Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Н. Р. Бобровъ († 1970 г.)
Открытое письмо православнымъ русскимъ людямъ [по поводу «автокефаліи» Американской митрополіи].

«Они вышли отъ насъ, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы съ нами; но они вышли, и чрезъ то открылось, что не всѣ наши» (1 Іоан. 2, 19).

Итакъ, порочный кругъ, наконецъ, сомкнулся. Многолѣтнія блужданія, многократныя колебанія, клятвы въ вѣрности, обманъ — въ предательствѣ, ложь, клевета и инсинуаціи — завершились естественнымъ концомъ — «духовной смертью», нагляднымъ превращеніемъ «американской митрополіи» въ «церковный трупъ».

«Затѣя съ полученіемъ «автокефаліи» имѣеть, т.-ск., — свою «историческую давность». Ее пытался осуществить, правда кустарнымъ способомъ, еще митрополитъ Платонъ. «2-го февраля 1927 года митр. Платонъ собралъ «священный сѵнодъ» изъ подвѣдомственныхъ ему епископовъ. Предсѣдателемъ его назначилъ сиро-араба Евфимія, еп. Бруклинскаго, которому предложено было составить конституцію «святой восточной православной каѳолической и апостольской церкви въ Сѣверной Америкѣ». Черезъ 6 мѣсяцевъ, 14 сентября, созванный Соборъ епископовъ ее одобрилъ и принялъ въ составѣ митр. Платона и пяти епископовъ: Евфимія, Ѳеофила, Амфилохія, Арсенія, и Алексія.

Затѣмъ она утверждена была гражданскимъ путемъ по законамъ штата Массачузеттса и 1 декабря объявлена.

19 декабря 1927 года отъ имени «Святѣйшаго Сѵнода Американской Православной Каѳолической Церкви» разослано было всѣмъ главамъ Помѣстныхъ Церквей увѣдомленіе объ основаніи въ Америкѣ новаго и юнѣйшаго члена семьи Православной Каѳолической церкви, — независимой, автономной и автокефальной Американской церкви. Учредители этой «автокефаліи» рѣшили объединить всѣ національныя православныя группы въ Америкѣ и организовать ихъ подъ своимъ главенствомъ. Чтобы легче и скорѣе достигнуть этого, новая американская церковь, съ одной стороны, лишаетъ національныхъ названій всѣхъ объединяемыхъ ею православныхъ церквей, а, съ другой стороны, вводитъ въ богослуженіе англійскій языкъ, какъ могучее средство для такого объединенія.

Для безпристрастія и доказательства интернаціональнаго характера новой церкви, Церковь дѣлается «чисто Православной», не русской.

Декларація объ этомъ гласитъ слѣдующее: «Принимая во вниманіе, что Русская Церковь теперь неспособна нести отвѣтственность за Православіе въ Америкѣ и должнымъ образомъ проявить свой авторитеть, по причинѣ патріаршаго хаоса въ Россіи, который можетъ продлиться неопредѣленное время... эта отвѣтственность за Православіе и за проявленіе сего авторитета Церкви въ Америкѣ, фактически остается теперь на насъ, какъ каноническихъ русскихъ епископахъ въ Америкѣ... Мы повелѣваемъ одному изъ нашихъ членовъ, архіеп. Евфимію Бруклинскому позаботиться о благоустройствѣ Американскаго православія въ собственномъ смыслѣ православнаго каѳолическаго народа, рожденнаго въ Америкѣ и главнымъ образомъ говорящаго по-англійски, или другихъ американскихъ жителей и народовъ, какой бы ни было національности, или лингвистической группы или происхожденія... тѣхъ, которые пожелають сами присоединиться къ автономной независимой Американской Православной Каѳолической Церкви... Уполномачиваемъ учредить, организовать, основать, возглавить, вести, контролировать и поддерживать опредѣленную, независимую и автономную вѣтвь Православной Каѳолической Церкви, которая да будетъ извѣстна, законно установлена и общепризнана, какъ святая, восточная, каѳолическая и апостольская Церковь въ Сѣверной Америкѣ».

Митр. Платонъ окончилъ свою затѣю вскорѣ, потому что она встрѣтила осужденіе отъ всѣхъ церквей, а первый предсѣдатель «сѵнода автокефальной американской церкви» Евфимій (Офіешъ), архіепископъ Бруклинскій, въ 1933 году женился и лишился сана. Спустя нѣсколько мѣсяцевъ не стало и возглавителя «автокефальнаго конфуза» — митр. Платонъ умеръ 7/20 апрѣля 1934 года, но «автокефализмъ» значительно пережилъ его. Всѣ эти годы, вплоть до года 1969-го, шла напряженная работа по изысканію иныхъ и любыхъ способовъ полученія завѣтной «автокефаліи». Подбирался соотвѣтствующій контингентъ активныхъ «работниковъ», которымъ любыя средства были пріемлемы для полученія «самовозглавленія». Основнымъ поставщикомъ такой безпринципной и антицерковной рабочей силы сталъ французскій Парижъ, точнѣе, парижскій питомникъ свободныхъ «богослововъ» — духовная «академія» — дѣтище небезизвѣстнаго учинителя церковнаго раскола митр. Евлогія.

