Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Свѣтлой памяти Великаго Святителя Митрополита Анастасія.

6 августа 1873 г., въ семьѣ скромнаго сельскаго священника Тамбовской губерніи Грибановскаго родился сынъ Александръ. Объ его дѣтcкихъ годахъ мы имѣемъ мало свѣдѣній. Но по плодамъ узнается доброе древо. А плодомъ домашняго воспитанія отрока Александра было непрестанное устремленіе его души на служеніе Православной Церкви и Родинѣ. Начальное образованіе онъ получилъ въ Духовномъ Училищѣ. Въ 1893 г. — окончилъ Тамбовскую Духовную Семинарію. Во время прохожденія курса въ Семинаріи онъ пережилъ чрезвычайно знаменательный духовный порывъ, о которомъ, незадолго до своей кончины, повѣдалъ нѣкоторымъ близкимъ ему людямъ. Вотъ какъ объ этомъ недавно сообщилъ Владыка Архіепископъ Никонъ въ своемъ Словѣ въ сороковой день кончины Митрополита Анастасія (см. «Православная Русь», № 13, 1/14 іюля 1965 г.).

«Когда ему (т. е. семинаристу Александру Грибановскому) исполнилось 15 лѣтъ отъ рожденія, онъ, отдаваясь своему юношескому порыву, рѣшилъ принести свою жизнь Богу, отказавшись даже отъ своего образованія, такъ какъ въ его сознаніи все, кромѣ вѣчности, было «суетой суетъ». Въ такомъ состояніи духа онъ прекратилъ свое ученіе въ Духовной Семинаріи, гдѣ онъ былъ первымъ ученикомъ въ классѣ и тѣмъ, конечно, вызвалъ живѣйшее безпокойство и своихъ родителей и преподавателей. Въ такомъ состояніи онъ пробылъ цѣлый годъ и послѣ своихъ уединенныхъ размышленій понялъ, что образованіе не только не будетъ препятствовать его служенію Богу, но и будетъ способствовать ему. Благочестивый юноша возвратился къ ученію, но уже какъ посвятившій себя въ своемъ сердцѣ служенію Богу».

По окончаніи Семинаріи, юноша Александръ Грибановскій, какъ одинъ изъ первыхъ учениковъ, былъ посланъ на казенный счетъ въ Московскую Духовную Академію, которую окончилъ блестяще въ 1897 г. Наставниками его были выдающіеся русскіе богословы. Ректоромъ Академіи былъ Архимандритъ Антоній Храповицкій, перешедшій черезъ три года Ректоромъ Казанской Духовной Академіи. Замѣстителемъ Архимандрита Антонія сталъ Архимандритъ Арсеній (впослѣдствіи знаменитый Митрополитъ Новгородскій). По окончаніи Академіи Александръ Грибановскій былъ оставленъ при ней и могъ приготовиться къ занятію профессорской каѳедры. Но, послѣ долгаго размышленія и молитвъ, онъ отвергъ соблазнъ ученой карьеры, и черезъ годъ — принялъ монашество съ именемъ Анастасія. Произошло это въ Тамбовскомъ Казанскомъ монастырѣ 20 апрѣля 1898 г. А черезъ три дня, 23 апрѣля, въ день Великомученика Георгія Побѣдоносца, — кандидатъ Богословія Анастасій былъ рукоположенъ въ іеродіакона. Съ этого памятнаго дня началось священнослуженіе будущаго Митрополита Анастасія. Въ августѣ 1898 г. молодой инокъ былъ назначенъ помощникомъ инспектора Московской Духовной Академіи. Въ 1900 г. іеромонахъ Анастасій, распоряженіемъ Митрополита Владиміра былъ поставленъ инспекторомъ Виѳанской Духовной Семинаріи, а еще черезъ годъ, въ 1901 г. — Ректоромъ Московской Духовной Семинаріи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. Въ 1906 году онъ посвящается въ архіереи и становится Епископомъ Серпуховскимъ, викаріемъ Московской епархіи. Хиротонію совершалъ самъ Митрополитъ Владиміръ съ сонмомъ архипастырей въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ. При нареченіи его во епископа, Владыка Анастасій произнесъ свою замѣчательную пророческую рѣчь, въ которой намѣтилъ себѣ программу всей жизни. Эту программу онъ выполнилъ. Нельзя удержаться, чтобы не процитировать нѣкоторыхъ мѣстъ изъ этой рѣчи, которая стала жизнью, нельзя удержаться, чтобы не показать этихъ словъ, которыя стали плотью.

