Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ II. Пасха Христова.
6. Русская Пасхальная ночь.

Темная ночь ранней русской весны. Глубокое бархатное небо со своими горящими и мерцающими звѣздами. Ярко освѣщенные храмы. Радостный колокольный перезвонъ. Величественный крестный ходъ съ тихо колеблющимися хоругвями и зажженными свѣчами. Ангельская пѣснь: «Воскресеніе Твое Христе Спасе ангелы поютъ на небесѣхъ...» и послѣ нея нашъ побѣдный гимнъ: «Христосъ Воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ». Это Христосъ Спаситель побѣдилъ нашу смерть и намъ даровалъ вѣчную жизнь. «Яко дымъ да исчезнутъ и яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнутъ грѣшницы отъ лица Божія, а праведницы да возвеселятся». Враги Божіи, враги Христовой Церкви, вы слышите, какая участь ожидаетъ васъ! Свѣтозарныя церковныя чада, пусть умолкнутъ всѣ ваши скорби потому, что вамъ предлежитъ веселіе /с. 83/ вѣчное. Пріидите на пиръ вѣры и просвѣтленными очами прикоснитесь къ этому веселію. Эта радостная жизнь была когда-то въ Россіи въ каждомъ храмѣ, въ каждомъ селѣ и городѣ, въ десяткахъ тысячъ церквей, почти въ каждомъ русскомъ домѣ. А затѣмъ послѣ веселія духовнаго — Пасхальный столъ, свѣтлыя одежды, радостныя лица, взаимныя лобзанія, посѣщенія, безчисленное и несмолкаемое: «Христосъ Воскресе», цѣлодневный колокольный звонъ. Такого богатого праздника, какъ въ духовномъ, такъ и во внѣшнемъ отношеніи, нигдѣ въ мірѣ, кромѣ Россіи, не было.

Но вотъ налетѣлъ на насъ неожиданный революціонный смерчъ. Рухнула русская жизнь. Замолкли колокола. Погасли лампады. Сломаны кресты. Осквернены храмы. Русскій народъ превращенъ въ стадо рабовъ, гонимыхъ собаками, а мы оказались заграницей развѣянными по всему міру, какъ вѣтромъ въ полѣ. Какъ раньше было просто для русскаго человѣка участвовать въ церковной жизни. Стоило лишь пройти нѣсколько кварталовъ въ ближайшую русскую церковь. Тамъ все было налажено вѣками. Былъ штатъ духовенства, необходимыя богослужебныя книги, благолѣпныя украшенія, просторные храмы, пѣвцы. Строй церковный и вообще всей Русской жизни казался такимъ же прочнымъ и неизмѣннымъ, какъ законы природы. Какъ восходитъ солнце утромъ и заходитъ вечеромъ, такъ наступитъ Великій постъ, будетъ праздникъ Пасхи, потомъ Вознесенія, Св. Троицы и т. д. Развѣ можетъ быть иначе. Но мы не уберегли то, что имѣли, не знали и не поняли того, что эти великія цѣнности нужно беречь и защищать, а когда русскіе патріоты опомнились и пытались защитить русскую жизнь, то уже оказалось поздно. Внѣшняя сторона русской жизни оказалась разрушенной, но здѣсь обнаружилось, что все внѣшнее можно разрушить и осквернить, но невозможно разрушить того внутренняго камня вѣры, на которомъ Господу угодно было создать Свою Церковь: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолѣютъ ю». Св. Іоаннъ Златоустъ разъясняетъ, что «врата ада» — это ухищренія враждебнаго Св. Церкви злобствующаго ума и они не въ силахъ одолѣть Церкви.

И вотъ на этомъ камнѣ вѣры, куда бы онъ не былъ унесенъ сыномъ Св. Руси, выростаетъ и прекрасная внѣшняя сторона церковной жизни. Съ той лишь разницей, что то, что раньше было дано намъ какъ даръ, теперь нужно устраивать /с. 84/ съ большимъ трудомъ, съ подвигомъ, многими скорбями, съ различными огорченіями и трудами, которыя, однако, вѣнчаются умиленной благодарностью Богу за то, что Онъ не отвергаетъ насъ и милостиво принимаетъ въ Свое благодатное общеніе. На развалинахъ внѣшней жизни часто благодатное содержаніе Церкви обнаруживается еще болѣе яркимъ свѣтомъ, но также часто глубокое духовное разложеніе и упадокъ духа сопровождаетъ внѣшнія бѣдствія, къ прекращенію которыхъ мы должны стремиться всѣми силами.

