Церковный календарь
Новости


2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 45, на Святую Пасху (1844)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 44, въ недѣлю новую (1844)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны на Полунощницѣ (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Ексапостиларіи седмичные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Свѣтильны дневные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны седмичные (1898)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній. Слово на молебнѣ о побѣдѣ на супостатовъ (1986)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ Великій четвергъ (1986)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 8-го гласа (1898)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 7-го гласа (1898)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день открытія мощей свт. Ѳеодосія (1986)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день Священнаго Коронованія (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Рѣчь на молебнѣ безплотнымъ силамъ (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ день Богоявленія Господня (1986)
2019-04-15 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Глава 9-я диссертаціи (1986)
2019-04-15 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Глава 8-я диссертаціи (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 апрѣля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ).
Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).

НЕДѢЛЯ 22-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
(Лук. XVI, 19-31).

Притча о «богатомъ и Лазарѣ». Многогранна она въ своей поучительности. Мы съ вами, дорогіе, остановимъ сегодня вниманіе наше на томъ, что является въ этой притчѣ для насъ самымъ главнымъ, что задаетъ тонъ всей жизни человѣка.

Въ этой притчѣ Господь отвѣчаетъ намъ на мучительный вопросъ о загробной жизни. Живемъ, трудимся, хлопочемъ — а дальше что? Буддійская «нирвана»? Или пантеизмъ съ его: «Богъ и природа одно и то же», съ превращеніемъ въ иллюзію человѣческой личности? Вопросъ: «а дальше что?» — никогда не оставлялъ человѣка. И на этотъ вопросъ отвѣчаетъ Господь притчей о «богатомъ и Лазарѣ». Господь утверждаетъ, что 1) жизнь человѣка не кончается тѣлесной смертью, что человѣкъ, оставляя свою тѣлесную храмину, не обращается въ небытіе, — онъ призванъ къ вѣчности. Утверждаетъ Господь также, что 2) тамъ мы будемъ видѣть другъ друга. Будемъ видѣть нашихъ близкихъ, друзей, праведниковъ, какъ богатый увидѣлъ Лазаря; будемъ видѣть тѣхъ, кто насъ ненавидѣлъ и преслѣдовалъ, какъ Лазарь издали видѣлъ богача.

Вопросъ о загробной жизни не давалъ покоя человѣку и до явленія въ міръ Христа. И многіе мужи древности положительно разрѣшали его. Такъ, Сократъ говорилъ: «Я не скорблю, ибо я увѣренъ, что умершіе существуютъ и что тамъ добрымъ гораздо лучше, чѣмъ злымъ», а изъ устъ Платона мы слышимъ : «Душа человѣка безсмертна, всѣ ея надежды и стремленія перенесены въ другой міръ. Истинный мудрецъ желаетъ смерти, какъ начала истинной жизни», ибо — «только въ томъ мірѣ открывается сущность вещей».

Мысль объ уничтоженіи человѣка послѣ смерти страшила и нашего великаго Пушкина. Онъ гналъ отъ себя эту мысль, какъ страшный призракъ. «Душой не вѣрую въ тебя, чужда ты мыслямъ человѣка»... «Конечно, духъ безсмертенъ мой» — говорилъ А. С. Пушкинъ.

Вопросъ о безсмертіи — это самый жизненный вопросъ. Отъ отвѣта на него зависитъ весь тонъ жизни, ея содержаніе, направленность воли человѣка. Справедливо утверждалъ Ѳ. М. Достоевскій, что вѣра въ безсмертіе является свѣтомъ жизни. Онъ говорилъ: «Безъ высшей идеи не можетъ суще/с. 243/ствовать ни человѣкъ, ни нація. А высшая идея на землѣ одна, а именно идея безсмертія души, ибо всѣ остальныя «высшія» идеи жизни, которыми можетъ быть полезно живъ человѣкъ, лишь изъ нея одной вытекаютъ. Только при ней жизнь получаетъ смыслъ и значеніе, и человѣкъ постигаетъ всю разумную цѣль свою на землѣ».

Для насъ, христіанъ, безсмертіе не идея, а реальность. «Богъ не есть Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ». Во Христѣ и Христомъ Богочеловѣкомъ раскрыта намъ тайна жизни: смерть не прерываетъ существованія человѣка, а лишь видоизмѣняетъ его.

Утверждая, что жизнь человѣка не кончается тѣлесной смертью, что тамъ мы будемъ видѣть другъ друга, Господь Іисусъ Христосъ притчей о «богатомъ и Лазарѣ» говоритъ намъ: спѣши творить добро, лаской, улыбкой, добрымъ словомъ, матеріальной помощью — согрѣвай скорбныхъ и страждущихъ, будьте сынами Свѣта. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 242-243.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.