Молодой 33-хъ лѣтній епископъ началъ свою рѣчь слѣдующими словами:

«Въ этотъ торжественный часъ, когда Господь призываетъ меня къ апостольскому служенію, я слышу Его повелительный голосъ: «Гряди по Мнѣ». И я мысленно иду по стопамъ Пастыреначальника... Христосъ исполняетъ всякую правду, и ты, посланникъ и послѣдователь Христовъ, долженъ исполнить все, что повелѣваетъ тебѣ долгъ твоего званія. Ты долженъ исполнить всякую правду, какая только начертана въ Евангеліи и уставахъ церковныхъ. Ты не долженъ освобождать себя отъ подчиненія закону, даже если бы ты былъ самъ былъ законодателемъ. Я вижу, какъ воплощенное Слово Божіе благовѣствуетъ всѣмъ Евангеліе Царства Божія, ублажаетъ смиренныхъ, обличаетъ лицемѣрныхъ и гордыхъ, пылаетъ огнемъ ревности на осквернителей святыни... И ты, пріемлющій жребій апостола, пророка и учителя, будь вѣрнымъ служителемъ Слова, день и ночь со слезами поучая твою паству. Будь мудрымъ и мужественнымъ служителемъ Истины, хотя бы имѣлъ противъ себя цѣлый міръ... Не зри на лица и не угождай духу вѣка сего, который будетъ обѣщать тебѣ земныя выгоды. Если обретешь смиренную добродѣтель, возвышай ее и поставляй на свѣщницѣ, да свѣтитъ всѣмъ. Если же увидишь ложь и лицемѣріе, — разоблачай ихъ предъ всѣми, хотя бы они были облечены въ порфиру и виссонъ... Обнимай всѣхъ, какъ крыльями, своимъ любящимъ сердцемъ: погибшее взыщи, крѣпкое снабди; изнемогагощаго въ вѣрѣ возьми на свои рамена и вдохни въ него часть твоего духа. Зажигая свѣтъ въ другихъ, ты будешь сгорать самъ; но ты былъ бы недостоинъ названія первосвященника, если не приносилъ бы себя въ жертву за люди твоя... Стоя на верху горы, ты слишкомъ будешь замѣтнымъ для всѣхъ и станешь камнемъ преткновенія для многихъ. Ты будешь терпѣть не только отъ враговъ, но и отъ друзей и сродниковъ, не только отъ невѣрующихъ и свободомыслящихъ, но и отъ людей, ревнующихъ о Церкви, но не по разуму. Одни, называя тебя «учителемъ благимъ», будутъ обращаться къ тебѣ съ пытливыми вопросами, дабы уловить тебя въ словѣ, другіе будутъ тщательно наблюдать за твоими поступками, дабы изъ нихъ извлечь противъ тебя обвиненіе... Чѣмъ неподвижнѣе ты будешь стоять, тѣмъ яростнѣе будутъ возставать на тебя зависть и злоба; она не остановится ни передъ какою клеветою; она не поколеблется обвинить тебя въ томъ, что ты возмущаешь народъ и противишься кесарю и найдетъ своихъ понтійскихъ пилатовъ, чтобы предать тебя на позоръ и смерть... Да, время гоненій для служителей Церкви не миновало, а теперь, быть можетъ, наступаютъ такіе дни, когда мы снова «увидимъ обиды, угрозы, разграбленія и описанія имѣній», «храмы, обагренные кровью и изъ храмовъ содѣлавшіеся кладбищами, и даже, быть можетъ, всенародное закланіе пресвитеровъ и епископовъ», какое видѣлъ нѣкогда св. Григорій Богословъ... И для тебя, такимъ образомъ, настанетъ своя Геѳсиманская ночь... И тебя повлекутъ на беззаконныя судилища, и тебѣ придется вынести насмѣшки толпы, которая, быть можетъ еще вчера рукоплескала тебѣ, измѣну и предательство друзей и, наконецъ, позоръ и одиночество самого креста, когда всѣ покинутъ тебя, и когда само небо, быть можетъ, закроется надъ тобой. Таковъ путь истиннаго Христова пастырства. Ты видишь теперь, какъ тяжелъ и тернистъ онъ, какъ опасенъ онъ теперь, когда волны со всѣхъ сторонъ обуреваютъ Церковь, и когда въ ней самой начинаются пагубныя раздѣленія, грозящія разорвать нешвенный хитонъ Христовъ... Да, я знаю и чувствую всю тяжесть этого бремени и исповѣдуюсь предъ всѣми, что не могу снести его, если Самъ Великій Пастыреначальникъ не понесетъ его вмѣстѣ со мною... Прежде чѣмъ сдѣлать меня участникомъ благодати епископства умолите небеснато Первосвященника, да очиститъ меня отъ всякія скверны плоти и духа, а наипаче отъ всякаго самонадѣянія и самопревозношенія, и да уготовитъ во мнѣ сосудъ, достойный для пріятія Духа»...