Въ вербную субботу нашъ поѣздъ изъ Нью-Іорка остановлися въ С.-Петербургѣ во Флоридѣ. Мы были любезно встрѣчены членами Церковнаго Комитета и отправились въ часовню Св. Мученика Андрея Стратилата. Строительница этой часовни Н. А. Мамедова приняла на себя и труды по устройству въ С.-Петербургѣ Пасхальныхъ богослуженій. Ей усердно помогали всѣ члены нашего Церковнаго Комитета. Вечеромъ въ часовнѣ, украшенной С. М. Роднокомъ разноцвѣтными огнями, было совершено первое богослуженіе съ роздачей освященныхъ пальмъ и затѣмъ всѣ послѣдующія богослуженія, о которыхъ мы уже писали. Съ великаго Четверга изъ различныхъ предѣловъ Флориды и сосѣднихъ штатовъ стали съѣзжаться въ С.-Петербургъ наши дорогіе соотечественники, нѣкоторые изъ которыхъ уже по нѣсколько лѣтъ не праздновали Пасху и къ вечеру великой субботы можно было съ благодарностью Богу воспѣть пѣснь: «Возведи окрестъ очи твои, Сіоне, и виждь, се бо пріидоша къ тебѣ, яко богосвѣтлыя свѣтила, отъ запада и сѣвера и моря и востока чада твоя, въ тебѣ благословящая Христа во вѣки». Нашъ Пасхальный Сіонъ былъ устроенъ въ самомъ центрѣ С.-Петербурга, въ большомъ благоустроенномъ залѣ съ алтаремъ при мѣстномъ Епископальномъ соборѣ св. Петра. Посерединѣ зала была установлена св. плащаница, украшенная пальмами и цвѣтами, алтарь и залъ былъ уставленъ нашими иконами. Среди собравшихся со всѣхъ сторонъ чадъ Божіихъ были — нашъ русскій писатель, теперь проф. американскаго университета, Г. Д. Гребенщиковъ съ супругой, профессоръ пѣнія и музыки изъ Мэйкона В. С. Зоринъ съ своей супругой, талантливой пѣвицей, преподавательница языковъ изъ г. Тампы М. А. Эмери съ матерью, талантливый дирижеръ и пѣвецъ А. А. Александровъ съ супругой, группа нашихъ молодыхъ студентовъ Ди Пи изъ ближайшаго университета и друг. Такъ что сразу же образовался полный цер/с. 85/ковный штатъ — отличный хоръ, чтецы, пѣвцы и прислужники; всѣ опытные съ церковной практикой и всѣ благочестивые, дѣйствительно собравшіеся за сотни миль поклониться воскресшему Богу. Значительная часть великой субботы прошла въ исповѣди, пришлось исповѣдывать и на англійскомъ языкѣ, ибо какъ можно было ссылаясь на свое плохое знаніе, или лучше сказать незнаніе языка, отказать въ семъ таинствѣ тѣмъ, кто съ нетерпѣніемъ долгіе дни и недѣли ожидали его и съ довѣріемъ устремились къ служителю Божію.