Кто такой митр. Евлогій и какое благотворное вліяніе могъ оказывать онъ на питомцевъ созданнаго имъ «духовнаго» учебнаго заведенія въ Парижѣ? Не говоримъ уже о томъ, что, будучи монахомъ и носителемъ высокаго архіерейскаго сана, онъ сознательно творилъ церковное беззаконіе и увлекалъ за собой довѣрчивыхъ простофиль.

Не будетъ ли отвѣтомъ на этотъ вопросъ замѣтка, заимствованная нами изъ издававшагося въ Парижѣ журнала «Двуглавый Орелъ» № 20 за 1928 годъ.

«Новое о совѣтскомъ митрополитѣ Евлогіѣ».

«Въ Триэсэріи успѣшно подвизается совѣтскій народный судья, товарищъ Георгіевскій. Какъ извѣстно, совѣтская власть назначаетъ въ народные судьи исключительно провѣренныхъ партійцевъ-коммунистовъ. Этотъ товарищъ Георгіевскій — родной братъ заграничнаго совѣтскаго митрополита Евлогія. Братья ведутъ между собой оживленную переписку, и совѣтское ГПУ сему ни мало не препятствуетъ. Оно и понятно. Кстати, въ Италіи одно почтенное и заслуживающее довѣрія лицо было какъ-то въ гостяхъ у знакомаго кардинала. Разговоръ зашелъ объ евлогіанской смутѣ. Кардиналъ замѣтилъ, что поведеніе Евлогія его не удивляетъ, ибо отъ фран-масона можно всего ожидать. Русскій собесѣдникъ усумнился, чтобы православный архіерей могъ стать масономъ. Тогда кардиналъ приказалъ подать книгу съ секретнымъ спискомъ... масоновъ, и въ этомъ спискѣ, подъ № 3, оказался архіепископъ Евлогій, который, по свѣдѣніямъ католическихъ развѣдчиковъ, вступилъ въ масонскую ложу задолго до революціи — едва ли не въ бытность его членомъ 3-й Государствениой Думы. Примѣчательно, что секретный католическій списокъ былъ отнюдь не новый и, видимо, составленъ былъ еще въ то время, когда митрополитъ Евлогій пребывалъ въ Россіи. Силуяновъ».



Какъ теперь должно быть ясно для всѣхъ, въ томъ числѣ и для возглавителей русско-американской митрополіи, роковую роль для «духовной смерти» митрополіи сыгралъ Кливландскій Соборъ, точнѣе, незначительная числомъ, но активная и нарѣдкость единомышленная группа... «интеллигентныхъ» людей, перекочевавшихъ въ Америку изъ Парижа, которые въ руководствѣ церковными дѣлами нашли здѣсь, по выраженію соловчанина о. Михаила Польскаго, «точку приложенія своихъ силъ». «Тѣ-же», подчеркиваетъ о. Михаилъ, «кто «помогали» митр. Евлогію, стали здѣсь помогать митр. Ѳеофилу»... за отколъ митрополіи отъ Сѵнода Зарубежной Русской Церкви и за вхожденіе въ «юрисдикцію» совѣтской «патріархіи».

На стр. 122 большого и цѣннѣйшаго труда «Русская Православная Церковь въ Сѣверной Америкѣ» (Историческая справка. Джорданвилль 1955 года, 224 страницы) есть такія строчки:

«Но постепенно стала проявлятъся «работа» силъ разрушенія. Опредѣленная группа вела компанію противъ митрополита Анастасія. Важность разрыва съ «Карловцами» всячески старался доказать архимандритъ Іоаннъ (Шаховской), присутствовавшій на Соборѣ въ качествѣ «гостя», въ то время, какъ явствуетъ изъ той же «Исторической Справки», ни митрополитъ Ѳеофилъ, ни архіепископъ Леонтій (впослѣдствіи митрополитъ) «до самого начала Кливландскаго Собора не хотѣли прерывать связи съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ и не безъ тяжелой борьбы уступили потомъ просовѣтской стихіи Собора» (о. М. Польскій).

Въ большой статьѣ «Церковная и Личная Политика» (церковный журналъ «Православная Русь» № 13 за 1956 годъ), протопресвитеръ о. Михаилъ Польскій, говоря о «разрушительной» роли архимандрита Шаховского на Кливландскомъ Соборѣ, достаточно обоснованно отметаетъ всю ничтожность «доводовъ» архимандрита за разрывъ митрополіи съ Сѵнодомъ:

«Взявъ на себя эту миссію, еп. Іоаннъ (Шаховской) продолжаетъ ее до сего дня. Въ мартовскомъ номерѣ «Рус.-Ам. Правосл. Вѣст.»... онъ вспоминаетъ монархическое выступленіе перваго Церковнаго Собора въ Карловцахъ въ 1921 г... неясно намекаетъ на «всю германскую тяжелую эпопею и церковную политику Русскаго Зарубежнаго Сѵнода тамъ, но... нашелъ все же нужнымъ заявить "къ чести Владыки Митрополита Анастасія", что онъ отдѣлялъ себя отъ всякихъ теченій, чуждыхъ духу Церкви и что онъ, конечно, не былъ "гитлеровцемъ"»...

