Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ I. Первые годы въ Америкѣ.
4. На семи холмахъ.

Новый Свѣтъ любитъ сохранять свою связь со Старымъ Свѣтомъ. Въ Америкѣ имѣется много городовъ и мѣстностей, которые приняли европейскія названія, иногда лишь присоединивъ къ нимъ слово «новый». Таковы Нью-Іоркъ, Новая Англія, Новый Амстердамъ и въ томъ числѣ и наши русскія — «Новое Дивѣево», «Новая Коренная Пустынь», «Новая Кубань» и др. Но еще больше наименованій просто взятыхъ изъ Европы. Почти въ каждомъ штатѣ имѣется Манчестеръ, въ большомъ числѣ — Лондоны, Парижы, Москвы, нашъ Флоридскій С.-Петербургъ и мн. др. Есть также городъ, который считаетъ себя родственнымъ Риму и названъ по имени римскаго сенатора — Цинциннати. Онъ подобно ветхому Риму расположенъ на семи холмахъ на берегу р. Охайо, являющейся границей двухъ штатовъ Охайо и Кентукки. Родство Цинциннати съ собой призналъ и самъ Римъ, который, вспомнивъ свою языческую миѳологію, прислалъ послѣ первой войны въ подарокъ этому городу бронзовую волчицу, изображающую ту легендарную волчицу, отъ которой будто бы произошелъ Ромулъ основатель Рима. Волчица эта теперь мокнетъ подъ осеннимъ дождемъ въ одномъ изъ городскихъ парковъ.

Однако наша задача заключается въ томъ, чтобы въ дни великаго переселенія нашихъ соотечественниковъ сохранить преемственную духовную связь между Старымъ и Новымъ Свѣтомъ и здѣсь зажечь побольше свѣтильниковъ, когда-то горѣвшихъ на нашей Родинѣ. Съ этой цѣлью наша епархія въ мѣ/с. 21/стахъ разселенія ДиПи учреждаетъ новыя церковныя общины и старается, чтобы онѣ явились разсадниками въ Новомъ Свѣтѣ духовной жизни.

Ранѣе было много попытокъ основать въ Цинциннати православную русскую церковь, но попытки эти оканчивались неудачами. Пока, наконецъ, два года тому назадъ здѣсь съ прибытіемъ ДиПи, ихъ стараніями совмѣстно со старыми эмигрантами была основана Св. Георгіевская русская православная община. Община вполнѣ утвердилась съ назначеніемъ постояннаго священника, опытнаго и ревностнаго миссіонера, увы, впослѣдствіи соблазнившагося другой юрисдикціей, но потомъ принесшаго покаяніе и паки возвратившагося. Благодаря малому числу прихожанъ его пастырскій путь оказался тяжелымъ и тернистымъ. Не было ничего — ни помѣщенія для богослуженія, ни книгъ и утвари, ни квартиръ, ни сознанія необходимости прихода, ни возможности устроить дѣтей батюшки-вдовца. Въ такихъ условіяхъ пришлось трудиться по-Апостольски, заново строя храмъ Божій изъ человѣческихъ душъ.

Батюшкѣ пришлось поступить чернорабочимъ на обувную фабрику, при чемъ ему помогъ устроиться главнымъ образомъ его десятилѣтній Сережа, нынѣ являющійся первокласснымъ летчикомъ офицеромъ американской авіаціи.

Сережа, быстро овладѣвъ англійскимъ языкомъ, пришелъ къ директору фабрики со своимъ папой въ качествѣ переводчика и объяснилъ директору положеніе дѣла. Глядя на Сережу, директоръ предоставилъ батюшкѣ работу — переносить тяжелые ящики. Среди старыхъ эмигрантовъ оказались ревностные церковные люди. Потомъ нашлась возможность устраивать богослуженія въ верхнемъ залѣ громаднаго греческаго храма. Стали подъѣзжать ДиПи — въ этомъ городѣ легче, чѣмъ въ другихъ устраиваться на работу, — появились друзья нашей юной общины среди американцевъ и жизнь церковной общины уже настолько окрѣпла, что она пожелала устроить у себя архіерейское богослуженіе.

