Церковный календарь
Новости


2017-12-18 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 10-я (1901)
2017-12-18 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 9-я (1901)
2017-12-18 / russportal
"Лугъ духовный" блаж. Іоанна Мосха. Введеніе (1967)
2017-12-18 / russportal
"Лугъ духовный" блаж. Іоанна Мосха. Благочестивому читателю (1967)
2017-12-17 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 8-я (1901)
2017-12-17 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 7-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 6-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 5-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 4-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 3-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 2-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 1-я (1901)
2017-12-16 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о положеніи Правосл. Церкви въ Польшѣ
2017-12-16 / russportal
К. Н. Николаевъ. Къ положенію Православной Церкви въ Польшѣ (1938)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Рождественскій разсказъ "Письма матери" (1899)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
[Открытое Письмо греческому архіепископу Іакову противъ экуменизма].

Открытое Письмо
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнѣйшему Іакову, Греческому Архіепископу Сѣверной и Южной Америки.

Ваше Высокопреосвященство!

Въ церковной практикѣ очень многое основывается на прецедентахъ. При этомъ, чѣмъ выше стоитъ лицо, вводящее такой прецедентъ въ жизнь, тѣмъ больше значенія послѣдній можетъ пріобрѣсти.

Вслѣдствіе этого акты, совершаемые православными іерархами въ ихъ взаимоотношеніяхъ съ представителями иныхъ исповѣданій и религій, имѣютъ особое значеніе и, въ тѣхъ случаяхъ, когда они нарушаютъ принятый вѣками порядокъ, не могутъ оставлять насъ безучастными. Наше молчаніе могло бы приниматься за согласіе и, слѣдовательно, вводить въ заблужденіе и нашу паству и инославныхъ, полагающихъ, что наши дѣйствія и особенно богослуженія всѣми нами совершаются въ соотвѣтствіи съ нашими догматами и канонами. Такимъ образомъ неправильно допущенное однимъ православнымъ епископомъ можетъ приниматься за нѣчто допустимое всею нашею Церковью и «внѣшніе» могутъ получить ложное представленіе относительно самаго православнаго ученія. Въ вѣкъ проявленія такого взаимнаго интереса у представителей разныхъ исповѣданій къ ученію другихъ мы тогда давали бы имъ камень вмѣсто хлѣба.

Вотъ причина, по которой послѣднія выступленія Вашего Высокопреосвященства, покрываемыя авторитетомъ и Святѣйшаго Патріарха Аѳиногора, вызвали большое смущеніе какъ у насъ и нашей паствы, такъ и у многихъ другихъ. Мы имѣемъ въ виду Ваше недавнее участіе въ богослуженіи въ соборѣ Св. Патрикія въ «Недѣлю Молитвъ о Христіанскомъ Единствѣ» и «Экуменическій Молебенъ» въ греческомъ Св.-Троицкомъ соборѣ въ Нью-Іоркѣ.

Уже самый фактъ, что объ этихъ общихъ моленіяхъ справедливо объявлялось въ прессѣ, какъ новыхъ и неимѣющихъ прецедента явленіяхъ, указываетъ на то, что это есть внесеніе въ жизнь Церкви чего-то ей необычнаго и ей несвойственнаго. Какое церковное правило, какой обычай, какое преданіе дали Вамъ право на внесеніе такихъ новшествъ?

Православіе по самому существу своему отличается вѣрностью преданіямъ и святоотеческимъ примѣрамъ. Не напрасно Св. Викентій Леринскій въ своемъ «Коммониторіумѣ» указалъ, что истинно православнымъ является то, что принималось Церковью всегда, всѣми и повсюду. Новшество, которое не отвѣчаетъ этому правилу, уже тѣмъ самымъ несетъ на себѣ печатъ неправославія.

Вашему Высокопреосвященству должно быть извѣстно 45 Апостольское правило, которое гласитъ: «Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, съ еретиками молившійся токмо, да будетъ отлученъ. Аще же позволитъ имъ дѣйствовати что-либо яко служителемъ церкви: да будетъ изверженъ». Извѣстный канонистъ, Епископъ Никодимъ Далматскій въ толкованіи этого правила замѣчаетъ, что участіе въ такой молитвѣ съ неправославными «означаетъ, что мы не только не стараемся объ ихъ обращеніи въ православіе, но и сами въ немъ колеблемся».