«Еп. Іоаннъ дѣлаетъ выводъ, что-де «справедливо русская просвѣщенная и вѣрующая интеллигенція Парижа…. отъ такихъ явленій и нецерковныхъ вліяній отмежевалась» и питаетъ «недовѣріе къ церковному центру», бывшему въ Сремскихъ Карловцахъ. «Не очевидно ли намъ теперь», констатируетъ о. Михаилъ, «что на таковое отмежеваніе эту интеллигенцію толкала своя, другая политика?... Неужели просовѣтская политика Кливландскаго Собора 1946 года, въ которой участвовалъ еп. Іоаннъ, была болѣе церковной, чѣмъ монархическая политика I-го Зарубежнаго Собора 1921 года?... И если рѣчь шла о личной «политикѣ митрополитовъ Антонія и Анастасія, то позволено говорить и о личной «политикѣ» еп. Іоанна, которая наврядъ-ли достойна этого серьезнаго названія, потому что она руководится принципомъ — быть на той сторонѣ, которая въ данный моментъ имѣетъ успѣхи...».

Что-же побудило архимандрита Шаховского въ прошломъ и заставляетъ епископа Шаховского въ настоящемъ такъ энергично выступать письменно и устно противъ Сѵнода Русской Православной Церкви Зарубежной, фактически не имѣя никакихъ для этихъ, чисто митинговыхъ, выступленій данныхъ, развѣ только фейерверкъ словъ и безсмысленность фразъ съ стремленіемъ не сказать... ни «да», ни «нѣтъ»?

Разрушительная антицерковная «дѣятельность» парижскаго митр. Евлогія и американскаго митр. Платона — понятны: объ этомъ уже много написано и документально доказано. Но... архимандритъ Шаховской — смѣшно же говорить о несбыточныхъ мечтахъ быть когда-нибудь ему въ лонѣ подлинной Православной Церкви… «самъ себѣ головой»?

«Вспомнимъ, что говорилъ о себѣ преп. Досиѳей, когда приходилъ ему помыслъ тщеславиться въ больничномъ послушаніи: «ты хорошо дѣлаешь постель, но хорошій ли ты монахъ». Ты съ претензіей «ораторъ», но какой ты руководитель Церкви? «Когда слѣпой ведетъ слѣпого, то оба упадутъ въ яму (Матѳ. 15, 14). А слѣпота налицо... И яма для «американской церкви» оказалась налицо, ибо «лоно» Московской Патріархіи... совсѣмъ не «лоно Авраама», а адъ насилія и неправды».

Край завѣсы, за которой скрывается эта «разгадка», пріоткрываетъ узникъ совѣтчины — «соловчанинъ» о. Михаилъ Польскій:

«Надо полагать», пишетъ о. Михаилъ, «что только цѣной своей «работы» на Кливландскомъ Соборѣ и выступленіемъ въ печати на защиту московской патріархіи (см. «Церковный Дневникъ» еп. Іоаннъ, «Н. Р. Слово» 11 апрѣля 1948 года) и неизвѣстно еще чѣмъ, еп. Іоаннъ могъ умилостивить совѣтскіе круги и ихъ тогдашнихъ русскихъ попутчиковъ заграницей, послѣ своего прогитлеровскаго выступленія въ Германіи. Не только ни одна эмигрантская газета попутчиковъ, но даже коммунистическій «Русскій Голосъ» въ Америкѣ, нещадно и постоянно, безъ прогитлеровскихъ документовъ и доказательствъ, поносившій Архіерейскій Сѵнодъ... ни однимъ словомъ не обмолвились объ этомъ печатномъ выступленіи архимандрита Іоанна, нынѣ епископа С. Францисскаго.

Приводимъ этотъ документъ полностью, подчеркнувъ тѣ мѣста, которыя, среди свѣтлыхъ его надеждъ и претензій на пророческій духъ предвѣдѣнія, указываютъ на симпатіи и оцѣнки среды и момента автора этого документа:

«Близокъ часъ».

«Въ крови и грязи пришедшее, уйдетъ въ крови и грязи. Человѣконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая въ міръ войной — войной исходитъ. «Я тебя породилъ, я тебя и убью!» кричитъ сейчасъ война большевизму. До какихъ дней желанныхъ, под-Совѣтской, и Зарубежной Россіи довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободнаго исповѣданія вѣры Христовой, свободныхъ словъ о Богѣ. Предъ своей кончиной въ Москвѣ, въ началѣ большевизма, аѳонскій старецъ, праведный о. Аристоклій сказалъ такія, буквально записанныя (людьми, автору сихъ строкъ близкими) слова: «Спасеніе Россіи придетъ, когда нѣмцы возьмутся за оружіе». И еще пророчествовалъ: «Надо будетъ русскому народу пройти черезъ многія еще униженія, но въ концѣ онъ будетъ свѣтильникомъ вѣры для всего міра». Кровь, начавшая проливаться на русскихъ поляхъ съ 22 іюня 1941 года, есть кровь, льющаяся вмѣсто крови многихъ и многихъ тысячъ русскихъ людей, которые будутъ скоро выпущены изъ всѣхъ тюремъ, застѣнковъ и концлагерей Совѣтской Россіи. Одно это уже исполняетъ сердце радостью. Лучшіе русскіе люди будутъ скоро отданы Россіи. Лучшіе пастыри будутъ отданы церкви, лучшіе ученые — русской наукѣ, лучшіе писатели — народу, отцы — дѣтямъ своимъ и дѣти — родителямъ; къ женамъ вернутся съ далекаго сѣвера любимые мужья; сколько друзей разосланныхъ вновь соединятся... Невозможно себѣ представить сколько будетъ радости людямъ... Промыселъ избавляетъ русскихъ людей отъ новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертаніе.

