Церковный календарь
Новости


2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 6-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 5-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 4-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 3-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 2-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 1-я (1961)
2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Прот. Іоаннъ Недзѣльницкій († 1946 г.)

Протопресвитеръ Іоаннъ Недзѣльницкій (1866-1946), православный миссіонеръ, духовный писатель. Родился 18 іюля 1866 г. въ Одессѣ въ семьѣ священника. Учился въ Одесской духовной семинаріи и въ Кіевской духовной академіи, которую окончилъ въ 1887 г. Женился и былъ рукоположенъ во священника (1887). Служилъ въ различныхъ городахъ на Юго-Западѣ Россіи. Въ 1895 г. по приглашенію еп. Николая (Зіорова) прибылъ въ США. Создалъ новые православные приходы въ штатахъ Средняго Запада и въ Пенсильваніи. Дѣятельный сотрудникъ въ Сѣв. Америкѣ свят. Тихона, буд. Патріарха Всероссійскаго. Съ 1906 г по 1923 г. находился въ Россіи. За свою миссіонерскую дѣятельность былъ награжденъ орденомъ св. равноап. кн. Владиміра; получилъ отъ св. преподобномуч. вел. кн. Елисаветы Ѳеодоровны даръ — палицу. Вторично въ США съ 1923 г. Служилъ въ гг. Линнъ (Массачусетсъ) и Миннеаполисъ. Протопресвитеръ. Въ 1944 г. ушелъ въ отставку и переѣхалъ въ г. Чикаго (шт. Иллинойсъ, США). Скончался 9 (22) ноября 1946 г. въ г. Элмхурстъ (Elmhurst) (шт. Массачусетсъ, США). — Статья «Освѣщеніе положенія Русской Церкви» написана прот. Іоанномъ въ мирный періодъ С.-Американской Русской Епархіи, которая послѣ раскола, учиненнаго митр. Платономъ (Рождественскимъ), въ 1936-1946 гг. входила въ составъ Русской Православной Церкви Заграницей.

Сочиненія прот. Іоанна Недзѣльницкаго

Прот. Іоаннъ Недзѣльницкій († 1946 г.)
Освѣщеніе положенія Русской Церкви.

Вѣрую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь (9-й членъ Сѵмвола Вѣры).

Вмѣсто предисловія.

1) Церковь Христова «едина» потому, что она имѣетъ одну Главу — Христа.

2) Церковь «свята» потому, что имѣетъ Святую Главу — Христа (Евр. 7, 26), освящающаго всѣ члены тѣла Своего (Евр. 2, 11), т. е. Своей Церкви въ св. таинствахъ. Свята она и потому, что ея ученіе свято и въ своемъ ученіи «Церковь есть столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15).

Открытіе и въ наше безвѣрное время чудотворныхъ мощей святителей Божіихъ Ѳеодосія Черниговскаго, Серафима Саровскаго, Анны Кашинской и Іоасафа Бѣлгородскаго, источающихъ чудеса, чудеса отъ св. иконъ, исцѣленія совершавшіяся молитвенникомъ Русской земли о. Іоанномъ Кронштадтскимъ и другими людьми, угодившими своею жизнію Богу, какъ напримѣръ преп. старцемъ Германомъ на о. Еловомъ Алеутской Епархіи, удостовѣряютъ насъ въ томъ, что Духъ Святый пребываетъ въ нашей Православной Церкви. И въ наше время, по молитвамъ Церкви и ея служителей, слѣпые прозрѣваютъ, хромые исцѣляются, больные выздоравливаютъ.

3) Церковь — «соборная», или вселенская потому, что она заключаетъ въ себѣ православныхъ всѣхъ странъ, временъ и народовъ.

4) Церковь — «апостольская» потому, что она утверждена на основаніи Апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ Камнемъ, на Которомъ все зданіе (Церковь), слагаясь стройно возрастаетъ въ святой храмъ въ Господѣ (Ефес. 2, 20-21). Апостолы распространяли ученіе Христово, рукоположили пастырей Церкви, ввели въ ней порядокъ и чинъ (1 Кор. 14, 40). Со дня сошествія Святаго Духа, въ день Пятидесятницы, на нихъ и началась Церковь Христова.

Такова и есть, Божіею милостію, наша Русская Православная Церковь, часть Вселенской Православной Христовой Церкви, потому что мы, Русскіе, въ 988 г., при св. князѣ Владимірѣ, приняли св. вѣру христіанскую и священство отъ грековъ, а греки — отъ св. апостоловъ, а они — отъ Самого Христа. — Слѣдовательно, наша Церковь есть апостольская, а потому и Христова Церковь.

Русская Церковь до Петра Великаго.

Русская Церковь, будучи частью Вселенской Православной Церкви, съ самаго начала своего бытія жила и управлялась, руководствуясь правилами вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ въ союзѣ съ остальными частями Вселенской Церкви. Первымъ митрополитомъ Кіевскимъ и всея Россіи былъ Михаилъ I  св. — грекъ (988-991), вторымъ — Леонъ I, грекъ (991-1007), третьимъ — Ѳеопемптъ, грекъ (1035-1049); затѣмъ идутъ русскіе — Илларіонъ и др. Потомъ опять — греки: Георгій I (1067-1077), Іоаннъ II св. (1077-1089), Іоаннъ III (1088-1091), Ефремъ II (1092-1097), Николай (1103-1121), Никита (1122-1126). И до половины XV-го столѣтія Русская Церковь имѣла еще своими церковными главами 12 грековъ; остальные — русскіе, одинъ — румынъ: Гавріилъ Бодани (1799-1803), два болгарина: Исидоръ (1437-1441) и Григорій II (1458-1473); два серба: Кипріанъ св. (1381-1406), Георгій I Семивлахъ (1415-1419). Это показываетъ, что Русская Церковь была въ тѣсномъ союзѣ съ остальными православными странами, будучи на первыхъ порахъ въ зависимости отъ Константинопольской патріархіи до второй половины XV вѣка. Впрочемъ, греч. патріархи только поставляли русскихъ митрополитовъ, но въ дѣла внутренняго управленія ихъ не вмѣшивались. Всѣ русскіе епископы зависѣли отъ митрополита, стоявшаго во главѣ Россійской Церкви. Онъ поставлялъ епископовъ, созывалъ ихъ на соборы, судилъ ихъ съ соборами другихъ епископовъ и дѣлалъ общія распоряженія касавшіяся всей Русской Церкви. Каѳедра митрополита находилась въ г. Кіевѣ. Впрочемъ каѳедра его, въ зависимости отъ политическихъ потрясеній на Руси, переносилась то въ Переяславъ (1035 г.), то въ Владиміръ на Клязьмѣ, и, наконецъ въ 1325 г. въ Москву. Кіевскій митрополитъ, имѣя каѳедру въ Москвѣ, сталъ именоваться «Московскимъ и всея Россіи» (1461).

