Церковный календарь
Новости


2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-22 / russportal
Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988)
2019-02-22 / russportal
Нормальный Приходскій Уставъ (1971)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ).
Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).

НЕДѢЛЯ 22-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.

Богатство и нищета, о нихъ говоритъ намъ притча о богатомъ и Лазарѣ.

Осудилъ-ли Христосъ богатство? Нѣтъ, не осудилъ. По ученію св. Писанія, обезпеченность и богатство есть нѣкое благо. Оно обезпечиваетъ драгоцѣнную независимость, избавляетъ отъ униженія, предполагаетъ въ человѣкѣ, обладающемъ богатствомъ, наличіе цѣнныхъ качествъ — какъ дѣловитость, любовь къ труду, умѣніе, смѣлость. Но въ то же время св. Писаніе говоритъ о богатствѣ, какъ о благѣ относительномъ и второстепенномъ. Богатство нигдѣ въ Писаніи не изображается наилучшимъ изъ благъ. Вѣрный Богу, мудрый и разсудительный человѣкъ всегда предпочитаетъ богатству душевный міръ (Притч. гл. 15), доброе имя (гл. 22), здоровье (Сир. 30, 14) и праведность (Притч. гл. 16). Св. Писаніе подчеркиваетъ и ограниченную силу богатства: не все имъ можно купить, напримѣръ — избавленіе отъ смерти и любовь, и указываетъ на то, что богатство причиняетъ излишнія заботы, вынуждаетъ выбиваться изъ силъ; «Лучше немногое въ страхѣ Господнемъ, нежели большое сокровище, и при немъ тревога».

Богатство — знакъ Божіей щедрости, но это не значитъ, что всякое богатство является плодомъ Божія благословенія. Существуетъ и неправедное богатство, и св. Писаніе постоянно подчеркиваетъ, что неправедно пріобрѣтенныя блага не идутъ на пользу, приносятъ съ собою нечестіе, духовную смерть и страданія. Нечестивые богачи думаютъ, что они могутъ обходиться безъ Бога, надѣются на свое достояніе, какъ на своего рода крѣпость, забывая наставленіе св. Писанія: «надѣющійся на свое богатство скоро упадетъ».

Въ притчѣ о «богатомъ и Лазарѣ» Христосъ предупреждаетъ насъ объ опасности богатства, объ опасности матеріальной обезпеченности черезъ мѣру: въ богатствѣ кроется опасность потери совѣсти, опасность не видѣть своей духовной нищеты, опасность очерствѣнія сердца, опасность впаденія въ идолопоклонство: нажива и страхъ малѣйшимъ умалить свое достояніе становятся кумиромъ богатаго.

Принадлежать Христу означаетъ: быть свободнымъ отъ страха, прежде всего. «Къ свободѣ призваны мы, братья», /с. 245/ возглашаетъ aп. Павелъ. Христосъ требуетъ отъ Своихъ послѣдователей отрѣшенности отъ благъ мірскихъ (независимо отъ того, владѣютъ они ими или нѣтъ), чтобы быть способными желать подлинныхъ благъ и получать ихъ.

Подлинное благо твое, дорогой христіанинъ, не въ томъ, чѣмъ ты владѣешь, а въ томъ, что отдаешь ты на дѣло Божіе на землѣ, что отдаешь нуждающимся, сиротамъ и вдовамъ. «Я былъ голоденъ — вы накормили Меня, Я былъ нагъ — вы одѣли Меня», — говоритъ Господь. «Вспомните прежніе дни ваши» — говоритъ ап. Павелъ — «когда вы, бывши просвѣщены, выдержали великій подвигъ страданій... и расхищеніе имѣній вашихъ приняли съ радостью, зная, что есть у васъ на небесахъ имущество, лучшее и непреходящее» (Евр. 10, 32-34).

Предупреждая объ опасности богатства, Господь раскрываетъ передъ нами духовную сторону въ смиреніи, кротко переносимой нищеты, ставшей удѣломъ вслѣдствіе обстоятельствъ.

Соблазнъ богатства, дорогіе, начертанъ въ притчѣ «о богатомъ и Лазарѣ». Этотъ соблазнъ не въ томъ, что въ жизни существуютъ богачъ и нищій Лазарь, а въ томъ, что Лазарь хотѣлъ бы «насытиться тѣмъ, что падало со стола богача», но не получилъ ничего. Богатый отвѣчаетъ за бѣднаго — вотъ мысль, къ которой приводитъ насъ эта притча. Кто вѣренъ Богу и служитъ Ему своей жизнью, тотъ даетъ отъ своего имѣнія бѣднымъ и на дѣло Божіе, а кто служитъ мамонѣ — тотъ дрожитъ надъ мѣдякомъ или бумажкой, думая въ нихъ имѣть опору свою. Въ притчѣ о «богатомъ и Лазарѣ» Господь побуждаетъ насъ задуматься надъ вопросомъ во имя чье, во имя чего мы живемъ; побуждаетъ наши сердца склониться передъ страданіями нищеты и бѣдности и, вмѣстѣ съ тѣмъ, раскрываетъ намъ смыслъ страданія — въ немъ духовно зрѣетъ человѣкъ. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 244-245.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.