Церковный календарь
Новости
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-23 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-23 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-23 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-22 / russportal Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988) 2019-02-22 / russportal Нормальный Приходскій Уставъ (1971) 2019-02-21 / russportal Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828) 2019-02-21 / russportal Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828) 2019-02-21 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903) 2019-02-21 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903) 2019-02-20 / russportal Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899) 2019-02-20 / russportal Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
Церковная письменность Русскаго Зарубежья
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. (Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985). (Лук. XVI, 19-31). Притча о «Богатомъ и Лазарѣ». Эта притча занимаетъ особое мѣсто среди другихъ притчъ. Замѣчательна она тѣмъ, что въ своихъ символахъ пріоткрываетъ завѣсу загробной жизни человѣка. Въ первыхъ словахъ говоритъ эта притча о человѣческихъ взаимоотношеніяхъ на землѣ. Богачъ въ притчѣ олицетворяетъ тѣхъ, кто эгоистически пользуется земными благами, совершенно не думая о несчастныхъ, обездоленныхъ, тѣхъ — кто отвергаетъ въ своей жизни Заповѣди Божіи, то-ли по невѣрію, то-ли по недомыслію. Объ этихъ людяхъ въ слѣдующихъ словахъ свидѣтельствуетъ многострадальный Іовъ: «Они говорятъ Богу: отойди отъ насъ, не хотимъ знать путей Твоихъ. Что Вседержитель, чтобы служить Ему? И что пользы, чтобы прибѣгать къ Нему?» Нищій Лазарь олицетворяетъ собою страдающее, часто лишенное самыхъ необходимыхъ земныхъ благъ, человѣчество, людей бѣдныхъ и больныхъ. Подобно праведному многострадальному Іову, возможно и Лазарь вопрошалъ въ душѣ своей о причинѣ своихъ страданій, но онъ никогда не возропталъ на Вседержителя, молчаливо, въ терпѣніи и смиреніи, неся свой жизненный крестъ. И вотъ, умеръ богатый и его похоронили; умеръ и нищій и онъ былъ отнесенъ на «лоно Авраама»... И далѣе, въ символическихъ образахъ, въ притчѣ пріоткрываетъ Господь тайну судьбы и потустороннихъ отношеній людей праведныхъ и неправедныхъ. Одни сопровождаются Ангелами на «лоно Авраама», другіе нисходятъ на мѣсто мученій, въ «адъ». Что такое «лоно Авраама»? Это мѣсто — противоположное «аду». «Лоно Авраама» — это, можно сказать, символъ преддверія Царства Божія, въ то время какъ «адъ» — есть преддверіе вѣчнаго осужденія, «тьмы внѣшней». Притча о «Богатомъ и Лазарѣ» говоритъ о томъ, что «загробный міръ», по еврейски «шеолъ», включаетъ въ себя и преддверіе Царства Божія и преддверіе «вѣчнаго осужденія». «Въ домѣ Отца Моего обителей много», говоритъ Христосъ. Между этими двумя обителями: преддверіемъ Царства Божія и пред/с. 241/дверіемъ «тьмы внѣшней», «утверждена великая пропасть», такъ что, какъ говоритъ страждущему богачу Авраамъ, «хотящіе перейти отсюда къ вамъ не могутъ, также и оттуда къ намъ не переходятъ». Умершіе, однако, видятъ другъ друга, но помощь однихъ другимъ тамъ невозможна. Изъ притчи видно, что умершіе не отрываются отъ своихъ близкихъ, оставшихся на землѣ: богачъ въ тревогѣ за своихъ братьевъ нечестивыхъ, онъ боится, что и они придутъ въ это мѣсто мученія. Онъ проситъ Авраама послать на землю Лазаря, чтобы Лазарь вразумилъ братьевъ его. «У нихъ есть Моисей и пророки», у нихъ есть Слово Божіе, пусть Его слушаютъ, — отвѣчаетъ Авраамъ богачу, — «если Моисея и пророковъ не слушаютъ», то и воскресшему мертвецу не повѣрятъ. Не слышимъ ли съ вами, въ наше время, изъ устъ невѣрующихъ: мы бы повѣрили и въ Бога и въ жизнь вѣчную, если бы на нашихъ глазахъ совершилось бы явное чудо. Такъ говорятъ люди лукаваго ума! Никакое чудо не можетъ вселить въ сердце человѣка вѣру и любовь къ Творцу. Вѣра пробуждается чистымъ сердцемъ и Словомъ Божіимъ, а не видѣніемъ чуда. Увидавъ чудо, человѣкъ съ лукавымъ умомъ и нечистымъ сердцемъ, всегда скажетъ: «это обманъ зрѣнія», или «это обманъ чувствъ», или «это намъ показалось». Чтобы не раздѣлить намъ въ той — загробной — жизни участь богатаго, Господь наставляетъ насъ слѣдующимъ словомъ: «Изслѣдуйте Писанія, ибо вы думаете чрезъ нихъ имѣть жизнь вѣчную; а они свидѣтельствуютъ о Мнѣ». Это слово Христово остается непреложнымъ для всѣхъ, искренно ищущихъ Бога и ищущихъ осмысленной жизни. Аминь.
Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 240-241.
|