Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

[Окружное посланіе Собора Архіереевъ РПЦЗ отъ 15/28 августа 1932 г. противъ масонства.]

Окружное Посланіе Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви за границей
ко всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Русской Православной Церкви, въ разсѣяніи сущимъ.

«Возлюбленные! Не всякому духу вѣрьте, но испытайте духовъ, отъ Бога ли они, потому что много лжепророковъ появилось въ мірѣ» (1 Іоан. IV, 1).

Если къ какому-нибудь времени, то къ нашему наиболѣе всего приложимы эти священныя слова возлюбленнаго ученика Христова и тайнозрителя Іоанна.

Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепропоками. Міръ оскудѣлъ «духомъ Божіимъ», но очень богатъ «духомъ заблужденія».

«Змій древній, который есть діаволь и сатана» (Апок. XX, 2), насадилъ въ сердцахъ людей множество всякихъ лжеученій, ересей и сектъ, которыми онъ прельщаетъ слабыхъ въ вѣрѣ и неискусныхъ въ вѣдѣніи тайнъ Царствія Божія, отвращая ихъ отъ вѣры въ Бога, въ Церковь Христову, въ безсмертіе души, въ загробную жизнь, въ будущее воздаяніе на судѣ Божіемъ.

Однимъ изъ самыхъ вредныхъ и поистинѣ сатанинскихъ лжеученій въ исторіи человѣчества является масонство. О немъ мы и намѣревы по архипастырскому долгу нашему повѣдать православному русскому міру.

Масонство есть тайная интернаціональная міровая революціонная организація борьбы съ Богомъ, съ христіанствомъ, съ Церковью, съ національною государственностью и особенно съ государственностью христіанскою.

Въ этой интернаціональной организаціи первое мѣсто по силѣ вліянія и значенія принадлежитъ еврейской націи, которой присуще богоборчество со дня распятія Христа Спасителя. Іудаизмъ исторически связанъ съ масонствомъ самыми тѣсными узами въ своей ожесточенной борьбѣ съ христіанствомъ и съ мессіанскими устремленіями къ міровому владычеству.

Масонство — непримиримый врагъ христіанства. Оно поставляетъ своею цѣлью разрушеніе Церкви, войну со всѣми религіями, потрясеніе основъ національной христіанской государственности и организацію революцій во всемъ мірѣ. Извѣстный масонъ Вольтеръ нѣкогда сказалъ: «Раздавимъ негодницу», т. е. религію. Эта знаменитая фраза находитъ откликъ свой въ масонскихъ кругахъ и по сей день. Въ 1881 г. бельгійскій масонъ Флери писалъ: «Долой распятаго. Ты, который вотъ уже 18 вѣковъ держишь міръ подъ твоимъ ярмомъ, твое царство кончено. Не нуженъ Богъ» [1].

«Наша цѣль не въ томъ, чтобы возстановить индивидуализмъ, а въ томъ, чтобы смести христіанство съ лица земли» [2], говорила въ томъ же году учредительница Теософическаго общества Блаватская.

«Атеистъ — одинъ изъ самыхъ славныхъ титуловъ человѣчества, знакъ отличія міровыхъ героевъ... мучениковъ... спасителей міра. Никакая философія, никакое богословіе не несли міру ничего достойнаго въ сравненіи съ благой вѣстью атеизма... Честь же и слава этимъ передовымъ бойцамъ прогресса, этому почетному авангарду арміи свободы. Честь и слава тому, кто въ своемъ усердіи о человѣкѣ забылъ Бога», говоритъ теософка Анни Безантъ [3].

Видный масонъ 33-ей высшей степени — заявилъ въ 1912 году: «Вы чувствуете необходимость разъ навсегда покончить съ Церковью, со всѣми Церквами». «Пока мы этого не добьемся, мы не сможемъ ни продуктивно работать, ни построить что бы то ни было прочное [4].

Въ 1913 г. масонъ Сикаръ де Плозолъ говорилъ: «Если одинъ миръ, который мы не можемъ заключить, одно разоруженіе, на которое мы не можемъ согласиться, есть одна война, которую мы неустанно должны продолжать до побѣды или до смерти, это война противъ всегдашнихъ враговъ масонства и республики, враговь свободы совѣсти, враговъ разума, науки и человѣческой справедливости и эти враги суть всѣ догматы, всѣ Церкви» [5].

