Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ II. Пасха Христова.
12. Церковное восхожденіе на Пасхальный Сіонъ.

«Солнца свѣтлѣе постъ возсіявый...» (Изъ 9-ой пѣсни среды 1-ыя седмцы).

Дни Великаго поста Св. Церковь переживаетъ, какъ восхожденіе отъ преисподнихъ земли на высокую гору — Пасхальный Сіонъ, озаренную лучами солнца и овѣянную чистымъ дыханіемъ. Св. Церковь въ эти дни желаетъ ввести насъ въ тотъ духовный міръ, къ которому мы принадлежимъ по своему безсмертному духу.

Послѣ первыхъ шести дней строгаго поста и усиленныхъ молитвъ въ первое воскресенье мы слышимъ въ Евангельскомъ повѣствованіи такія слова: «Аминь, аминь глаголю вамъ, отселѣ узрите небо отверсто и Ангелы Божія восходящыя и нисходящыя надъ Сына Человѣческаго», (Іоан. 1, 51). Эти слова, сказанныя св. Апостолу Наѳанаилу, чрезъ него обращены Господомъ ко всей Его Церкви.

Для того, чтобы сдѣлать человѣка способнымъ войти въ общеніе съ нашими старшими братьями — Ангелами Божіими и установлена возвышающая насъ отъ земли къ небу таинственная лѣствица — Великій постъ съ его тѣлесными и духовными подвигами.

«Лѣствица, юже видѣ древле великій въ патріарсѣхъ, указаніе есть душе моя, дѣятельнаго восхожденія, разумнаго восшествія: аще хощеши убо, дѣяніемъ, и разумомъ, и зрѣні/с. 109/емъ пожити, обновися». (Изъ вел. кан.). Съ материнской заботливостыо о своихъ чадахъ Св. Церковь и указываетъ намъ путь восхожденія по этой лѣствицѣ.

«Желающе божественныя Пасхи причаститися не отъ Египта, но изъ Сіона грядущія, грѣховный квасъ отимемъ покаяніемъ: препояшимъ чресла наша умерщвленіемъ сластей: украсимъ ноги сапогми, возбранительными отъ всякаго дѣла лукаваго, и утвердимся палицею вѣры: не ревнуемъ врагомъ Владычняго Креста боготворяще чрево, но послѣдуимъ постомъ побѣду на діавола намъ показавшему Спасу душъ нашихъ». (На стих. Четв. 1-ой седм.).

Св. Церковь съ особой убѣжденностью утверждаетъ, что безъ соблюдонія поста невозможно возстановить въ себѣ «правду, миръ и радость о Дусѣ Святѣ», которые и составляютъ сущность Царства Божія и райскаго блаженства (Лук. XVII, 21).

«Постное завѣщаніе радостно воспріимемъ: аще бо бы сіе праотецъ сохранилъ, Едемскаго отпаденія не пріяли быхомъ: красный бѣ въ видѣніе и добрый въ снѣдь уморивый мене плодъ: да не восхитимся вѣждами, ни да усладится наша гортань почитаемыми брашны, по пріятіи же безчествуемыми, бѣжимъ невоздержанія, и по насыщеніи страстемъ не покоримся, назнаменаимся кровію, о насъ веденнаго на смерть волею, и не коснется насъ губитель: и снѣмы Пасху Христову священнѣйшую, во спасеніе душъ нашихъ». (На стих. пятн. 1-ой седмицы).

И если весь Великій постъ есть «лѣствица дѣятельнаго восхожденія», то каждый воскресный день въ этой лѣствицѣ есть какъ бы нѣкое мѣсто благодатнаго отдохновенія, какъ бы нѣкоторая площадка, на которой восходящій укрѣпляется благодатными силами для дальнѣйшаго восхожденія.

Въ первый воскресный день спасающіеся преимущественно «утверждаются палицею вѣры». Для этого и установлено въ этотъ день «Торжество православія» съ мыслью очистить, провѣрить и укрѣпить нашу вѣру, безъ которой невозможно угодить Богу и стяжать духовную жизнь.