Это богослуженіе было совершено нами въ ближайшее воскресенье послѣ Георгіевскаго дня (26 ноября ст. ст.) — 11 декабря 1948 г. Наканунѣ мы совершили всенощное бдѣніе, а въ воскресенье прежде нашей литургіи, мы съ любовью и радушіемъ были приняты въ величественномъ и благоустроенномъ греческомъ храмѣ, преподавъ тамъ архіерейское благословеніе многочисленнымъ молящимся. Греческій приходъ имѣетъ около 2 тысячъ зажиточныхъ прихожанъ и возглавля/с. 22/ется отличнымъ молодымъ пастыремъ, ревностнымъ труженикомъ и талантливымъ организаторомъ о. Николаемъ.

Нашимъ приходомъ въ этотъ день ему былъ поднесенъ благодарственный адресъ за гостепріимство и братскую любовь. Послѣ этого мы поднялись въ нашъ храмъ, гдѣ среди дорогихъ прихожанъ нашей общины, совершили божественную литургію. Здѣсь, какъ плодъ Духа Святаго, просвѣщающаго всякаго человѣка, ищущаго свѣта Христова, былъ и нашъ собратъ по вѣрѣ и теперь ревнитель Невѣсты Христовой, такъ онъ назвалъ свою статью о Православной Церкви, М. Стратманъ (православный американецъ) со своимъ сыномъ Николаемъ, причащавшимся Св. Таинъ, и другіе наши друзья американцы, пока еще непринявшіе Св. Православія, присматривающіеся къ нему и дружественно расположенные къ нашей Церкви; были и братья сербы и румыны и другіе молящіеся. Потомъ была сердечная трапеза при участіи греческаго настоятеля и предсѣдателя его церковной общины и почти всѣхъ нашихъ прихожанъ. Такъ что нашъ день едва закончился къ ночи.

Основной идеей нашихъ бесѣдъ въ эти дни былъ Апостольскій завѣтъ: «Братіе возростайте въ благодати и въ познаніи Господа нашего и Спасителя Іисуса Христа. Ему слава и нынѣ и въ день вѣчный». «Мы по обѣтованію Его ожидаемъ новаго неба и новой земли, на которыхъ обитаетъ правда. Итакъ, возлюбленные, ожидая сего, потщимся явиться передъ Нимъ въ мирѣ» (2 Петр. 3, 18. 14).

Мы говорили о томъ, что изъ разсмотрѣнія величественнаго внѣшняго міра можно убѣдиться въ бытіи Божіемъ, отрицаютъ которое только безумные — «рече безуменъ: нѣсть Богъ». Возростать же въ благочестіи и въ познаніи Господа нашего можно только черезъ Христову Церковь — непорочную, святую и благодатную, ибо это есть скинія Божія, въ которой рождаются и возростаютъ души въ жизнь вѣчную и въ которой мы въ дни праздниковъ предвкушаемъ блаженство будущаго вѣка. Жизнь Церкви — это радость и веселіе о Господѣ, но непремѣнно основанное на подвигѣ.

Возвѣщая о такомъ существѣ церковной жизни, мы благодарили Бога за тотъ благодатный отзвукъ, который мы находили въ сердцахъ слушателей, раскрывавшихся передъ нами, благодаря предшествующей терпѣливой пастырской работѣ — «инъ сѣяй и инъ жняй».

Въ этомъ городѣ среди семи холмовъ, обнаженныхъ теперь въ холодные пасмурные дни поздней осени, мы усмотрѣли /с. 23/ семь зеленѣющихъ духовныхъ холмовъ, на которыхъ можетъ расцвѣсти дивный садъ Божій. Холмы эти такіе, наша юная церковная община, величествеиный греческій храмъ, православные американцы, сербы, болгары и румыны и друзья американцы.

Утвердившихъ на этихъ холмахъ, крѣпко связавъ ихъ взаимной любовью, Св. Православіе въ Америкѣ, дѣйствительно можетъ стать достойнымъ продолженіемъ Ветхаго и Новаго Рима, а бездушная волчица, мокнущая въ паркѣ подъ осеннимъ дождемъ, останется памятникомъ заблужденій языческой миѳологіи, предупрежденіемъ отъ увлеченія языческимъ матеріализмомъ и предостереженіемъ отъ забвенія того, что насъ ожидаютъ уготованныя прежде сложенія міра «новое небо и новая земля, на которыхъ обитаетъ правда» (2 Петр. 3, 13).

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 20-23.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.