Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

КЪ ПОЛОЖЕНІЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВЪ ПОЛЬШѢ.

На 1-е января 1938 года православное населеніе въ Польшѣ достигаетъ 4.160.000. Волынская епархія заключаетъ въ себѣ 1.465.000 человѣкъ или 69,8% общаго населенія губерніи (воеводства), Полѣсская епархія — 1.115.000 или 77,4% населенія, Гродненская 736.000 или 51,3%, Виленская 540.000 или 25,5% и Варшавско-Холмская 211.000 или 8,5% населенія. Населеніе разсѣлено неравномѣрно и на Холмщинѣ и Подляшьи разбросано оазисами среди католическаго населенія.

Православная Церковь въ Польшѣ состоитъ изъ 5 епархій и кромѣ Епархіальныхъ имѣетъ еще 2 викарныхъ Архіерея. Она имѣетъ около 1.300 приходовъ и около 2.500 священно- и церковно-служителей. Православная Церковь въ Польшѣ обладаетъ правами Автокефальной Церкви, но этихъ правъ за ней не признаютъ Русская Церковь — Мать, Сербская Церковь и Русская Зарубежная Церковь.

Образованіе самостоятельной Православной Церкви въ Польшѣ осуществлялось съ большимъ трудомъ внутрнняго характера и сопровождалось значительными потрясеніями, борьбой внутри іерархіи и даже такимъ событіемъ какъ убійство клирикомъ Митрополита Георгія въ 1923 году. Въ 1930 году Польское Правительство согласилось на созывъ помѣстнаго Собора, но срокъ не указало и Соборъ этотъ до сихъ поръ не созванъ. За это время однако была произведена подготовительная работа и выработаны законы, опредѣляющіе положеніе Православной Церкви, и можно было надѣяться, что церковная жизнь пойдетъ по нормальному руслу, но эти надежды не оправдались.

Въ январѣ 1937 года состоялся Генеральный сѵнодъ католическаго епископата въ Польшѣ, который въ числѣ задачъ католической церкви въ Польшѣ поставилъ соединеніе съ нею православнаго населенія. Польское Правительство отнеслось сочувственно къ этой задачѣ, надѣясь, что населеніе, сдѣлавшись католиками, будетъ представлять болѣе преданный Польшѣ элементъ. Особенно поддержало Правительство эту работу въ пограничныхъ уѣздахъ.

Свою задачу католичесная церковь осуществляла при помощи такъ наз. «Восточнаго обряда», т. е. допуская православный обрядъ. Это ново-уніатское движеніе особымъ успѣхомъ не пользуется и за 20 лѣтъ образовано 9 приходовъ на Холмщинѣ и около 30 приходовъ на Волыни и въ Полѣсьи. Перешло въ унію не болѣе 20.000 человѣкъ, но одновременно изъ уніи перешло въ Православіе (въ Галиціи и Лемковщинѣ) около 30.000. Такимъ образомъ успѣхъ этой дѣятельности весьма сомнителенъ.

Ввиду недѣйствительности указанныхъ пріемовъ обращенія православныхъ въ католичество рѣшились прибѣгнуть къ другимъ способамъ.

Съ конца 1937-го и особенно съ весны 1938 года, въ пограничныхъ областяхъ Волынскаго воеводства, гдѣ дѣйствуютъ спеціальныя полномочія администраціи, уже не католическіе миссіонеры, а власти начали принуждать православное населеніе къ принятію католичества. Свое требованіе администрація обосновывала тѣмъ, что де православные волынскіе крестьяне въ свое время были денаціонализированы Русскимъ Правительствомъ, что они исторически являются поляками и потому должны вернуться въ католичество. Средствами принужденія была угроза выселенія изъ пограничной области. «Миссія» совершалась администраціей съ участіемъ полиціи и войскъ пограничной стражи. Несмотря на насилія совершаемыя властями, несмотря на то, что нѣкоторые коренные жители пограничныхъ селъ за нежеланіе принимать католичество, равно какъ и священники, выселялись изъ пограничной полосы, насилія эти не дали большихъ результатовъ. Лишь немногіе крестьяне (всего около 1.500 человѣкъ) согласились перейти въ католичество, но и они, будучи записаны какъ католики, продолжали ходить въ православную церковь и каялись передъ своими священниками и значительная часть ихъ вернулась въ лоно Православной Церкви.

