Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.
(Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975).

РАЗДѢЛЪ II. ПАСХА ХРИСТОВА.

2. ПУТЕВЫЯ ЗАМѢТКИ. НЕДѢЛЯ ВАІЙ ВО ФЛОРИДѢ.

Подъѣзжаю я къ Майями, наканунѣ Лазаревой субботы, съ нѣкоторой тревогой. Что могутъ сдѣлать, думалось мнѣ, группа интеллигентныхъ русскихъ людей, взявшихся своими руками строить православную церковь съ домомъ съ капиталомъ въ 1800 долларовъ? Вспоминались безчисленныя русскія предпріятія, начинавшіяся мало-опытными руками и быстро «вылетавшія въ трубу», а еще наканунѣ я слыхалъ отъ нашего игумена о. Пантелеимона разсказъ о многочисленныхъ попыткахъ въ Америкѣ открывать мужскіе и женскіе монастыри. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ при этомъ бывала и готовая уже плодородная земля съ удобными домами и капиталомъ, но тѣмъ не менѣе всѣ эти начинанія неизмѣнно проваливались, и въ Америкѣ удалось устроить пока только два монастыря: основанный покойнымъ Св. Патріархомъ Тихономъ, въ бытность его Сѣверо-Американскимъ Архіепископомъ — Св. Тихоновскій монастырь и недавно основанный нашъ Св. Троицкій монастырь въ Джорданвиллѣ, стоящій на добромъ пути, но еще находящійся въ періодѣ строительства. Всѣ же многочисленныя попытки, бывшія между временемъ основанія этихъ двухъ монастырей — провалились. И сейчасъ, напримѣръ, въ одномъ прекрасномъ мѣстѣ Америки, гдѣ начинался русскій монастырь, находится благоустроенный католическій монастырь, а отъ русскаго, къ сожалѣнію, не осталось и памяти.

/с. 66/ Вспомнился мнѣ разсказъ и изъ біографіи Пашича. Получивъ дипломъ инженера, онъ принялся за постройку дома, но когда домъ былъ построенъ, то оказалось, что въ немъ не было дверей. Вотъ съ этими моими размышленіями «Силверъ Метеоръ» подкатилъ къ майямской станціи, вздрогнулъ и остановился, какъ вкопанный. Меня встрѣтилъ радушный и жизнерадостный предсѣдатель Церковнаго Комитета К. В. Разумовъ. Я просилъ его отвезти меня сразу на церковную постройку, но онъ сказалъ, что меня ждутъ въ семьѣ архитектора М. М. Вавилова, а на постройку завтра утромъ; пришлось покориться и ждать утра.

Утромъ за мной заѣхалъ Н. Н. Де Коншинъ, когда-то извѣстный на всю Россію мульти-милліонеръ, текстильный фабрикантъ, а теперь прошедшій всю горькую бѣженскую долю и принявшій на себя административную часть по церковной постройкѣ. Мы и отправились съ нимъ на церковный погостъ. То, что я увидѣлъ — превзошло всѣ ожиданія. Воздвигнуто большое каменное сооруженіе, возведенное до крыши и скрѣпленное бетоннымъ вѣнцемъ. Центральная часть предназначена для церкви и она состоитъ изъ алтаря съ отдѣльной ризницей и солеей, широкаго нефа и притвора.

Вмѣсто крыши эта часть зданія въ настоящее время покрыта той палаткой, въ которой мы служили на Рождество Христово. Полъ покрытъ каменными плитами. Центральная часть зданія будетъ покрыта церковнымъ куполомъ. Въ не законченномъ зданіи все предусмотрѣно и приспособлено для временныхъ богослуженій: алтарь отдѣленъ завѣсой, поставлены всѣ положенныя иконы, сдѣланы столы для престола, для жертвенника, сбиты аналои. Въ общемъ сдѣлано заботливыми и предусмотрительными руками все необходимое для Богослуженія и здѣсь хозяева остались до вечера украшать церковь для предстоящей цвѣтоносной всенощной.

