Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ I. Первые годы въ Америкѣ.
2. На Пяти дорогахъ. (Five points).

Когда въ обветшавшій организмъ вливается свѣжая кровь, или къ старому дереву дѣлается новая прививка, или въ общество притекаютъ новыя силы, тогда, если новое удачно привьется къ старому, организмъ этотъ начинаетъ расцвѣтать и приносить новые плоды. Вотъ теперь нѣчто подобное происходитъ въ Америкѣ съ русской эмиграціей. Говорятъ, что въ Америкѣ имѣется до 2 милліоновъ православныхъ людей русскаго происхожденія, старыхъ выходцевъ, преимущественно изъ Западной, Галицкой, Карпатской и Червоной Руси. Они нашли здѣсь себѣ свободную и обезпеченную жизнь еще до первой міровой /с. 13/ войны, убѣгая сюда изъ-подъ Австрійскаго ярма, или отъ бѣдности и малоземелья, тѣснимые въ Западномъ нашемъ краѣ нуждой. Эти старые эмигранты за долгіе годы жизни въ Америкѣ создали свое благополучіе и свои общественныя организаціи, и теперь съ ними встрѣчается новая эмиграція, каждый день прибывающая въ Америку изъ разоренной Европы.

Новая эмиграція имѣетъ въ себѣ опытъ первой міровой войны, революціи, гражданской войны, жизни подъ совѣтской властью или въ эмиграціи въ Европѣ, — опытъ второй міровой войны и лагерной жизни на положеніи ДП въ послѣдніе годы. Всѣ эти бѣдствія не коснулись старыхъ эмигрантовъ: будучи защищены двумя океанами, они спокойно создавали здѣсь свое благополучіе, и теперь они могутъ похвалиться своей благоустроенной жизнью въ Америкѣ. Но новые эмигранты, по слову Апостола Павла, могутъ сказать: «...хвалимся и скорбями, зная, что отъ скорби происходитъ терпѣніе, отъ терпѣнія опытность, отъ опытности надежда, а надежда не постыжаетъ, потому что любовь Божія излилась въ сердца наши Духомъ Святымъ, даннымъ намъ» (Рим. 5, 3-5). Дѣйствительно, новый эмигрантъ часто имѣетъ и практическій и духовный опытъ, потому что бѣдствія заставили его быть терпѣливымъ изобрѣтателемъ, и возродили въ немъ духовную жизнь. Но и старые эмигранты, отдавая дань тѣмъ вліяніямъ, которымъ они подвергались здѣсь, сохранили въ большинствѣ своемъ широкую русскую душу, любящую Бога и людей.

Одна изъ встрѣчъ старыхъ и новыхъ эмигрантовъ и произошла 25 ноября въ одномъ изъ прекрасныхъ уголковъ Америки въ штатѣ Нью-Джерзи въ Вайландѣ, въ мѣстности, называемой Пять дорогъ или точекъ (five points). Много дорогъ въ Америкѣ для жизни, и легко тутъ сбиться съ вѣрнаго пути.

Въ районѣ этихъ пяти дорогъ давно уже разселилась большая группа старыхъ эмигрантовъ, насчитывающая въ настоящее время, какъ говорятъ, до 400 душъ. Почти всѣ они куроводы. Много лѣтъ тому назадъ для достиженія чисто экономическихъ цѣлей они создали свою вполнѣ самостоятельную организацію: «Russian Poultry Assn. E. Vineland N. J.» Организація эта оказалась очень полезной для облегченія экономическихъ условій: совмѣстная покупка корма, сбытъ продуктовъ фермерскаго производства, кредитъ, взаимная помощь при непредвидѣнныхъ обстоятельствахъ и т. д. Но русское сердце не могло ограничиться только одной экономикой, и когда Ассоціація окрѣпла, она построила отличный залъ со сценой для общест/с. 14/веннаго пользованія. И вотъ теперь въ этотъ залъ собрались — старые хозяева и вновь прибывшіе эмигранты для того, чтобы послушать бесѣду о Христовой Церкви.

Въ нашей бесѣдѣ мы сказали о томъ, что Церковь неустанно проповѣдуетъ о подвигѣ и духовной радости. По слову Апостола, она — «столпъ и утвержденіе истины... и безпрекословно великая благочестія тайна: Богъ явился во плоти, оправдалъ Себя въ Духѣ, показалъ Себя Ангеламъ, проповѣданъ въ народахъ, принятъ вѣрою въ мірѣ, вознесся во славѣ» (1 Тим. 3, 15-16). И сію великую тайну благочестія хранитъ въ себѣ Православная Церковь. Существуя во времени, ея жизнь на самомъ дѣлѣ течетъ надъ временемъ. Она остается такой же хранительницей благочестія, какъ была сотни и тысячи лѣтъ тому назадъ. Тѣ же самыя священныя пѣснопѣнія, которыя воспѣвали наши отцы, и дѣды, и прадѣды, и отдаленные предки, воспитанные въ вѣрѣ и благочестіи, — воспѣваемъ и мы, желающіе своего спасенія. Тѣ же самые священные обычаи, установленные нашей Церковью, должны мы сохранить въ новыхъ условіяхъ жизни; тотъ же самый духъ сострадательной любви, милосердія, великодушія, терпѣнія, цѣломудрія и смиренномудрія сохраняетъ она въ сердцахъ своихъ вѣрныхъ чадъ.

