Церковный календарь
Новости


2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Богородичны воскресны осми гласовъ (1855)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Служба обща преподобному единому (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба собору препод. Дальнихъ пещеръ (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба преп. Кукшѣ и Пимину Постнику (1855)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 5-я (1986)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 4-я (1986)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пр. Алипію, иконописцу Печерскому (1855)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пренесенію мощей преп. Ѳеодосія (1855)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 3-я (1986)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 2-я (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Наѳанаилъ (Львовъ) († 1986 г.)
БЕСѢДЫ О СВЯЩЕННОМЪ ПИСАНІИ И О ВѢРѢ И ЦЕРКВИ.
Томъ 5-й. (Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Правосл. Молодежи Заграницей, 1995).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПИСЬМА.

ПРОТОПРЕСВИТЕРУ ГЕОРГІЮ ГРАББЕ [(ПЕРВОЕ)].

3/16 ноября 1983 г.

Дорогой отецъ Георгій!

Получилъ сегодня Твое письмо отъ 29/X относительно комментаріевъ къ книгѣ Желудкова. Письмо Твое меня огорчило, хотя (а отчасти именно потому что) я почти согласенъ съ Тобой.

Мои комментаріи въ такомъ видѣ, въ какомъ они напечатаны, и меня не удовлетворяютъ. Съ этимъ дѣломъ у меня связано нѣсколько непріятныхъ переживаній. Года два или три тому назадъ Глѣбъ Раръ убѣдительно просилъ меня написать комментарій къ книгѣ Желудкова, тогда только что полученной изъ Россіи.

Если бы я отказался, то книга вышла бы или безъ комментаріевъ, или съ комментаріями только Шмемана, что я считаю было бы болѣе вредно. Было это въ началѣ Великаго Поста, и мнѣ найти время для такого писанія было очень трудно. Но я увлекся, и къ 6-й недѣлѣ комментаріи на 62-хъ страницахъ написалъ.

Далъ свое писаніе прочитать Митрополиту, и онъ сдѣлалъ еще дополненія... Съ того времени прошло два съ лишнимъ года. Я узналъ, что книга Желудкова вышла по-нѣмецки безъ комментаріевъ и рѣшилъ, что и по-русски она напечатана въ голомъ видѣ. Можетъ быть, Ты помнишь, я и во Франкфуртѣ на съѣздѣ епископовъ говорилъ объ этомъ, упрекая Джорданвилль и владыку Виталія въ томъ, что они не печатаютъ ничего для Россіи.

Оказалось однако, что по-русски она не была издана до весны этого года. Только когда подошло 27 мая, срокъ вступленія СССР въ права «копирайтс», Посѣвъ напечаталъ эту книгу съ приложеніемъ моихъ комментаріевъ, сокративъ ихъ наполовину и разжиживъ ихъ, а дополненія Митрополита отбросивъ совсѣмъ.

О сокращеніи моего писанія они со мной совершенно не совѣтовались, и явно избѣгали показывать мнѣ свое изданіе, такъ какъ несмотря на мое соавторство, они не присылали мнѣ изданной книги отъ мая до сентября. И только послѣ моихъ неоднократныхъ напоминаній прислали въ сентябрѣ три экземпляра.

Протестовать противъ этого? Хотѣлось. Но остановило меня нѣсколько соображеній. Если бы я снялъ свои примѣчанія, /с. 117/ то книжка вышла бы безъ нихъ и въ такомъ видѣ пошла бы въ Россію. И была бы еще вреднѣе. Комментаріи даютъ хоть два-три православныхъ слова при этомъ.

Если бы наши издательства печатали бы хоть что-нибудь для Россіи, мы могли бы вступить въ полемику съ Желудковымъ. Но вѣдь отъ насъ для Россіи не печатается ничего, кромѣ часто неграмотныхъ книжекъ самоотверженнаго, но малограмотнаго К. В. Скворцова. Въ Россіи заграничныя изданія знаютъ по РСХД, по НТС, и на этомъ фонѣ конечно даже Шмеманъ кажется православнымъ.

Желудковъ — еретикъ. Вѣрно. Но въ страшной духовной пустынѣ Россіи даже такія еретическія писанія могутъ оказаться полезными, напоминаніемъ о христіанствѣ. Ты помнишь, въ «Раковомъ Корпусѣ» Солженицына какими полезными оказались даже произведенія Л. Толстого.