Кровавая операція сверженія Третьяго Интернаціонала поручается искусному, опытному въ наукѣ своей германскому хирургу. Лечь подъ его хирургическій ножъ тому, кто боленъ, не зазорно. У каждаго народа есть свои качества и дары. Операція началась, неизбѣжны страданія, ею вызываемыя. Но невозможно было Провидѣнію далѣе выжидать сверженія безбожнаго интернаціонала рукою сосланныхъ и связанныхъ на всѣхъ своихъ мѣстахъ русскихъ людей. Невозможно было долѣе ждать, что за эту задачу возьмутся тѣ, такъ называемыя «христіанскія» правительства, которыя въ недавней испанской борьбѣ были и матеріально и идеологически не на сторонѣ защитниковъ христіанской вѣры и культуры. Обезсиленные и закрѣпощенные по лагерямъ, заводамъ и колхозамъ русскіе люди были безсильны подняться противъ международной атеистической силы, засѣвшей въ Кремлѣ. Понадобилась профессіонально-военная, испытанная въ самыхъ отвѣтственныхъ бояхъ, желѣзно-точная рука Германской арміи. Ей нынѣ поручено сбить красныя звѣзды со стѣнъ русскаго Кремля. И она ихъ собьетъ, если русскіе люди не собьютъ ихъ сами. Эта армія, прошедшая своими побѣдами по всей Европѣ, сейчасъ сильна не только мощью своего вооруженія и принциповъ, но и тѣмъ послушаніемъ высшему зову, Провидѣніемъ на нее наложенному сверхъ всякихъ политическихъ и экономическихъ разсчетовъ. Сверхъ всего человѣческаго дѣйствуетъ мечъ Господень.

Новая страница русской исторіи открылась 22 іюня, въ день празднованія русской церковью памяти «Всѣхъ святыхъ, въ землѣ русской просіявшихъ». Не ясное-ли это даже для самыхъ слѣпыхъ знаменіе того, что событіями руководитъ Высшая Воля. Въ этотъ чисто русскій (и только русскій) праздникъ, соединенный съ днемъ воскресенія, началось исчезновеніе демонскихъ криковъ «Интернаціонала» съ земли русской... Внутреннее воскресеніе зависитъ отъ сердца человѣческаго; оно подготовлено многими молитвами и терпѣливымъ страданіемъ. Чаша исполнена до краевъ. «Великое землетрясеніе» начинаетъ «колебать основаніе темницы» и скоро «у всѣхъ узы ослабѣютъ» (Дѣян. XVI, 26). Скоро, скоро русское пламя взовьется надъ огромными складами безбожной литературы. Мученики вѣры Христовой и мученики любви къ ближнему и мученики правды человѣческой выйдутъ изъ своихъ застѣнковъ. Откроются оскверненные храмы и освятятся молитвой. Священники, родители и педагоги будутъ вновь открыто учить дѣтей истинѣ Евангелія.

Иванъ Великій заговоритъ своимъ голосомъ надъ Москвой и ему отвѣтятъ безчисленные русскіе колокола.

Это будетъ «Пасха среди лѣта», о которой 100 лѣтъ тому назадъ, въ прозрѣніи радостнаго духа пророчествовалъ великій святой русской земли, преподобный Серафимъ.

Лѣто пришло. Близка русская пасха...

Архимандритъ Іоаннъ».       

«Новое Слово», № 27/356. 29 іюня 1941 г. Берлинъ.



«Прочитавъ этотъ документъ, каждый скажетъ, что напрасно еп. Іоаннъ вздумалъ упрекать Заграничный Сѵнодъ въ «смѣшеніи Св. Церкви и политиканства»... Напрасны и всѣ доводы за расколъ. Они безплодны, ничтожны, никогда не будутъ оправданы, ибо причины ихъ низки, темны и преходящи. Достаточно вспомнить исторію Кливландскаго Собора.

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій».       

Можно ли провести, хотя бы подобіе аналогіи, между этимъ, явно прогитлеровскимъ документомъ, написаннымъ однимъ изъ активнѣйшихъ сотрудниковъ американской «митрополіи» по учиненію въ Зарубежной Руси церковнаго раскола и «благодарственнымъ адресомъ» Германскому правительству, написаннымъ митрополитомъ Анастасіемъ? Первый написанъ архимандритомъ Шаховскимъ 29 іюня 1941 года — въ тотъ періодъ, когда дикія полчища нацистовъ въ теченіи уже двухъ лѣтъ безпощадно громили Европу и звѣрски расправлялись съ несчастнымъ еврейскимъ народомъ, что архимандриту было извѣстно. Второй — «Благодарственный Адресъ Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Германскому правительству написанъ 12-го іюня 1938 года, т. е. точно за три года до начала войны съ СССР и за полтора года до начала вообще «второй міровой войны», когда о звѣрствахъ «гитлеровцевъ» никому не дано было знать.