Нѣсколько позже на общемъ Конвентѣ раздавались такія рѣчи: «Разрушимъ этотъ символъ ужаса и мерзости, этотъ очагъ мірового злодѣянія и возобновимъ всегдашнюю нашу борьбу. Раздавимъ негодную» [6]. «Будемъ вести войну со всѣми религіями, т. к. онѣ настоящіе враги человѣчества» [7]. Бельгійскій масонъ Кокъ заявилъ на международномъ масонскомъ Конгрессѣ въ Парижѣ: «То, что намъ необходимо разрушить — это религію, догматы» [8] и далѣе: «Путемъ пропаганды и даже путемъ административныхъ актовъ мы добьемся того, что сможемъ раздавить религію» [9]. Испанскій масонъ-революціонеръ Франциско Ферреро въ своемъ катехизисѣ для свѣтскихъ школъ пишетъ: «Богъ — это лишь дѣтская концепція, вызванная чувствомъ страха» [10]. «Недостаточно побѣдить вліяніе духовенства и лишить Церковь авторитета... Необходимо разрушить самую религію» постановляетъ масонскій Конгрессъ 1900 г. [11]. «Борьба между Церковью и масонствомъ есть борьба не на жизнь, а на смерть», заявилъ на этомъ Конгрессѣ бельгійскій гроссмейстеръ Соеrg. Знаменательны слѣдующія слова масонскихъ дѣятелей: «Напомнимъ что христіанство и масонство абсолютно непримиримы, — настолько, что примкнуть къ одному, означаетъ порвать съ другимъ. Въ такомъ случаѣ у масона долгъ одинъ — надо смѣло сойти на арену борьбы и сражаться» [12]. «Будемъ работать, будемъ прясть ловкими и осторожными руками тотъ саванъ, который покроетъ въ одинъ прекрасный день всѣ религіи и тогда мы будемъ способствовать разрушенію во всемъ мірѣ клерикализма и суевѣрія, которое отъ него происходитъ», говоритъ членъ Конвента Великой Ложи Франціи» [13]. Подобныхъ выраженій можно было бы привести еще сколько угодно т. к. ни одно масонское собраніе не обходится безъ выпадовъ противъ религіи.

Слѣдуетъ отмѣтить, что масонство въ своихъ ритуалахъ, посвященіяхъ и символикѣ носить ярко кощунственный характеръ. Такъ напримѣръ ложа 18-й степени (Розенкрейцерская) украшена изображеніемъ Голгоѳы. На крестѣ изображена роза, надъ которой помѣщена таинственная еврейская надпись: I.Н.Р.I. Засѣданіе ложи открывается въ тотъ часъ, когда раздралась на двое церковная завѣса. Церемонія заканчивается кощунственнымъ воспроизведеніемъ тайной вечери [14]. Нѣкоторые масоны объявляютъ себя служителями сатаны: «Мы масоны, говоритъ альтмейстеръ Броклинъ ложи Лессингъ, принадлежимъ къ роду Люцифера». «Треугольникъ взамѣнъ креста. Ложа вмѣсто Церкви» [15]. Конечно, существованіе такихъ кощунственныхъ ритуаловъ масоны скрываютъ, тѣмъ не менѣе они имѣютъ мѣсто на верхахъ нѣкоторыхъ масонскихъ ложъ [16].

Если въ тайной масонской программѣ на первомъ мѣстѣ стоитъ борьба съ религіей, то на второмъ безспорно значится борьба съ государственностью и прежде всего съ государственностью христіанскою, исторически воплощенною въ монархическомъ строѣ.

Масоны часто отрицаютъ это, ссылаясь на особыя статьи своего устава, «воспрещающія всякіе дебаты по поводу дѣйствій гражданъ, властей и всякое масонское вмѣшательство въ борьбу политическихъ партій» [17], но, какъ и многое другое, эти статьи устава масонскихъ ложъ служатъ лишь для того, чтобы легче обманывать неосвѣдомленныхъ людей. Такъ, въ засѣданіи 12 апрѣля 1884 г. Великая Ложа Франціи постановила: «Отмѣнить за ненадобностью пунктъ конституціи, по коему Великая Ложа отказывается отъ обсужденія политическихъ вопросовъ» [18], но въ оффиціальномъ бюллетенѣ Великаго Востока Франціи за 1886 годъ мы читаемъ: «Одно время существовало не столько правило, сколько простая формальность заявлять, что масонство не занимается ни вопросами религіи, ни политикой. Подъ давленіемъ полицейскихь предписаній мы были вынуждены скрывать то, что является нашей единственной задачей» [19]. Тѣмъ не менѣе въ оффиціальныхъ статутахѣ статья устава, воспрещающая вмѣшательство въ политику, сохранена. Изъ этого можно видѣть, насколько можно довѣрять оффиціальнымъ статутамъ масонскихъ ложъ. Рядъ авторитетныхъ историковъ свидѣтельствуетъ, что во всѣхъ революціяхъ XVIII, XIX, а также и нашего вѣка масонство принимало самое живое участіе и имѣло очень большое вліяніе. Масонскія изданія и по сей день поддерживаютъ это и даже гордятся этимъ. Не разъ они отмѣчали, что революціонный девизъ «свобода, равенство, братство» искони является девизомъ масонства. Масонъ и каббалистъ Папюсъ утверждаетъ, что «революція суть примѣненіе конституцій масонскихъ ложъ къ обществу» [20]. Русскую революцію 1905 г. одинъ масонскій журналъ привѣтствовалъ словами: «Всѣ республиканцы и въ особенности масоны должны выразить самыя горячія пожеланія скорѣйшаго тріумфа русской революціи» [21]. Но это въ прошломъ. А что масоны говорятъ въ настоящемъ? Въ 1923 году на одномъ изъ собраній ложи города Анже было сказано: «Масонство, которое играло первенствующую роль въ 1789 г., должно быть готово выставить кадры для революціи, всегда возможной» [22]. «Братья, читаемъ мы въ другомъ номерѣ того же оффиціальнаго бюллетеня, позвольте мнѣ выразить еще надежду на то, что масонство, коему исторія обязана революціями національными, сумѣетъ сдѣлать и болѣе крупную революцію — интернаціональную» [23].

