Церковный календарь
Новости


2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравственная идея догмата Церкви (1986)
2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравств. идея догмата Пресв. Троицы (1986)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 142-й (1899)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 141-й (1899)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 10-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 9-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 8-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 7-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Зависть - изобрѣтеніе діавола" (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. Слово на актѣ Семинаріи въ 1969 году (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Современное бѣснованіе (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. "Вси святіи земли Русскія, молите Бога о насъ!" (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Дѣйство льсти" - въ полномъ разгарѣ (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Пасхальное обращеніе 1969 года (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма прот. Виктору Потапову (1995)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо архіеп. Женевскому Антонію (1995)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Наѳанаилъ (Львовъ) († 1986 г.)
БЕСѢДЫ О СВЯЩЕННОМЪ ПИСАНІИ И О ВѢРѢ И ЦЕРКВИ.
Томъ 5-й. (Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Правосл. Молодежи Заграницей, 1995).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

О СОЦІАЛЬНОМЪ УЧЕНІИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Доктрина Католической Церкви по соціальному вопросу въ значительной степени совпадаетъ съ ученіемъ о томъ же Православной Церкви.

Конечно, Православная Церковь своей основной цѣлью полагаетъ вѣчное спасеніе человѣческихъ душъ, и ставитъ человѣческую душу безгранично выше всякаго коллектива. Церковь исповѣдуетъ: «Вся суета, елико не пребываетъ по смерти», т. е. не имѣетъ подлинной цѣнности ничто, что не вѣчно.

А во всемъ земномъ мірѣ только душа человѣческая, человѣческая личность, имѣетъ вѣчную жизнь. Все остальное, и по церковному воззрѣнію и по научнымъ представленіямъ, черезъ мгновеніе или черезъ эоны вѣковъ исчезнетъ.

Это не значитъ, что не надо заботиться о соціальномъ устройствѣ или о государственной организаціи, или объ общественномъ бытѣ, но это значитъ, что человѣкъ выше государственныхъ и соціальныхъ учрежденій, а Церковь — организмъ Богочеловѣческій, призвана воспитывать и направлять эту высшую во вселенной цѣнность.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, Церковь всегда высоко ставила благотворительную помощь человѣка человѣку, видя въ этомъ не только рѣшеніе соціальной задачи, но и могучее воспитательное средство, благотворное и для дающаго, и для принимающаго. Какъ говоритъ нашъ знаменитый историкъ Ключевскій: «Когда встрѣчались двѣ руки, одна съ просьбой Христа ради, другая съ подаяніемъ во имя Христово, трудно было сказать, которая изъ нихъ больше оказывала милостыни другой». И онъ же разъясняетъ: «Благотворительность можетъ руководиться только нравственными побужденіями, чувствомъ состраданія къ страждущему... Русское общество подъ руководствомъ Церкви въ продолженіе вѣковъ прилежно училось понимать и исполнять заповѣдь о любви къ ближнему».

Провожая въ вѣчный міръ своего пасомаго, Церковь обнадеживаетъ его: «Аще помиловалъ еси, человѣче, человѣка, и той имать тамо, т. е. въ вѣчности, помиловати тя».

Итакъ, Церковь высоко ставитъ личную благотворительность. Апостолы широко благотворительствовали. Встрѣтивъ /с. 100/ хромого, апостолъ Петръ, какъ бы извиняется передъ нимъ, говоря: «Серебра и золота нѣтъ у меня, но что имѣю — даю во имя Христа». И онъ исцѣлилъ его.

Положительно относится Церковь и къ благотворительности общественной — соціальной, впрочемъ, никакъ не абсолютизируя ее.

Ярче всего иллюстрируетъ эту проблему примѣръ изъ жизни Церкви въ первые годы христіанской исторіи. Въ первохристіанской общинѣ возникли осложненія въ связи съ распредѣленіемъ вспомоществованій вдовицамъ и прочимъ бѣднякамъ. Обратились къ апостоламъ. Но апостолы сказали: «Не хорошо намъ оставить служеніе слову Божію и заботиться о столахъ». И посвятили для этой цѣли діаконовъ.

Тутъ очень наглядно проявляется отношеніе Церкви къ общественной благотворительности. Съ одной стороны подчеркивается іерархія цѣнностей. Служеніе слову Божію, воспитаніе для вѣчности душъ человѣческихъ выше дѣлъ благотворенія. Съ другой стороны, дѣло это настолько важно, что апостолы для лучшаго выполненія его учреждаютъ новый чинъ священнослужителей — діаконовъ.

Таково же отношеніе Церкви ко всѣмъ занятіямъ людей, не служащимъ непосредственнымъ основнымъ цѣлямъ Церкви, къ государственному, соціальному, научному, торговому, военному и прочимъ видамъ человѣческой дѣятельности.

Когда римскій императоръ Константинъ, въ язычествѣ носившій званіе «понтифекса максимусъ», верховнаго жреца, принялъ христіанство, возникла мысль сдѣлать его и въ Церкви верховнымъ священнослужителемъ. Но Церковь отвергла этотъ планъ, потому что въ такомъ случаѣ императоръ долженъ былъ бы отказаться отъ своего царскаго служенія, на которое онъ былъ призванъ Богомъ, ибо епископъ долженъ служить дѣлу высшему, чѣмъ царство — слову Божію.

Церковь одобряетъ соціальное служеніе, но хочетъ, чтобы его вели не священнослужители, а міряне, воспитываемые для всякаго добраго дѣла, въ томъ числѣ и для благотворительности, своими духовными отцами. Чтобы эта благотворительная работа и въ своей общественной соціальной формѣ была бы насколько возможно полнѣе проникнута личными отношеніями. /с. 101/ Чтобы тѣ, кому помощь оказывается, знали и любили бы тѣхъ, кто оказываетъ эту помощь, а эти, въ свою очередь, съ любовью, состраданіемъ и заботой относились бы къ опекаемымъ. Чтобы какъ можно меньше было бы холодной, безличной, механизированной соціальности въ этомъ святомъ дѣлѣ. Чтобы какъ можно чаще встрѣчались бы тѣ двѣ руки, о которыхъ говоритъ Ключевскій. Чтобы люди понимали, что они нужны другъ другу.

Тогда благотворительность общественная будетъ такой же душеспасительной, какъ и благотворительность личная, и жизнь будетъ озарена тѣмъ духовнымъ свѣтомъ и тепломъ, котораго такъ не хватаетъ сейчасъ въ нашей жизни.

Источникъ: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995. — С. 99-101.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.