Свою «статью» — славословіе Гитлеровцамъ архимандритъ Шаховской писалъ отъ «избытка своего сердца», а «благодарственный адресъ» Германскому Правительству былъ написанъ, какъ знакъ признательности за полученный вкладъ въ дѣло Православной церковности: 25 февраля 1938 года германское правительство издало законъ о сохраненіи недвижимаго имущества Русской Православной Церкви во всѣхъ городахъ Германіи для нуждъ Зарубежной Церкви, освободивъ отъ долговъ и исковъ.

30 мая 1938 года въ Берлинѣ митр. Анастасіемъ былъ освященъ соборъ, построенный для русскихъ германскимъ правительствомъ, которое дало первую ассигновку въ 45.000 марокъ и затѣмъ дальнѣйшія по мѣрѣ надобности.

Европейская война началась 3 сентября 1939 года, а войну съ СССР нѣмцы начали 22 іюня 1941 года.

Попытка возглавителей русско-американской «митрополіи» убѣдить довѣрчивыхъ простачковъ, будто въ отношеніяхъ совѣтскаго «патріарха» Алексія съ злодѣемъ Сталинымъ и его наслѣдниками — сатанистами, съ одной стороны, и Предсѣдателемъ Сѵнода Русской Православной Церкви со злодѣемъ Гитлеромъ, съ другой стороны, есть нѣчто общее — попытка недобросовѣстная, свидѣтельствующая лишь о порочности замысла противной стороны дискредитироватъ блаженнопочившаго Авву митрополита Анастасія и объ отсутствіи въ ихъ арсеналѣ для этой дискредитаціи какихъ-либо, даже ничтожныхъ, данныхъ. «Съ начала войны митр. Анастасій не помогалъ нѣмцамъ въ борьбѣ съ союзниками и потомъ онъ не издалъ ни одного письменнаго акта въ пользу нѣмцевъ, какъ это сдѣлали другіе, напримѣръ, одинъ митрополитъ въ Парижѣ 22 іюня 1941 г. и одинъ архимандритъ въ Берлинѣ» («Нов. Слово» № 27 — 356; 29 іюня 1941 года).

Патріархъ Сербскій Гавріилъ, въ бытность свою въ Лондонѣ въ октябрѣ 1945 г., различнымъ церковнымъ кругамъ, русскимъ, англійскимъ, и польскимъ, съ чувствомъ глубокой симпатіи и личной дружбы къ митр. Анастасію, заявилъ, что послѣдній съ великой мудростью и тактомъ держался при нѣмцахъ, былъ всегда лояльнымъ къ сербамъ, нѣсколько разъ подвергался обыскамъ и совершенно не пользовался довѣріемъ нѣмцевъ. (Русско-Американскій Прав. В. І. 1946 г. Рос. 8 нояб. 1945).

Это свидѣтельство настолько авторитетно и значительно, что «разсѣиваетъ всякую тѣнь лжи и клеветы», независимо отъ того, кто ихъ сочиняетъ — отпрыскъ «высокопоставленныхъ» или «Иванъ не помнящій родства».

«Не больно, когда большевицкое копыто лягаетъ израненаго духовнаго льва эмиграціи, но позорно и горько, когда бросившіе свои знамена и бѣжавшіе съ поля битвы, «побѣдоносно» и съ усмѣшкой выглядываютъ изъ чужого двора на принявшихъ всѣ сраженія и сохранившихъ свои святыни. За что же вы не любите Заграничный Сѵнодъ? Почему же вы встревожены его существованіемъ, волнуетесь отъ проявленной имъ дѣятельности, радуетесь его потерямъ, боитесь его усиленія, ждете его исчезновенія? Потому что честный, прямолинейный, не уступившій ничего и никому, несгибаемый, не знавшій колебаній путь служенія правдѣ Христовой въ вашихъ условіяхъ является живымъ укоромъ вашему пути, и вы досадуете».

«Оффиціальная церковная власть въ Россіи не со своею церковью, не со своимъ церковнымъ народомъ — страдальцемъ. Она — по нуждѣ терпимое насиліе». Что Московская Патріархія не отступила отъ обрядовъ, съ этимъ можно согласиться, и это будетъ вполнѣ въ компетенціи рядовыхъ прихожанъ. Относительно остального будутъ судить другіе, болѣе свѣдущіе люди, которые, если простятъ три четверти каноническихъ преступленій этой Патріархіи, то и тогда она не избѣжитъ отлученія отъ Церкви. Что же касается Заграничнаго Сѵнода, то «въ общеніе со Вселенской Церковью онъ входитъ не черезъ Константинопольскаго или Сербскаго патріарха, а черезъ свою Русскую Церковь, ибо отцы судили, что ни для единой области не оскудѣваетъ благодать Св. Духа» (митр. Анастасій). И эта вѣрная область заграницей у Русской Церкви есть, только временно она не въ общеніи съ невѣрнымъ ея возглавленіемъ. Заграничная область — единственный оплотъ, надежда, утѣшеніе и радость Россійскихъ катакомбъ. Такъ было въ то время, когда въ нихъ былъ пишущій; эти строки, такъ осталось и теперь по подтвержденію вновь прибывшихъ изъ нихъ...» (о. М. Польскій). «Позиція непримиримости Архіерейскаго Сѵнода — это позиція тѣхъ, кто въ совѣтской Россіи сидитъ въ тюрьмахъ до сего дня, а многіе разстрѣлены... Заграничная часть Русской Церкви во главѣ съ Архіерейскимъ Соборомъ и Сѵнодомъ не только себя исповѣдуетъ, но дѣйствительно находится въ составѣ Русской Церкви. Она отъ нея никогда не отрывалась, живя ея интересами, нуждами, борьбой, правдой, защитой каноновъ и мучениковъ, продолжая заграницей тотъ старый тихоновскій, каноническій путь первыхъ десяти лѣтъ, который тамъ ушелъ въ катакомбы со дня паденія митр. Сергія...».