Въ данномъ случаѣ Ваше Высокопреосвященство не только отступили отъ исконной традиціи Православной Церкви, основанной на канонахъ (Апост. 10, 45; Лаодик. 6, 32, 33), но и самымъ дѣломъ и словами вслѣдъ за Патріархомъ Аѳиногоромъ исповѣдали ученіе, чуждое святымъ отцамъ нашей Церкви.

Въ своей проповѣди въ соборѣ Св. Патрикія Вы заявили, что церковное единство должно пониматься, какъ призваніе къ тому, чтобы черезъ такую «экуменическую практику и опыты, какъ совмѣстная молитва и сотрудничество другъ съ другомъ, мы пришли къ полному сознанію истины, освобождающей вѣрныхъ отъ грѣха ложныхъ и нечестивыхъ опасеній». Весь паѳосъ Вашей рѣчи не въ проповѣди церковной истины, а въ поискахъ чего-то новаго, даже новаго опредѣленія «нашего отношенія къ Тріединому Богу». Между тѣмъ св. отцы всегда признавали совмѣстную церковную молитву завершеніемъ дѣла присоединенія заблудшихъ къ истинной Церкви, — завершеніемъ, но не путемъ къ нему. Церковная молитва есть проявленіе уже существующаго единства вѣры и духа. Такого единства не можетъ быть у насъ съ тѣми, кто иначе чѣмъ Православная Церковь учитъ о Св. Троицѣ (филіокве), о Пресвятой Богородицѣ (догматъ Непорочнаго Зачатія у католиковъ, отсутствіе ея почитанія у протестантовъ), объ іерархіи (непогрѣшимость Папы у католиковъ, отрицаніе таинства священства у протестантовъ) и т. п. Особенно важно отмѣтить, что у католиковъ и протестантовъ совсѣмъ иное чѣмъ у насъ ученіе о Церкви.

Православное ученіе о Церкви всегда исходило изъ того, что Святая, Соборная и Апостольская Церковь есть только одна, а внѣ ея находятся раскольники, еретики и люди другихъ религій. Мы поэтому никакъ не можемъ принять ученія Святѣйшаго Патріарха Аѳинагора въ его рождественскомъ посланіи 1968 г. будто вслѣдствіе оскудѣнія любви «Церковь, которая была основана Христомъ, чтобы быть славною безъ пятна или порока (Ефес. 5, 28), совершенной и святой, измѣнилась». Если наша Церковь измѣнилась и теперь уже не та, какою основалъ ее Спаситель, то нѣтъ уже болѣе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Спаситель сказалъ, что «врата адовы не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18), а существуетъ теперь нѣсколько церквей, изъ которыхъ ни одна не является въ полной мѣрѣ истинной и святой.

Въ своей рѣчи при посѣщеніи Рима въ 1967 г., Святѣйшій Патріархъ Аѳинагоръ въ базиликѣ Св. Петра открыто заявилъ также, что Церкви надо теперь вернуться къ «твердой почвѣ, на которой была основана нераздѣленная Церковь» какъ будто съ 1054 г. у Церкви не было этой твердой почвы и какъ будто до того не бывало раздѣленій. А посколько Патріархъ и Ваше Высокопреосвященство заявляете, что находитесь еще только на пути къ возстановленію этой «нераздѣльной» Церкви, оказывается, что для Васъ такой Церкви еще нѣтъ. Къ выводу, что сейчасъ якобы нѣтъ болѣе единой святой Церкви, неизбѣжно приводитъ и принятая Патріархомъ и Вами протестантская теорія развѣтвленія Церквей. По этой теоріи Православная Церковь наравнѣ съ отпавшими отъ нея еретиками и раскольниками виновата въ раздѣленіи и всѣ отдѣлившіяся отъ нея общины остаются вѣтвями Церкви Христовой, отъ которой онѣ отдѣлились. Но если можно быть частью Цсркви, не раздѣляя ея догматовъ, то это значитъ, что догматы имѣютъ значеніе только второстепенное. Такъ именно и высказался Патріархъ Аѳинагоръ, когда въ своемъ рождественскомъ посланіи онъ съ похвалой говоритъ о движеніи среди людей къ единой чашѣ, «не зная разницы въ своихъ догматахъ и не заботясь о ней».

