Церковный календарь
Новости


2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Богородичны воскресны осми гласовъ (1855)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Служба обща преподобному единому (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба собору препод. Дальнихъ пещеръ (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба преп. Кукшѣ и Пимину Постнику (1855)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 5-я (1986)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 4-я (1986)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пр. Алипію, иконописцу Печерскому (1855)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пренесенію мощей преп. Ѳеодосія (1855)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 3-я (1986)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 2-я (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
«НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ).
Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).

НЕДѢЛЯ 26-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.

Евангельское чтеніе о безумномъ богачѣ ставитъ передъ нами вопросъ самой жизни. На вопросъ: для чего мы живемъ? — многіе отвѣчаютъ: «жизнь для жизни намъ дана»; отсюда и вытекаетъ ихнее: «душа, ѣшь, пей и веселись, ибо жизнь коротка». Такъ разсуждающіе обычно удовлетворяются умѣніемъ устраиваться въ жизни, тонутъ въ благополучіи, «жиркомъ заплываютъ», и, добавляя къ сему участіе въ общественной жизни, получая похвалы и рукоплесканія, широко, самодовольно улыбаются, считая свою жизнь счастливой.

Счастливы-ли эти люди? На этотъ вопросъ отвѣчаетъ намъ одинъ изъ героевъ Чехова: всю жизнь живя, какъ и всѣ люди, будничными интересами, онъ игралъ роль въ обществѣ, былъ занятъ «важными дѣлами», прибѣгая въ нихъ къ неправдѣ, притворялся, погруженный въ мелкія интриги и общественныя заботы, и вдругъ, неожиданно просыпается ночью въ холодномъ поту съ тяжелымъ сердцебіеніемъ. Что случилось? Случилось ужасное: онъ осозналъ, что жизнь прошла и жизни не было, осталась тягость на душѣ, ибо не было въ жизни подлиннаго смысла.

Нѣкоторые полагали, да и нынѣ полагаютъ, осмыслить свою жизнь участіемъ въ политическихъ партіяхъ, ведущихъ борьбу за лучшее будущее, какъ вели ее всѣхъ толковъ соціалисты и демократы въ Россіи. Чѣмъ же была эта «идеализація будущаго» въ прошломъ Россіи, чѣмъ является она нынѣ, будучи свойственной и нынѣшнимъ партіямъ? «Идеализація будущаго» — справедливо говоритъ проф. Франкъ — «является духовной болѣзнью, послѣднимъ корнемъ той нравственной болѣзни, которую мы называемъ революціонностью и которая загубила Россію».

Что же дѣлать, какъ проводить жизнь, чтобы она была осмыленной? Существуетъ ли общее дѣло для всѣхъ людей, дѣло, чрезъ участіе въ которомъ, пріобрѣтаетъ смыслъ жизнь каждаго человѣка? Это общее дѣло для всѣхъ людей существуетъ. «Мужіе братья, что намъ дѣлать?» — спрашиваютъ ап. Петра іудеи послѣ его вдохновенной проповѣди. Примите Христа, — «покайтесь, и да крестится каждый изъ васъ во имя Іисуса Христа... и получите даръ Святаго Духа» — былъ отвѣтъ ап. Петра. Въ этомъ отвѣтѣ Апостола указано необхо/с. 264/димое общее дѣло для всѣхъ: примите Христа и живите по велѣніямъ Духа Святаго. И преп. Серафимъ говоритъ: «Стяжи Духа Святаго». И Самъ Христосъ на вопросъ: «что дѣлать?» — отвѣтилъ: «вотъ дѣло Божіе: чтобы вы вѣровали въ Того, Кого Онъ послалъ», и далѣе указываетъ Христосъ на двѣ вѣчныя заповѣди: на любовь къ Богу, всѣмъ сердцемъ, всею крѣпостію и всѣмъ разумѣніемъ, и на любовь къ ближнему, — указываетъ какъ на общее для всѣхъ дѣло, осмысливающее жизнь.