«Архіерейскій Соборъ Сербской Церкви 6 декабря 1927 года постановилъ: «по канонамъ св. Православной Церкви, когда православная іерархія со своею паствою вслѣдствіе гоненій перейдеть въ бѣженство на территорію другой церкви, она имѣетъ право самостоятельной организаціи и управленія, вслѣдствіе этого такое право необходимо признать и за русской церковной іерархіей на территоріи Сербской Церкви...»

«Сербскій Патріархъ Варнава вмѣстѣ съ русскими іерархами участвовалъ въ выработкѣ «Временнаго Положенія о Русской Православной Церкви Заграницей» и съ ними его подписалъ 2/15 XI 1935 года. Въ немъ сказано слѣдующее:

Русская Православная Церковь Заграницей, состоящая изъ находящихся за предѣлами Россіи епархій, духовныхъ миссій и церквей, есть неразрывная частъ Россійской Православной Церкви, временно существующая на автономныхъ началахъ. Высшимъ органомъ законодательства, суда и управленія для Русской Православной Церкви заграницей является Соборъ Архіереевъ, собираемый ежегодно, а его исполнительнымъ органомъ — Священный Архіерейскій Сѵнодъ. Заграничная часть Русской Церкви состоитъ изъ четырехъ областей: Западно-Европейской, Ближне-Восточной, Сѣверо-Американской и Дальне-Восточной, въ каждой изъ которыхъ образуется митрополичій округъ».

Такимъ образомъ, согласно св. канонамъ, Сербская Церковь признала всю полноту единой центральной церковной власти за Архіерейскимъ Соборомъ и Сѵнодомъ, распространяемую на всѣ страны, гдѣ есть русскіе приходы.

На фонѣ всѣхъ этихъ Соборныхъ дѣяній, заслуживаеть вниманія отношеніе къ нимъ руководства «митрополіи Сѣв. Американской Области». Отколовшись, въ нарушеніе упомянутаго «Положенія», совмѣстно со всѣми выработаннаго и вмѣстѣ со всѣми подписаннаго, отъ Архіерейскаго Собора и Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей, названные «руководители» оставили у себя награды, сохранили за собой полученные отъ Русской Церкви... рукоположенія, хиротоніи и «митрополичье» наименованіе. Тогда, какъ по логикѣ общепризнанной, слѣдовало бы отъ всего отказаться и возвратиться въ свое... первобытное состояніе. Въ самомъ дѣлѣ, если Архіерейскій Соборъ и Священный Сѵнодъ Русской Православной Церкви Заграницей «признаются» органами «не законными», не «каноническими», то какъ же можно... присваивать себѣ «незаконныя» даянія?

И такъ всегда: вступать въ составъ Зарубежной Церкви, какъ бы для того, чтобы получить каноническую... подачку отъ... «не каноническаго» даятеля и, подъ неблаговиднымъ предлогомъ уйти къ себѣ съ очереднымъ «даяніемъ».

За грѣхъ отдѣленія отъ Русской Церкви, за несохраненіе братскаго союза епископовъ заграницей, за союзъ съ большевиками чрезъ посредство общенія съ Московской патріархіей въ условіяхъ своей свободы, за невыполненіе долга предъ Матерью Церковью, къ которому обязываютъ эти условія, за отказъ отъ борьбы за ея истину, епископы будутъ отвѣчать предъ Русскою Церковью, не говоря о томъ, что и передъ Богомъ на Судѣ Божіемъ.

Когда то Сербскій Патріархъ Варнава, въ горячей любви къ Россіи и къ русскимъ людямъ потерявшимъ свое Отечество, говорилъ:

«Знайте, что изувѣры, гонящіе Церковь, не только ее мучаютъ, но стараются ее расколоть, разъединить и всячески простираютъ свои преступныя руки и къ вамъ, находящимся за предѣлами вашего Отечества. Вы, вѣрные сыны Россіи, должны помнить, что являетесь единственной опорой великаго Русскаго народа, и вы обязаны во что бы то ни стало сохранить неповрежденными народныя церковныя преданія во всей ихъ чистотѣ. Это вашъ долгъ передъ Богомъ, передъ вашей Великой Родиной и передъ всѣмъ Христіанскимъ міромъ...».

И этотъ наказъ Патріарха Сербскаго Варнавы, Русская Зарубежная Церковь въ полномъ составѣ своемъ, и клирики и міряне, всегда помнитъ, сознавая, что всѣ нападки на возглавителей ея, ложь и клевета на весь ея церковный строй — продукть дѣятельности «изувѣровъ, гонящихъ Церковь и пытающихся ее расколоть, разъединить». Къ сожалѣнію, этого не понимаютъ и не сознаютъ возглавители русско-американской «митрополіи», когда, въ своихъ нападкахъ на Русскую Православную Зарубежную Церковь, пользуются тактикой... «изувѣровъ».