Въ 1448 г. Великій Князь Василій Васильевичъ созвалъ всѣхъ епископовъ Русской Церкви на соборъ, гдѣ, на основаніи церковныхъ каноновъ и опредѣленія Константинопольскаго патріарха — быть св. Іонѣ митрополитомъ, поставили его на каѳедру первосвятителя. Патріархъ Геннадій и другіе восточные патріархи установили, чтобы русскій митрополитъ былъ поставляемъ своими епископами и почитаемъ былъ выше всѣхъ митрополитовъ, прямо послѣ Іерусалимскаго патріарха. Московскій и всея Россіи митрополитъ сталъ независимымъ отъ Константинопольскаго Патріарха. Первосвятитель же Кіевскій, по особымъ событіямъ назывался Кіевскимъ и Галицкимъ митрополитомъ и оставался въ зависимости отъ Константинопольской патріархіи.

По ходатайству царя Ѳеодора Іоанновича въ 1588 г., прибылъ въ Москву Константинопольскій патріархъ Іеремія съ соборнымъ опредѣленіемъ объ открытіи патріаршества въ Россіи, при согласіи прочихъ восточныхъ православныхъ патріарховъ. Былъ избранъ Іовъ (московскій митрополитъ) и былъ посвященъ въ патріаршій санъ 26 января 1589 г. Съ возвышеніемъ митрополита въ патріархи, 4 архіерея были возвышены въ санъ митрополита, 6 епископовъ въ санъ архіепископовъ.

Много добра принесли святители Руси во времена тяжелыхъ событій въ жизни русскаго народа, во время удѣльныхъ нестроеній, во время татарскаго ига, смутнаго времени на Руси. Многіе святители Божіи свою жизнь положили за благо Св. Церкви, миръ и покой гражданскій. Вспомнимъ хотя бы патріарха св. Ермогена (1607-1612), котораго поляки уморили голодомъ за то, что онъ благословилъ русское патріотическое ополченіе, шедшее для освобожденія Москвы подъ начальствомъ Минина и Пожарскаго. «Да будетъ надъ нами милость Божія и благословеніе отъ нашего смиренія», сказалъ св. Ермогенъ, не смотря на угрозы, что онъ «умретъ злою смертію». Или вотъ Митрополитъ Филиппъ II, обличитель испорченныхъ нравовъ опричины и самого царя Іоанна Грознаго... «Мы, государь, Богу приносимъ безкровную жертву, а за алтаремъ льется неповинная кровь христіанская. Не скорблю о тѣхъ, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святыхъ мучениковъ; о твоей бѣдной душѣ страдаю... Господь взыщетъ всё отъ руки твоей». Такъ говорилъ святитель грозному царю. Грозный хотѣлъ сжечь его, но по просьбѣ духовенства заточилъ его на смерть. Малюта же задушилъ его (23 декабря 1596 г.). А во времена монгольскаго ига, какъ часто святители Русской Церкви шли къ татарскимъ ханамъ и, смиренно кланяясь, унижаясь, ходатайствовали за русскій православный народъ.

Смиреніе, любовь къ паствѣ, жизнь святая, ревность по Бозѣ и вѣрѣ православной — вотъ черты святителей русскихъ до временъ патріарха Никона (25 іюля 1652 г.), когда гордость, самовластіе этого патріарха послужила отчасти причиною того, что впослѣдствіи, при Петрѣ Великомъ, Церковь Русская была подчинена свѣтской власти и унижена даже до 1917-1918 г.г.

Русская Церковь послѣ Петра Великаго, или Сѵнодальный періодъ ея.

При царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ власть патріарха Никона простерлось на самое государство. Когда изъ-за присоединенія Малороссіи къ Россіи возгорѣлась война съ Польшею, и царь отправился въ походъ, тогда управленіе государствомъ было поручено Никону. Безъ него бояре не могли совершить никакого важнаго дѣла. Царь почтиль Никона титуломъ «великаго государя». Патріархъ Никонъ сталъ открыто претендовать не только на руководящую роль въ государствѣ, но и на первенство церковной власти предъ государевой, называя царскую власть луной, заимствующей свой свѣтъ отъ солнца — архіерейской власти. Когда верховная власть окрѣпла, а носителемъ ея сталъ человѣкъ, знакомый съ протестантскими взглядами на этотъ вопросъ, онъ разрубилъ этотъ гордіевъ узелъ внутренней политики Московскаго государства въ интересахъ государственной власти. Петръ создаль для управленія церковными дѣлами «Духовный Коллегіумъ» или Сѵнодъ. Это сразу устраняло вопросъ о самостоятельномъ значеніи церковной власти. Въ Сѵнодѣ сидѣлъ оберъ-прокуроръ, «око Государя и стряпчій по дѣламъ государственнымъ». Сѵнодъ постепенно сталъ на степень учрежденія духовнаго вѣдомства, которымъ и завѣдывалъ оберъ-прокуроръ Сѵнода, занявшій въ государственномъ строѣ положеніе «главноуправляющаго этимъ вѣдомствомъ».