Ты ставишь въ вину Желудкову, что онъ свои доводы черпаетъ изъ зараженныхъ источниковъ и не знаетъ св. Іоанна Златоуста. Вѣрно. Но вина его въ этомъ гораздо меньше вины того же Толстого или современныхъ парижскихъ и американскихъ русскихъ богослововъ, которымъ все открыто, и которые сознательно предпочитаютъ источники зараженные источникамъ животворнымъ.

Желудкову же все закрыто. Гдѣ онъ достанетъ Златоуста? Старыя изданія изъ всѣхъ библіотекъ изъяты въ «закрытые фонды». Печатается въ Совѣтскомъ Союзѣ по религіознымъ вопросамъ только душегубительное, а изъ-за границы приходитъ только зараженное. Что же тутъ дѣлать? Тутъ опять наша вина.

Поэтому-то я и былъ бережнымъ и снисходительнымъ къ Желудкову, хотя и не въ такой мѣрѣ, какъ это явствуетъ изъ напечатанныхъ комментаріевъ, гдѣ всѣ мои строгія и иногда рѣзкія слова убраны, а снисходительныя и бережныя слова оставлены и усилены.

Поблагодарилъ я Желудкова за напоминаніе читателямъ о концѣ міра, что всегда полезно. «Помни послѣдняя твоя — и во вѣки не согрѣшишь». А также за слова преп. Исаакія Сиріанина, отысканныя и приведенныя имъ, что тоже полезно.

Ну, довольно о немъ. Мнѣ многое о чемъ еще надо Тебѣ написать.

/с. 118/ Настя права въ томъ, что хотя среди солидаристовъ много хорошихъ вѣрующихъ и даже церковныхъ людей, какъ Г. Papъ, Н. Тарасова, Я. Будановъ, но сама организація, какъ таковая, чужда Церкви. Она сильно промасонена. Всегда была неравнодушна къ масонскимъ соблазнамъ, а полностью попала въ ихъ руки въ 1954 году, когда вошла въ совершенное подчиненіе американской развѣдкѣ, и изъ-за этого изъ НТС ушли ея лучшіе люди: Байдалаковъ, Тенсоны, Мамуковъ, Заречнаки, Киверовы и пр.

Здѣсь нашихъ богомольцевъ тревожитъ слухъ, пускаемый старостой собора, В. Н. Вишневскимъ о томъ, что въ случаѣ кончины или инвалидности владыки Аверкія или о. Константина, меня хотятъ назначить не то ректоромъ семинаріи, не то редакторомъ «Православной Руси».

Зная обстановку, я не думаю, что это правда. Но на всякій случай скажу. То или другое изъ сказанныхъ мѣстъ для меня — высокая честь. Но для мѣста ректора у меня нѣтъ соотвѣтствующей формальной квалификаціи. Я оффиціально не имѣю высшаго богословскаго образованія. Наши Высшіе Пастырско-Богословскіе Курсы не были признаны государственной властью Маньчжуріи за Высшее Учебное Заведеніе, а когда они таковыми стали, въ видѣ Богословскаго Факультета, то мы съ о. Филаретомъ отказались на него поступить.

Если же дѣйствительно неотложно понадобится мнѣ стать редакторомъ «Православной Руси», то я могъ бы выполнять это и отсюда. А еще лучше, если бы Сѵнодъ прислалъ бы сюда какого-нибудь линотиписта, и мы могли бы организовать изданіе «Православной Руси» въ нашей обители. Я былъ редакторомъ «Православной Руси» въ теченіе пяти лѣтъ совмѣстно съ владыкой Серафимомъ, и право же тогда этотъ органъ былъ лучше, чѣмъ подъ руководствомъ о. Константина.

Помоги Тебѣ Господь съ Твоими глазами. Отъ всей души всѣ мы молимся за Тебя, тѣмъ болѣе, что Твое здоровье нужно не только Тебѣ, не только намъ, любящимъ Тебя, но прежде всего Церкви, которой Ты такъ нуженъ весь.

Сердечный привѣтъ матушкѣ Варварѣ Максимовнѣ, дѣтямъ и внукамъ Твоимъ.

Христосъ съ Вами.

Источникъ: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995. — С. 116-118.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.