Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.
(Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975).

РАЗДѢЛЪ II. ПАСХА ХРИСТОВА.

1. ПАСХА ВО ФЛОРИДѢ, ВЪ МАЙЯМИ.

80 лѣтъ тому назадъ во Флоридѣ были американскіе джунгли. Здѣсь было рѣдкое туземное населеніе, которое беззаботно жило подъ палящими лучами тропическаго солнца. Но вотъ съ сѣвера стали пробираться сюда люди, ища укрытія отъ холода и непогоды и, проживя нѣкоторое время, многіе изъ нихъ не хотѣли уже больше возвращаться домой, а строили себѣ дома здѣсь для постоянной жизни. Такъ быстро стали расти здѣсь цвѣтущіе города и скоро берегъ океана застроился роскошными особняками, дорогими гостиницами, а дальше безчисленнымъ количествомъ американскихъ типичныхъ одноэтажныхъ домиковъ съ полнымъ комфортомъ для жизни. Быстро были проложены американскія гладкія асфальтовыя дороги, по которымъ побѣжали безчисленныя автомобили, басы, троки. Американская жизнь стала жительствовать и превратила эти джунгли въ цвѣтущіе города. Теперь Майями счита/с. 62/ется чуть ли не первымъ курортомъ по своимъ климатическимъ условіямъ въ мірѣ. Правда, St. Petersburg находящійся на противоположномъ берегу Флоридскаго полуострова, у Мексиканскаго залива, споритъ съ Майями. И одна изъ нашихъ ревнительницъ, имѣющая въ St. Petersburg'ѣ свой домъ и надѣющаяся построить тамъ и церковь и открыть приходъ, утверждаетъ, что St. Petersburg лучше и красивѣе, чѣмъ Майями. Говорятъ, что, во время сезона въ районѣ Майями бываетъ до 2 милліоновъ пріѣзжихъ и поѣзда идущіе съ сѣвера настолько переполнены, что билеты нужно заказывать за мѣсяцъ и еще раньше. Постепенно стали селиться здѣсь и русскіе православные люди. Однако, православныхъ церквей здѣсь долгое время не было и хоронили умирающихъ православныхъ инославные священники, дѣтей крестили представители другихъ религій, браки заключали передъ гражданскими властями, у исповѣди и причастія не бывали десятки лѣтъ, стали забывать и праздниковъ Праздникъ и Великій постъ и всю ничѣмъ незамѣнимую красоту православной жизни. Появлялись различныя попытки устроить православный приходъ, была даже построена церковь, но рядъ очень непріятныхъ и тяжелыхъ неудачъ едва совсѣмъ не погубилъ здѣсь православное дѣло. Все же небольшая группа русскихъ православныхъ людей, опиравшаяся на мѣстнаго архитектора М. М. Вавилова и его семью, держала священный огонь православной вѣры. Вскорѣ въ другомъ городѣ — Пальмъ бичъ — пріобрѣлъ домъ для своей больной жены извѣстный русскій скаутскій дѣятель О. И. Пантюховъ. Нина Михайловна Пантюхова была одной изъ замѣчательныхъ русскихъ женщинъ [1]. Одаренная художница, высококультурная, вѣрующая, она провела здѣсь свои послѣдніе годы и когда она скончалась, то для ея погребенія О. И. Пантюховъ пригласилъ изъ Нью-Іорка нашего владыку Архіепископа Виталія, который осмотрѣвъ этотъ край своими глазами, рѣшилъ, что здѣсь должна быть православная жизнь. Владыка отдалъ ту небольшую сумму денегъ, которая у него была, на постройку церкви, влилъ новыя силы въ церковную группу, и постепенно стала осуществляться эта мысль.

/с. 63/ Въ прошломъ году здѣсь на Пасху былъ іеромонахъ о. Антоній, который сумѣлъ на практикѣ въ теченіе короткаго времени показать жизненную силу и красоту св. Православія и съ того времени начинается интенсивная работа по созиданію здѣсь церкви. Пока приходилось приглашать священника изъ Нью-Іорка только на Рождество Христово и на Пасху и служить въ случайныхъ наемныхъ помѣщеніяхъ. Но, вотъ, въ прошлое Рождество, въ разгаръ сезона, невозможно было найти свободнаго помѣщенія, и тогда Церковный Комитетъ, во главѣ со своимъ предсѣдателемъ К. В. Разумовымъ, рѣшилъ разбить палатку на землѣ, предоставленной М. М. Вавиловымъ, а послѣ Рождества Христова рѣшили строить церковь и домъ при ней своими собственными руками. Къ настоящему празднику Воскресенія Христова каменныя стѣны были возведены до крыши, а палатка замѣнила крышу.