Слѣдуетъ отмѣтить, что масонскіе дѣятели всегда отожествляютъ безбожную республику и соціализмъ, не гнушаясь даже союзомъ съ коммунистами, прикрываясь, однако, девизомъ: «свобода, равенство и братство». Предсѣдатель Великаго Востока Десмонъ даетъ такое опредѣленіе республики: «Для меня республика означаетъ: антиклерикализмъ, антимилитаризмъ, соціализмъ» [24]. «Только благодаря союзу лѣвыхъ, главной ячейкой котораго будетъ ложа, мы восторжествуемъ, говорится въ отчетѣ упомянутаго Конвента; мы должны сгруппировать всѣхъ республиканцевъ и даже въ союзѣ съ коммунистами выработать программу» [25].

Такимъ образомъ, масоны сами подтверждаютъ свою связь съ коммунистами и съ разрушителями нашей Родины. Подъ знакомъ масонской звѣзды работаютъ всѣ темныя силы, разрушающія національныя христіанскія государства. Масонская рука принимала участіе и въ разрушеніи Россіи. Всѣ принципы, всѣ методы, которые большевики примѣняютъ для разрушенія Россіи, очень близки масонскимъ. 15-ти-лѣтнее наблюденіе надъ разрушеніемъ нашей Родины воочію показало всему міру, какъ ученики точно подражаютъ своимъ учителямъ и какъ поработители русскаго народа вѣрны программѣ масонскихъ ложъ по борьбѣ съ Богомъ, съ Церковью, съ христіанской нравственностью, съ семьей, съ христіанскимъ государствомъ, съ христіанскою культурою, и со всѣмъ тѣмъ, что создало и возвеличило нашу Родину.

Не можемь не отмѣтить и того, что нашъ тяжкій церковный расколъ имѣетъ своимъ первоисточникомъ все то же растлѣвающее масонство съ его различными организаціями и дѣятелями, проникшими въ церковно-приходскія учрежденія для разстройства и разложенія церковной жизни. Надѣвъ на себя тогу ревнителей православія и христіанскаго просвѣщенія, они съ такою хитростію и лицемѣріемъ, черезъ посредство денегъ и печати, обольщаютъ довѣрчивыхъ и несвѣдущихъ людей, заражаютъ ихъ ядомъ модернизма и отвлекаютъ отъ истинной Христовой Церкви. Русская эмиграція сильно отравлена масонствомъ.

Обычно русскіе масоны стараются отмежеваться отъ мірового масонства, утверждая, что русскія ложи якобы не имѣютъ ничего общаго съ ложами другихъ странъ. Но такія заявленія не соотвѣтствуютъ истинѣ. Масонство имѣетъ опредѣленную организацію. Отдѣльныя масонскія ложи, возглавляемыя предсѣдателемъ, объединяются въ федерацію, во главѣ которой находится административный органъ или совѣтъ. Ежегодно центральный органъ собираетъ общее собраніе изъ представителей всѣхъ ложъ данной федераціи, причемъ эти представители избираются ложами одновременно съ другими должностными лицами. Такимъ образомъ ни одинъ масонъ не можетъ не знать, къ какой федераціи его ложа принадлежитъ. Русскія ложи распредѣлены по многимъ странамъ и носятъ характерныя названія: Астрея, Сѣверное Сіяніе, Юпитеръ, Гермесъ и др. Ни одинъ русскій масонъ не можетъ утверждать, что не имѣетъ ничего общаго съ безбожнымъ масонствомъ другихъ странъ.