Говорили мы о томъ, что главное назначеніе Церкви — неустанно проповѣдывать «Христа распятаго, для Іудеевъ соблазнъ, а для Еллиновъ безуміе..., Христа, Божію силу и Божію премудрость» (1 Кор. 1, 23-24), — возвѣщать людямъ о томъ, что Царь міра и Творецъ вѣковъ сошелъ на землю съ престола Своей славы, пожилъ съ людьми, сообщилъ имъ тайны Царствія Божія, пострадалъ за грѣхи наши на крестѣ, воскресъ изъ мертвыхъ и открылъ намъ двери Своего царства, даровавъ всѣмъ сынамъ благочестія вѣчную жизнь. Назначеніе Церкви состоитъ въ томъ, чтобы сдѣлать людей сынами благочестія; изъ сыновъ тѣла — сдѣлать сынами духа, изъ умирающихъ — безсмертными, изъ тлѣнныхъ — нетлѣнными, изъ злыхъ — добрыми, изъ послушниковъ діавола — братьями и сожителями Ангеловъ.

Говорили мы и о томъ, что, въ сущности, главнымъ и основнымъ праздникомъ въ Церкви Христовой — является праздникъ Воскресенія Христова, Пасха Господня, — торжество есть торжествъ. Всѣ остальные церковные праздники и установленія — посты, молитвословія, богослуженія, чины и праздники — все это только окружаетъ и подготовляетъ къ воспріятію вѣрующими веселія вѣчнаго — Воскресенія Христова.

/с. 15/ Здѣсь мы живемъ въ мірѣ, въ которомъ смѣшано добро со зломъ, и сами мы подобно дереву, сгибаемому вѣтромъ, постоянно колеблемся между добромъ и зломъ. Въ будущемъ мірѣ такого смѣшенія не будетъ: тамъ произойдетъ раздѣленіе добра со зломъ: одни пойдутъ въ жизнъ вѣчную, для вѣчнаго возрастанія въ добрѣ, красотѣ и любви, другіе въ муку вѣчную, и вотъ Церковь Христова открываетъ намъ путь въ жизнь вѣчную.

Нужно было видѣть, съ какимъ глубокимъ вниманіемъ и интересомъ слушали собравшіеся повѣствованіе объ этомъ чудномъ дарѣ Божіемъ, невѣстѣ Христовой, соединяющей землю съ небомъ — о Святой Церкви.

Мы говорили нашимъ усерднымъ слушателямъ о томъ, что хотя Православная Церковь является земнымъ, видимымъ учрежденіемъ, но на самомъ дѣлѣ она небесная скинія, даръ неба земному человѣчеству. Въ ней происходитъ рожденіе человѣческихъ душъ для вѣчной жизни. Она естъ поэтому жизнь, и свѣтъ.

Закончили мы нашу бесѣду изложеніемъ ученія о воскресеніи, — какъ оно неразумно и безумно изложено у матеріалистовъ, которые надѣются достигнуть воскресенія и побѣды надъ смертію силою одного человѣческаго разума. Это самое лживое и безумное ученіе изъ всего матеріализма. И какъ возвышенно и прекрасно ученіе о воскресеніи Православной Церкви въ Священномъ Писаніи, которое учитъ насъ, что воскресеніе совершится силою Божіею, что послѣ окончанія этого временнаго и мимотекущаго вѣка будетъ основано новое небо и новая земля, предназначенные для полной и совершенной жизни, гдѣ «отретъ Богъ всякую слезу съ очей ихъ, и смерти не будетъ уже; ни плача, ни вопля, ни болѣзни уже не будетъ; ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 41).

Послѣ этой бесѣды мы вновь возвратились черезъ «пять дорогъ» къ нашей новой Русской Православной Церкви въ Вайландѣ, подъ гостепріимный кровъ маститаго настоятеля церкви прот. о. Д. Кутенко и его добрыхъ чадъ и друзей, пріютившихся около церкви съ доброй надеждой, что изъ многихъ дорогъ, которыя лежатъ передъ русскими людьми въ Америкѣ, — они пойдутъ по пути Св. Православной Церкви.

1/14 дек. 1949 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 12-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.