Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.
(Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975).

РАЗДѢЛЪ I. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЪ АМЕРИКѢ.

8. ТАЙНА КРЕСТА.

«Радуйся живоносный кресте, Церкви красный раю, древо нетлѣнія, прозябшее намъ вѣчныя славы наслажденіе» (Изъ стихиры на «Господи воззвахъ» Крестопоклонной недѣли).

Въ третье воскресенье Великаго поста на утрени Св. Церковь выноситъ на поклоненіе вѣрующимъ животворящій Крестъ Господень. Крестъ Христовъ составляетъ собой какъ бы самое дыханіе Церкви и пронизываетъ отъ начала до конца всю ея жизнь. Крестомъ начинается всякая молитва, всякое священнодѣйствіе, крестомъ оно сопровождается, крестомъ заканчивается, крестомъ украшается всякій священный предметъ, крестомъ вѣнчаются самыя церковныя зданія, богослужебному поклоненію кресту Господню посвящаются каждая среда и пятница и кромѣ того крестъ прославляется на всѣхъ воскресныхъ богослуженіяхъ и, наконецъ, въ честь креста установленъ особый великій праздникъ — Воздвиженіе Креста Господня 14 сентября. Поклоненіе же кресту Господню въ третье воскресенье и во всю четвертую седмицу Великаго поста особо выдѣляется Церковью и въ эти святые дни крестъ Господень сіяетъ во всей своей лучезарной славѣ и красотѣ.

Въ синаксаріи третьяго воскресенья Великаго поста изъясняются тѣ мотивы, которыми руководствуется Церковь, предлагая для поклоненія въ эти дни крестъ Господень. Въ дни св. Четыредесятницы мы сами какъ бы распинаемся, умерщвляя свои страсти и поэтому склонны испытывать чувства горести и унынія и вотъ для того, чтобы облегчить нашъ подвигъ и утвердить насъ въ немъ, Церковь утѣшаетъ насъ. Богъ, распятый на крестѣ, прославился, потерпи и ты немного на постномъ поприщѣ для того, чтобы стать участникомъ крестной славы. Подобно тому какъ путники, проходя долгій путь, когда обрящутъ тѣнистое дерево, отдыхаютъ подъ нимъ и обновляютъ свои силы, такъ и ты духовно отдохни подъ живо/с. 37/творящимъ древомъ креста. Когда ожидается шествіе царя, то предварительно выносятъ его знамена, скипетръ и знаки его царскаго достоинства, такъ и появленіе креста Господня предшествуетъ Его славному воскресенію, которое наступитъ въ концѣ постнаго подвига. Наконецъ, постъ уподобляется горькому источнику, воды котораго становятся сладкими, когда въ нихъ погружается древо креста, какъ это было въ пустыни при Моисеѣ.

Но еще болѣе важное значеніе имѣетъ то обстоятельство, что очистивъ себя постомъ, чада Церкви лучше могутъ уразумѣть великую тайну креста, которая открывается только духовнымъ просвѣтленнымъ очамъ и которая закрыта для очей тѣлесныхъ, занятыхъ земными видѣніями. «Пощеніемъ Господи, души просвѣтивше, да сподобимся неосужденно крестъ Твой видѣти въ радости и поклонится страхомъ и любовію, просвѣщаетъ бо той страсти Твоя вольныя, яже благоволи достигнути намъ, яко Человѣколюбецъ» (Стихира на «Господи воззвахъ» вторника 3-ей седмицы). О томъ, что тайна креста закрыта отъ тѣлесныхъ очей, ясно свидѣтельствуетъ св. Апостолъ Павелъ. «Слово о крестѣ для погибающихъ есть безуміе, а для насъ спасаемыхъ сила Божія» (1 Кор. 1, 18). «Мы проповѣдуемъ Христа распятаго, для Іудеевъ соблазнъ, а для Эллиновъ безуміе, для самихъ же призванныхъ, Іудеевъ и Эллиновъ, Христа, Божію силу и Божію премудрость» (1 Кор. 1, 23-24). Изъ этихъ словъ и изъ наблюденій надъ самой жизнью ясно, что значеніе креста Господня могутъ понимать только люди, просвѣщенные благодатью Божіей, которая обильно подается въ дни Великаго Поста.