Въ 1923 г. видный русскій масонъ Кузьминъ-Караваевъ заявилъ на Конвентѣ Великой Ложи Франціи: «Мы всѣ, русскіе бѣженцы, ваши ученики; мы учимся, какъ сдѣлаться хорошими масонами, чтобы имѣть возможность провести въ жизнь масонскій девизъ: свобода, равенство и братство» [26].

Заявленіе, что русское масонство заграницей является какой-то отдѣльной и независимой организаціей, содержитъ въ себѣ неправду.

Масонство едино, несмотря на нѣкоторую разницу ритуаловъ, даже на нѣкоторую кажущуюся, вѣрнѣе — показную, рознь. Весьма часто слышны рѣчи, будто существуетъ масонство «хорошее» и масонство «дурное», однако въ рѣчахъ и писаніяхъ видныхъ масоновъ мы постоянно встрѣчаемъ указанія на единство мірового масонства, несмотря на видимую въ немъ рознь. (Въ основу всѣхъ масонскихъ статутовъ положена такъ называемая Конституція Андерсона). Братъ Кольсонъ пишетъ во Всемірныхъ масонскихъ Анналахъ: «Нѣтъ иностранцевъ подъ нашими колонами (т. е. въ ложахъ). Братья всѣхъ націй у себя дома во всѣхъ ложахъ» [27]. Общепризнанный масонскій авторитетъ братъ Рагонъ заявляетъ: «Основной характеръ масонства — это интернаціональность. Масонство едино и всякій ритуалъ или нація, отступающій отъ этого принципа, заблуждаются и отходятъ отъ масонскаго пути... Мы не понимаемъ настоящаго масонства, которое могло бы называться англійскимъ, шотландскимъ, французскимъ, американскимъ и т. п. Имѣется ли математика англійская, шотландская, французская? Нѣтъ, есть только математика и также есть только масонство. Нѣкоторыя особенности въ ритуалахъ, церемоніяхъ и формахъ пріема недостаточны, чтобы націонализировать масонство вопреки его претензіи на интернаціональность» [28]. Масонство едино и рознь между различными ритуалами — лишь показная, для широкой публики. Принадлежность къ этому ритуалу отнюдь не исключаетъ даннаго «брата» изъ другого, якобы враждебнаго ему, ритуала. Каждый масонъ высшей степени обладаетъ и первыми тремя степенями и въ качествѣ мастера является полноправнымъ членомъ любой ложи земного шара. Всякій масонъ, къ какой бы федераціи онъ ни принадлежалъ, долженъ вслѣдствіе этого нести полную отвѣтственность за ту антихристіанскую и антигосударственную работу, которую ведетъ единый міровой масонскій орденъ, и тотъ, кто скрывается отъ этой отвѣтственности за національными или ритуальными этикетками, или обманываетъ самъ себя или допускаетъ сознательную неправду.

Указавъ на вредную дѣятельность масонства, мы не можемъ не упомянуть о столь же гибельныхъ ученіяхъ и организаціяхъ, сродныхъ съ нимъ по духу и направленію, находящихся съ нимъ въ тѣсной связи и зависимыхъ отъ него, каковы: теософія, антропософія, «Христіанское Знаніе» и ИМКА.

Къ глубокому нашему сожалѣнію, эти общества имѣютъ широкое распространеніе среди нашей эмиграціи. Посему мы и почитаемъ своимъ долгомъ предупредить нашу русскую паству отъ столь опасныхъ ученій и организацій и призываемъ всѣхъ нашихъ духовныхъ чадъ не имѣть съ ними никакого общенія.

Принимая во вниманіе все вышеизложенное Священный Соборъ опредѣлилъ:

1) Осудить масонство, какъ ученіе и организацію враждебную христіанству и революціонную, направленную къ разрушенію основъ національной государственности.

2) Осудить также и всѣ сродныя съ масонствомъ ученія и организаціи, теософію, антропософію, «Христіанское Знаніе» и ИМКА.

3) Поручить Епархіальнымъ Преосвященнымъ и Начальникамъ Миссій преподать подвѣдомому имъ духовенству указанія, необходимыя для борьбы съ названными вредными ученіями и организаціями и для предупрежденія православной русской паствы отъ увлеченія ими или отъ участія въ ихъ вредной дѣятельности, черезъ посредство духовной проповѣди, внѣбогослужебныхъ бесѣдъ, печати, преподаванія Закона Божія въ учебныхъ заведеніяхъ и особенно черезъ исповѣдь.

