Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ II. Пасха Христова.
14. Праздникъ Свѣтлаго Христова Воскресенія.

Христосъ Воскресе!

«Се Азъ съ вами во вся дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20). Изъ этихъ словъ Господа Іисуса Христа, воскресшаго изъ мертвыхъ и явившагося всѣмъ одиннадцати Апостоламъ на горѣ въ Галилеѣ, гдѣ они собрались по особому повелѣнію Ангела, переданному имъ черезъ женъ мѵроносинъ, какъ повѣствуетъ объ этомъ св. Евангелистъ Маркъ, — «идите рцыте ученикомъ Его и Петрови, яко варяетъ вы (т. е. ожидаетъ васъ) въ Галилеи» (Марк. 16, 7) — съ несомнѣнностью видно, что эти слова Господа черезъ Апостоловъ обращены ко всей Его Церкви. Вѣдь Апостолы вскорѣ послѣ воскресенія своего Учителя сами приняли мученическій вѣнецъ, а до скончанія вѣка пребываетъ св. Церковь и Господь невидимо, но истинно и дѣйствительно, пребываетъ въ ней «во вся дни», значитъ пребываетъ Онъ и среди насъ, грѣшныхъ. Пребываетъ среди насъ Царь славы, Которому дана всякая власть на небѣ и на землѣ, т. е. пребываетъ среди насъ всемогущій и всесовершенный Богъ, непостижимый нашимъ слабымъ умамъ по Своему существу, но изливающій въ наши сердца Свою благодатную сострадающую любовь, которая преображаетъ насъ и дѣлаетъ /с. 114/ насъ сынами Его вѣчнаго царства. Этому Своему явленію во время котораго Господь далъ повелѣніе Своей Церкви насаждать Его царство во всемъ мірѣ, Господь придаетъ особо важное значеніе и предупредилъ о немъ Апостоловъ еще до крестныхъ страданій, на Тайной Вечери: «По воскресеніи Моемъ варяю вы въ Галилеи» (Матѳ. 26, 32), а теперь напомнилъ объ этомъ Ангелъ.

Вотъ въ праздникъ Воскресенія Христова, преимущественно предъ другимъ временемъ всѣ «аще кто благочестивъ и боголюбивъ» и могутъ своимъ духомъ почувствовать, своимъ духовнымъ зрѣніемъ ощутить присутствіе среди насъ Господа славы, воскресшаго изъ мертвыхъ и даровавшаго намъ воскресеніе нашихъ душъ.

Благочестіе — т. е. правильное, доброе, истинное почитаніе Бога, достигается жизнью по правиламъ Св. Церкви, церковной жизнью. Есть теперь сравнительно немного такихъ людей, которыхъ называютъ нѣкоторые съ уваженіемъ, а другіе съ насмѣшкой — «церковники». Это тѣ люди, которые сознательно участвуютъ въ жизни Св. Церкви — причащаются Св. Таинъ Христовыхъ, тщательно исповѣдуются, любятъ св. праздники и понимаютъ, въ чемъ состоитъ ихъ различіе и значеніе, любятъ молиться и въ церкви и у себя дома — утромъ и вечеромъ, — прислушиваются къ голосу своей совѣсти и стараются ей слѣдовать, читаютъ Св. Писаніе и интересуются духовной литературой, и любятъ бесѣдовать о духовномъ, соблюдаютъ св. посты, любятъ свой храмъ и своихъ пастырей и слѣдятъ за жизнью своей души. Вотъ тѣ элементы, изъ которыхъ создается благочестіе. И если къ такой жизни относиться хотя бы со вниманіемъ и уваженіемъ, то и тогда уже будетъ начало благочестія и проблески его.

Если же считать, что все это не нужно, и относиться къ этому съ пренебреженіемъ, то и праздникъ Воскресенія Христова утратитъ свое духовное значеніе и сведется только къ выпивкѣ и къ куличамъ.

