всенародный страшный грѣхъ, завершаетъ, вѣнчаетъ и символизируетъ всѣ русскіе грѣхи, совершенные со времени второго Крещенія Руси («Крещенія слезами» — всенароднаго покаянія передъ патріархами Гермогеномъ и Іовомъ во время первой смуты) — до послѣдней перманентно-окаянной революціи, попущенной Богомъ, какъ законное возмездіе народу русскому.

Нескончаемыя муки, страданія, пытки, кровь и слезы, въ которыхъ тонутъ сейчасъ всѣ русскіе люди, какъ въ отечествѣ, такъ и въ разсѣяніи по всему міру — суть плоды безмѣрныхъ народныхъ грѣховъ. Ихъ надо осознать и въ нихъ надо покаяться! И только тогда, послѣ религіозно-нравственнаго возрожденія — можно надѣяться на возрожденіе физическое. Надо не на словахъ, а на дѣлѣ доказать всему міру, что русскіе — не большевики, не предатели и не Пилаты.

Защищать теперь февральскую революцію и видѣть въ ней какую-то правду — это значитъ снова предавать народъ большевизму. Не защищать теперь идеи православной русской монархіи и молчать о ней — значитъ уподобляться Пилату, умывающему руки!

Если мы не поймемъ, не признаемъ, не преодолѣемъ этихъ коренныхъ грѣховъ народа русскаго, совершенныхъ въ теченіе длительнаго процесса историческаго періода отъ Декабристовъ до Октябристовъ, отъ Бѣлинскихъ и Чернышевскихъ до Лениныхъ и Сталиныхъ (ибо это не только личности, но и персонифицированныя идеи русской общественной мысли), то кровь Царя и Его семьи, вмѣстѣ съ кровью мучениковъ Православной Церкви во главѣ со св. патріархомъ Тихономъ, митрополитами Владиміромъ, Веніаминомъ, Петромъ, Кирилломъ и Іосифомъ, и вмѣстѣ съ кровью безчисленныхъ мучениковъ, за Вѣру, Царя и Отечество въ борьбѣ съ сатанинской властью животъ свой положившихъ — падетъ на всѣхъ насъ, русскихъ, и на дѣтей нашихъ, гдѣ бы мы ни находились — на Родинѣ или въ разсѣяніи по всему міру. Чистое дѣло надо дѣлать не только чистыми руками, но прежде всего съ чистымъ сердцемъ. Безъ пониманія своихъ грѣховъ и безъ покаянія въ нихъ — безсмысленна борьба за освобожденіе Россіи.

Просты и ясны слова Спасителя: «Безъ меня не можете творить ничего». Без помощи Божіей спасти Россію нельзя. Богъ всесиленъ и безконечно милостивъ. Онъ ждетъ только покаянія.

Будетъ всенародное покаяніе — будетъ и помощь всемогущей Божіей Любви и Справедливости. Не будетъ этого покаянія — Русскій народъ никогда не выйдетъ изъ этой окаянной смуты! Никакія организаціи оправдывающія Іудины и Пилатовы дѣянія враговъ Истинной Православной Русской Церкви и Православнаго Русскаго Самодержавія, — не спасутъ Россію.

Русскій народъ, русскіе люди гибнутъ! Гибнутъ духовно, а потому и физически, ибо только при здоровомъ духѣ можетъ быть дѣйствительно здоровое тѣло.

Спасеніе можетъ быть общее и частное. Тѣхъ отдѣльныхъ русскихъ людей, которые искренне каются въ своихъ грѣхахъ и со смиреніемъ, кротостью и терпѣніемъ принимаютъ ниспосланныя Богомъ народу русскому кары, — Господь чудесно и таинственно спасаетъ и любовно покрываетъ Своимъ всепрощающимъ милосердіемъ. Онъ или беретъ ихъ къ Себѣ, посылая имъ тихую и безмятежную кончину, или находитъ имъ тихіе и скромные уголки жизни, давая возможность въ благодарной молитвѣ найти самое высшее, самое рѣдкое и самое благодатное — благодушевный покой и непоколебимую вѣру, растворяющую и просвѣтляющую всякую скорбь.

Дивное диво и чудное чудо представляетъ наша современная жизнь, и не видятъ этого только тѣ, кто никогда, ни на одно мгновеніе, не хотѣли поднять свое сердце «горѣ» и посмотрѣть на жизнь «умными», духовными очами.

