Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.
(Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975).

РАЗДѢЛЪ I. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЪ АМЕРИКѢ.

12. ЗИМОЙ ВЪ КАНАДѢ.

Быстрый поѣздъ новѣйшей американской конструкціи «Хайявата», пробѣгающій около 100 миль въ часъ, пересѣкаетъ поля Иллинойскаго и Висконсинскаго штатовъ и уноситъ насъ на сѣверъ въ Канаду. Широко разстилается снѣжная равнина, среди которой, какъ оазисы, разбросаны многочисленныя богатыя фермы съ высокими башнями. Быстро наступаетъ зимній вечеръ и поѣздъ неустанно мчится всю ночь. Но вотъ загорается на востокѣ багровое зарево и косые робкіе лучи, предвѣстники солнца, освѣщаютъ снѣжное море съ застывшими на немъ пенящимися волнами, оно лежитъ нѣсколько выше уровня полотна желѣзной дороги и догадываешься, что это уже покрытые толстой снѣжной пеленой просторы Канады, превосходящей по своимъ размѣрамъ Соединенные Штаты.

Цѣль нашего путешествія городъ Виннипегъ. Слово это индѣйское. Въ переводѣ на русскій языкъ, какъ говорятъ, оно означаетъ «грязное мѣсто», на самомъ дѣлѣ городъ Виннипегъ противоположенъ этому названію по своей чистотѣ и благоустройству. Городъ этотъ центръ средней Канады и ключъ всей /с. 54/ Канады. Онъ является центромъ фармеровъ, славящагося на весь міръ Канадскаго полевого хозяйства. Это городъ банковъ и въ то же время украинства, широко распространившагося въ Канадѣ. Сейчасъ этотъ городъ покрытъ бѣлоснѣжной пеленой. Воздухъ здоровый и чистый, дышется легко и съ каждымъ дыханіемъ чувствуешь себя бодрѣе и здоровѣе. Дымъ изъ высокихъ фабричныхъ трубъ стелется на морозѣ живописными бѣлыми облаками и медленно подымается въ небесные просторы. Красиво выглядятъ одноэтажные домики. Оживленныя русскія привѣтливыя лица, собравшіяся на вокзалѣ во главѣ съ прибывшимъ изъ дальняго Эдмонтона администраторомъ епархіи архимандритомъ о. Антоніемъ и настоятелемъ прихода іеромонахомъ о. Макаріемъ. Все это такъ живо напоминаетъ русскій городъ и лишь отсутствіе санокъ и безчисленные автомобили говорятъ о томъ, что это не Россія, а Канада.

Мы проѣзжаемъ по улицѣ мимо нѣсколькихъ благоустроенныхъ украинскихъ храмовъ, принадлежащихъ къ различнымъ украинскимъ группировкамъ и какъ больно, что это народное движеніе пошло внѣ русскаго русла, невозможно вѣдь сохранить вѣрность Богу, разбившись на различныя отдѣльныя группировки, ибо сущность нашей вѣры состоитъ въ соединеніи, а не разъединеніи: «возлюбимъ другъ друга, да единомысліемъ исповѣмы».

Наша задача состояла въ томъ, чтобы укрѣпить здѣсь русскій приходъ, пережившій много затрудненій, трудовъ и скорбей въ процессѣ своего развитія. Сразу же послѣ своего пріѣзда мы встрѣтились съ здѣшними церковными дѣятелями. Во главѣ прихода стоитъ іеромонахъ о. Макарій, долголѣтній аѳонскій отшельникъ. О. Макарій и теперь стремится къ иноческому уединенію, но по послушанію Св. Церкви успѣшно трудится надъ устройствомъ прихода въ этомъ важномъ пунктѣ. Его ближайшими помощниками и сотрудниками на церковной нивѣ являются: Иванъ Павловичъ, его супруга Марія Николаевна и дочь Таня со своимъ мужемъ Ивановы, которые съ русскимъ радушіемъ приняли и насъ въ свой гостепріимный домъ. Д. М. Антоновъ и его супруга Анна, присоединившаяся въ эти дни къ св. Православію и освятившіе свой новый домъ, церковный староста князь Д. Ф. Богарошвили, благородный сынъ Кавказа, ведущій свое родословіе отъ 4-го вѣка своихъ православныхъ предковъ, М. М. Ротовъ, регентъ и чтецъ и его супруга Ольга Дмитріевна, Д. А. Ивановъ — секретарь и его супруга англичанка, ведущая сношенія по дѣламъ церкви съ /с. 55/ мѣстными властями, К. А. Ментюковъ и его супруга Надежда Петровна, иконописецъ А. В. Зауеръ, старшая сестра Е. Г. Дмитріева, усердный прислужникъ въ алтарѣ Юра Зуевъ и другіе прихожане.

