Церковный календарь
Новости


2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-22 / russportal
Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988)
2019-02-22 / russportal
Нормальный Приходскій Уставъ (1971)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ).
Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).

НЕДѢЛЯ 25-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
(Лук. X, 25-37).

Что долженъ дѣлать человѣкъ, чтобы имѣть жизнь вѣчную? — спросилъ Господа законникъ, не человѣкъ «изъ толпы», а ученый, законникъ. «Возлюби Господа Бога твоего... и ближняго твоего, какъ самого себя». Таковъ отвѣтъ Ветхаго Завѣта на заданный имъ вопросъ.

Если понятна была ветхому Израилю любовь къ Богу, въ заповѣди о любви къ ближнему они блуждали; отсюда и вопросъ законника: «кто мой ближній?». Въ вопросѣ: «кто мой ближній?» кругозоръ ветхаго Израиля не выходилъ за предѣлы Израильскаго народа. Подъ «ближнимъ» подразумѣвался только израильтянинъ, посему долгъ любви у ветхозавѣтнаго Израиля относили только къ своимъ соплеменникамъ, только къ израильтянамъ.

Это заблужденіе ветхаго Израиля и раскрылъ Господь въ притчѣ «о милосердномъ самарянынѣ». Самаряне и іудеи враждовали между собою. Самарянинъ для іудея былъ человѣкомъ нечистымъ и презрѣннымъ.

На нѣкоего человѣка, израильтянина, шедшаго въ Іерусалимъ, напали разбойники. Они совлекли съ него одежду, изранили и ушли, оставивъ его едва живымъ. Проходили той дорогой іудейскій священникъ, затѣмъ и левитъ. Увидавъ несчастнаго, каждый изъ нихъ подошелъ къ нему, посмотрѣлъ, и... прошелъ мимо. Но вотъ проѣзжалъ той дорогой самарянинъ. Увидавъ несчастнаго, самарянинъ сжалился надъ нимъ, перевязалъ ему раны, возливая масло и вино, и, посадивъ на своего ослика, привезъ его въ гостиницу, далъ хозяину гостиницы деньги, прося позаботиться о несчастномъ.

«Кто изъ троихъ былъ ближній попавшемуся разбойникамъ? — какъ ты думаешь?», спросилъ Господь законника. И былъ его отвѣтъ: «оказавшій ему милость». «Иди и ты такъ же поступай».

Когда законникъ спросилъ Господа: «кто мой ближній?», онъ еще отожествлялъ ближняго со своимъ соплеменникомъ, съ членомъ Израильскаго народа. Словомъ: «иди и ты поступай такъ же», сказаннымъ ученому іудею, Господь указалъ на вселенскій характеръ заповѣди о любви къ ближнему. Подтверждая заповѣдь о любви къ ближнему, Іисусъ Христосъ /с. 258/ дѣлаетъ эту заповѣдь не только средоточіемъ всѣхъ остальныхъ, но и неразрывно связываетъ ее съ заповѣдью о любви къ Богу, дѣлаетъ эту заповѣдь универсальной; надо любить не только друзей, но и личныхъ враговъ своихъ (Матѳ. 5, 43-48).

«Сія есть заповѣдь Моя, да любите другъ друга, какъ Я возлюбилъ васъ» — говоритъ Господь. Но возможна-ли любовь къ ближнему безъ любви къ Богу? Нѣтъ, невозможна. Нельзя угодить Богу, не уважая другихъ людей, особенно самыхъ покинутыхъ, наименѣе заслуживающихъ вниманія. Любовь къ ближнему не отдѣлима отъ любви къ Богу, и наоборотъ: любовь къ Богу не отдѣлима отъ любви къ ближнему. «Кто говоритъ: я люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ», — говоритъ Апостолъ Іоаннъ Богословъ.

Совершенная любовь открылась намъ въ Лицѣ Господа нашего Іисуса Христа. «Возлюбленные!» — обращается къ намъ тотъ же «апостолъ Любви» — «будемъ любить другъ друга, потому что любовь отъ Бога; и всякій любящій рожденъ отъ Бога и знаетъ Бога. Кто не любитъ, тотъ не отъ Бога».

Любовь къ ближнему, дорогіе мои, не есть простое вниманіе къ другому, ее нельзя смѣшивать и съ благотворительностью. Любовь — это чувство религіозное по своему источнику, ибо она является дѣйствіемъ Божіимъ въ насъ. Придя къ намъ отъ Бога, любовь къ Богу и возвращается: ибо любя братьевъ своихъ, мы любимъ Самого Господа, такъ какъ вмѣстѣ составляемъ Тѣло Христово (Рим. 12, 5-10; 1 Кор. 12, 12-27).

Чтобы осуществить въ жизни Богомъ заповѣданную намъ любовь, необходимо, прежде всего, преодолѣть узко-человѣческое, бытовое представленіе о любви.

Въ притчѣ «о милосердномъ самарянынѣ» Господь даетъ намъ практическое указаніе, а именно: не мнѣ рѣшать, кто мой ближній; человѣкъ въ бѣдѣ, будь онъ даже мой врагъ, побуждаетъ меня стать его ближнимъ. Любовь христіанина должна проявляться къ любому человѣку, котораго Богъ даетъ намъ встрѣтить на нашемъ жизненномъ пути, — въ этомъ отличительная черта Новаго Завѣта, Церкви Христовой, отъ Израиля ветхозавѣтнаго. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 257-258.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.