Владыка Анастасій всегда имѣлъ большую склонность къ научной богословской работѣ и имѣлъ всѣ данные, чтобы выдвинуться какъ замѣчательный ученый богословъ, но по монашескому послушанію пошелъ по другой дорогѣ. Однако онъ всю жизнь остался почитателемъ честной науки и другомъ честныхъ ученыхъ. Собирая ихъ вокругъ себя, гдѣ бы онъ ни былъ, до самаго послѣдняго времени (въ Мюнхенѣ и, наконецъ, въ Нью Іоркѣ), Владыка любилъ отдыхать въ бесѣдахъ съ ними, обнаруживая исключительную свою начитанность и эрудицію въ многихъ областяхъ научнаго и философскаго знанія. Высоко цѣнилъ Владыка и истинное искусство, особенно художественную литературу и поэзію. Двѣ его небольшихъ книжки о Пушкинѣ заслужили ему славу одного изъ самыхъ крупнѣйшихъ пушкинистовъ. Но самымъ любимыъ русскимъ поэтомъ, по его личному признанію, съ юности до конца жизни, — былъ Лермонтовъ. А самое его любимое стихотвореніе Лермонтова — было «Ангелъ». И на одномъ изъ съѣздовъ молодежи въ Америкѣ, В-ка заявилъ: «Если бы Лермонтовъ написалъ только одно свое стихотвореніе «Ангелъ» — онъ заслуживалъ бы безсмертія». Поэтому, если мы прочитаемъ это стихотвореніе медленно и внимательно, вникая въ каждое слово, и при чтеніи будемъ все время мысленно быть съ Владыкой, какъ бы читая съ нимъ вмѣстѣ, — то намъ станетъ понятной его исключительно высокая субъективная оцѣнка указаннаго стиха. Никакими другими словами, какъ бы глубоки и правильны они ни были, невозможно описать лучше душу Владыки Анастасія, чѣмъ этими лермонтовскими словами. Воистину, именно такой душой, какая описана Лермонтовымъ, — была душа Владыки.

Въ Москвѣ, въ то время когда началъ тамъ свою дѣятельность (викаріемъ Митрополита Владиміра) молодой епископъ Анастасій, еще живы были замѣчательныя традиціи Московскаго Митрополита Филарета (умершаго въ 1867 г.), который пробылъ во славу Русской Церкви на Московской каѳедрѣ 46 лѣтъ. Владыка Анастасій былъ ревностнымъ почитателемъ Митрополита Филарета и ставилъ себѣ въ образецъ жизнь и дѣятельность этого великаго первоіерарха: безупречную личную жизнь, строгій аскетизмъ, любовь къ наукѣ, изумительное трудолюбіе, безграничное терпѣніе, знаніе быта и жизни духовенства и другія качества его личности. Но даръ проповѣдничества Владыка Анастасій получилъ едва ли не большій, чѣмъ его Высокій Учитель.

Среди шумной столицы Владыка Анастасій жилъ какъ въ пустынѣ, аскетической жизнью, строго соблюдая всѣ посты и не зная усталости въ частыхъ богослуженіяхъ. Будучи Московскимъ викаріемъ, епископъ Анастасій руководилъ въ Москвѣ широкой благотворительной и церковно-просвѣтительной дѣятельностью, сотрудничая съ Великой Княгиней Елизаветой Ѳеодоровной (впослѣдствіи святой мученицей, убіенной въ 1918 г. въ Алапаевскѣ).