Океанъ страданій — и въ немъ чудесные островки тихой радости, вѣры, надежды и любви. Океанъ тревогъ и страха — и въ немъ дивные маяки тихаго, невечерняго, неусыпающаго свѣта.

Но, увы! какъ мало людей, сподобившихся найти эти островки, уголки и маяки! Какъ ничтожно количество избравшихъ «благую часть»!

Огромныя же массы народа мятутся и трепещутъ и гибнутъ не столько отъ дѣйствительныхъ бѣдъ, сколько отъ «ожиданія грядущихъ бѣдствій».

Господи! Доколѣ?!

Отвѣтъ ясенъ и простъ: «До тѣхъ поръ, пока весь народъ не покается».

Истина ясна и свѣтла, какъ солнце, проста и прекрасна, какъ дитя!

Она заключается въ томъ, что русскій народъ гибнетъ въ пучинѣ своихъ грѣховъ, глубочайшимъ, послѣднимь, предѣльнымъ смраднѣйшимъ и богопротивнѣйшимъ изъ которыхъ является изувѣрское убіеніе Помазанника Божія и Его Семьи.

Спасеніе Россіи возможно только черезъ покаяніе и только съ помощию Божіей, а не «своею собственной рукой»!

Истинная Православная Русская Церковь уже давно, кротко и непрестанно, призываетъ къ такому покаянію. Но иниціатива его должна принадлежать самому народу. Идея Православнаго Русскаго Самодержавія, идея Православія, Самодержавія и Народности, идея борьбы за Вѣру, Царя и Отечество, идея организаціи борьбы прежде всего за духовное освобожденіе Россіи, — въ настоящее страшное и лукавое время является единственной идеей, вокругъ которой организованно могутъ объединиться всѣ истинно православные русскіе люди, понимающіе безмѣрность грѣховъ всего народа русскаго, признающіе божественную справедливость возмездія за нихъ, чающіе всенароднаго покаянія, какъ единственно-реальную возможность духовнаго, а съ нимъ и Государственнаго оздоровленія Россіи, и, главное, ничего для себя лично не желающіе, а готовые на полное самоотверженіе и на самопожертвованіе во имя любви во Xристѣ къ своей Родинѣ — Россіи.

Православные русскіе люди! Объединяйтесь, ибо въ единеніи сила! Организуйтесь, ибо борьба требуетъ организованности. Но помните заветъ Христа: «безъ Меня не можете творить ничего»! Спрашивайте вашихъ руководителей — со Христомъ они — или противъ Христа? Безъ Христа — значитъ противъ Христа!

А если со Христомъ, — то значитъ и съ Его Непорочной Невѣстой — Православной Церковью. А это, въ свою очередь, означаетъ — что руководители ваши должны просить на свое дѣло благословеніе Церкви.

Но и церквей теперь много! Какъ отличить истинную отъ «лукавствующей»?

Очень просто. Та Православная Церковь, которая никогда, ни въ какой степени, ни при какихъ обстоятельствахъ, ни на іоту не солидаризировалась съ тѣми, кто былъ палачемъ Царской Семьи и вѣрнаго Ему народа, — та, и только та Церковь можетъ быть названа Непорочной Христовой Невѣстой.

Ни лже-патріархи Сергій и Алексій, ни тѣ, кто имъ кланяется и ихъ благодаритъ, — не могутъ быть признаны «голосомъ Церкви». Нужно чистое имя, къ которому можно обратиться за благословеніемъ на святое дѣло.

Имя Преподобнаго Сергія Радонежскаго, — освятившаго дѣло Великаго Князя Дмитрія Донскаго.

Имя Святаго Патріарха Гермогена, — освятившаго дѣло Минина и Пожарскаго [1].

Имя Святителя Патріарха Тихона, — Посланіе котораго отъ 19 января 1918 г. ниже приводится.

И. М. [Андреевъ.]       

Примѣчаніе (— А. К.):
[1] Въ журналѣ «Стягъ» [Органъ свободной монархической жизни, №1 (Іюль-Августъ). Мюнхенъ, 1949, стр. 9] эта статья оканчивается иначе:

«...Минина и Пожарскаго.

Слава Богу, и у насъ, въ зарубежьи, есть нынѣ чистое и достойное имя. Оно еще теплится! Спѣшите, пока живъ носящій его.

Просите благословенія на установленіе Дня убіенія Царской Семьи — днемъ ежегоднаго всенароднаго покаянія — у Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви, Преосвященнѣйшаго Митрополита Анастасія.

Проф. И. А.»       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 263-266.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.