Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ I. Первые годы въ Америкѣ.
5. Встрѣча на просторахъ Америки.

На одной изъ нью-іоркскихъ улицъ, склоняющейся къ серебристой рѣкѣ, противъ стараго кладбища, въ благолѣпной Св.-Отеческой церкви [1], пріютившейся въ подвалѣ большого дома, мы совершаемъ божественную литургію. На дворѣ послѣдніе дни золотистой осени. Съ трудомъ пробиваются теплые солнечные лучи сквозь холодный воздухъ. Желтые листья ковромъ покрыли нашъ путь къ церкви, молчаливо напоминая о неизбѣжномъ для всего живого концѣ: «мементо мори».

«Какъ увяли и осыпались эти еще недавно живые листья, такъ увянешь и ты и будешь лежать въ землѣ».

/с. 24/ Но въ нашемъ маленькомъ храмѣ торжество жизни. Мы здѣсь возвѣщаемъ, что смерти больше нѣтъ, остался только ея призракъ, только внѣшняя ея форма. Объ этомъ свидѣтельствуютъ лики угодниковъ Божіихъ, которые своимъ личнымъ опытомъ пережили эту побѣду. Объ этомъ свидѣтельствуютъ горящіе передъ ними свѣчи, объ этомъ проповѣдуютъ священныя пѣснопѣнія, Апостолъ и Св. Евангеліе, зовущіе насъ къ преображенію изъ смертныхъ въ безсмертные, изъ тлѣнныхъ въ нетлѣнные, изъ умирающихъ въ вѣчно живущихъ. Объ этомъ свидѣтельствуютъ и умиленные лица молящихся, ибо тѣ кто способны къ умиленію, тѣ имѣютъ въ себѣ залогъ вѣчной жизни.

Сколько теперь встрѣчается въ Америкѣ дорогихъ лицъ, съ которыми мы когда-то вмѣстѣ молились въ столь памятныхъ Св.-Троицкой и Иверской церквахъ въ Бѣлградѣ. Тамъ великій святитель Митрополитъ Антоній со своими сподвижниками зажегъ свѣтильникъ вѣры, теперь озаряющій всю Зарубежную Русь и бросающій свои лучи въ далекую порабощенную Россію. Онъ почиваетъ тамъ теперь сномъ отдохновенія, а дѣло его живетъ и ширится, свидѣтельствуя о могучей силѣ нашего Православія.

Пришлось нашимъ соотечественникамъ лишиться своей трудовой бѣженской жизни и пройти путь испытаній черезъ лагеря Европы, долгіе мѣсяцы и годы жить тамъ томительной надеждой на переселеніе въ Америку, по теперь, наконецъ, для многихъ изъ насъ, уже исполнилась эта мечта, порой казавшаяся несбыточной.

И вотъ теперь, когда, совершая божественную литургію, обратишься къ народу съ зажженными свѣтильниками въ рукахъ съ троекратнымъ молитвеннымъ возгласомъ: «призри съ небесе, Боже, и виждь, и посѣти виноградъ сей, и утверди и, его же насади десница Твоя», или провозгласишь: «миръ всѣмъ», или произнесешь молитвенныя слова: «благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастіе Святаго Духа да будетъ со всѣми вами» — тогда неожиданно видишь передъ собою дорогія лица, съ которыми нѣсколько лѣтъ тому назадъ пришлось разстаться со слабой надеждой встрѣтиться когда-либо вновь. Нѣкоторыя изъ этихъ лицъ стали блѣдными и изнеможденными и ихъ покрыли морщины и взоръ сталъ болѣе углубленнымъ, а другіе изъ дѣтей стали юношами и дѣвушками, иные превратились въ согбенныхъ старцевъ, но они остались такими же дорогими братьями /с. 25/ во Христѣ и вѣрными чадами Церкви. И когда произносишь слова: помяни, Господи, «господина нашего Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Анастасія», то замѣчаешь, какъ они усердно возлагаютъ на себя крестное знаменіе и низко склоняютъ свои головы, молясь, чтобы Господь помянулъ и подкрѣпилъ того духовнаго вождя и отца, который не оставилъ ихъ въ самые трудные дни, когда надъ ними повисъ Домокловъ мечъ, но собралъ разсѣянное стадо своихъ овецъ въ одну семью и сталъ на ихъ стражѣ по Евангельскому слову «пастырь овцамъ зоветъ своихъ овецъ по имени, и выводитъ ихъ. И когда выведетъ своихъ овецъ, идетъ передъ ними; а овцы за нимъ идутъ, потому что знаютъ голосъ его» (Іоан. 10, 4).

