Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
Московская Патріархія и Русская Зарубежная Церковь.
(Докладъ, сдѣланный 3/16 ноября 1969 года въ Сѵнодальномъ домѣ въ г. Нью Іоркѣ.)

По древнему толкованію священныхъ каноновъ православный Патріархъ для воинствующей Церкви, для народа Божьяго, изображаетъ собою Самого Христа, невидимо среди насъ пребывающаго. Патріархъ является отображеніемъ божественной славы и любви, средоточіемъ духовной жизни своего народа. Христіанская государственная власть должна обезпечить Патріарху возможность осуществленія своего призваніе на благо народа, и служеніе его должно протекать въ духѣ и истинѣ.

Въ исторіи Русской Православной Церкви, начиная отъ перваго ея главы Митрополита Кіевскаго Михаила, причисленнаго къ лику святыхъ, почти всегда ея Первосвятители стояли на высотѣ своего высокаго призванія. Въ Русской Церкви первосвятителями были сначала Кіевскіе митрополиты, потомъ Московскіе, а въ 1589 г. было установлено патріаршество, но этимъ не было внесено существенное измѣненіе въ церковномъ управленіи: главѣ Церкви, до того времени носившему титулъ митрополита, былъ предоставленъ титулъ патріарха наравнѣ съ древними восточными патріархами, но его положеніе въ Церкви ни въ чемъ не измѣнилось. Въ 1721 г. въ управленіи Русской Православной Церкви произошло существенное измѣненіе — единоличный глава Церкви, патріархъ, ранѣе митрополитъ, былъ замѣненъ коллегіей подъ наименованіемъ Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ подъ контролемъ мірского лица — оберъ-прокурора. Но Русская Православная Церковь, хотя и была стѣснена этимъ, но продолжала находиться подъ защитой государства и подъ покровительствомъ православнаго Царя. Такое положеніе продолжалось 200 лѣтъ и лишь въ 1917 году, послѣ происшедшей революціи, было возстановлено въ Россіи Патріаршество и на Всероссійскій Патріаршій Престолъ былъ избранъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, которому сразу же пришлось стать передъ лицомъ безбожной большевицкой революціи. Совѣтская власть поставила передъ собой главныя цѣли — поработить русскій народъ, уничтожить въ немъ религію и распространить безбожный коммунизмъ на весь міръ.

Когда вполнѣ опредѣлился кровавый и безбожный ликъ коммунистической власти, Патріархъ Тихонъ по долгу своего служенія 19 января 1918 г. анаѳематствовалъ совѣтскую власть, извѣстивъ объ этомъ посланіемъ Русскую Православную Церковь. Это анаѳематствованіе сохраняется въ силѣ и по сей день и не потеряетъ ее пока будетъ существовать безбожная совѣтская власть. Въ теченіе своей дальнѣйшей страдальческой жизни, до самой своей кончины, послѣдовавшей 25 марта / 7 апрѣля 1925 года, Святѣйшему Патріарху Тихону пришлось отстаивать Русскую Православную Церковь не только отъ безбожной совѣтской власти, но и отъ различныхъ устраиваемыхъ этой властью провокаціонныхъ церковныхъ организацій въ видѣ «Живой Церкви», «Обновленческой Церкви» и подобныхъ имъ группъ, поощряемыхъ совѣтской властью. Въ страдальческой жизни Патріарха Тихона въ этотъ періодъ времени многое, какъ напримѣръ его указъ о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей, его завѣщаніе и другіе акты, опубликованные отъ его имени, не могутъ быть признаны выраженіемъ его свободной воли. Во всякомъ случаѣ, Патріархъ Тихонъ былъ страдальцемъ отъ угнетавшей его совѣтской власти, и самая его кончина остается загадочной, былъ ли онъ отравленъ агентами совѣтской власти или скончался отъ тѣхъ терзаній, которыя ему доставляли эти агенты во главѣ съ совѣтскимъ спеціалистомъ по церковнымъ дѣламъ Тучковымъ, предъявляя ему волновавшія и неисполнимыя для него требованія. Послѣ кончины Патріарха Тихона неугодные совѣтской власти іерархи были совѣтской властью отправлены изъ Москвы въ ссылки, а нѣкоторые изъ нихъ замучены или разстрѣляны, и во главѣ Русской Православной Церкви оказался Нижегородскій Митрополитъ Сергій, съ которымъ совѣтская власть нашла общій языкъ. Надо при этомъ замѣтить, что въ самомъ началѣ своего существованія а именно 23 января / 8 февраля 1918 года Совѣтомъ Народныхъ Комиссаровъ былъ изданъ декретъ объ «Отдѣленіи Церкви отъ государства и школы отъ Церкви». Этотъ декретъ, какъ и все законодательство совѣтской власти, построенъ на лжи. Если бы на самомъ дѣлѣ Церковь была отдѣлена отъ совѣтскаго государства, то этому государству не было бы никакого дѣла до Церкви, которой должна была бы быть предоставлена полная свобода, какъ, напримѣръ, это есть въ Соединенныхъ Штатахъ Америки. На самомъ же дѣлѣ совѣтскій декретъ имѣетъ своей цѣлью — порабощеніе Церкви съ цѣлью полнаго ея уничтоженія. Церковь была лишена всего своего имущества, коммунистическое государство поощряло избіеніе духовенства, разрушеніе храмовъ, оскверненіе святынь и вело антирелигіозную пропаганду. Въ то же время совѣтская власть поставила подъ полный свой контроль дѣятельность высшаго духовенства. Среди высшаго духовенства нашлись наряду съ исповѣдниками и мучениками къ прискорбію іерархи во главѣ съ Нижегородскимъ Митрополитомъ Сергіемъ, которые надѣялись найти возможность какого то соглашенія съ совѣтской властью для существованія Церкви. 16/29 іюля 1927 г. глава Высшаго Церковнаго Управленія Митрополитъ Сергій и вмѣстѣ съ нимъ члены Временнаго Патріаршаго Священнаго Сѵнода, очевидно по предварительному соглашенію съ совѣтской властью, издали декларацію въ видѣ посланія къ пастырямъ и паствѣ о достигнутомъ соглашеніи съ цѣлью «поставить нашу Православную Русскую Церковь въ правильныя отношенія съ Совѣтскимъ Правительствомъ и тѣмъ дать Церкви возможность вполнѣ законнаго и мирнаго существованія». Выражая лояльность къ совѣтской власти, въ этомъ посланіи было сказано: «мы, церковные дѣятели, не съ врагами нашего совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ нашимъ народомъ и съ нашимъ правительствомъ... Мы хотимъ быть православными и въ тоже время признавать Совѣтскій Союзъ нашей гражданской родиной, радости и успѣхи которой — наши радости и успѣхи, а неудачи — наши неудачи. Всякій ударъ, направленный въ Союзъ, будь то война, бойкотъ, какое-нибудь общественное бѣдствіе, или просто убійство изъ-за угла, подобно Варшавскому (убійство Воровскаго) сознаются нами, какъ ударъ, направленный въ насъ... Оставаясь православными, мы помнимъ свой долгъ быть гражданами Союза не только изъ-за страха, но и по совѣсти, какъ учитъ насъ Апостолъ (Рим. XVII, 5)». Эта декларація, несмотря на лежащую въ ея основѣ, казалось бы, добрую цѣль найти возможность существованія Церкви въ безбожномъ государствѣ, — вполнѣ анти-евангельская и анти-христіанская, такъ какъ она требуетъ отъ Церкви — лжи.