4) Вмѣнить въ обязанность пастырямъ Церкви спрашивать приступающихъ къ исповѣди — не состоятъ ли они въ масонскихъ организаціяхъ и не раздѣляютъ ли этихъ ученій и, если окажется, что состоятъ или раздѣляютъ, то разъяснять таковымъ, что участіе въ указанныхъ организаціяхъ несовмѣстимо со званіемъ христіанина — члена Христовой Церкви, что таковые должны или рѣшительно отказаться отъ масонства и сродныхъ съ нимъ ученій или, если они этого не исполнятъ, не будутъ удостаиваться Св. Причащенія, а при дальнѣйшей нераскаянности будутъ отлучаться отъ Св. Церкви.

Преподавъ вамъ наши архипастырскія указанія относительно враговъ Божіихъ и враговъ вашего спасенія, мы хотимъ напомнить вамъ апостольскія увѣщанія: «Возлюбленные! Имѣя все усердіе писать вамъ объ общемъ спасеніи, я почелъ за нужное написать вамъ увѣщаніе — подвизаться за вѣру, однажды преданную святымъ... Назидая себя въ любви Божіей, ожидая милости отъ Господа нашего Іисуса Христа для вѣчной жизни» (Іуд. I, 3, 19-21).

«Всякій, рожденный отъ Бога, побѣждаетъ міръ, и сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша. Кто побѣждаетъ міръ, какъ не тотъ, кто вѣруетъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій... Мы знаемъ, что мы отъ Бога и что весь міръ лежитъ во злѣ. Знаемъ также, что Сынъ Божій пришелъ и далъ намъ свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго и да будемъ въ истинномъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ. Сей есть истинный Богъ и жизнь вѣчная» (1  Іоан. V, 4-5 и 19-20). Аминь.

Предсѣдатель Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви заграницей

Митрополитъ Антоній.       

15/28 августа 1932 г. День Успенія Божіей Матери.

Сремскіе Карловцы. Югославія.

Примѣчанія:
[1] «Rаіsоn еt Rеlіgiоn». Вruхеllеs, 1881, р. 170.
[2] Раll-Маll Gаzеttе, 26 арr. 1881.
[3] Тhе Gоsреl оf Аthеіsm. Lоndоn 1882. 7, 2.
[4] Оффиц. отчетъ Конвента Вел. Востока Франціи, 1912 г. стр. 270.
[5] Тамъ же, 1913, стр. 393.
[6] Тамъ же, 1922, стр. 102.
[7] Тамъ же, стр. 198.
[8] Réѵuе Іntеrnаtіоnаlе dеs Sосiеtеs Sесrеtеs, № 33, 1931, р. 839.
[9] Тамъ же, стр. 840.
[10] Тамъ же, стр. 774, № 30, 1931 г.
[11] Соngrеs Маçоn. Іntеrnаtіоnаlе dе Раrіs. 1900, р. 102.
[12] Журн. «Акація», ноябрь 1930 года, стр. 145.
[13] Соmрtе-rеndu du Соnѵеnt dе lа g. z. f. окт. 1922 g. стр. 128.
[14] Rаgоn, Соurs рhіlоsорhіquе еt іntеrрrеtаtіf, lеs іmіtаtіоns аnсіеnnеs еt mоdеrnеs, 1841, стр. 318, 319 и 334.
[15] Ваuhuttе, 1890, 119.
[16] Rеѵuе Іntеrnаtіоnаlе dеs Sосiеtеs Sесrеtеs, № 5, 1 mаі 1929.
[17] Соnstіtutіоn du Grаnd Оrіеnt dе Frаnсе, 1901, стр. 12.
[18] Вullеtіn Оffiсіеl dе lа Grаndе Lоgе dе Frаnсe, m. VII. стр. 35, 1884.
[19] Тамъ же стр. 545.
[20] Рарus, Маrtіnіsmе еt Frаnс-Маçоnnеrіе, стр. 65.
[21] Aсасіа, № 28, 1905 г.
[22] Вullеtіn Оffiсіеl dе lа Grаndе Lоgе dе Frаnсe, окт. 1923 г. стр. 28.
[23] Тамъ же, стр. 236, 1922.
[24] Отчетъ Конвента Вел. Ложи Франціи, 1899 г.
[25] Отчетъ Конвента, 1922 г. стр. 236.
[26] Оффиціальный отчетъ, стр. 120.
[27] Annales Maçоnnіques Universelles, май 1930 г. стр. 110.
[28] Ragon. Orthodoxie Maçоnnіque, гл. XXIII, стр. 353.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 401-407.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.