При миссіонерскихъ поѣздкахъ приходится часто сокращать до минимума службы. На Пасху отслужитъ пріѣзжій священникъ одну заутреню и литургію, кое-какъ пропоютъ случайные пѣвцы: «Христосъ Воскресе» и тѣмъ дѣло кончается. Здѣсь хотѣлось совершить службы пополнѣе, и на эту Пасху было составлено расписаніе богослуженій, начиная отъ субботы недѣли ваій и затѣмъ отъ великаго четверга и кончая вечерней перваго дня Св. Пасхи. Но при этомъ было опасеніе можетъ ли выдержать молодой приходъ такое расписаніе, кто будетъ читать и пѣть, гдѣ достать ноты и проч. Однако на мѣстѣ, видя усердіе членовъ Церковнаго Комитета, оказалось возможнымъ не только выполнить, но и расширить службы — съ понедѣльника Страстной седмицы, до третьяго дня Пасхи и затѣмъ на Ѳомино воскресенье, кончая поминовеніемъ усопшихъ на кладбищѣ. Осуществить это оказалось возможнымъ благодаря тому, что здѣсь нашелся знатокъ богослуженій русскій морякъ Георгій Ѳеодоровичъ Серегинъ, который съ полнымъ знаніемъ дѣла и съ замѣчательнымъ усердіемъ провелъ всѣ богослуженія, а къ нему присоединились еще другіе усердные пѣвцы и чтецы и на всѣхъ богослуженіяхъ были молящіеся, при чемъ появлялись новыя лица, пріѣхавшія изъ разныхъ концовъ Америки — русскіе, украинцы, галичане и американки — жены православныхъ. Богослуженіе въ Пасхальную ночь удалось по милости Божіей, на славу. Собралось много народа, какъ никогда раньше. /с. 64/ Служба шла съ духовнымъ подъемомъ. Многочисленный хоръ отличныхъ пѣвцовъ при опытномъ и благоговѣйномъ регентѣ г. Яровецкомъ пѣлъ красиво и торжественно. Недостроенная покрытая палаткой церковь освѣщена была огнями, наполнена цвѣтами и тѣмъ пасхальнымъ вдохновеніемъ, которое давало понять американцамъ, что у православныхъ особый праздникъ: «смерти празднуемъ умерщвленіе и иного житія вѣчнаго начало». Не обошлось дѣло и безъ курьезовъ. Такъ на одномъ богослуженіи появилась какая-то американка съ библіей въ рукахъ. Послѣ окончанія богослуженія она раскрыла 12-ю главу Апокалипсиса: «И явилось на небѣ великое знаменіе: жена облеченная въ солнцѣ». Нынѣ исполнилось пророчество сіе, такъ какъ она и есть эта жена, раньше же она была Авраамомъ, потомъ Карломъ Марксомъ, а теперь ѣдетъ въ Москву къ Сталину для того, чтобы убѣдить его не нарушать мира». Такъ заявила эта женщина.

На другой день къ нашему пѣвцу подошла другая женщина и во время утрени, съ полной увѣренностью, какъ монахиня клирошанка, стала пѣть пасхальный канонъ, а затѣмъ съ такой же увѣренностью она пропѣла и литургію. Однако, когда послѣ службы я поблагодарилъ ее и протянулъ ей крестъ, то она отъ креста отвернулась. Оказалось, что искусству церковнаго пѣнія она когда-то научилась въ Почаевской Лаврѣ и она очень интересовалась, какъ теперь живетъ владыка Виталій, котораго когда-то она видѣла въ Почаевской лаврѣ. Когда то она была, какъ — сказала, «hundred процентовъ» православной, а теперь принадлежитъ къ Евангельскимъ христіанамъ, такъ какъ очень разочаровалась въ православныхъ священникахъ.

И такъ каждый день появлялись въ томъ или иномъ отношеніи заблудшія овцы. Возвратить ихъ къ стаду Христову великая, благодатная и радостная задача для Христова пастыря.

Такъ что здѣсь широкій просторъ для миссіонерской работы и хорошо сдѣлалъ Троицкій монастырь, что не взирая на то, что самъ онъ строитъ свою церковь и очень нуждается въ средствахъ, прислалъ лепту отъ своихъ трудовъ, на окончаніе постройки св. Владимірской церкви въ Майями. Въ этомъ /с. 65/ сказалось искреннее братство во Христѣ, которое ободрило членовъ здѣшняго Церковнаго Комитета и влило энергію для скорѣйшаго окончанія постройки церкви, надѣясь что и другіе ревнители нашей вѣры поддержатъ ихъ подвигъ.

1948 г.

Примѣчаніе:
[1] Въ память Н. М. ея мужъ издалъ выдержки изъ твореній Епископа Ѳеофана, Вышенскаго затворника и религіозныя произведенія русской классической поэзіи.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 61-65.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.