Въ годъ объявленія войны (1914 г.) епископъ Анастасій былъ переведенъ на Холмскую каѳедру, что было знакомъ высокаго къ нему довѣрія. Во время войны городъ Холмъ оказался вблизи фронта и епископъ Анастасій часто и безстрашно сталъ отправляться къ передовымъ позиціямъ, вдохновляя войска на бранный подвигъ. Политика Германіи и Австріи были всегда враждебна Россіи и другимъ славянскимъ народамъ и Владыка Анастасій постоянно обличалъ безуміе и коварство этой политики, защищая истинные интересы Россіи и Славянства.

24 октября 1914 г. объѣзжая фронтъ, городъ Холмъ посѣтилъ Государь Императоръ Николай 2-й. Его принялъ епископъ Анастасій въ своемъ Каѳедральномъ Соборѣ и привѣтствовалъ рѣчью, въ которой, со всей силой убѣдительности и съ паѳосомъ горячей любви къ Россіи и ея вѣрнымъ сынамъ, ярко изобразилъ передъ Государемъ подвиги русскихъ солдатъ. За свои труды, въ 1915 г. епископъ Анастасій былъ награжденъ чрезвычайно рѣдкой для духовенства наградой — орденомъ Св. Благовѣрнаго и Великаго Князя Александра Невскаго «съ мечами».

Въ декабрѣ 1915 г., когда вся Холмская епархія оказалась занятой врагами, епископъ Анастасій былъ переведенъ въ г. Кишиневъ и замѣстилъ тамъ архіепископа Платона (впослѣдствіи Сѣв. Америк. митрополита). Въ 1916 году епископъ Анастасій былъ возведенъ въ санъ архіепископа.

Наступилъ 1917 г. Русское Общество было охвачено революціоннымъ угаромъ Февраля, но Архіепископъ Анастасій сразу распозналъ антихристовъ ликъ революціи и вступилъ на исповѣдническій путь борьбы.

15 августа 1917 г. открылся Московскій Соборъ. Прибылъ туда изъ Кишинева и Владыка Анастасій. Предсѣдателемъ Собора, по должности Московскаго Митрополита, былъ Митрополитъ Тихонъ. Почетнымъ Предсѣдателемъ — Первоіерархъ Русской Православной Церкви — Кіевскій Митрополитъ Владиміръ. Архіепископу Анастасію, какъ бывшему долголѣтнему Московскому викарію, была поручена организационная сторона Собора.

31 октября 1917 г. было установлено Патріаршество. Черезъ нѣкоторое время, изъ трехъ кандидатовъ, по жребію, былъ выбранъ Патріархомъ Владыка Митрополитъ Тихонъ. Предсѣдателемъ комиссіи по устройству свѣтлаго торжества интронизаціи Патріарха былъ назначенъ архіепископъ Анастасій. (Между прочимь, при голосованіи кандидатовъ въ Патріархи, при наличіи цѣлаго ряда маститыхъ іерарховъ, молодой архіепископъ Анастасій оказался на шестомъ мѣстѣ, получивъ 77 голосовъ изъ 309, т. е. — 25%).

Послѣ возстановленія Патріаршества Владыка Анастасій вошелъ въ составъ Священнаго Сѵнода при Патріархѣ.

Въ послѣдніе годы своей жизни Владыка Анастасій оказался послѣднимъ единственнымъ оставшимся въ живыхъ членомъ Патріаршаго Сѵнода, избраннаго Всероссійскимъ Соборомъ 1917 г., т. е. послѣднимъ представителемъ безспорно законной Церковной власти въ Россіи. Въ качествѣ такового, не говоря уже объ его личныхъ достоинствахъ, голосъ Владыки Анастасія можетъ и долженъ считаться наиболѣе вѣскимъ и авторитетнымъ во всѣхъ вопросахъ законнаго, согласнаго со святыми канонами, управленія Русской Церковью, какъ на родинѣ такъ и заграницей.