Какъ справедливо было указано въ Окружномъ Посланіи Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей отъ 28 августа / 9 сентября 1927 года, Посланіе митрополита Сергія преслѣдуетъ недостижимую цѣль — установить неслыханный и неестественный союзъ между безбожной властью и Святой Православной Церковью. Скажемъ словами Апостола: какое общеніе праведности съ беззаконіемъ? что общаго у свѣта съ тьмой? какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ? (2 Кор. 6, 14-15). Радости совѣтской власти — оскудѣніе вѣры и благочестія, умноженіе беззаконія, развращеніе людей, разрушеніе Церкви, страданіе вѣрныхъ чадъ Божіихъ, пролитіе крови праведныхъ, насажденіе на землѣ царства діавола. Можетъ ли это быть радостью для Церкви, какъ вопрошаетъ посланіе нашего Архіерейскаго Собора?... Когда-то до революціи, Митрополитъ Сергій былъ близкимъ другомъ нашего Митрополита Антонія и вотъ теперь, послѣ этой деклараціи, въ отвѣтъ на вскорѣ послѣдовавшее требованіе Митрополита Сергія, предъявленное къ заграничному духовенству о выраженіи имъ лояльности къ совѣтской власти, Митрополитъ Антоній послалъ Митрополиту Сергію письмо въ которомъ писалъ. «Умоляю васъ, какъ бывшаго ученика и друга своего, освободитесь отъ этого соблазна, отрекитесь во всеуслышаніе отъ всей той лжи, которую вложили въ Ваши уста Тучковъ и другіе враги Церкви, не остановитесь передъ вѣроятными мученіями. Если сподобитесь мученическаго вѣнца, то Церковь земная и Церковь небесная сольются въ прославленіи Вашего мужества и укрѣпившаго Васъ Господа, а если останетесь на томъ пространномъ пути, ведущемъ въ погибель (Матѳ. 7, 13), на которомъ стоите нынѣ, то онъ безславно приведетъ Васъ на дно адово, а Церковь до конца своего земного существованія не забудетъ Вашего предательства. Объ этомъ я мыслю всегда, когда взираю на подаренную мнѣ Вами 20 лѣтъ тому назадъ панагію Владимірской Божіей Матери съ выдавленной надписью: «Дорогому учителю и другу». Дальнѣйшія слова этой надписи отмѣчены Вами такъ: «Дадите намъ отъ елея Вашего, ибо свѣтильницы наши угасаютъ» (Матѳ. 25, 3). Вотъ мы и предлагаемъ Вамъ спасительный елей вѣры и вѣрности Св. Церкви, не отвергайте же его, а возсоединитесь съ нею, какъ въ 1922 г., когда Вы торжественно заявили Патріарху Тихону свое раскаяніе въ бывшемъ колебаніи Вашей вѣрности».