Ничтожность результатовъ такого рода воздѣйствія казалось временно охладила «миссіонерскую» дѣятельность властей. Однако вскорѣ она вспыхнула съ новой силой на Холмщинѣ и въ Подляшьи и приняла характеръ прямого гоненія Православной Церкви. Въ этихъ мѣстахъ (Люблинское воеводство) Польскія власти давно уже постарались уменьшить число православныхъ церквей путемъ сокращенія числа штатныхъ приходовъ. Изъ имѣвшихся до войны 383 православныхъ храмовъ въ Холмщинѣ, 59 было разрушено, 111 закрыто и 150 обращено въ католическіе костелы. Къ началу 1938 года въ распоряженіи православнаго населенія оставалось 63 довоенныхъ храмовъ и нѣкоторое количество молитвенныхъ домовъ, построенныхъ за послѣдніе годы. Съ весны 1938 года Польскія власти неожиданно приступили къ разрушенію православныхъ храмовъ и молитвеныхъ домовъ въ Люблинскомъ воеводствѣ. Въ теченіе только трехъ недѣль въ восточныхъ уѣздахъ этого воеводства, по распоряжнію властей, было разрушено 114 православныхъ святынь, въ томъ числѣ 58 закрытыхъ и 56 дѣйствовавшихъ. Дѣйствовавшіе святыни обслуживали нештатные приходы, созданные духовной властью въ силу настойчивыхъ просьбъ православнаго населенія. Въ 54 мѣстахъ, изъ 56 указанныхъ, храмы и молитвенные дома находились вслѣдствіе особаго соглашенія съ представителями Правительства въ смѣшанной Предсоборной Комиссіи, которыми была признана необходимость созданія тамъ штатныхъ приходовъ. Всѣ разушенныя святыни обслуживали значительное число вѣрующихъ. Въ числѣ 56 разрушенныхъ святынь только 5 имѣли меньше 1.000 прихожанъ каждая.

Разрушеніе храмовъ производится самымъ варварскимъ способомъ: неожиданно является отрядъ съ полицейскими и приступаютъ къ разрушенію, при чемъ иногда не останавливаются передъ кощунствомъ даже надъ Святыми Дарами, не говоря о св. престолахъ, иконахъ и другихъ священныхъ предметахъ. Прихожане пытающіеся защитить святыни, подвергаются избіеніямъ, арестамъ и судебному преслѣдованію. Такому же преслѣдованію подвергаются священники за совершеніе богослуженій и удовлетвореніе религіозныхъ нуждъ населенія въ нештатныхъ приходахъ. Ихъ караютъ штрафами отъ 200 до 1.200 злотыхъ (1 ам. дол. — 6 злот.).

Всѣ попытки православныхъ іерарховъ въ Польшѣ защитить свою паству отъ такихъ преслѣдованій не приводятъ ни къ какимъ результатамъ. Протесты ихъ остаются безъ вниманія, а посланіе къ паствѣ съ призывомъ переносить ниспосланныя ей испытанія съ христіанскимъ терпѣніемъ, твердостью, молитвою и постомъ, по распоряженію властей конфисковано.

Передъ гоненіемъ на Православіе въ Польшѣ съ недоумѣніемъ, ужасомъ и страхомъ за послѣдствія его для Польскаго Государства, останавливаются и многіе благоразумные поляки, понимающіе какъ опасно въ наше время воздвигать открытое гоненіе на религію, исповѣдуемую нѣсколькими милліонами лояльныхъ гражданъ Польскаго Государства. Съ особымъ воззваніемъ выступилъ противъ этого мѣропріятія Правительства даже уніатскій Галицкій Митрополитъ Андрей Щептицкій. Въ этомъ воззваніи, конфискованномъ властями, онъ порицаетъ дѣйствія Правительства и отмежевывается отъ римо-католическихъ дѣятелей, какъ вдохновителей ихъ.

Православное населеніе подавлено этимъ гоненіемъ, производимымъ Правительствомъ народа, называющаго себя христіанскимъ и претендующимъ на высокій уровень Европейской культуры.

Вмѣстѣ съ тѣмъ православное населеніе проявляетъ исключительную стойкость въ вѣрѣ и преданность Православію и священнослужителямъ. Къ всему сказанному надо добавить, что Православная Церковь въ Польшѣ проявляла исключительную лояльность въ отношеніи польской власти.

К. Н. Николаевъ.       

Источникъ: К. Н. Николаевъ. Къ положенію Православной Церкви въ Польшѣ. // «Китайскій Благовѣстникъ». Ежемѣсячное изданіе Россійской Духовной Миссіи въ Китаѣ. №№ 10-11 (Октябрь-Ноябрь) 1938 г.  — Пекинъ, 1938. — С. IV-VII.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.