Въ маѣ 1918 г. патріархъ Тихонъ, посѣтивъ Казанскій соборъ въ С.-Петербургѣ, передъ молебномъ обратился къ молящимся съ поученіемъ, въ которомъ, между прочимъ, сказалъ: «...Среди всего творческаго строительства, Великимъ Петромъ была совершена великая историческая ошибка: реформамъ была подвегнута и наша Св. Православная Церковь; какъ только умеръ патріархъ Адріанъ (1700 г.), престолъ патріаршій остался незамѣщеннымъ. Церковь стала управляться коллегіально, подъ руководствомъ назначаемыхъ Верховною властью свѣтскихъ чиновниковъ и обратилась въ одно изъ созданныхъ многочисленныхъ вѣдомствъ, вполнѣ подчиненное Государственной власти и даже матеріально зависящее отъ нея... Эта зависимость сдѣлала то, что Церковь выполняла чисто-административнаго характера заданія Государства; зачастую церковнымъ амвономъ стали пользоваться для обнародованія текущихъ правительственныхъ распоряженій, даже нѣкоторыя полицейскаго характера мѣропріятія проводились черезъ Церковь... Все это неблагопріятно отражалось на чистотѣ нашей церковной обрядности, и народъ сталъ смотрѣть на свою православную религію, какъ на одну изъ обязанностей его повседневнаго обихода».

Всѣхъ патріарховъ въ Русской Церкви до 1700 г. было десять, и въ этотъ патріаршій періодъ она имѣла громадное значеніе въ религіозной жизни русскаго народа. Со времени же начала бытія Сѵнода Церковь была унижена, оскорблена, обратившись въ лицѣ Сѵнода въ государственное учрежденіе «по дѣламъ духовнымъ, при чемъ засѣдавшіе въ Сѵнодѣ архіереи стали покорнѣйшими послушниками оберъ-прокурора». Сѵнодъ сталъ получать указы изъ Сената, Верховнаго Тайнаго Совѣта и Кабинета министровъ — указы къ исполненію. Сѵнодъ былъ сведенъ на положеніе второстепеннаго учрежденія даже среди государственныхъ установленій Имперіи.

Московскій Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг.

Опека государственной власти дѣлала церковную организацію мало приспособленной къ житейской борьбѣ, атрофировала самодѣятельность церковнаго общества; съ другой стороны, недѣйственность моральнаго авторитета церковной власти, при извѣстныхъ условіяхъ, могла питать внутри церкви анархическія настроенія. Преодолѣть этотъ коренной дефектъ было дѣломъ не легкимъ для церковнаго общества, особенно въ то время, когда послѣ революціи церковно-правовыя основанія власти оберъ-прокурора ослабли. Въ виду этого надо было найти новый источникъ церковной власти. Такимъ источникомъ и сталъ Московскій Помѣстный Соборъ 1917-1918 г.г., возстановившій каноническое возглавленіе и создавшій новые органы церковнаго управленія. Возстановивъ патріаршую власть и создавъ Священный Сѵнодъ и высшій Церковный Совѣтъ, Помѣстный Соборъ вдохнулъ и новыя творческія силы въ церковное общество, и создалъ не только болѣе соотвѣтствующую каноническимъ началамъ церковную власть, но и болѣе приспособленную для даннаго историческаго момента.

Соборъ вручилъ соединенному собранію Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Собора не только судебно-административную власть, но и предоставилъ имъ нѣкоторыя законодательныя функціи. Особымъ постановленіемъ высшихъ церк. учрежденій въ ноябрѣ 1920 г. было предписано мѣстнымъ церк. властямъ: «Въ случаѣ, если Свящ. Сѵнодъ и Высшій Церковный Совѣтъ по какимъ-либо причинамъ прекратятъ свою церковно-административную дѣятельность, епархіальные архіереи за разрѣшеніемъ дѣлъ, восходящимъ къ высшему церковному управленію, обращаются непосредственно къ Святѣйшему Патріарху...». Концентрація власти въ рукахъ Св. Патріарха въ переживаемый моментъ церк. жизни оказалось необыкновенно цѣлесообразной, придавши всей организаціи извѣстное единство. Исключительная личность перваго, по возстановленіи, Патріарха поставила церковную власть на необыкновенную высоту въ сознаніи православныхъ русскихъ людей, но за то и невѣроятно тяжелое бремя церковной власти возложено было на плечи «тишайшаго» Патріарха Тихона, бывшаго нѣкогда главою Сѣверо-Американской Русской Епархіи въ санѣ архіепископа. Вотъ почему самъ Патріархъ Тихонъ, въ поученіи своемъ къ народу мая 1918 г. въ С.-Петербургѣ, между прочимъ говорилъ: «...Въ дни величайшихъ въ исторіи нашей родины потрясеній внѣшнихъ и внутреннихъ, Всероссійскій Соборъ въ Москвѣ возвратилъ свободу нашей Православной Церкви, отдѣливъ ее отъ государства, и на мои слабыя плечи Провидѣніе возложило тяжелую и высокую отвѣтственность быть Ея главою... На порогѣ новыхъ грозныхъ событій мы стоимъ; бѣдные и не искушенные въ политикѣ мы на протяженіи лишь одного года позволили себѣ неслыханную роскошь — двѣ революціи: политическую и вскорѣ же за ней соціальную... Снова начинается ломка нашихъ государственныхъ устоевъ, снова надвигаются матеріалистическія реформы, прорубается не окно, а широкая дверь въ невѣдуемую ранѣе намъ область соціализма и марксизма... Уныніе и отчаяніе уже овладѣваетъ многими... Высота и благородна задача нынѣ свободной Церкви поддержать и ободрить малодушныхъ, успокоить ретивыхъ, указать всѣмъ истинный путь въ этомъ безвременьи...».