Отвѣта на это письмо отъ Митрополита Сергія не послѣдовало. Декларація Митрополита Сергія вызвала глубокое потрясеніе въ Русской Православной Церкви. Хотя Русская Церковь въ это время и была гонимой, но изъ 77 тысячъ храмовъ, существовавшихъ въ Россіи до революціи, громадное большинство продолжало существовать. Со всѣхъ концовъ земли раздались голоса протестовъ іерарховъ, священниковъ и мірянъ. Іерархи говорили: «Молчать мы можемъ, но говорить неправду не можемъ», таковы были слова Митрополита Петра. Наиболѣе горячіе протесты были написаны — епископомъ Викторомъ Вятскимъ, Архіепископомъ Пахоміемъ Черниговскимъ и его викаріемъ епископомъ Дамаскинымъ Глуховскимъ, митрополитомъ Кирилломъ Тамбовскимъ, Митрополитомъ Іосифомъ Ленинградскимъ, епископомъ Димитріемъ Гдовскимъ, епископомъ Серафимомъ Угличскимъ. Епископъ Дамаскинъ въ своемъ посланіи писалъ: «Одно изъ двухъ, или Церковь дѣйствительно непорочная и чистая невѣста Христова, Царство Истины, и тогда истина — это воздухъ, безъ котораго мы, ея члены, не можемъ дышать, или же она, какъ и весь міръ, лежащій во злѣ, живетъ во лжи и ложью, и тогда все ложь, ложь каждое слово, каждая молитва, каждое таинство». Цѣлый рядъ іерарховъ, во главѣ съ митрополитомъ Агаѳангеломъ и Митрополитомъ Іосифомъ Петроградскимъ, Соловецкими узниками и другими, отказались отъ каноническаго общенія съ Митрополитомъ Сергіемъ, и тогда Церковь раздѣлилась на Сергіанъ и Іосифлянъ, причемъ послѣдніе подверглись жесточайшему гоненію со стороны НКВД и уцѣлѣвшіе ея исповѣдники ушли въ катакомбы. Недавно, черезъ 40 лѣтъ послѣ изданія Деклараціи, журналъ Московской Патріархіи сообщалъ, что Московской Патріархіи удалось справиться съ Іосифлянскимъ расколомъ. Однако, и теперь, до самаго послѣдняго времени, появляются въ совѣтской Россіи члены истинно Православной Церкви, принадлежность къ которой квалифицируется совѣтской властью, какъ тягчайшее преступленіе.