Послѣ Собора Архіепископъ Антоній (Храповицкій) былъ избранъ Кіевскимъ Митрополитомъ. Его паства просила указать достойнѣйшаго преемника на оставленную имъ Харьковскую епархію. Митрополитъ Антоній указалъ Архіепископа Кишиневскаго Анастасія. Паства его тотчасъ избрала, но послѣдующія событія помѣшали осуществить это избраніе. Вся Бессарабія, составлявшая Кишеневскую епархію, была присоединена къ Румыніи. Началась румынизація русскаго населенія. Владыка Анастасій не соблазнился возможностью остаться въ Румыніи, а предпочелъ принять крестъ изгнанія. Онъ отбылъ заграницу, въ Константинополь. Здѣсь Архіепископъ Анастасій вошелъ въ составъ Высшаго Церковнаго Управленія, образовавшагося подъ предсѣдательствомъ Митрополита Антонія для окормленія русской эмиграціи. Съ 1919 по 1921 гг. онъ состоялъ Управляющимъ Церковными общинами Константинопольскаго округа. Въ 1921 г. онъ отбылъ въ Іерусалимъ. Во главѣ Іерусалимской Церкви въ то время стоялъ другъ Россіи Патріархъ Даміанъ. Изъ-за войны въ Іерусалимской Церкви возникло іерархическое разстройство (съ патріархомъ не осталось ни одного архіерея). Владыка Анастасій помогъ Патріарху Даміану рукоположить новыхъ архіереевъ и возстановить въ Іерусалимѣ правильное іерархическое управленіе. Возвратившись изъ Іерусалима въ Константинополь, Владыка Анастасій принялъ горячее участіе въ дѣлахъ Константинопольской Церкви. Въ Константинополѣ начался «Всеправославный Конгрессъ», на который представителемъ Русской Зарубежной Церкви былъ посланъ Архіепископъ Анастасій. Владыка категорически выступилъ противъ предполагавшихся реформъ, которыя сводились къ ослабленію каноническихъ строгостей (разрѣшеніе второбрачія духовенства и т. п.). Вскорѣ послѣ этого Конгрессъ (который предполагалось обратить во Вселенскій Соборъ) — распался. Въ 1924 году Архіерейскій Соборъ высказалъ свое мнѣніе, что онъ «считаетъ созывъ Вселенскаго Собора въ настоящее время неблаговременнымъ, ввиду происходящаго въ Совѣтской Россіи гоненія на Церковь и неподготовленности Помѣстныхъ Церквей къ созыву Вселенскаго Собора». Въ это время Глава Русской Зарубежной Церкви, Митрополитъ Антоній, убѣдившись въ катастрофическомъ положеніи Руской Православной Миссіи въ Іерусалимѣ, поручилъ высшее наблюденіе за этой Миссіей Архіепископу Анастасію. Одиннадцать лѣтъ Владыка Анастасій руководилъ работой Миссіи, не только сохранивъ и укрѣпивъ ее, но и обезпечивъ ее процвѣтаніе.

Дивна судьба Владыки Анастасія. Дѣтство и отрочество его протекало въ атмосферѣ тихихъ молитвъ въ семьѣ сельскаго священника. Потомъ — годы обширнаго систематическаго духовнаго образованія — въ Духовномъ Училищѣ, Духовной Семинаріи и Духовной Академіи, затѣмъ монашество и архіерейское служеніе. 21 годъ живетъ онъ среди величайшихъ русскихъ московскихъ святынь: Св. Троице-Сергіевской Лавры, Успенскаго Собора, Храма Христа Спасителя, Собора Василія Блаженнаго, Кремлевскихъ Соборовъ, Чудова монастыря и другихъ монастырей московскихъ, Воскресенскаго монастыря («Новаго Іерусалима») вблизи Москвы и другихъ старинныхъ церквей въ окрестностяхъ Москвы. И, наконецъ, 11 лѣтъ онъ проводитъ на Святой Землѣ, въ Іерусалимѣ. Постоянное длительное соприкосновеніе съ величайшими христіанскими святынями наложило на Владыку Анастасія особый отпечатокъ — отблескъ святости.