Есть въ этомъ приходѣ и нѣкоторое необычное явленіе — это вѣрный другъ нашего прихода настоятель и инокъ англиканской церкви о. Вильямъ Чарльзъ Турнъ.

Не имѣя своего помѣщенія для богослуженій изъ-за тяжкой русской церковной болѣзни — церковнаго раскола, нашъ приходъ обратился за помощью къ англиканскому приходу. О. Вильямъ для нашихъ богослуженій предоставилъ комнату въ зданіи своей церкви. Но присмотрѣвшись къ нашимъ богослуженіямъ, онъ почти своими собственными руками и на свой счетъ пристроилъ къ своему зданію отдѣльное удобное помѣщеніе, которое и предоставилъ для нашей церкви, безъ всякихъ условій и на неограниченное время, пока русскій приходъ не построитъ своей церкви. Много разъ наши прихожане видѣли о. Вильяма лично заботящагося объ устройствѣ того или иного необходимаго для нашей церкви, вплоть до топки печи.

Какъ только началось наше вечернее богослуженіе о. Вильямъ былъ уже среди насъ. Когда послѣ богослуженія мы обратились къ нему со словами благодарности и поднесли ему отъ нашего прихода подарокъ, слезы умиленія текли по его лицу и въ своемъ отвѣтномъ словѣ онъ говорилъ о томъ, что онъ ставитъ своимъ прихожанамъ въ примѣръ русское благочестіе и радуется тому, что подъ кровомъ его храма совершается православное богослуженіе и что здѣсь онъ принимаетъ архіереевъ — преемниковъ св. Апостоловъ.

Во время этого богослуженія мы говорили проповѣдь на слова: «Пріидите вси вѣрніи поклонимся святому Христову Воскресенію», о томъ какъ въ Христовой Церкви, царствѣ благодати, при соединеніи молитвы съ подвигомъ, совершается поклоненіе Господу Іисусу Христу, какъ живой Личности, невидимо присутствующему въ храмѣ Божіемъ. Хотя вое это затянулось до поздняго часа, но молящіеся пожелали остаться въ храмѣ, когда совершалось присоединеніе къ Св. Православію рабы Божіей Анны. Большинство было прибывшихъ изъ сов. Россіи и они съ глубокимъ вниманіемъ вслушивались въ слова вопрошеній, отвѣтовъ и заключительной молитвы:

«Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ, ключи царствія небеснаго Апостоламъ Своимъ вручивый, давый имъ всю власть Своей благодатью еже вязати и рѣшити человѣки отъ грѣ/с. 56/ховъ на земли, Той Самъ неизрѣченныя ради милости Своей да проститъ и разрѣшитъ тя. И азъ всесильною Его властью черезъ святые Его Апостолы и ихъ преемники мнѣ, аще и недостойному архіерею данною, прощаю и разрѣшаю тя чадо Анна отъ союза клятвеннаго и всякаго запрещенія и всѣхъ грѣховъ твоихъ, и соединенію вѣрныхъ, и тѣлу Церкве Христовой совокупляю и божественнымъ тайнамъ Христовымъ пріобщаю тя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

На другое утро, въ воскресенье, наши вѣрные прихожане, еще въ большемъ числѣ собрались для того, чтобы присутствовать при освященіи церкви (по чину освященія иконостаса) и съ усердіемъ внимали полнымъ глубокаго смысла словамъ молитвъ, въ большинствѣ случаевъ остающимися неуслышанными и непонятыми:

«...Всѣхъ же Тебѣ и Единородному и Животворящему Твоему Духу передъ сими образами кланяющихся, и прилежно вѣрою молящихся, и милость обрѣсти просящихъ, святыхъ же, яко Твоихъ вѣрныхъ рабовъ и преискреннихъ друговъ, въ ихъ же имя и поданную студенныя воды чашу пріяти, и мздою пророчею или праведничею или ученичею воздати милостиво обѣщать еси, въ мольбу къ Тебѣ въ бѣдахъ и нуждахъ и скорбяхъ, и во всѣхъ своихъ требованіяхъ на вся иконы взирающе, вѣрою призывающихъ, мольбы, моленія и прилежныя прошенія услышаны быти, и милость Твоего человѣколюбія привлещи сотвори, оставленіе же грѣховъ подаждь и благодать получити сподоби».