Совѣтская власть широко использовала декларацію Митрополита Сергія и превратила высшую церковную власть въ Москвѣ въ свое пропагандное учрежденіе, состоящее подъ строгимъ контролемъ совѣтской власти, для чего было создано ею спеціальное учрежденіе, получившее впослѣдствіи наименованіе «Совѣта по дѣламъ Русской Православной Церкви при Совѣтѣ Министровъ СССР», теперь возглавляемое нѣкимъ коммунистомъ Куроѣдовымъ. Послѣ изданія деклараціи Митрополитъ Сергій былъ совершенно безсиленъ для защиты Церкви. Виднѣйшіе русскіе архіереи во главѣ съ митрополитомъ Петромъ, Арсеніемъ, Кирилломъ, Агаѳангеломъ, архіереи и священники, заключенные въ Соловкахъ, продолжали оставаться въ ссылкѣ и тамъ скончались или были замучены, а нѣкоторые изъ нихъ и разстрѣляны, въ Москвѣ былъ разрушенъ храмъ Христа Спасителя, Иверская часовня, Чудовъ монастырь и было намѣчено къ сносу 120 церквей въ Москвѣ; продолжалъ осуществляться планъ совѣтской власти къ полному уничтоженію Православной Церкви въ Россіи, продолжались разстрѣлы духовенства, собраннаго въ особыхъ лагеряхъ. Вотъ, напримѣръ, одна изъ характерныхъ радіопередачъ въ Москвѣ въ 1929 году: «Сообщаю вамъ, товарищи, торжественную радость. Въ Хабаровскѣ вывели въ расходъ 72 долгогривныхъ. Одинъ долгогривный былъ шесть лѣтъ въ тюрьмѣ, морили его такъ, что и собака издохла бы, а онъ все-таки оставался, пришлось потратить на него лишнюю пулю». Митрополитъ Сергій при всемъ этомъ не только долженъ былъ молчать, но и дѣятельно служить совѣтской власти. Вскорѣ послѣ своей деклараціи онъ долженъ былъ заявить иностраннымъ корреспондентамъ въ спеціально созданной торжественной обстановкѣ — его заставили облачиться въ архіерейское облаченіе — о томъ, что въ совѣтской Россіи никогда не было религіозныхъ гоненій, а были преслѣдованія духовенства за политическія преступленія... Нисколько не помогло Церкви въ тѣ страшные годы, что она ничего не предпринимала къ ниспроверженію коммунистическаго строя, никого не призывала къ оружію противъ безбожной власти и повиновалась всѣмъ распоряженіямъ совѣтской власти, съ точки зрѣнія которой Церковь должна была быть уничтоженной и систематически уничтожалась. Митр. Сергій оставался молчаливымъ зрителемъ всего Сталинскаго террора. Къ 1941 году Русская Православная Церковь находилась въ тягчайшемъ положеніи. Но вотъ наступила вторая міровая война. Красная армія терпѣла жестокія пораженія, совѣтская власть находилась на краю гибели и Сталинъ бросился за помощью къ Церкви. Съ разрѣшенія или по требованія совѣтской власти Митрополитъ Сергій сталъ энергично звать русскій народъ защищать свою православную вѣру и національность отъ нашествія фашистовъ. Онъ во время войны выпустилъ 23 посланія на эту тему, въ томъ числѣ и къ краснымъ партизанамъ. Въ этомъ посланіи онъ между прочимъ писалъ: «у русскихъ людей, у всѣхъ, кому дорога отчизна, сейчасъ одна цѣль — во что бы то ни стало одолѣть врага. У истиннаго патріота не дрогнетъ рука для истребленія фашистскихъ захватчиковъ. Сердце христіанина для фашистскихъ звѣрей закрыто, оно источаетъ только уничтожающую смертоносную ненависть къ врагу...». Могъ ли такъ написать православный пастырь? И это пишетъ тотъ самый Митрополитъ Сергій, который въ своей деклараціи осудилъ убійство Воровскаго, убійцы русскаго Царя. Въ такихъ же тонахъ писали обращеніе къ народу нынѣшній Патріархъ Алексій, тогда Ленинградскій митрополитъ, и другіе іерархи ихъ единомышленники. Въ результатѣ по словамъ Патріарха Алексія «Московская Патрархія создала нравствениыя условія побѣды, которыя въ значительной мѣрѣ измѣнили ходъ военныхъ событій». Видя, что Московская Патріархія оказываетъ совѣтской власти столь цѣнныя услуги, совѣтская власть въ 1943 году провозглашаетъ митрополита Сергія патріархомъ, а послѣ его кончины, при чемъ обстоятельства его кончины неизвѣстны, въ 1945 году провозглашаетъ Патріархомъ Алексія въ присутствіи свезенныхъ совѣтской властью восточныхъ патріарховъ, пораженныхъ блескомъ побѣды совѣтской Россіи надъ Германіей. Однако, для того, чтобы Патріархъ не былъ бы ни въ какой степени опаснымъ для совѣтской власти, онъ подчиняется такъ называемому «Совѣту по дѣламъ Русской Православной Церкви при Совѣтѣ Министровъ», въ дѣйствительности отдѣленію НКВД, и въ самое положеніе о Патріархѣ вносятся существенныя измѣненія сравнительно съ каноническими правилами, опредѣляющими положеніе Патріарха, какъ первоіерарха Церкви. Московскій Патрархъ имѣетъ печать и штампъ, зарегистрированные совѣтской властью. Въ этомъ отношеніи онъ становится на одинъ уровень со всѣмъ духовенствомъ, подлежащимъ совѣтской регистраціи... Отказъ совѣтской власти въ регистраціи, какъ и любого священника, лишаетъ возможности какой бы то ни было дѣятельности. Патріархъ не подотчетенъ никакому церковному учрежденію, ни Патріаршему Сѵноду, ни Собору Архіереевъ, предсѣдателемъ и какъ бы избранникомъ которыхъ онъ является, онъ не отвѣтственъ передъ этими органами высшей церковной власти. По отношенію къ епископамъ совѣтскій Патріархъ является не первымъ среди равныхъ, а ихъ начальникомъ. Патріархъ своимъ единоличнымъ указомъ назначаетъ епископовъ, награждаетъ и переводитъ. Такимъ образомъ сѵнодъ и соборъ епископовъ являются только декораціей церковнаго управленія. На самомъ дѣлѣ патріархъ подчиненъ только совѣтской власти черезъ уполномоченнаго ею коммуниста, стоящаго во главѣ такъ называемаго «Совѣта по дѣламъ Русской Православной Церкви при Совѣтѣ Министровъ», каковымъ въ настоящее время является нѣкій коммунистъ Куроѣдовъ, а передъ нимъ былъ Карповъ, который куда-то исчезъ: онъ, повидимому, не могъ удержать роста русскихъ церквей.

При такомъ избраніи и положеніи Московскаго Патріарха, какъ извѣстно, Русская Зарубежная Церковь, возглавляемая тогда приснопамятнымъ Митрополитомъ Анастасіемъ рѣшительно отказалась признать законность избранія патріарха и отказалась отъ подчиненія ему. Митрополитъ Анастасій въ своемъ посланіи, послѣдовавшемъ въ отвѣтъ на посланіе Патріарха Алексія, вскорѣ послѣ его избранія съ призывомъ къ Зарубежной Церкви возсоединиться съ Московской Патріархіей, рѣшительно отъ этого отказываясь, писалъ:

«Въ угоду совѣтской власти даже высшія и наиболѣе отвѣтственныя церковныя власти не стыдятся распространять повсюду завѣдомую направду. Ложь всегда гнусна и отвратительна. Блаженный Августинъ говоритъ, что, если бы весь міръ висѣлъ на волоскѣ и имъ бы была ложь, — онъ безъ сожалѣнія бы пресѣкъ эту тонкую нить, предпочитая, чтобы міръ погибъ, чѣмъ коснѣть въ направдѣ. Для служителей Церкви ложь является сугубымъ преступленіемъ. Если тотъ, кто признанъ быть вѣрнымъ служителемъ Христовымъ, сознателыю лжетъ передъ своей совѣстью, передъ людьми и Богомъ, то онъ поистинѣ становится повиннымъ въ грѣхѣ хулы на Духа Святаго, за который Христосъ Спаситель строго осудилъ фарисеевъ...».