Въ 1936 г. скончался Предсѣдатель Сѵнода Русской Заграничной Соборной Церкви Митрополитъ Антоній и его замѣстителемъ на этотъ высокій постъ былъ выбранъ (предъизбранный самимъ Митрополитомъ Антоніемъ) — Митрополитъ Анастасій.

Въ своемъ благодарственномъ Словѣ по поводу своего избранія Митрополитъ Анастасій сказалъ: «Если всегда власть является крестомъ, то крестъ этотъ дѣлается сугубымъ нынѣ, когда зарубежный корабль церковный надо проводить между многими камнями...»

Владыка Анастасій былъ возведенъ въ санъ митрополита еще при жизни Митрополита Антонія и болѣе чѣмъ за годъ до его кончины фактически принялъ на себя руководство Зарубежной Церковью. Первымъ дѣломъ Митрополита Анастасія была переорганизаія Русской Зарубежной Церкви въ связи съ новыми потребностями заграничной жизни русской эмиграціи. Было издано Временное Положеніе о Русской Православной Церкви, по которому она раздѣлялась на четыре (позднѣе на пять) митрополичьихъ округа: Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Сѣверо-Американскій, Западно-Европейскій и Средне-Европейскій. Митрополитомъ Анастасіемъ были приняты всѣ мѣры для изжитія Зарубежной Церковной Смуты и сліянія всей зарубежной Церкви въ единую церковную организацію, что было одно время почти достигнуто, за исключеніемъ епархіи Митрополита Евлогія, который остался въ юрисдикціи Константинопольскаго Патріарха.

Для укрѣпленія Зарубежной Церкви въ 1938 г. былъ созванъ 2-й Всезарубежный Соборъ, съ участіемъ клира и мірянъ. Замѣчательнымъ памятникомъ этого Собора остались «Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей» (745 стр.). При Архіерейскомъ Сѵнодѣ былъ учрежденъ Ученый Комитеть и было издано Положеніе о немъ.

Въ 1935 г. въ Бѣлградѣ Митрополитъ Анастасій издалъ свою замѣчательную книгу — «Бесѣды съ собственнымъ сердцемъ». Въ Предисловіи къ этой книгѣ Владыка писалъ такъ: «Это то, что я думалъ и чувствовалъ, чему научилъ меня жизненный опытъ, что, по сродству мыслей и настроеній, я усвоилъ отъ другихъ людей и чѣмъ — дерзаю сказать — посѣщалъ меня Духъ, въ лучшія минуты моей жизни; эта книга — частица самого меня»... Заканчивается эта книга анализомъ «страшнаго, загадочнаго и мрачнаго лика Революціи». Другая замѣчательная книга Митрополита Анастасія — «Мысли о пастырствѣ» — предствляетъ собою плоды 50-лѣтняго Пастырскаго опыта.

Во время 2-й міровой войны Владыка Анастасій остался на своемъ тяжкомъ и трудномъ посту въ Югославіи. Наступила нѣмецкая оккупація. Въ Сербской Патріархіи произведенъ былъ разгромъ, были осквернены святыни, святымъ мѵромъ солдаты мазали сапоги. Гестапо произвело обыскъ въ покояхъ Митрополита Анастасія и изъяло дѣлопроизводство Сѵнода.

Самому Владыкѣ Анастасію нѣмцы предложили выпустить спеціальное Воззваніе къ Русскому народу съ предложеніемъ содѣйствовать нѣмецкой арміи, будто бы идущей крестовымъ походомъ для освобожденія Россіи отъ большевиковъ. Предложеніе это было подкрѣплено угрозой интернированія въ случаѣ его неисполненія. Тѣмъ не менѣе Владыка Анастасій отвергъ это предложеніе, указавъ, что при неясности для него нѣмецкой политики и полной невыясненности цѣлей, съ которыми нѣмцы идутъ въ Россію — онъ такого призыва сдѣлать не можетъ.

Обо всемъ дальнѣйшемъ поведеніи Владыки Анастасія въ періодъ нѣмецкой оккупаціи Югославіи, въ Лондонѣ, въ 1945 г., сдѣлалъ важное показаніе разнымъ церковно-общественнымъ кругамъ, русскимъ и иностраннымъ, Святѣйшій Гавріилъ, Патріархъ Сербскій. Онъ заявилъ, что Митрополитъ Анастасій съ великой мудростью и тактомъ держался при нѣмцахъ, былъ всегда лояльнымъ къ сербамъ, нѣсколько разъ подвергался обыскамъ и совершенно не пользовался довѣріемъ нѣмцевъ.