И патріархъ съ высшими церковными органами успокоилъ русское общество 1918, 1919 и 1920 г.г., которое представляло собою взбаломученное море. Разумная и благожелательная церковная власть преодолѣла всѣ трудности и къ 1920 г. въ центрѣ и на мѣстахъ въ церк. организаціяхъ водворился порядокъ.

Нельзя не отмѣтить и общерелигіознаго подъема въ массахъ. Храмы наполнились молящимися. Исповѣдь получила особое значеніе, стала развиваться и эпитимійная практика. Церковные праздники привлекали колоссальное количество народа. Церковная жизнь къ 1920 г. возстановилась полностью. Внутренній ростъ церковнаго самосознанія вѣрующихъ достигъ высоты, равной которой не было за два послѣднія столѣтія русской церковной жизни.

Но Господу угодно было послать Россіи еще одно тяжелое испытаніе. Въ 1918-1919 г.г., въ Россіи кипѣла жестокая междоусобная война. Страна была раздѣлена фронтами на нѣсколько частей. Нормальное сношеніе епархіальныхъ властей съ патріархомъ и высшими церковными органами нарушилось и даже стало невозможнымъ. Это обстрятельство вызвало слѣдующее «Постановленіе Свят. Патріарха, Свящ. Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта Православной Россійской Церкви отъ 1/30 ноября 1920 г., № 362».

§ 2) Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы и т. п. окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ или само Высшее Церковное Управленіе во главѣ съ Св. Патріархомъ почему-либо прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства или Митрополичьяго Округа или еще иначе).

§ 3) Попеченіе объ организаціи Высшей Церковной Власти для цѣлой группы оказавшихся въ положеніи, указанномъ въ § 2, епархій составляетъ непремѣнный долгъ старѣйшаго въ означенной группѣ по сану архіерея.

§ 4) Въ случаѣ невозможности установить сношенія съ архіереями сосѣднихъ епархій и впредь, до организаціи высшей инстанціи церковной власти, епархіальный архіерей воспринимаетъ на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая мѣры къ устроенію мѣстной церковной жизни и, если окажется нужнымъ, къ организаціи епархіальнаго управленія, примѣнительно къ создавшимся условіямъ, разрѣшая всѣ дѣла, предоставленные канонами архіерейской власти, при содѣйствіи существующихъ органовъ епархіальнаго управленія (Епархіальнаго Собранія, Совѣта и проч. или вновь организованныхъ); въ случаѣ же невозможности составить вышеуказанныя учрежденія — самолично и подъ своею отвѣтственностью.

§ 5) Въ случаѣ, если положеніе вещей, указанное въ § 2, и 4, приметъ характеръ длительный или постоянный, въ особенности для архіерея пользоваться содѣйствіемъ органовъ епархіальнаго управленія, наиболѣе цѣлесообразной (въ смыслѣ утвержденія церковнаго порядка) мѣрой представляется раздѣленіе епархіи на нѣсколько мѣстныхъ епархій, для чего епархіальный архіерей: а) предоставляетъ Преосвященнымъ своимъ викаріямъ, пользующимся нынѣ, согласно наказу, правами полусамостоятельныхъ, всѣ права епархіальныхъ архіереевъ, съ организаціей при нихъ управленія, примѣнительно къ мѣстнымъ условіямъ и возможностямъ; б) учреждаетъ, по соборному сужденію съ прочими архіереями епархіи, по возможности, во всѣхъ, значительныхъ городахъ своей епархіи новыя архіерейскія каѳедры съ правами полусамостоятельныхъ или самостоятельныхъ.

§ 6) Раздѣленная указаннымъ въ § 5 такимъ образомъ Епархія образуетъ изъ себя во главѣ съ архіереемъ главнаго епархіальнаго города церковный округъ, который и вступаетъ въ управленіе мѣстными церковными дѣлами согласно канонамъ.

§ 7) Всѣ принятыя мѣры на мѣстахъ, согласно настоящимъ указаніямъ, мѣропріятія, впослѣдствіи, въ случаѣ возстановленія центральной церковной власти, должны быть представляемые на утвержденіе послѣдней. (Копія съ № 17-18 «Церк. Вѣдомостей» за 1926 г.).

Примѣнительно къ этому постановленію Св. Патріарха и высшихъ церковныхъ органовъ отъ 1-20 ноября 1920 г. и жили и живутъ русскія епархіи въ различныхъ государствахъ и странахъ. А согласно опредѣленія Священнаго Собора Православной Россійской Церкви объ епархіальномъ управленіи (отъ 1/14, 7/20, 9/22 февраля 1918 г., глава 2, «клиръ и міряне епархій совмѣстно производятъ выборы епархіальнаго архіерея, сносясь на предметъ утвержденія съ высшей церковной властью, если сказывается это по географическимъ, политическимъ или инымъ условіямъ возможнымъ». Но объ этомъ подробнѣе будетъ сказано дальше.

Положеніе Русской Церкви въ Россіи подъ большевиками.

Послѣ соціальной революціи въ Россіи, когда государствомъ стала править коммунистическая партія (большевики), Православная Церковь оказалась въ рабствѣ у большевиковъ, объявившихъ войну христіанству, учредившихъ въ странѣ пропаганду безбожія, насиліе надъ духовенствомъ, закрытіе храмовъ и разрушеніе ихъ. Вѣрующіе, протестовавшіе противъ насилія надъ религіею, наказываются и до сего времени конфискаціею имущества, ссылкою на каторгу и смертною казнію. Однако религіозныя гоненія эти не касаются евреевъ. Наоборотъ, еврейскіе раввины Мазелъ, Цембаліетъ, Глускинъ, Габріеловъ, Керщелахъ и Ярхо, въ своемъ манифестѣ, обращенномъ ко всему еврейству, призываютъ евреевъ поддержать сов. Россію, такъ какъ совѣтское правительство даетъ возможность развиваться въ національномъ духѣ и усердно поддерживаетъ евреевъ. За свою вѣру ни одинъ еврей не былъ преслѣдуемъ. Ни одинъ раввинъ въ сов. Россіи не былъ осужденъ на смерть.