Къ такому печальному въ духовномъ отношеніи положенію и пришла Московская Патріархія, отрицая гоненія на религію, которыхъ будто бы не было и нѣтъ въ совѣтской Россіи. Но еще болѣе ужасную ложь произнесъ Патріархъ Алексій 11 мая 1955 года на пятой Всесоюзной конференціи мира въ Москвѣ. Восхваливъ вселенскую миссію мира, Патріархъ сказалъ: «Русская Православная Церковь едина со всѣмъ нашимъ народомъ. Она всецѣло поддерживаетъ миролюбивую внѣшнюю политику нашего правительства, не потому, что, какъ говорятъ наши недруги, она якобы не свободна, а потому, что эта политика справедлива и соотвѣтствуетъ христіанскимъ идеаламъ. проповѣдуемымъ Церковью...».

Вотъ исходя изъ этой лжи Московская Патріархія усиленно и поддерживаетъ внѣшнюю политику совѣтской власти. Приведемъ нѣсколько примѣровъ. Въ 1953 году во время войны въ Кореѣ совѣтская пропаганда пустила ложь, будто бы американцы въ Корейской войнѣ прибѣгаютъ къ бактеріологической войнѣ, т.-е. пускаютъ среди корейцевъ микробы заразительныхъ болѣзней. Сейчасъ же Московскій Патріархъ поддерживаетъ эту ложь. «Русская Православная Церковь осудила агрессію въ Кореѣ и подняла свой голосъ въ защиту мира. А когда агрессоры стали примѣнять въ Кореѣ и въ Китаѣ бактеріологическое оружіе, отъ котораго пришелъ въ ужасъ весь міръ, Русская Православная Церковь выразила свой гнѣвный протестъ противъ этихъ звѣрствъ». Въ 1957 году, когда произошло возстаніе въ Венгріи, Патріархъ заявляетъ: «Темныя силы не дремлютъ и по сей день... Они развязали кровопролитіе въ Венгріи, дружественной намъ странѣ. Они и сейчасъ засылаютъ въ неугодныя имъ страны своихъ агентовъ, шпіоновъ и убійцъ...». Въ 1960 году во время конфликта въ Парижѣ Хрущева съ президентомъ Айзенхауеромъ — «Мы полностью, говоритъ Патріархъ, поддерживаемъ заявленіе Н. С. Хрущева въ Парижѣ о позорномъ поведеніи США въ отношеніи совѣтскаго союза. Я позволю себѣ выразить увѣренность въ томъ, что... руководители США осознаютъ всю безчестность своихъ поступковъ и сдѣлаютъ возможнымъ въ свое время это совѣщаніе на высшемъ уровнѣ». Въ 1960 году, когда Хрущевъ своимъ грязнымъ сапогомъ стучалъ въ ООН — «Я всецѣло одобряю усилія Правительства моей страны и лично Предсѣдателя Совѣта Министровъ Н. С. Хрущева... которыя съ необычайной силой, неотразимой логикой и глубокой заботой о жизни и процвѣтаніи человѣчества изложены на 15 сессіи Генеральной Ассамблеи ООН. Самъ Богъ мира да освятитъ во всей полнотѣ всѣхъ людей, сѣющихъ сѣмена добра и правды (1 Ѳес. 5, 23)». И такъ каждый разъ, когда возникаетъ какое-либо международное событіе или осложненіе, Московскій Патріархъ выступаетъ въ защиту своего коммунистическаго правительства. Онъ очень обезпокоенъ соглашеніемъ Европейскихъ государствъ для самозащиты отъ нашествія большевиковъ, вооруженіемъ западной Германіи. Онъ одобряетъ совѣтскую интервенцію въ Чехію для подавленія тѣхъ проблесковъ свободы, которые обнаружились въ этой странѣ. Онъ безпокоится о судьбѣ греческихъ коммунистовъ, притѣсняемыхъ греческимъ правительствомъ. Онъ озабоченъ вопросомъ о скорѣйшемъ выводѣ американскихъ войскъ изъ Вьетнама, чтобы дать возможность большевикамъ поработить эту страну и распространить свою власть на всю Азію. Единственно, о чемъ молчитъ Московскій Патріархъ: о рабскомъ положеніи русскаго народа подъ пятой безбожной власти, о неумолкающей антирелигіозной пропагандѣ въ Совѣтскомъ Союзѣ, о воспрещеніи тамъ распространять Св. Евангеліе и святыя иконы.