Въ 12 часовъ начался нашъ Пасхальный крестный ходъ и затѣмъ, какъ сошедшее въ таинственную ночь съ небесъ, свѣтозарное явленіе — прошли утреня и литургія. Нашъ регентъ предшествующимъ пѣніемъ подорвалъ свой голосъ, пѣвцы встрѣтились впервые, но это не помѣшало, чтобы Пасхальныя пѣснопѣнія звучали такъ, какъ имъ надлежитъ звучать и многіе иностранцы, непонимающіе по церковно-славянски ни единаго слова, оставались до послѣдней минуты, и разошлись только послѣ литургіи «утру глубоку». Въ сосѣдней комнатѣ былъ накрытъ длинный Пасхальный столъ съ куличами, сырными Пасхами, этими горами тучными и усыренными (по открытію Н. П. Шефферъ, нашей талантливой изслѣдовательницы иконографіи и археологіи наша сырная пасха символизируетъ собой «тучную и усыренную» гору Синай, на которой Богъ явился Моисею), крашенными яйцами, и для архіерея — рыбой наканунѣ пойманной въ Мексиканскихъ водахъ однимъ изъ нашихъ прихожанъ. Восторжественно привѣтствовали всѣ и благодарили Н. А. Мамедову за ея труды и здѣсь же единогласно избрали ее Предсѣдательницей церковнаго сестричества Женъ Мѵроносицъ при приходѣ св. мученика Андрея Стратилата. Много также въ теченіе этихъ дней пришлось потрудиться церковному старостѣ И. М. Сорокину, Предсѣдателю Церковнаго Комитета С. М. Родноку и его супрутѣ Серафимѣ Ѳеодоровнѣ, г-жѣ Хипсъ и другимъ участникамъ этого святого дѣла, которыхъ всѣхъ сердечно благодарили. Такъ С.-Петербургъ первый разъ отпраздновалъ Св. Пасху по русскому православному чину. Вечерню служили въ часовнѣ Св. Андрея Стратилата. Здѣсь собрались вѣрнѣйшіе изъ вѣрныхъ, пѣли всѣ вмѣстѣ и нашъ преданный другъ м-ръ Хипсъ, слушавшій службу около часовни, сказалъ, что она тронула его не менѣе, чѣмъ ночное богослуженіе. Вечеромъ С. М. Роднокъ въ своемъ домѣ, на самомъ берегу океана, /с. 86/ подъ привѣтливый шумъ морскихъ волнъ, угощалъ насъ Пасхальнымъ ужиномъ.

Въ свѣтлый понедѣльникъ утромъ нужно было разставаться съ С.-Петербургомъ. Мы съ грустью попращались съ нашими дорогими хозяевами и на удобномъ и быстромъ автобусѣ черезъ всю цвѣтущую Флориду отправились въ дорогой городъ Майями, первенецъ нашего Флоридскаго викаріатства. Сорокаминутный переѣздъ черезъ рукавъ Мексиканскаго залива, который на прощаніе освѣжилъ насъ своимъ морскимъ дыханіемъ. Потомъ потянулись апельсиновыя рощи, помидорныя плантаціи, курортные города, теперь къ концу сезона наполовину опустѣвшіе и, наконецъ, къ вечеру, какъ въ сказкѣ, мы находимся передъ Св. Владимірскимъ храмомъ въ г. Майями. Торжественная встрѣча. Усталыя, но радостныя лица нашихъ дорогихъ соработниковъ на нивѣ Христовой въ г. Майями во главѣ съ настоятелемъ храма прот. о. Ѳеодоромъ Раевскимъ, который своими трудами и своей ревностью о славѣ Божіей стяжалъ къ себѣ любовь и почитаніе во всей Флоридѣ, матушка Персида Милановна въ своей бѣлой косынкѣ, сочетавшая въ себѣ и Марію и Марѳу, здѣсь же неожиданная встрѣча съ маститой матушкой монахиней Анастасіей, прибывшей къ празднику Пасхи изъ Колумбіи, члены Церковнаго Комитета О. А. Кисель и И. И. Сидорякъ, наши дорогіе лилипуты, которые при своемъ маломъ ростѣ имѣютъ великое усердіе къ храму Божію и многіе другіе. Замѣтно, что всѣ они еще не успѣли отдохнуть отъ Пасхальной ночи, которая была здѣсь свѣтозарной и дѣйствительно праздникомъ праздниковъ. Здѣсь уже твердый, неизмѣнно благоустраивающійся приходъ и здѣсь въ эту ночь была вдохновенная служба. О. Ѳеодоръ служилъ и молился. Хоръ подъ управленіемъ О. А. Киселя, имѣя такихъ пѣвцовъ, какъ супруги Котовичи и другіе, пѣлъ съ вдохновеніемъ и музыкальнымъ искусствомъ, храмъ былъ благолѣпно украшенъ и освѣщенъ сіяющими огнями, масса молящихся, все прилегающее пространство уставлено было автомобилями и здѣсь были пріѣзжіе за сотни миль. Были разговѣны. Такъ что воистину здѣсь былъ пиръ вѣры и хотя наканунѣ церковное торжество едва не омрачилось раненіемъ церковнаго старосты К. В. Разумова отъ пилы въ своемъ домѣ при поспѣшномъ изготовленіи ящика для свѣчей, но по милости Божіей, все окончилось благополучно. /с. 87/ Здѣсь въ теченіе всей Пасхальной седмицы совершались ежедневныя богослуженія, а Ѳомино воскресеніе — Архіерейская литургія, которой и закончилась наша Пасхальная миссія во Флоридѣ.

1949 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 82-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.