По приказу большевиковъ замѣститель патр. мѣстоблюстителя митроп. Сергій распустилъ состоявшій при немъ Сѵнодъ, а себя объявилъ администраторомъ Московской патріархіи. Согласно же указанію сов. комиссара пропаганды безбожія Ярославскаго предполагается созывъ Всероссійскаго церковнаго собора для избранія патріарха, которымъ имѣетъ быть тотъ же митроп. Сергій, и для учиненія суда надъ архіереями русской зарубежной церкви, не подчинившимся митрополиту Сергію. Участвовать въ этомъ церковномъ соборѣ имѣетъ также Американскій экзархъ архіеп. Веніаминъ, требовавшій отъ митроп. Платона, всѣхъ епископовъ, клириковъ и мірянъ Русской Сѣверо-Американской Епархіи «лояльности» и «вѣрноподданства» безбожной и сатанинской коммунистической власти въ сов. Россіи, диктатору Іосифу Джугашвили (Сталину) и его министрамъ, изъ коихъ 3 русскихъ, 2 армянина 42 еврея... Нѣкоторые архіереи въ Россіи уже заявили протестъ противъ избранія въ патріархи митроп. Сергія и за это покараны. Такъ Ставропольскій митроп. Серафимъ отправленъ въ изоляціонный лагеръ на Соловецкомъ островѣ. Арестованы епископы: Оренбугскій Венедиктъ, Сарапульскій Гавріилъ, Кашинскій Панкратій. Сов. правительство предлагало митр. Сергію освободить изъ ссылки мѣстоблюстителя патріаршаго престола митроп. Крутицкаго Петра, если послѣдній подпишетъ свою лояльность коммунистической власти, но стойкій исповѣдникъ Патріаршій замѣститель отказался отъ этого и отъ исполненія приказаній большевистскаго слуги митр. Сергія, предпочитая умереть отъ нужды, голода, холода въ ссылкѣ, и Господь избралъ и пріялъ его во Свои обители какъ преславнаго мученика за вѣру православную.

Для удушенія православія, съ 1-го января 1936 г. сов. власть совершенно запретила постройку новыхъ храмовъ. Запрещены публичныя лекціи и доклады по вопросамъ вѣры; дозволено только открытая пропаганда противъ религіи. Молитвенныя собранія христіанъ должны происходить въ закрытыхъ мѣстахъ. Въ Москвѣ открыта семинарія для подготовки миссіонеровъ обязанныхъ вести борьбу съ христіанской религіей. Комиссаръ Ярославскій обѣщаетъ въ самый короткій срокъ уничтожить православную религію и обряды въ сов. Россіи.

Особенно же трогательно и ярко описываетъ положеніе Церкви въ сов. Россіи митроп. Антоній въ обращеніи: «Народамъ всего міра» (Церк. Жизнь 2 г. изд. № 11, 1934 г.), гдѣ между прочимъ читаемъ: «Два тяжелыхъ испытанія особенно угнетаютъ нынѣ русскихъ людей, дѣлая ихъ несчастнѣйшими изъ всѣхъ народовъ земли, одно томитъ ихъ душу, другое терзаетъ тѣло — это гоненія на вѣру, давленіе на ихъ религіозную совѣсть и голодъ». Религіозныя преслѣдованія входятъ въ самую систему совѣтскаго управленія. Власть, утверждающаяся на чисто матеріалистическомъ ученіи и открыто заявляющая себя безбожной, не можетъ равнодушно относиться ко всякому проявленію религіознаго чувства.

Сотни умерщвленныхъ, заключенныхъ и сосланныхъ епископовъ и священниковъ, ограбленные, взорванные и разрушенные храмы, начиная со знаменитаго Симонова монастыря, Иверской часовни и величественнаго памятника церковнаго искусства — каѳедральнаго храма Христа Спасителя въ Москвѣ; Исаакіевскій соборъ въ Петроградѣ, церковь св. Василія Блаженнаго въ Москвѣ, обращенные въ антирелигіозные музеи для пропаганды безвѣрія тамъ, гдѣ умилялись тысячи людей; запертые и оскверненные монастыри, поруганныя мощи, алтари и иконы, — изгнаніе Закона Божія изъ школъ и систематическое отравленіе безвѣріемъ дѣтской души, организованное богоборчество и кощунства, чинимыя комсомольцами — все это вопіетъ на небо противъ нынѣшней власти въ Россіи, въ безуміи своемъ возставшей противъ Бога. Никогда еще земля не осквернялась такими гнусными богохульствами, какія слышатся нынѣ изъ устъ большевиковъ. Безбожное правительство... объявило нарочитую пятилѣтку для искорененія на Русской землѣ всякой религіи вообще. Она идетъ къ достиженію этой преступной цѣли съ чисто сатанинскимъ ожесточеніемъ и послѣдовательностью.

Въ Москвѣ, этомъ сердцѣ Россіи, изъ 500 церквей едва сохранилось нынѣ 40; въ другихъ большихъ городахъ осталось часто по одной только; въ селахъ, гдѣ отсутствуетъ активное сопротивленіе власти со стороны угнетеннаго, обезсиленнаго населенія, нельзя найти часто ни одной церкви на очень большихъ пространствахъ.