Московскій Патріархъ уже много лѣтъ прославляется совѣтской властью, какъ «выдающійся борецъ за миръ». На самомъ дѣлѣ эта борьба за миръ Московской Патріархіи есть позорное и постыдное соучастіе ея въ преступленіяхъ совѣтской власти, направленныхъ противъ свободныхъ пока еще народовъ міра. Въ 1967 году, а также въ іюлѣ мѣсяцѣ настоящаго года въ Троице-Сергіевской Лаврѣ въ теченіе четырехъ дней, яко бы по приглашенію Московскаго Патріарха, происходила конференція представителей всѣхъ религій въ СССР «за сотрудничество и миръ между народами». На эту конференцію пріѣхали изъ заграницы въ томъ числѣ и изъ Америки 122 религіозныхъ дѣятеля изъ 38 странъ. Открывая конференцію, Патріархъ Алексій сказалъ: «Жажда мира и братства свойственна людямъ отъ природы и нашъ религіозный долгъ, наше человѣческое сознаніе побуждаетъ насъ возгрѣвать эти врожденныя чувства и стремиться бороться со всѣмъ тѣмъ, что стоитъ на пути ихъ осуществленія въ повседневной жизни народовъ, со всѣмъ тѣмъ, что въ наши дни служитъ источникомъ международнаго напряженія, что создаетъ очень сложную обстановку въ мірѣ». Затѣмъ слово было предоставлено фактическому главѣ Московской Патріархіи В. А. Куроѣдову, который послѣ своей рѣчи огласилъ привѣтствіе такъ называемаго Предсѣдателя Совѣта Министровъ СССР А. Н. Косыгина. Являющійся первымъ лицомъ въ Московской Патріархіи послѣ Патріарха, Митрополитъ Никодимъ заявилъ: «Совсѣмъ недавно мы, вѣрующіе люди, услышали призывъ обращенный къ намъ со стороны международнаго совѣщанія представителей коммунистическихъ и рабочихъ партій, собравшихся въ Москвѣ, къ совмѣстнымъ дѣйствіямъ къ защитѣ и укрѣпленію мира. И мы заявляемъ о готовности объединить наши усилія съ усиліями нерелигіозныхъ братьевъ (новое опредѣленіе безбожныхъ коммунистовъ — «нерелигіозные братья» — точнѣе было бы сказать «наши братья въ сатанѣ») въ совмѣстномъ служеніи прочному и справедливому миру и сотрудничеству между всѣми народами земли». Этой религіозной конференціей были приняты, конечно, единогласно резолюціи по Вьетнаму, по европейской безопасности, по конфликту на Ближнемъ Востокѣ, по проблемамъ колоніализма, расизма, апартеида и по другимъ вопросамъ, само собой понятно въ полномъ согласіи съ политикой совѣтской власти. На этой конференціи участвовалъ и представитель Церкви Братьевъ изъ США д-ръ Рау, который заявилъ, что Московская конференція является какъ бы прелюдіей къ подготовкѣ въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1970 года всемірной конференціи религій въ г. Кіото въ Японіи. Не трудно видѣть въ связи съ тѣмъ, что теперь происходитъ во Вьетнамскомъ вопросѣ, какъ подготовляется распространеніе коммунизма во всей Азіи. И такое движеніе — міровое разбойничество — происходитъ при участіи и даже при покровительствѣ Московской Патріархіи. Какой ужасъ! Какой позоръ! Воистину, исполняются слова св. Апостола Павла — «Таковые лже-апостолы, лукавые дѣлатели, принимаютъ видъ Апостоловъ Христовыхъ. И неудивительно потому, что самъ сатана принимаетъ видъ Ангела Свѣта. А потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды: но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (2 Кор. 11, 13-15).

Мы не знаемъ тѣхъ взаимоотношеній, которыя фактически существуютъ между Московской Патріархіей и такъ называемымъ «Совѣтомъ по дѣламъ Русской Православной Церкви при Совѣтѣ Министровъ СССР». Можно предполагать, что интересы этихъ учрежденій совершенно противоположны. Въ совѣтской Россіи существуетъ нѣсколько тысячъ православныхъ храмовъ, въ которыхъ при большомъ числѣ вѣрующихъ совершаются богослуженія, забота о церковной жизни этихъ храмовъ составляетъ большую и трудную задачу Московской Патріархіи и врядъ ли Московскую Патріархію могутъ серьезно интересовать международные вопросы коммунистической политики — Корея, Вьетнамъ, греческіе коммунисты, Чехословакія и все то міровое коммунистическое движеніе, которымъ руководитъ коммунистическая власть, и Московская Патріархія несомнѣнно притянута къ участію въ преступленіяхъ совѣтской власти насильно, за это ей даютъ возможность какъ-то жить, существовать и какъ-то поддерживать церковную жизнь въ совѣтской Россіи, это плата за существованіе Московской Патріархіи въ коммунистическомъ государствѣ. Но все же преступленіе, добровольное или насильственное, остается преступленіемъ, ложь, добровольная или насильственная, остается ложью. Такой образъ дѣйствій церковной власти противорѣчитъ св. Евангелію и всей исторіи Церкви. Когда древнихъ мучениковъ заставляли бросать только щепотку ладана на языческій жертвенникъ, они отказывались и принимали за то смерть. Могутъ на это возразить, что іерарховъ Московской Патріархіи не заставляютъ отрекаться отъ Христа, они служеніе исполняютъ по церковнымъ правиламъ, а ихъ политическимъ заявленіямъ никто не вѣритъ и не придаетъ имъ никакого значенія, такъ какъ всѣ знаютъ, что они это дѣлаютъ по принужденію, ради церковной пользы. Не такъ, однако, повелѣваетъ Господь, Который сказалъ, что «Богъ есть духъ, и поклоняющіеся Ему должны поклоняться въ духѣ и истинѣ» (Іоан. 4, 23). И еще предупредилъ Господь, что въ день Своего пришествія Онъ скажетъ подобнымъ дѣятелямъ, дѣйствовавшимъ отъ Его имени: «говорю вамъ: не знаю васъ, откуда вы; отойдите отъ Меня всѣ дѣлатели неправды» (Лук. 14, 27). Такъ что истина обязательна для церковныхъ служителей и ложь въ ихъ устахъ не можетъ быть оправдана никакой церковной пользой.