Крестъ Господень — есть видимый символъ и внѣшнее выраженіе искупительнаго подвига Христова. Черезъ крестъ намъ подается возрождающая и обновляющая насъ благодать — сила Божія. Подобно тому, какъ въ раю черезъ древо жизни подавался людямъ, до ихъ грѣхопаденія, источникъ ихъ блаженной жизни, такъ въ Церкви Христовой — въ нашемъ новомъ мысленномъ раю, черезъ крестъ Господень, древо жизни, подается намъ возрождающая и обновляющая благодать Божія.

Крестъ есть знамя Христово, символъ всей Его земной жизни. Искупительный подвигъ Господа Іисуса Христа начался со дня Его пришествія въ міръ во плоти, со дня Его рожденія отъ Пречистой Дѣвы Маріи. Начало этого искупительнаго подвига было возвѣщено ангельской пѣснью: «Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе», /с. 38/ а завершеніе его было ознаменовано послѣднимъ словомъ на крестѣ, произнесеннымъ Предвѣчнымъ Страдальцемъ: «Свершилось». Все, что происходило въ земной жизни Господа между двумя этими великими моментами и было искупленіемъ рода человѣческаго отъ грѣха и смерти. Знаменемъ и символомъ этого и является крестъ. Ангелы Божіи возликовали, возвеселились и воспѣли свою пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу», не потому, что они увидѣли своего Царя обнищавшимъ въ образѣ младенца, повитаго въ пеленахъ и положеннаго въ ясляхъ, а потому, что они узрѣли въ этомъ образѣ начало спасенія человѣческаго рода и возликовали и возрадовались за насъ, за человѣческій родъ, для котораго стали открываться закрытыя до того времени двери небесныхъ чертоговъ. Ихъ пѣснь была встрѣчей человѣческаго рода въ небесахъ, до того времени отверженнаго и сидѣвшаго во тьмѣ и сѣни смертной. Вся земная жизнь Господа была Его искупительнымъ подвигомъ, начавшимся отъ Его рожденія въ образѣ младенца.

Продолжавшійся въ теченіе всей земной жизни искупительный подвигъ Господа достигъ высшей степени духовной силы въ Его преестественной Геѳсиманской молитвѣ. По истолкованію Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія въ этой молитвѣ Господь, какъ всевѣдущій Богъ, Своей сострадательной любовью объялъ всѣ поколѣнія людей жившихъ до Него, во время Его и имѣющихъ жить до скончанія вѣка и восчувствовалъ личныя скорби каждаго изъ людей и, какъ Сынъ Человѣческій, какъ нашъ Отецъ, Братъ и Другъ, сострадалъ каждому изъ насъ Своей любовью и тѣмъ далъ намъ возможность опираться на Него и черпать отъ Него обновляющую и возрождающую силу и любовь.

Послѣдовавшія за симъ крестныя страданія Спасителя и явились видимымъ выраженіемъ подвига искупительной любви Христовой, такъ что ко кресту Христову не въ какомъ-либо переносномъ, но въ буквальномъ смыслѣ пригвождены всѣ наши скорби, все наше горе, всѣ наши грѣхи, ибо Господь страдалъ, именно въ этомъ смыслѣ, за насъ и за грѣхи наши. Поэтому всякій вѣрующій человѣкъ, кто притекаетъ ко кресту съ вѣрой, любовью и со страхомъ передъ всемогущей силой Божества, черпаетъ отъ креста ту духовную силу, которую далъ намъ Господь Своими крестными страданіями. Вотъ почему крестъ Господень имѣетъ такое всемірное значеніе. Онъ является знаменемъ и символомъ искупительнаго подвига Гос/с. 39/подня и онъ будетъ предшествовать второму славному пришествію Господа въ міръ передъ концомъ вѣка, какъ скипетръ, символъ царской власти, предшествуетъ появленію Царя. Онъ же, крестъ Христовъ, предваряетъ собой и всякое благодатное дѣйствіе въ церкви Христовой и предваряетъ собой нынѣ праздникъ Свѣтлаго Христова Воскресенія.

«Крестъ хранитель всея вселенныя, крестъ красота Церкви, крестъ царей держава, крестъ вѣрныхъ утвержденіе, крестъ ангеловъ слава и демоновъ язва».

1949 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 36-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.