Священники, лишившись приходовъ, превратились въ нищихъ, просящихъ подаяніе; ихъ дѣти подъ именемъ «лишенцевъ» сдѣлались безправными паріями, не имѣющими доступа въ высшія школы и на государственную службу. Всякая попытка оказать помощь этимъ несчастнымъ людямъ вмѣняется въ преступленіе.

Недавно Антоній, архіеп. Архангельскій, былъ вверженъ въ тюрьму только за то, что оказалъ поддержку ссыльнымъ священникамъ, желая спасти ихъ отъ стужи и голода. Онъ умеръ тамъ среди неописуемыхъ лишеній и издѣвательствъ, положивъ подлинно душу свою за други своя и дополнивши собою число мучениковъ Русской Церкви...».

И если такъ будетъ продолжаться, то недалеко время, когда вся «Святая Русь» останется совсѣмъ безъ храмовъ. Вожди пропаганды безбожія на конгрессѣ въ Москвѣ 27 X 1929 г. объявили даже срокъ — «трехлѣтку», надѣясь, что къ концу 1932 г. всѣ храмы въ Россіи будутъ закрыты.

Но вотъ въ оффиціальномъ текстѣ интервью, даннаго 15 II 1930 г. митроп. Сергіемъ и 4 членами Патріаршаго Сѵнода корреспонденту «Тасса», подается мысль, что совѣтская власть здѣсь, будто бы нисколько не виновата. На вопросъ корреспондента: «Правда-ли, что атеисты закрываютъ церкви, и какъ относятся къ этому верующіе», здѣсь дается такой отвѣтъ:

«Да, дѣйствительно, нѣкоторыя церкви закрываются. Но производится это закрытіе по желанія населенія и даже по постановленію самихъ вѣрующихъ. Безбожники въ СССР организованы въ частное общество и поэтому ихъ требованія въ области закрытія церквей правительственные органы отнюдъ не считаютъ для себя обязательными» («Бѣднота», 16 II 1930 г., № 39, стр. 4).

Вопіющая неправда такого заявленія митр. Сергія ясна сама-по-себѣ. Всему міру извѣстно, что церкви въ Россіи закрываются тысячами и что большевики надѣются въ скоромъ времени закрыть всѣ церкви, а заявленіе говоритъ, будто закрываются лишь «нѣкоторыя церкви». Не понятно, почему населеніе, вѣками отдававшее свои гроши на постройку церквей, вдругъ стало желать ихъ закрытія, и рѣшительно нельзя допустить, будто церкви закрываются по рѣшенію самихъ вѣрующихъ... Ссылка на частный характеръ союза безбожниковъ есть лишь канцелярская отписка. Сов. власть вполнѣ солидарна съ союзомъ безбожниковъ, о чемъ свидѣтельствуютъ рѣчи Сталина, Рыкова, Бухарина, Калинина, произнесенныя на 2 конгрессѣ этого союза въ іюнѣ 1929 г. (см. «Извѣстія» 19 VI 1929, № 138).

Письмо, полученное С. В. Троицкимъ, профессоромъ Бѣлградскаго Университета 13 VIII 1930 г. изъ Новороссійска, свидѣтельствуетъ, что три агента совѣтской власти — Тучковъ, Смидовичъ и Полянскій — поставили митр. Сергію ультиматумъ: подписать продиктованный ими отвѣтъ корреспондентамъ, угрожая въ противномъ случаѣ разстрѣлять все находящееся въ заключеніи духовенство. Митр. Сергій схватился за голову и сказалъ: «пишите, что хотите — подпишу все». Удивленія достойно не то, что тысячи храмовъ въ Россіи закрыты сатанистами, а то, что еще далеко не всѣ храмы закрыты и что столь безгранично мужество и терпѣніе тѣхъ безвѣстныхъ сотенъ тысячъ русскихъ мучениковъ и исповѣдниковъ, благодаря которымъ мечта большевистской власти о превращеніи «Святой Руси» въ страну безбожія все еще далека отъ осуществленія.

Будущіе историки человѣчества будутъ удивляться дряблости, трусости и лицемѣрію тѣхъ, кто въ XX вѣкѣ христіанской эры допустили такое вопіющее, такое чудовищное нарушеніе одного изъ священнѣйшихъ личныхъ правъ человѣка — права религіозной свободы.

Митрополитъ Сергій, ставшій во главѣ Московской Патріархіи при жизни Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола митр. Петра, явился покорнѣйшимъ слугою сов. власти даже въ церковныхъ дѣлахъ, заинтересованный поднесеніемъ ему двухъ панагій и титуломъ «Блаженнѣйшаго». Не удивительно, что онъ потребовалъ чрезъ своего Экзарха въ Нью-Іоркѣ Архіеп. Веніамина лояльности сов. правительству отъ клира и мірянъ, не имѣющихъ никакого отношенія къ безбожной сов. власти, такъ какъ и клиръ, и міряне — въ большинствѣ граждане американскіе. Не удивительно, что митр. Сергій грозилъ прещеніемъ и всѣмъ зарубежнымъ владыкамъ за неподчиненіе товарищу Сталину. Не удивительно, что, потакая желаніямъ сов. власти, митр. Сергій внесъ и вноситъ смуту и нестроеніе въ заграничныя русскія епархіи. Это пресмыкательство его предъ совѣтскими сатанистами не можетъ быть оправдано ничѣмъ, развѣ только его трусостью, угодничествомъ, рабскимъ низкопоклонствомъ из-за земныхъ интересовъ. Помнитъ-ли онъ пастырское мужество митр. Филиппа II-го, патріарха Ермогена и др. истинныхъ православныхъ архіереевъ? — можно усомниться... Фактъ полнаго порабощенія Русской Церкви въ Россіи переживаемое страшное время оправдываетъ существованіе отдѣльныхъ самоуправляющихся (автономныхъ) частей Русской Церкви заграницею, конечно, — временно, до возстановленія центральной церк. власти въ Россіи. Поэтому — совершенно законно и разумно на «Постановленіе Св. Патріарха, Свящ. Сѵнода и Высшаго Церк. Совѣта Православной Россійской Церкви отъ 7/30 ноября, 1920, № 362».