Тѣ анаѳематствованія или отсѣченія, которыя провозглашаются въ этотъ день въ «Послѣдованіи въ Недѣлю Православія» имѣютъ своей цѣлью — съ одной стороны отсѣчь отъ Церкви, какъ зараженныхъ гангреной членовь, тѣхъ лже-учителей, которые своимъ ложнымъ мудрованіемъ ниспроверга/с. 110/ютъ спасающую вѣру Христову, а съ другой стороны эти же анаѳематствованія имѣютъ своей несомнѣнной цѣлью укрѣпить въ душахъ вѣрныхъ чадъ Церкви правую вѣру, погасивъ въ нихъ тѣ неправые мысли и соблазны о вѣрѣ, которыми искушается въ мірѣ нашъ грѣховный умъ и «истинная любовь да царствуетъ въ сердцахъ нашихъ».

Съ этой цѣлью Св. Церковь возглашаетъ:

«Отрицающимъ бытіе Божіе и утверждающимъ, яко міръ сей есть самобытенъ, и вся въ немъ безъ Промысла Божія и по случаю бываютъ» — анаѳема.

«Глаголющимъ Бога не быти духъ, но плоть: или не быти Его праведна, милосердна, премудра, всевѣдуща, и подобныя хуленія произносящимъ» — анаѳема.

«Дерзающимъ глаголати, яко Сынъ Божій не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Духъ Святый и исповѣдующимъ Отца и Сына и Святаго Духа не единаго быти Бога» — анаѳема.

«Безумнѣ глаголющимъ, не нужно быти ко спасенію нашему и ко очищенію грѣховъ пришествіе въ міръ Сына Божія и Его вольное страданіе, смерть и воскресеніе» — анаѳема.

«Дерзающимъ глаголати, яко Пречистая Дѣва Марія не бысть прежде рождества, въ рождествѣ и по рождествѣ — Дѣва» — анаѳема.

«Не вѣрующимъ яко Духъ Святый умудри пророковъ и апостоловъ, и чрезъ нихъ возвѣсти намъ истинный путь къ вѣчному спасенію, и утверди сіе чудесами, и нынѣ въ сердцахъ вѣрныхъ и истинныхъ христіанъ обитаетъ и наставляетъ ихъ на всякую истину» — анаѳема.

«Отметающимъ безсмертіе души, кончину вѣка, судъ будущій и воздаяніе вѣчное за добродѣтель на небесахъ, а за грѣхи осужденіе» — анаѳема.

«Отметающимъ вся таинства святыя Церковью Христовою содержимыя» — анаѳема.

«Отметающимъ соборы св. отецъ и ихъ преданія...» — анаѳема.

«Ругающимъ и хулящимъ св. иконы...» — анаѳема.

Вотъ намъ и необходимо, отметая и отсѣкая всѣ эти лжеученія, возникшія въ прежнія времена и подобныя имъ, провозглашаемыя въ новѣйшее время, въ то же время провѣрить самихъ себя и утвердить въ себѣ правую неповрежденную вѣру, отвергнувъ неправые помыслы.

/с. 111/ И тогда, если мы, по церковному проходя св. Постъ, во второе воскресеніе укрѣпимся благодатію Божіей, преимущественннымъ проповѣдникомъ, который былъ Святитель Григорій Ѳессалоникскій, въ третье воскресенье поклонимся честному кресту Господню, въ четвертое провѣримъ свои духовныя силы по лѣствицѣ добродѣтелей, изображенной преп. Іоанномъ Лѣствичникомъ и въ субботу вознесемъ похвалу Царицѣ добродѣтелей Пречистой Дѣвѣ Маріи, въ пятое воскресеніе познаемъ силу покаянія по примѣру преп. Маріи Египетской и въ шестое войдемъ съ Господомъ въ Іерусалимъ на крестныя страданія и возчувствуемъ ихъ въ теченіе Страстной седмицы, тогда мы достойно встрѣтимъ Пасху Христову. Дѣйствительно тогда мы съ Ангелами Божіими воспоимъ Пасхальныя пѣсни:

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ видимый и невидимый, Христосъ бо воста, веселіе вѣчное».

1955 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 108-111.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.