Не субъективныхъ личныхъ наслажденій, безсмысленность и миражъ которыхъ такъ легко и ярко изобличается въ жизни каждаго изъ насъ, а осмысленной полноты жизни долженъ искать каждый изъ насъ. Жизнь съ ея краткостью и призрачными удовольствіями, съ ея тяготами и нуждами, не есть самоцѣль. Жизнь осмыслена лишь тогда, когда она движима стремленіемъ къ Абсолютному Благу, къ тому благу, которое является благомъ и для ближняго и для меня. Примѣръ такого блага мы имѣемъ въ любви. Когда мы любимъ подлинной любовью, скажите, чего мы ищемъ въ ней и что насъ въ ней удовлетворяетъ?

Если мы хотимъ вкусить лишь личныхъ отъ нея радостей, если хотимъ использовать любимое нами существо и наше къ нему отношеніе, какъ средство для личныхъ выгодъ и наслажденій, — это будетъ не любовью подлинной, а оскорбленіемъ ближняго и развратомъ, и такое отношеніе будетъ неминуемо покарано душевной пустотой, душевнымъ холодомъ, который нерѣдко завершается озлобленностью.

Если же мы хотимъ отдать жизнь свою на служеніе ближнему, любимому существу, готовы на самопожертвованіе, даже на гибель ради любимаго существа, — мы получаемъ въ итогѣ радость, дущевную полноту и покой удовлетворенности.

Любовь, которой осмысливается жизнь, не есть разсчетъ, не есть эгоистическая жажда наслажденія, любовь — не рабство. Любовь — это преодолѣніе эгоизма, преодолѣніе личной корыстной цѣли, и это преодолѣніе осмысливаетъ нашу жизнь, даетъ намъ ту полноту, въ которой всецѣло сливается мое «я» съ «я» существа любимаго. Если же любящій и любимое существо, въ поискахъ развлеченій — что такъ часто приходится наблюдать — ввергаютъ себя въ безсмысленный круговоротъ жизни, они, въ итогѣ, будутъ подавлены тяжелымъ чувствомъ пустоты и разочарованія, безсмыслицы и безсилія.

Какъ же и чѣмъ осмыслить жизнь, чтобы не впасть въ /с. 265/ мракъ душевный, чтобы не лишиться свѣта, духовной бодрости и мира душевнаго?

На этотъ вопросъ мы уже получили отвѣтъ изъ устъ ап. Петра и Самого Спасителя.

Путь истинный, путь осмысленный, разумный путь жизни въ Томъ, Кто Самъ есть Истина и Жизнь. «Азъ есмь Путь и Истина и Жизнь» — говоритъ Христосъ. Во Христѣ обрѣтаемъ мы подилнное благо.

Скажите, къ чему привелъ неутомимый трудъ милліоновъ — трудъ въ стремленіи къ «жизни ради жизни» безъ Христа и внѣ Бога? Неутомимымъ трудомъ, безъ Христа и внѣ Бога, создается безсмыслица, создается адъ на землѣ, создана пустыня, въ которой отъ жажды духовной погибаютъ люди. Съ высокихъ трибунъ раздаются призывы къ правдѣ и справедливости. Къ правдѣ и справедливости зовутъ тѣ, которые отвергли Абсолютный Источникъ Правды, отсюда и результатъ плачевный: подавляющее большинство людей не знаетъ — для чего они живутъ, гдѣ добро и гдѣ правда.

Жизнь во Христѣ, дорогіе братья и сестры, и есть для всѣхъ людей, — всѣхъ временъ и народовъ, — общее дѣло, дѣло, — не теорія, а дѣло, дѣло практическое, жизненное, и въ основѣ этого дѣла — духовное дѣланіе надъ собой каждаго изъ насъ, накопленіе каждымъ человѣкомъ въ себѣ силъ добра, любви и правды, и завершается это дѣло для каждаго словами ап. Павла: «теперь живу не я, а живетъ во мнѣ Христосъ».

Къ этому и зоветъ насъ нынѣшнее Евангельское чтеніе, призывающее насъ «въ Бога богатѣть».

«Жизнь и смерть предложилъ Я тебѣ, благословеніе и проклятіе», — говоритъ Господь, — «избери жизнь, дабы жилъ ты и потомство твое», — жилъ въ свѣтѣ и радости. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 263-265.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.