Вотъ въ свѣтѣ такого положенія Московской Патріархіи и происходятъ всѣ ея выступленія противъ Русской Зарубежной Церкви. Отмѣтимъ нѣкоторыя изъ нихъ за послѣднее время. 26 декабря 1966 года Патріархъ Алексій далъ интервью совѣтской газетѣ «Голосъ Родины», разсылаемой въ эмиграціи, въ которомъ, осуждая «Карловацкій расколъ» т.-е. Русскую Зарубежную Церковь, сказалъ о насъ слѣдующее: «Въ изданіяхъ Карловацкаго раскола и въ нѣкоторыхъ органахъ эмигрантской прессы, помѣщается много матеріаловъ, направленныхъ противъ нашего Отечества. (Это уже вопіющая ложь — эмигрантская пресса пишетъ не противъ Отечества, а противъ коммунистической власти, поработившей Отечество, и это ради его освобожденія). Далѣе Патріархъ говоритъ: «такого характера клеветническія высказыванія оскорбительны для нашего народа и для нашихъ вѣрующихъ. Они основываются на грубыхъ вымыслахъ и исходятъ отъ злой воли людей, многіе изъ которыхъ считаютъ себя христіанами и даже церковными руководителями. Весь этотъ матеріалъ носитъ политическій характеръ и направленъ на причиненіе зла нашему Отечеству, дезинформируя тѣхъ, кто по тѣмъ или инымъ обстоятельствамъ проживаютъ за предѣлами нашей родины. Упоминаемая зарубежная пресса выступаетъ противъ Святой Русской Православной Церкви, любимой нашими вѣрующими и уважаемой всѣми Православными и инославными Церквами міра. Эта пресса не только оскорбляетъ религіозныя чувства нашихъ вѣрующихъ, но и приноситъ большой вредъ Православію и христіанству въ цѣломъ, ибо она сѣетъ вражду между людьми и, прибѣгая ко лжи, творитъ антихристіанское дѣло. Мы надѣемся, что тѣ изъ нашихъ соотечественниковъ зарубежомъ, которые все еще вѣрятъ этимъ клеветамъ, найдутъ въ себѣ силы прозрѣть и отступиться отъ подобныхъ злорѣчивыхъ духовныхъ руководителей. Мы вѣримъ, что правда побѣдитъ и истина восторжествуетъ». Такова жуткая «правда и истина» Московскаго Патріарха! Въ номерѣ 4-мъ Журнала Московской Патріархіи за 1969 г. извѣстный перебѣжчикъ къ большевикамъ изъ эмиграціи А. Каземъ Бекъ помѣстилъ статью «Прошлое и настоящее Парижскаго раскола». Въ этой статьѣ о Русской Зарубежной Церкви написано слѣдующее: «Это принявшій характеръ какой-то темной, безнадежной и мертвлящей озлобленности Карловацкій расколъ, второе поколѣніе котораго ведетъ его уже по пути отрыва отъ всего христіанства. Карловчане въ фантасмагорической гордынѣ своей все еще считаютъ себя «солью земли», чуть ли не единственными въ мірѣ христіанами, обзывая слугами сатаны Восточныхъ Патріарховъ и Папу римскаго за сношенія съ Русской Церковью» — это опять ложь, мы такъ не называемъ Восточныхъ Патріарховъ, а только скорбимъ о томъ, что Апостольскіе Патріаршіе Престолы омрачаютъ себя сношеніями съ Московской Патріархіей, служащей безбожной власти. Далѣе Каземъ Бекъ говоритъ: «Карловчане считаютъ себя истинно Русской Церковью, ни болѣе ни менѣе». Добавимъ отъ себя — да, считаемъ себя истинно Русской Церковью вмѣстѣ съ истинно Православной Церковью и ея служителями, гонимымы въ совѣтской Россіи безбожной властью.

Скажемъ мы еще. Слава Богу, что существуетъ Русская Зарубежная Церковь.

Она хотя отчасти искупаетъ тотъ позоръ, который кладетъ на служителей Русской Церкви теперешняя Московская Патріархія. Въ совѣтской Россіи происходятъ теперь явленія, которыхъ тамъ раньше не было. Все чаще и чаще доходятъ заграницу мужественные голоса русскихъ людей, обличающихъ совѣтскую власть и вотъ въ одномъ недавно опубликованномъ обращеніи къ совѣтской власти, подписанномъ группой мужественныхъ женщинъ, сказаны такія слова: «Мы, русскіе христіане, глубоко сожалѣемъ о томъ, что своихъ защитниковъ Русская Православная Церковь находитъ въ лицѣ мірянъ и рядовыхъ священниковъ, а не въ лицѣ епископата Русской Церкви, многіе представители которой являютъ собой безплодную смоковницу и находятся въ полицейскомъ подчиненіи у совѣта по дѣламъ религіи».