Неправда, будто бы епископатъ, клирики и міряне Зарубежной Церкви считаютъ себя «находящимися внѣ ограды Православной Русской Церкви», ибо «никогда не разрывали каноническаго, молитвеннаго и духовнаго единенія со своей Матерью Церковью. Представители Зарубежной Церкви вынуждены были прервать общеніе только съ высшей церковной властью въ Россіи... Зарубежные епископы встрѣтили для себя твердую поддержку въ этомъ... въ лицѣ т. н. епископовъ-исповѣдниковъ въ Россіи, которые жили въ той же опасной и тревожной обстановкѣ», какъ и оба совѣтскихъ «патріарха», «перенесли гораздо больше чѣмъ они и гоненій... прошли сквозь тюрьмы, концлагери и отдаленныя ссылки, ходили подлинно, какъ «смертники»... и потому вправѣ были требовать отъ нихъ такихъ же жертвъ для Церкви, какія приняли сами... «Подумайте объ отвѣтственности на Страшномъ Судѣ Божіемъ», писалъ одинъ изъ нихъ изъ ссылки митр. Сергію, заключившему унію съ сатанистами, «и откажитесь отъ Вашего курса и Вашихъ компромиссовъ... явите себя глашатаемъ Вѣчной Правды... отбросьте человѣческія мудрованія и разсчеты и станьте на путь твердаго исповѣдничества во имя Христово, не бойтесь возможности горшихъ скорбей и испытаній для Церкви (онѣ неизбѣжны и Ваши компромиссы лишь принижаютъ ихъ значимость), ибо Церковь возликуетъ, идя вслѣдъ за симъ на новую Голгоѳу и даже въ страданіяхъ своихъ благословитъ Ваше имя, зная, что главный источникъ разлагающаго ее начала уничтоженъ. Но увы! если Ваше Высокопреосвященство станете упорствовать въ Вашемъ курсѣ и открыто пренебрежете голосомъ Церкви, то она, продолжая свой крестный путь, откажется отъ Васъ, какъ соучастника съ ея распинателями...».

Способны ли эти слова, въ которыхъ гонимая Зарубежная Церковь «слышитъ какъ бы глаголъ апостоловъ, голосъ древнихъ отцовъ и учителей Церкви и нашихъ великихъ Отечественныхъ исповѣдниковъ Православія — Святителей Филиппа и Гермогена», затронуть религіозное чувство и разбудить православную совѣсть у возглавителей американской «митрополіи», игнорирующихъ завѣтъ первомучениковъ и исповѣдниковъ Церкви Православной — отказаться отъ совѣтскихъ «патріарховъ, какъ соучастниковъ съ распинателямн Церковными»?

Ссылка группы возглавителей американской «митрополіи», въ своихъ домогательствахъ «автокефаліи», на «пожеланія», якобы высказанныя свят. Тихономъ въ бытность послѣдняго правящимъ епископомъ С. Американскимъ, — не заслуживаетъ вниманія. Такимъ «пожеланіемъ» не оправдывается полученіе «автокефаліи» во что бы то ни стало и отъ кого бы то ни было. Могъ ли первомученикъ Церкви Россійской, предавшій анаѳемѣ ея гонителей — «изверговъ рода человѣческаго», благословить явную несуразность: войти въ «дѣловую» сдѣлку съ этими «извергами» по какимъ-либо церковнымъ вопросамъ?

Не былъ ли призывъ Святѣйшаго противоположнымъ и категорическимъ:

«Заклинаемъ всѣхъ васъ, вѣрныхъ чадъ Православной Церкви Христовой, не вступать съ таковыми извергами рода человѣческаго въ какое-либо общеніе... стать на защиту оскорбляемой и угнетаемой нынѣ святой Матери нашей...

Архипастыри и пастыри съ пламенной ревностью зовите чадъ вашихъ на защиту попираемыхъ нынѣ правъ Церкви Православной...» (посланіе св. Тихона 19/1 1918 г.).

Такъ ли дѣйствуютъ возглавители американской «митрополіи»? Такъ ли они выполняютъ его призывъ? Понимаютъ ли они, исключая, конечно, еп. Шаховского и его парижскихъ единомышленниковъ — «парижскихъ мудрецовъ», что, заключая «сдѣлку» съ представителями совѣтской «патріархіи», тѣмъ самымъ они вступаютъ въ общеніе съ «извергами рода человѣческаго», т. к. безъ визы «изверговъ» на этой «сдѣлкѣ» она не будетъ дѣйствительной.

Въ оправданіе преступной связи руководителей «митрополіи съ орденоноснымъ «патріархомъ» совѣтскимъ Алексіемъ — ставленникомъ сатанинской власти, г. А. А. Боголѣповъ, видимо, главный «совѣтникъ» митрополіи по церковнымъ «дѣламъ», въ своемъ обширномъ «разъясненіи» — «Историческій Путь Американской Митрополіи», поражаетъ своей потрясающей... «канонической» вольностью, когда пытается собственнымъ домысломъ оправдать назначеніе сатанинской богоборческой властью на Всероссійскій Патріаршій Престолъ Алексѣя Симанскаго.