Къ концу войны, въ виду угрозы Совѣтской оккупаціи, когда лучшая частъ русской многострадальной эмиграціи вынуждена была вновь обречь себя на дальнѣйшее бѣженство, отбылъ съ нею и Владыка Анастасій, сначала въ Вѣну, затѣмъ въ Карлсбадъ и, наконецъ, послѣ окончанія войны, въ Мюнхенъ, который по волѣ Божьей оказался центромъ русской церковной и общественной жизни.

Въ это время разстроились сношенія Зарубежной Русской Церкви съ ея отдѣльными частями и враги Зарубежной Церкви стали разглашать со злорадствомъ, что она окончила свое существованіе. Не только враги, но и многіе дѣятельные іерархи самой Зарубежной Церкви, въ ужасѣ передъ надвигавшимися страшными событіями торжества зла, — поколебались, утратили твердость духа, измѣнили Родной Церкви и перешли въ другіе юрисдикціи. Но твердъ и непоколебимъ, готовый одинъ до смерти стоять за истинную Церковь Христову, — былъ Первоіерархъ Русской Зарубежной Церкви Митрополитъ Анастасій, въ непрерывной и смиренной молитвѣ за Церковь и Родину подвизавшійся въ тишинѣ и тайнѣ своей «духовной горницы». И Господь внялъ его неотступной смиренной мольбѣ и явнымъ чудомъ помогъ возстановить и воодушевить бывшую почти при смерти Русскую Зарубежную Церковь.

Такъ какъ изъ Мюнхена возстановить связь Сѵнода со всѣми частями Церкви по всему міру было невозможно, то Митрополитъ Анастасій добился разрѣшенія на поѣздку въ Швейцарію, откуда, изъ Женевы, въ короткій срокъ наладивъ письменное общеніе со всѣми странами міра, онъ возстановилъ съ помощью Божьей всю организацію Русской Соборной Зарубежной Церкви.

Закончивъ эту колоссальную работу, Владыка Анастасій, къ Пасхѣ 1946 г. возвратился въ Мюнхенъ и приступилъ къ исключительно тяжелой и необычайно отвѣтственной работѣ руководства всей Зарубежной Русской Церковью въ новыхъ условіяхъ послѣвоенной жизни.

Въ день св. Великомученика Георгія Побѣдоносца, 23 апрѣля 1946 года, въ Мюнхенѣ, Владыка Анастасій собираетъ Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви (15 архіереевъ), отъ котораго начинается новый славный этапъ ея подвижнической жизни. На этомъ Соборѣ было вынесено историческое ясное рѣшеніе вопроса объ отношеніи къ Совѣтской Церкви: «Высшее Церковное Управленіе въ Россіи, въ лицѣ нынѣшняго Главы Русской Церкви Патріарха Алексія, неоднократно уже обращалось къ зарубежнымъ епископамъ съ увѣщаніемъ войти въ каноническое подчиненіе Патріархіи, но повинуясь велѣніямъ своей пастырской совѣсти, мы не находимъ для себя нравственно возможнымъ пойти навстрѣчу этимъ призывамъ до тѣхъ поръ, пока Высшая Церковная власть въ Россіи находится въ противоестественномъ союзѣ съ безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ея Божественой природѣ истинной свободы».

Въ краткой статьѣ совершенно невозможно дать полное описаніе и достойную оцѣнку всей безгранично широкой дѣятельности покойнаго Митрополита Анастасія. Но нельзя умолчать о томъ, что сдѣлалъ Владыка за послѣвоенные годы для многихъ десятковъ тысячъ бѣженцевъ (Ди-Пи). По своей исключительной скромности Владыка Анастасій тщательно скрывалъ свою работу, а потому многіе совершенно не знаютъ объ этой, быть можетъ, самой славной страницѣ его жизни. Своими святыми молитвами, своимъ нравственнымъ авторитетомъ, передъ которымъ преклонялись даже противники Зарубежной Церкви (напр. митрополитъ Владиміръ, протопресвитеръ Ломако, проф. Карташевъ и др.), своими Посланіями во всѣ міровыя Учрежденія и ко всѣмъ лицамъ, имѣвшимъ міровой авторитетъ, право и власть, — писалъ Владыка въ защиту многострадальной русской эмиграціи. Одновременно онъ утѣшалъ всѣхъ скорбящихъ и унывающихъ, посѣщая съ великой святыней Зарубежья — Чудотворной иконой Курской Божьей Матери многочисленные лагеря Ди-Пи. Безпристрастная исторія въ свое время скажетъ свое правдивое слово и объ этой сторонѣ дѣятельности Митрополита Анастасія — этого великаго «печальника Русскаго Зарубежья».