Такихъ словъ никогда не сказали бы великіе предшественники Патріарха Аѳинагора: святый Проклъ, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ, Фотій и др. Больше того, если съ высоты Вселенскаго Престола по грѣховности человѣческой иногда проповѣдовалась ересь подъ видомъ истины, то еще не было примѣра, чтбы какой-либо Патріархъ заявлялъ о маловажности догматовъ...

Сколь горестно читать такое отреченіе отъ отеческаго ученія въ посланіи Первосвятителя той Церкви, которая была Матерью для нашей Русской Церкви.

Воздавая честъ этому Первосвятителю, Ваше Высокопреосвященство, къ сожалѣнію, и самымъ дѣломъ присоединились къ его безразличію къ истинѣ, устраивая безпримѣрный «Экуменическій Молебенъ» въ своемъ соборѣ въ нарушеніе указанныхъ выше каноновъ. Объединеніе тамъ въ общей церковной молитвѣ съ римо-католиками и протестантами явилось какъ бы осуществленіемъ призыва Патріарха Аѳинагора идти къ общему объединенію, не считаясь съ догматами вопреки предупрежденію Апостола Павла противъ людей, желающихъ «превратить благовѣствованіе Христово». Не страшитесь ли Вы дальнѣйшихъ словъ Апостола: «Но если бы даже мы, или Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема» (Гал. 1, 7-8)?

Мы поэтому считаемъ долгомъ рѣшительно протестовать противъ искаженія ученія о Церкви, которое такъ настойчиво заявляется Святѣйшимъ Патріархомъ Аѳинагоромъ и Вашимъ Высокопреосвященствомъ. Мы протестуемъ противъ Вашего неправославнаго «Экуменическаго Молебна» и противъ зачисленія въ диптихи Святѣйшимъ Патріархомъ Аѳинагоромъ Римскаго Папы и «всѣхъ исповѣданій Востока и Запада», о которомъ сообщаетъ Рождественское посланіе Его Святѣйшества. Зачисленіе въ диптихи всегда являлось свидѣтельствомъ того, что данное лицо признается православнымъ. Если Пятый Вселенскій Соборъ повелѣлъ вычеркнуть изъ диптиховъ имя Ѳеодора Мопсуетскаго, когда призналъ его ученіе неправославнымъ, то какъ теперь можетъ какой бы то ни было Патріархъ или епископъ включатъ въ диптихи тѣхъ, кто даже формально не принадлежитъ къ Православной Церкви и, напротивъ, явно продолжаетъ исповѣдовать ученія, несогласныя съ ея догматами? Вы соединяетесь съ инославными не въ истинѣ, а въ пренебрежении къ ней.

Мы пишемъ эти строки не для того, чтобы только укорить или, тѣмъ болѣе, оскорбить Ваше Высокопреосвященство или Святѣйшаго Патріарха Аѳинагора. Отнюдь нѣтъ, особенно посколько мы не имѣемъ основанія питать къ Вамъ или къ Его Святѣйшеству какой-либо непріязни.

Напротивъ, мы видимъ долгъ братской любви въ томъ, чтобы вновь указать Святѣйшему Патріарху и Вамъ на пагубность избраннаго Вами экуменическаго пути.

О, если бы Вы, вмѣсто голоса интерконфессіональныхъ конференцій и равнодушной къ религіозной истинѣ прессы, прислушались къ призывамъ св. Отцовъ Церкви, которые созидали ее не на компромиссахъ, а на твердомъ соблюденіи преданій и каждой іоты божественныхъ догматовъ. Ихъ подлинная любовь къ инославнымъ заключалась въ ревности о просвѣщеніи ихъ свѣтомъ истины и заботѣ о подлинномъ возсоединеніи ихъ съ Церковью.

Мы пишемъ это въ открытомъ письмѣ поскольку выступленія Ваши носятъ всенародный характеръ и ради того, чтобы другіе святители Православной Церкви и вѣрующій народъ знали, что не вся Церковь раздѣляетъ избранное Вами пагубное экуменическое направленіе. Пусть ясно будетъ для всѣхъ, что допущенное Вами совмѣстное служеніе съ инаковѣрующими является печальнымъ единичнымъ эпизодомъ, не могущимъ служитъ прецедентомъ или примѣромъ для прочихъ, но вызывающимъ огорченіе и рѣшительный протестъ вѣрныхъ чадъ Церкви, какъ дѣйствіе явно неправославное и противорѣчащее св. канонамъ.

Вашего Высокопреосвященства преданный слуга

Митрополитъ Филаретъ.       

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 345-348.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.