Въ такихъ и многихъ другихъ подобныхъ молитвенныхъ словахъ открывается все богатство православнаго богословія.

Назидательнымъ былъ и чинъ св. мѵропомазанія, совершенный передъ литургіей, вслѣдъ за освященіемъ церкви.

«...О еже помазаніемъ всесвятаго, благодѣтельнаго и всесовершеннаго податися силѣ божественной, нынѣ Церкви святѣй соборней совокупленней рабѣ Божіей Аннѣ къ побѣжденію и попранію всѣхъ сопротивныхъ діавольскихъ козней, отъ плоти же и отъ міра находящихъ браней; О еже быти ей храбру и побѣдоносну воину Христа Бога нашего; О еже твердой, и крѣпкой, и непоколебимой въ православной вѣрѣ, любви же и надеждѣ помазаніемъ св. мѵра быти ей во вся дни живота ея; о еже податися ей благодати помазаніемъ всесвятаго мѵра еже съ дерзновеніемъ безъ страха непостыдно исповѣдати передъ всѣми имя Христа Бога нашего и Того ради страдати и умрети любовно всегда изволити...» и другія освящающія ду/с. 57/шу и укрѣпляющія чувства молитвенныя прошенія слушались Церковью съ затаеннымъ дыханіемъ.

Въ глубокомъ молитвенномъ настроеніи прошла и божественная литургія. Въ концѣ литургіи произнесъ назидательную проповѣдь о храмѣ Божіемъ о. Макарій, а мы съ своей стороны сказали о томъ, что православный храмъ является дѣйствительнымъ жилищемъ живого Бога. Господь вездѣсущъ, но «Бога невозможно видѣти человѣкамъ, на Него же не смѣютъ чины ангельскіе взирати», въ храмѣ же Божіемъ Господь открывается намъ черезъ таинства, молитвы, соединенныя съ подвигомъ, по чину Св. Церкви. Поэтому храмъ является жилищемъ Бога, земнымъ небомъ «Въ храмѣ славы Твоея стояще на небеси стояти мнимъ».

Послѣ богослуженія въ новомъ храмѣ мы всѣ отправились освящать домъ г. Антонова и его супруги новопросвѣщенной Анны, гдѣ вновь открылась глубина православнаго богословія.

Наши пѣвцы дружно и согласно запѣли: «Якоже Закхееву дому Твоимъ Христе входомъ спасеніе бысть, сице и нынѣ входомъ священныхъ служителей Твоихъ и съ ними святыхъ Ангеловъ Твоихъ, миръ Твой подаждь дому сему и милостивно благослови его, спасая и просвѣщая всѣхъ жити хотящихъ въ немъ». Затѣмъ было провозглашено по чину: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окропленіемъ воды сей священныя, въ бѣгство да претворится все лукавое бѣсовское дѣйство, аминь» и вслѣдъ за симъ мы воспѣли: «Благослови Господи, домъ сей, и исполни его земныхъ Твоихъ благъ, и въ немъ благочестно жити хотящихъ отъ всякаго злаго обстоянія неврежденныхъ сохрани, и всякое изобиліе небеснаго и земнаго Твоего благословенія тѣмъ даруй и яко щедръ помилуй по велицей Твоей милости».

Послѣ окончанія этого священнаго торжества и послѣдовавшей за нимъ неизбѣжной трапезы съ возвышенными рѣчами, мы всѣ опять собрались въ церковь для того, чтобы въ связи съ открытіемъ церковнаго сестричества выслушать нашу лекцію о св. праведныхъ Марѳѣ и Маріи и воскрешеніи ихъ брата Лазаря, о томъ, какъ св. Марѳа, первая изъ женъ, исповѣдывала Іисуса Христа Сыномъ Божіимъ и свою вѣру въ Его божественную силу и грядущее всеобщее воскресеніе мертвыхъ и какъ наши церковныя сестры должны быть преемницами сестеръ Лазаря и другихъ св. евангельскихъ женъ въ своей церковной работѣ.

/с. 58/ Уже былъ поздній вечеръ, когда мы вышли на крѣпкій морозъ, легко и радостно было дышать послѣ трудового благодатнаго дня, съ свѣжимъ воздухомъ вливалась бодрость. Высоко блестѣли горящія звѣзды, свѣтился серпъ мѣсяца и мысленно возносилась благодарность Богу, что Онъ сохраняетъ свое избранное русское стадо во всѣхъ предѣлахъ земли.

1952 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 53-58.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.