Слѣва отъ алтаря предназначена квартира для священника, залъ для собраній и комнаты для сдачи въ наемъ, справа такія же комнаты. По плану строителей арендная плата будетъ источникомъ для содержанія священника и дальнѣйшаго строительства. Такъ когда-то бывало и въ Россіи, напримѣръ, Харьковская архіерейская каѳедра содержалась, главнымъ образомъ, отъ доходныхъ домовъ, и упреки въ томъ, что здѣсь /с. 67/ устраивается не церковь, а «бизнесъ» — не имѣютъ никакихъ основаній; они проистекаютъ не изъ ревности о церкви Божіей, а отъ зависти и клеветы.

Послѣ осмотра церкви, въ 4 часа дня, крестили младенца въ семьѣ Онуфрія Андреевича Кисселя. Родившійся въ Петроградѣ, выходецъ изъ Галиціи въ 1907 году, изъ крестьянъ земледѣльцевъ, Онуфрій Андреевичъ съ женой своей Анной Яковлевной создали въ Америкѣ изъ своей семьи настоящую русскую общину, теперь по слову псалтыри: «что есть добро или красно еже жити братіи вкупѣ». Въ ихъ домѣ живетъ три поколѣнія, младшимъ представителемъ котораго является новопросвѣщенный младенецъ Николай. На крестины собрался весь домъ и родственники матери-американки, никогда не видѣвшіе православнаго крещенія.

Вечеромъ служили бдѣніе съ раздачей пальмъ. Съ чтеніемъ и пѣніемъ было трудно, хотя въ хорѣ были первоклассные пѣвцы и пѣвицы. Спеціальныя пѣснопѣнія праздника требовали бы предварительной большой подготовки, для которой не было возможности. Зато на другой день на литургіи хоръ блисталъ своей красотой и молитвеннымъ вдохновеніемъ. Были причастники и много знакомыхъ и не знакомыхъ лицъ молящихся. Проповѣдь была произнесена на апостольскія слова: «Братія всегда радуйтесь» — о смыслѣ, красотѣ и цѣнности жизни.

Послѣ обѣда въ гостепріимномъ домѣ Вавиловыхъ къ батюшкѣ явилось въ гости молодое поколѣніе: Улинька (Евгенія) — 5 лѣтъ, Наташенька — 3½ лѣтъ и Олинька — 2½ лѣтъ съ бабушкой и дѣдушкой. Дѣти не говорятъ по-англійски, а только по-русски, конечно, въ школѣ быстро заговорятъ и по-англійски. Они давно уже вырѣзали изъ мѣстной газеты портретъ русскаго батюшки, и теперь обязательно хотѣли познакомиться съ нимъ и показать, какъ они умѣютъ пѣть молитвы. А тетя ихъ желаетъ узнать въ чемъ заключается таинственная сущность православія.

Вечеромъ, до поздней ночи происходило засѣданіе Церковнаго Комитета съ детальнымъ обсужденіемъ вопроса о дальнѣйшемъ устроеніи церковной жизни. Выяснилось, что имѣвшіеся небольшія средства при личномъ трудѣ членовъ Церковнаго Комитета, являющихся строительными мастерами, израсходованы полностью. Для полнаго окончанія зданія по смѣ/с. 68/тѣ необходимо еще около 9 тыс. долларовъ. Для того, чтобы приспособить часть зданія для квартиры священника и поселить тамъ постояннаго священника и совершатъ регулярныя службы, необходимо отъ 1000 до 1500 долларовъ. Средства эти Комитетъ надѣется получить по тѣмъ подписнымъ листамъ, которые уже разосланы русскимъ людямъ, которые съ постройкой здѣсь церкви и дома, будутъ имѣть надежный опорный пунктъ, когда они пріѣдутъ сюда, въ солнечную Флориду.

Предполагалось начать богослуженія со среды, но среди прихожанъ оказался отличный чтецъ и пѣвецъ — морской офицеръ Г. Ѳ. Серегинъ и съ его помощью оказалось возможнымъ служить, хотя и сокращенно, съ великаго понедѣльника съ тѣмъ, чтобы подготовиться ко дню Свѣтлаго Христова Воскресенія — праздника праздниковъ и торжества есть торжествъ.

5. V. 48 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 65-68.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.