«Правящіе іерархи Помѣстныхъ Церквей,» пишетъ г. Боголѣповъ, «нерѣдко подлежатъ утвержденію ихъ свѣтскимъ правительствомъ. Въ Византіи», приводитъ онъ примѣръ, «патріархи и епископы утверждались Императоромъ», а посему, дескать, и совѣтскій «патріархъ» Алексій, назначенный на этотъ высокій іерархическій постъ богоборцемъ Джугашвили-Сталинымъ — «канонически-правильно поставленъ».

Позволительно, послѣ такихъ частныхъ домысловъ, задать г. Боголѣпову общій вопросъ, понимаетъ ли онъ разницу между православнымъ Византійскимъ Императоромъ, защитникомъ Церкви отъ раскольниковъ-узурпаторовъ, хранителемъ ея, и богоборцами сатанистами — гонителями Церкви, разрушителями и осквернителями святыхъ храмовъ, использующими преданное имъ «не за страхъ, а по совѣсти»... «патріаршее священноначаліе» въ своихъ сатанинскихъ цѣляхъ? Понимаетъ ли г. Боголѣповъ существенную разницу между турецкимъ султаномъ, китайскимъ богдыханомъ и татарскимъ ханомъ, по своему богобоязненными и по своему въ Высшую Силу вѣрующими, и сатанистами, типа Джугашвили, Ульянова-Ленина, Хрущева, Косыгина и... имя имъ «легіонъ», ведущихъ безпощадную борьбу со всякой религіей и безпощадно уничтожающихъ всѣхъ... не по совѣсти своей имъ, богоборцамъ, «преданныхъ»?

Пусть еп. Тихонъ и «выражалъ», неизвѣстно въ какой обстановкѣ, когда и въ какихъ выраженіяхъ и въ силу какихъ обстоятельствъ, свое «пожеланіе» видѣть Сѣв. Американскую Православно-Русскую Епархію самоуправляющейся единнцей, но развѣ позволительно толковать это его «пожеланіе» въ произвольномъ аспектѣ, безотносительно къ главному: достаточно ли крѣпка и нерушима Православная вѣра у американскихъ пастырей и у ихъ пасомыхъ и достаточно ли обезпечена ея нерушимость и развитіе; соотвѣтствуетъ ли своему назначенію стоящее у власти церковное руководство, не совершаетъ ли оно въ настоящемъ и есть ли основаніе расчитывать, что не совершитъ оно въ будущемъ ничего неканоническаго.

Можно ли по православной совѣсти и передъ Богомъ утвердительно отвѣтить на всѣ эти основные вопросы?

Конечно, нѣтъ, нѣтъ, и нѣтъ!

Если въ бытность свою правящимъ архіереемъ Сѣв. Американской епархіи, еп. Тихонъ даетъ убійственную характеристику церковной некультурности его паствы, когда, по его словамъ люди «въ оправданіе своего отступничества отъ Православія приводятъ сужденія о томъ, что здѣсь — не старый край, а Америка и потому (!?) нельзя соблюдать всего, чего требуетъ Церковь... почитаютъ «стариною», «непринятымъ среди образованныхъ людей» носить на себѣ крестъ, имѣть въ домѣ иконы, соблюдать праздники церковные и посты... не говѣютъ, не исповѣдуются... не вѣнчаются по церковному...» (слово еп. Тихона въ гор. Санъ Франциско 23 февраля 1903 г.), то, спрашивается, что измѣнилось за прошедшіе шестьдесятъ лѣтъ въ этой потрясающей церковной некультурности?

Не добавилось ли чего опредѣленно антиканоническаго?

«Каноническая оцѣнка позиціи Американскаго высшаго церковнаго управленія сдѣлана была однажды», свидѣтельствуетъ протопресвитеръ о. Михаилъ Польскій, «въ проповѣди представителя Архіерейскаго Сѵнода въ Америкѣ, Архіепископа Виталія, который сказалъ: «самостоятельность Православной Церкви въ Америкѣ нужно заслужить, но нельзя ее украсть, пользуясь современнымъ положеніемъ Русской Православной Церкви». Что изъ себя представляетъ вся эта исторія домогательствъ въ американской епарахіи, начиная съ 1920 года, пусть каждый судитъ самъ. Пусть каждый, слѣпо идущій за своимъ «руководствомъ», надъ этимъ вопросомъ серьезно задумается и рѣшитъ, не... «парижской», а своей русской головой, куда его ведутъ и отъ чего отводятъ, памятуя, при этомъ, строгій завѣтъ святаго Апостола Павла:

«Не преклоняйтесь подъ чужое ярмо съ невѣрными. Ибо какое общеніе праведности съ беззаконіемъ?... выйдите изъ среды ихъ и отдѣлитесь, говоритъ Господь, и Я приму васъ» (2 Кор. VI, 14, 17).

«И не участвуйте въ безплодныхъ дѣлахъ тьмы, но и обличайте. Ибо о томъ, что они дѣлають тайно, стыдно и говорить» (Ефес. V, 11-12).

Н. Бобровъ.       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 333-344.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.