Приведенныя выступленія Московской Патріархіи противъ Русской Зарубежной Церкви совѣтская власть очевидно сочла недостаточными и 5 сентября текущаго года въ «Извѣстіяхъ», главномъ органѣ совѣтской власти, помѣщена статья подъ названіемъ «Не одними молитвами... (антисовѣтскіе происки церковной эмиграціи»). Въ этой статьѣ вспоминаются главныя событія Русской Зарубежной Церкви, конечно, въ совѣтскомъ освѣщеніи, поносится Архіепископъ Женевскій Антоній за разсылку въ совѣтской Россіи религіозной литературы, хотя и не объясняется, что въ этомъ плохого, почему антирелигіозную литературу можно распространять, а религіозную — нельзя при той свободѣ для религіи, которая будто бы существуетъ въ совѣтской Россіи по авторитетному удостовѣренію Московской Патріархіи. «Извѣстія» вспоминаютъ церковную и патріотическую дѣятельность Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія, память о которомъ очевидно живетъ въ Русской Православной Церкви, осуждаютъ нашъ Архіерейскій Сѵнодъ «и вспоминаютъ» Архіерейское Совѣщаніе въ Вѣнѣ, созванное въ 1943 году подъ покровительствомъ фашистскихъ властей, которое активизировало антисовѣтскую дѣятельность русскихъ эмигрантовъ. «Въ концѣ войны, говорятъ «Извѣстія», Митрополитъ Анастасій служилъ молебенъ «во здравіе» (молебны служатся, г.г. совѣтчики, не во здравіе, а о здравіи и спасеніи) власовцевъ, въ которыхъ онъ видѣлъ освободителей Россіи». Въ этомъ отношеніи «Извѣстія» правы. Митрополитъ Анастасій, такъ же, какъ и его великій предшественникъ, Митрополитъ Антоній, молились, какъ и теперь молится вся Русская Зарубежная Церковь, объ избавленіи Отечества отъ коммунистической власти. Мы молимся такъ: «Отечество наше отъ лютыхъ безбожниковъ и власти ихъ свободи. Вѣрныхъ рабовъ Твоихъ, въ скорби и печали день и ночь вопіющихъ къ Тебѣ, многомилостиве Боже, нашъ многоболѣзненный вопль услыши и изведи изъ истлѣнія животъ ихъ. Подаждь же миръ и тишину, любовь и утвержденіе и скорое примиреніе людямъ Твоимъ, ихже честною Твоею кровію искупилъ еси, но и отступившимъ отъ Тебѣ и Тебѣ неищущимъ явленъ буди во еже ни единому отъ нихъ погибнути, но всѣмъ имъ спастися и въ разумъ истины пріити, да вси въ согласномъ единомысліи и непрестанной любви прославятъ пречестное имя Твое, терпѣливодушне незлобиве Господи, во вѣки вѣковъ».

Приснопамятный Митрополитъ Анастасій, у котораго было высоко развито чувство долга и чувство отвѣтственности и который жилъ и служилъ въ духѣ и истинѣ, завѣщалъ намъ, его послушникамъ, и всей своей Зарубежной паствѣ, чтобы мы не имѣли никакого общенія съ представителями Московской Патріархіи, пока она служитъ безбожной власти, не только церковно-богослужебнаго, но и бытового, дабы и самимъ не втянуться въ то болото, исполненное крови, лжи и мерзости, изъ котораго состоитъ совѣтская власть.

Въ этомъ и состоитъ священное призваніе Русской Зарубежной Церкви: хранить истину, какъ повелѣлъ Господь, какъ свидѣтельствуютъ исповѣдники и одинъ изъ нихъ Архіепископъ Дамаскинь, звать русскую эмиграцію и русскій народъ къ духовному возрожденію и къ избавленію Россіи отъ безбожной коммунистической власти. Мы вѣримъ, что молитвы наши и многострадальнаго русскаго народа будутъ услышаны, и наступитъ желанный день, когда русскій народъ и русскіе воины свергнутъ нечестивую власть, и возстанетъ Святая Русь въ славѣ, величіи и красотѣ и прославитъ своихъ исповѣдниковъ, мучениковъ и защитннковъ, пріявшихъ мученическую кончину отъ безбожной власти.

Вотъ заключительныя слова Завѣщанія Митрополита Анастасія: «Дорогимъ моимъ братьямъ, сопастырямъ и сослужителямъ во Христѣ завѣщаю непоколебимо стоять на камнѣ святаго и спасительнаго Православія, свято хранить апостольское преданіе, блюсти братское единеніе, миръ и любовь между собою и оказывать тому, кому Богъ укажетъ быть послѣ меня, вести корабль Зарубежной Церкви, оказывать такое же довѣріе и творить такое же послушаніе взаимной любви, какое они всегда оказывали моему смиренію».

«Краеугольнымъ камнемъ для ихъ взаимныхъ отношеній да послужитъ 34 апостольское правило, гдѣ такъ глубоко и ясно выраженъ духъ соборнаго управленія въ Церкви».

«Что касается Московской Патріархіи и ея іерарховъ, то поскольку они находятся въ тѣсномъ, дѣятельномъ и доброжелательномъ союзѣ съ Совѣтской властью, открыто исповѣдающей свое полное безбожіе и стремленіе насадить атеизмъ во всемъ русскомъ народѣ, то съ ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна имѣть никакого каноническаго, молитвеннаго и даже простого бытового общенія, предоставляя въ то же время каждаго изъ нихъ окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви».

Завѣщаніе это было составлено Митрополитомъ Анастасіемъ въ 1957 году за восемь лѣтъ до его кончины.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 319-332.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.