Боголюбіе — это посильное исполненіе тѣхъ двухъ главныхъ и основныхъ заповѣдей, на которыхъ «висятъ законъ и пророки», т. е. утверждается бытіе вселенной и общее согласіе и гармонія въ жизни. «Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею и всею мыслію твоею: Сія есть первая и бóльшая заповѣдь: Вторая же подобна /с. 115/ ей: «возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе». (Матѳ. 22, 38-39).

Вотъ, если мы пріобрѣли себѣ хотя бы начатки благочестія и боголюбія, то въ праздникъ Воскресенія Христова мы можемъ въ душѣ своей принадлежащей по своей природѣ къ духовному міру и такъ же невидимой, какъ невидимы св. Ангелы, встрѣтить воскресшаго Господа. Воспріять же Господа физически, черезъ органы нашихъ чувствъ, мы можемъ въ Его Церкви черезъ слышаніе священныхъ пѣснопѣній, повѣствованіе Священнаго Писанія, лицезрѣніе священныхъ иконъ и таинственныхъ священнодѣйствій священнослужителей, изображающихъ Господа и горній духовный міръ, для отображенія котораго и устроена земная Церковь и, наконецъ, черезъ тѣснѣйшее соединеніе съ Христомъ Спасителемъ въ таинствѣ Св. Причащенія и принятія въ свою душу благодатныхъ даровъ.

Если мы такъ соединились съ начальникомъ нашей жизни Господомъ, то мы будемъ въ состояніи исполнить и данное намъ отъ Господа повелѣніе: «Шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще ихъ блюстився елика заповѣдахъ вамъ». (Матѳ. 24, 19).

Для насъ теперь особо благопріятное время для исполненія повелѣнія Господа о томъ, чтобы проповѣдывать Его воскресеніе изъ мертвыхъ во всемъ мірѣ, среди всѣхъ народовъ. Обстоятельствами жизни мы поставлены въ тѣснѣйшее соприкосновеніе съ народами міра. Многіе изъ насъ должны были войти въ самую внутреннюю жизнь народовъ, среди которыхъ мы живемъ: поселиться на долгіе годы въ ихъ жилища, стать съ ними вмѣстѣ за одинъ трудовой станокъ, изучить ихъ языки и обычаи, многіе взяли отъ нихъ женъ или мужей, т. е. слились съ жизнью другихъ народовъ такъ, какъ никогда еще отъ начала христіанства не сливался съ другими народами ни одинъ народъ въ мірѣ.

Господь, въ годы испытанія нашего Отечества, поставилъ насъ въ такую жизненную обстановку, въ которой мы могли бы наиболѣе успѣшно проповѣдывать другимъ народамъ Христа, воскресшаго изъ мертвыхъ; проповѣдывать прямо и косвенно, проповѣдывать не только раскрытіемъ ученія нашей Церкви, но проповѣдывать своей жизнью. Причемъ, второй видъ проповѣди доступенъ рѣшительно всѣмъ и можетъ быть въ высшей степени дѣйствененъ и могучъ. Этотъ способъ /с. 116/ проповѣди не требуетъ ни особой миссіонерской подготовки, ни спеціальныхь богословскихъ познаній, ни даже знанія иностранныхъ языковъ. Если ты будешь имѣть образъ Христовъ въ своемъ сердцѣ и являть его окружающему міру, то это будетъ самый сильный, самый могучій видъ проповѣди. Хорошо, конечно, при этомъ умѣть и объяснить людямъ существо духовной жизни на ихъ родномъ языкѣ, но важнѣе показать духовную жизнь дѣлами. А для этого нужно предварительно ее пріобрѣсти намъ самимъ, какъ дѣйствительное содержаніе нашей души.

Вотъ праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ — Свѣтлое Христово Воскресеніе, — являющійся въ то же время и національнымъ праздникомъ Русскаго народа, и есть тотъ центръ, то солнце, вокругъ котораго вращается вся наша духовная жизнь, какъ дѣйствительное начало вѣчной славы въ лучахъ Христова Воскресенія, озаряющаго нашу Церковь и черезъ нее весь окружающій насъ міръ.

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ видимый весь и невидимый, Христосъ бо воста, веселіе вѣчное».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 113-116.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.