Теперь мы на порогѣ новой жизни въ Америкѣ. Богатая страна съ широкими возможностями. Конечно и здѣсь для новыхъ людей есть различныя трудности, но за то есть и большія возможности. Съ перваго же дня своего пріѣзда сюда мы ничѣмъ не умалены отъ остальныхъ жителей страны. Насъ никто не упрекнетъ, что мы объѣдаемъ чужую страну или нашимъ безправіемъ. Нами никто не тяготится. Намъ говорятъ: живи здѣсь свободно и устраивай свою жизнь, какъ только ты можешь, какъ позволятъ тебѣ твои способности, твои склонности, твоя выносливость и удача, выбирай любую дорогу и, опираясь на свои силы, иди по ней. Но вотъ здѣсь-то и подстерегаютъ насъ новыя опасности, которыя не такъ сильны были въ старомъ свѣтѣ. Здѣсь соблазнъ — посвятить всѣ силы свои на созданіе своего внѣшняго благополучія и забыть о своей душѣ, о Церкви, обо всемъ томъ, что проснулось у насъ въ дни бѣдствій.

«Никакой слуга не можетъ служить двумъ господамъ, ибо или одного будетъ ненавидѣть, а другого любить, или одному станетъ усердствовать, а о другомъ нерадѣть. Не можете служить Богу и мамонѣ». «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смѣялись надъ Нимъ» (Лук. 16, 13-14).

Тогда Господь, чтобы обличить ихъ безумную насмѣшку надъ Его пречистыми стовами, произнесъ Свою самую страшную притчу — о богатомъ и Лазарѣ. Богачъ одѣвался въ порфиру и виссонъ и каждый день пиршествовалъ блистательно. Не сказано, чтобы онъ совершалъ какія-либо преступленія, а только «пиршествовалъ блистательно». Лазарь лежалъ у воротъ богача въ гнойныхъ струпьяхъ «и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и ли/с. 26/зали струпья его». Умеръ нищій, и отнесенъ былъ Ангелами на лоно Авраамово (отца вѣрующихъ); умеръ и богачъ и похоронили его; и въ адѣ, будучи въ мукахъ, онъ поднялъ глаза свои и увидѣль вдали Авраама и Лазаря на лонѣ его» (Лук. 16, 19-23). Изъ дальнѣйшаго повѣствованія извѣстно, что богачъ не въ состояніи оказался перейти ту глубокую пропасть, которая отдѣляла его отъ Лазаря, какъ когда-то Лазарь не имѣлъ возможности приблизиться къ блистательно пировавшему богачу. Богачъ оставилъ намъ въ назиданіе свою печальную участь. И только Христосъ перешелъ эту пропасть, сойдя въ адъ и вывелъ оттуда ожидавшихъ Его сошествія.

Блаженны же мы будемъ, если мы здѣсь въ Америкѣ обратимъ нашу свободу и здѣшнее благополучіе не на безразсудную погоню за мамоной, а на то, чтобы создать свою внутреннюю свободу и сдѣлаемъ себя способными для вѣчнаго пира вѣры, не утративъ, а закрѣпивъ и утвердивъ то богатство, которое мы пріобрѣли въ дни нашихъ бѣдствій.

Такими словами мы въ Св.-Отеческой церкви привѣтствовали нашихъ дорогихъ друзей: и тѣхъ, съ которыми мы когда-то вмѣстѣ жили въ Югославіи, и тѣхъ, которыхъ теперь здѣсь впервые узнали, вырвавшихся изъ совѣтскаго рабства, или жившихъ до войны въ другихъ странахъ Европы.

1949 г.

Примѣчаніе:
[1] Св.-Отеческая церковь была основана 12 февраля 1928 года Архіепископомъ Аполлинаріемъ въ началѣ заграничной церковной смуты. Долгое время она помѣщалась въ подвальномъ помѣщеніи на 153 ул. въ г. Нью-Іоркѣ. Долголѣтнимъ настоятелемъ церкви былъ протоіерей Александръ Красноумовъ, скончавшійся въ 1960 году. При немъ началось сооруженіе каменной церкви, строительство храма было завершено въ 1961 году при настоятелѣ прот. С. Каргаѣ и церк. старостѣ М. В. Гончаровѣ. Приходъ имѣетъ благолѣпный храмъ и благоустроенную общину. Храмъ освященъ полнымъ чиномъ 8/21 окт. 1972 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 23-26.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.