Въ виду выше сказаннаго, ничтоженъ Указъ митр. Сергія отъ 22 іюня 1934 г., которымъ онъ предалъ церк. суду заграничныхъ русскихъ святителей, а на нѣкоторыхъ изъ нихъ, во главѣ съ митр. Антоніемъ, наложилъ и запрещеніе въ священнослуженіи за отказъ ихъ подчиняться его власти, подъ условіемъ предварительнаго письменно выраженнаго обязательства быть лояльными въ отношеніи діавольской сов. власти во всей своей церк. и общественной дѣятельности.

Сѣверо-Американская Русская Православная Епархія.

Эта епархія существуетъ съ 1794 г. т. е. почти 150 лѣтъ, будучи всегда въ подчиненіи Матери Россійской Церкви. Жизнь русскихъ православныхъ приходовъ въ Америкѣ всегда была связана съ жизнью Россіи. Событія въ Россіи отражались на приходахъ русскихъ и въ Америкѣ. Поэтому американскіе приходы вступили въ 1914 г. въ полосу величайшихъ событій въ Россіи. Сперва великая война, а потомъ революція, большевицкій переворотъ, церковная смута въ Россіи, борьба на верхахъ іерархіи заграницей, кедровщина и т. д.

Насторожившись въ своихъ наблюденіяхъ надъ судьбами Родины, русскіе болѣзненно чутко относились ко всему, что касалось Россіи. Ни одно обстоятельство, касавшееся Россіи, не пропускалось здѣсь безъ того, чтобы оно не волновало русскихъ. Возлѣ самаго пустячнаго вопроса разгорались страсти на столько, что русскіе способны были другъ другу въ горло вцѣпиться. Колоніи русскія раздѣлялись на части. Чтобы заостренныя страсти отвести въ сторону отъ себя, русская колонія и набросилась на Русскую Православную Церковь. Доходило до того, что при храмахъ оставалось по нѣсколько всего человѣкъ, а то все клокотало за церковной оградой взаимиой враждой, ненавистью, злобой. Нельзя, конечно, этого сказать о приходахъ православныхъ карпаторусскихъ, которые оказались болѣе устойчивыми, благоразумными и православными по духу, чѣмъ приходы изъ выходцевъ державной Руси.

Съ отъѣздомъ въ Россію Архіепископа Платона въ 1914 году, Сѣверо-Американскою Епархіею управляли архіереи: Евдокимъ Мещерскій (до 1917 г.) и Александръ Немоловскій (1917 г.)... Это былъ самый печальный періодъ въ исторіи епархіи за все время ея существованія, и съ этими именами тѣсно связано катастрофическое положеніе ея. Внутреннее разложеніе пошло усиленнымъ темпомъ, и быстро начали падать въ сознаніи американскихъ православныхъ людей и авторитетъ іерархіи, и церковная дисциплина, и понятіе о долгѣ, правахъ и обязанностяхъ каждаго члена Церкви. Достаточно упомянуть хотя бы то, что архіепископъ Александръ суспендовалъ 12 священнослужителей, а 11, кромѣ того, ушли въ унію. Среди послѣднихъ, по причинѣ непорядковъ въ Миссіи, ушелъ въ унію даже митрофорный прот. Ѳеофанъ Обушкевичъ. Книга «Мрачныя страницы исторіи Сѣверо-Американской Православной Миссіи», прот. о. П. Коханика (1921 г., 56 стр.) подробно описываетъ паденіе дисциплины, упадокъ и разрушеніе епархіи, чему способствовали сами Владыки Евдокимъ и Александръ.

Съ вторичнымъ прибытіемъ въ Америку митроп. Платона въ 1921 г., съ избраніемъ его на Питтсбургскомъ Епарх. Съѣздѣ клира и мірянъ на свободную каѳедру перваго владыки Епархіи, такъ какъ архіереи Евдокимъ и Александръ вынуждены были оставить Америку, началось приведеніе въ порядокъ запущенныхъ епархіальныхъ дѣлъ, поднятіе дисцилины и проч. Митроп. Платонъ «опредѣленіемъ Св. Сѵнода отъ 14-27 апрѣля 1922 г. былъ назначенъ управляющимъ С.-Америк. Епархіи, и это назначеніе состоялось строго сообразно нормальному порядку назначенія, предусмотрѣнному соборомъ Московскимъ 1917-1918 г.г.» И соборъ русскихъ владыкъ въ Карловцахъ согласился съ приказомъ Патріарха Тихона о митр. Платонѣ. Такъ, въ дѣяніхъ сего Сѵнода епископовъ записано слѣдующее: «ввиду выраженной Св. Тихономъ, Патріархомъ Московскимъ и всея Россіи, воли о томъ, чтобы управленіе С.-Америк. Епархіей временно принялъ на себя Митроп. Херсонскій и Одесскій Платонъ, считать Высокопреосвященнѣйшаго Платона временно управляющимъ С.-Америк. Епархіей» (Церк. вѣд. 1922 г. №14-15).