Въ 1948 г. исполнилось 50 лѣтъ пастырской дѣятельности Владыки Анастасія. Самъ Владыка категорически отклонилъ и запретилъ чествованіе этого юбилея. Неумолимо строгій и суровый къ себѣ втеченіе всей своей жизни и дѣятельности показавшій поразительные примѣры личной скромности и глубочайшаго смиренія, — не могъ поступить иначе. Архіерейскій Соборъ, въ ознаменованіе библейски оправданнаго 50-лѣтняго юбилея, единогласно просилъ Владыку принять титулъ «Блаженнѣйшаго», каковой носилъ его славный предшественникъ Митрополитъ Антоній. Однако Митрополитъ Анастасій отвергъ это предложеніе Собора. Такъ же скромно прошелъ и 60-лѣтній юбилей Пастырскаго служенія Владыки въ 1958 году. Только трехъ лѣтъ не дожилъ Владыка Анастасій до 70-дѣтняго юбилея его безмѣрно-богатаго пастырскаго служенія. И только за годъ до своей блаженной кончины, на 92-мъ году своей подвижнической жизни, уходя на покой и передавъ свой жезлъ правленія своему духовному наслѣднику — Митрополиту Филарету, онъ былъ морально вынужденъ принять, наконецъ, титулъ «Блаженнѣйшаго». (Митрополить Анастасій скончался 9 мая ст. ст. 1965 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ подъ алтаремъ, въ склепѣ, рядомъ съ архіеп. Тихономъ, въ Свято-Троицкомъ монастырѣ (Джорданвиллъ, Нью-Іоркъ, США).

Взглядъ человѣка — зеркало его души. Это зеркало души Митрополита Анастасія хорошо знали и помнятъ тѣ, кто имѣлъ радость и счастье часто его видѣть и бесѣдовать. Обычно Владыка держалъ свои очи долу или полузакрытыми. И только иногда, какъ лучъ солнца въ облачную погоду, бросалъ онъ взглядъ на собесѣдника. Эти взгляды всегда были выразительны и значительны. Иногда въ нихъ свѣтилась тихая печаль и грусть, трогательное сочувствіе и пониманіе, необычайно осторожная внимательность къ чужой душѣ; иногда — глубокая сосредоточенность въ себѣ, скорбь и душевная боль (это — только къ близкимъ духовно); порой въ нихъ можно было замѣтить внимательную вѣжливость, при обиліи душевной сдержанности и полной духовной замкнутости (это — къ чужимъ по духу); временами взглядъ его сопровождался тонкой нѣжной и скромной улыбкой, и, наконецъ, изрѣдка взглядъ его лучистыхъ, широко и радостно раскрытыхъ глазъ, напоенныхъ до дна пасхальной любовью, вливался прямо въ душу собесѣдника, освѣщая, согрѣвая и радостворя ее нездѣшнимъ свѣтомъ и тепломъ.

Стоя у подножія огромной горы — невозможно увидѣть, понять и оцѣнить все ее величіе и красоту. Для этого необходимо отойти отъ нея на опредѣленное разстояніе.

Такъ и великаго человѣка невозможно понять и оцѣнить современникамъ. Огромное историческое значеніе личности и дѣятельности великаго русскаго православнаго святителя — Митрополита Анастасія — станетъ вполнѣ яснымъ только въ глубокой перспективѣ времени.

Мы же, его современники, должны горячо благодарить Господа, что сподобилъ насъ жить и общаться съ такимъ великимъ праведникомъ на нашей грѣшной землѣ.

И. А.       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 309-318.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.