Такъ какъ еще въ 1918-1919 г.г. въ Россіи кипѣла жестокая междоусобная война, раздѣлившая фронтами страну на нѣсколько частей, въ двухъ изъ нихъ, на Югѣ Россіи и въ Сибири, были попытки организовать высшіе, чѣмъ епарх., церк. органы для согласованія управленія нѣсколькими епархіями, оказавшимися недосягаемыми непосредственному управленію Свят. Патріарха. Сибирское Управленіе прекратило свое бытіе. Временное Церк. Управленіе, возникшее въ г. Ставрополѣ-Кавказскомъ, въ маѣ 1919 г., вѣдало сначала нѣсколькими епархіями, но въ 1920 г., въ рукахъ бѣлыхъ остался только Крымскій полуостровъ, который въ іерархическомъ отношеніи былъ подчиненъ мѣстному епархіальному епископу, возглавившему, въ силу своего каноническаго положенія, и Крымское Церковное Управленіе. Съ уходомъ бѣлыхъ изъ Крыма, члены Управленія эвакуировались въ Константинополь. Послѣ эвакуаціи Крыма, въ Константинополѣ оказалось четыре епископа изъ числа членовъ Ставропольскаго и Крымскаго Церковнаго Управленія. Создался въ Константинополѣ епископскій Сѵнодъ. Изъ Константинополя это заграничное Церковное Управленіе перебралось въ Сербско-Сремскіе Карловцы. Такъ какъ Западная Европа была наводнена православными бѣженцами изъ Россіи, нуждавшимися въ духовномъ руководствѣ, то естественно возникновеніе Русскаго Церковнаго Управленія въ Карловцахъ оправдывалось положеніемъ дѣла. Согласно же § 2 ноябрьскаго постановленія 1920 г. № 362, сдѣланнаго Свят. Патріархомъ Тихономъ, по которому Епархіальный архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства), если Епархія окажется внѣ всякаго общенія съ Патріархомъ, приснопамятный Митроп. Платонъ и вошелъ въ сношеніе съ Церк. Управленіемъ въ Сремскихъ Карловцахъ и принималъ участіе въ общихъ занятіяхъ до 1926 г. Къ несчастью для Сѣверо-Американской Епархіи, въ 1926 г. произошло расхожденіе во взглядахъ митр. Платона съ членами Карловацкаго Собора Архіереевъ, и Владыка митр. Платонъ предпочелъ ограничиться исполненіемъ §§ 4, 5 и 6 того же постановленія 1920 г. Св. Патріарха, организовавши С.-Американскій Церк. Округъ. Расхожденіе митр. Платона съ Карловацкимъ Сѵнодомъ вызвало прещеніе Собора Заграничныхъ Архіереевъ въ 1927 г., наложенное на митр. Платона, его викаріевъ, клира и мірянъ С.-Американской Епархіи. Позднѣе, въ 1934 г. это прещеніе было снято съ клира и мірянъ С.-Американской Епархіи, причемъ «Соборъ выразилъ увѣренность, что епископы и клиръ оцѣнятъ должнымъ образомъ этотъ актъ братской любви, проявленной къ нимъ Соборомъ Зарубежныхъ Епископовъ, и найдутъ въ немъ для себя нравственное побужденіе скорѣе возвратиться къ полному единенію съ послѣднимъ» (Церк. Жизнь. № 9-10. 1934 г.). Это единеніе и возобновлено нынѣшнимъ митроп. Ѳеофиломъ, избраннымъ главою С.-Американской Епархіи на Кливлендскомъ Соборѣ Епископовъ, клира и мірянъ, по смерти митр. Платона.

Дѣятельность митр. Платона въ разстроенной, почти разрушенной С.-Американской Епархіи памятна всѣмъ намъ. О ней подробно скажетъ историкъ Православной Русской Церкви въ Америкѣ. Окончательное же умиротвореніе этой Епархіи принадлежитъ всѣми нами любимому Владыкѣ миротворцу, Высокопреосвященнѣйшему митрополиту Ѳеофилу, рѣшившему поступиться всѣмъ, лишь бы успокоить свою паству и ея пастырей и умолить святыхъ Владыкъ-Архипастырей, въ Америкѣ сущихъ, жить въ мирѣ, любви и работать единодушно и ревностно на пользу Св. Православія въ Америкѣ для спасенія своихъ душъ и врученныхъ имъ Господомъ ихъ пасомыхъ. Владыка Ѳеофилъ съѣздилъ и въ Карловцы и призналъ тамъ необходимость Высшей Церковной Власти для заграничныхъ епархій въ лицѣ Собора Архіереевъ и Архіерейскаго Сѵнода, призналъ необходимость соборнаго Церковнаго Управленія. Плоды этой миротворческой дѣятельности мы видимъ своими глазами. Русскій народъ въ Америкѣ началъ успокаиваться въ своихъ страстяхъ, переболѣлъ и возвращается въ церковную ограду. Приходы воспрянули духомъ и нашли вѣ себѣ достаточно благоразумія и рѣшимости, чтобы вновь вернуться къ церковно-созидательной жизни и работѣ. Въ нынѣшнее тяжелое время депрессіи мы наблюдаемъ подъемъ духа въ приходахъ. Вотъ факты: построены прекрасные храмы въ Brooklin, N. I., въ Bridgeport, Conn., начаты постройкою и въ др. приходахъ. Владыка Архіепископъ Виталій устроилъ мужскій монастырь въ Штатѣ N. G., Владыка Алексій энергично устраиваетъ монастырь на о. Еловомъ у могилы преподобнаго Германа, Владыка миссіонеръ Арсеній создалъ тоже монастырь въ Sifton, Canada. Всюду храмы ремонтируются, украшаются, приходская жизнь налаживается, и Господь Милосердный, молитвами и трудами Первосвятителя Ѳеофила и всѣхъ боголюбивыхъ архипастырей — сотрудниковъ его, живущихъ въ любви и трогательномъ согласіи между собою, приведутъ корабль Русской Церкви въ Америкѣ къ тихой пристани. — (Еслибы и пастыри наши побуждали паству къ содѣйствію съ ними общему церковному дѣлу — М. Ѳ.).

Minneapolis, Minn.

Источникъ: Протоіерей Іоаннъ Недзѣльницкій. Освѣщеніе положенія Русской Церкви. — Владимірова: [Русская Церковная Типографія преп. Іова во Владиміровой на Словенску], 1939. — 14 с.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.