Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ IV. Рождество Христово.
7. Въ день Рождества Христова.
(Слово произнесенное въ Вознесенскомъ Каѳедральномъ Соборѣ въ Рождественскую ночь 1960/1961 г. въ г. Нью Іоркѣ).

«Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума, въ немъ бо звѣздамъ служащіи, звѣздою учахуся, Тебѣ кланятися Солнцу правды, и Тебе вѣдѣти съ высоты востока, Господи слава Тебѣ».

Такъ Св. Церковь разъяcняетъ намъ значеніе пришеcтвія Христа, Cпаcителя въ міръ. Но можемъ ли мы своимъ человѣческимъ разумомъ ясно понять, зачѣмъ страшный и всемогущій Богъ, Творецъ неба и земли, Тотъ, Которому трепетно служатъ тьмы темъ Ангеловъ и безпрекословно повинуются всѣ законы бытія; зачѣмъ Онъ избралъ такой путь спасенія человѣческаго рода, что долженъ былъ родиться какъ безпомощный младенецъ, возлечь въ пустынныхъ ясляхъ и пройти путь земной юдоли даже до смерти на крестѣ.

Такъ благоугодно было Его святой волѣ. Но можемъ ли мы уразумѣть истинный смыслъ этого пути?

«Глубину премудрости и разума Зиждителева кто испытаетъ (изъ) человѣковъ; Божіихъ судебъ, кто (изъ) премудрыхъ постигнетъ» (Изъ тропаря 8 пѣсни канона на Повечеріи 23 декабря) — восклицаетъ Св. Церковь въ предпразднственные дни.

Дѣйствительно, затемненная земными понятіями человѣческая мудрость не въ силахъ отвѣтить на этотъ вопросъ. И теперь, въ наши дни, повторяется тоже недоумѣніе, которое было въ древности. Недавно въ г. Нью Іоркѣ одинъ лекторъ на общественномъ собраніи заявилъ: «Мы не можемъ признать Іисуса Христа Богомъ — Онъ былъ вѣдь убитъ, какой же это Богъ, котораго можно убить». Другой же — извѣстный американскій философъ утверждаетъ, что понятіе — Богочеловѣка противорѣчитъ философскому разуму. Такъ исполняются и нынѣ слова Апостола Павла о томъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ «для іудеевъ соблазнъ, для еллиновъ безуміе» (1 Кор. 1, 24).

Но то, что недоступно для пониманія земнымъ разумомъ, открыто намъ Ангелами Божіими, непосредственно созерцающими Премудрость Божію. Передъ Рождествомъ Господа Іисуса Христа Ангелъ явился во снѣ Іосифу Обручнику и возвѣстилъ ему и черезъ него всему человѣчеству: «Не бойся принять Марію, жену твою: ибо родившееся въ Ней есть отъ Духа Святаго. Родитъ же Сына и наречешь имя Ему Іисусъ; ибо Онъ спасетъ людей Своихъ отъ грѣховъ ихъ» (Матѳ. 1, 20-21). Послѣ же рожденія Богомладенца также Ангелъ явился пастырямъ, стрегущимъ стадо, но уже на яву и черезъ нихъ возвѣстилъ человѣчеству: «Я возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ, ибо нынѣ родился вамъ въ городѣ Давидовѣ Спаситель, Который есть Христосъ Господь» (Лук. 2, 10-11) и вслѣдъ за этимъ «внезапно явилось съ Ангеломъ многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе» (Лук. 2, 12-13). Съ того времени это извѣстіе возвѣщается въ Св. Церкви каждое утро передъ чтеніемъ шестопсалмія и будетъ возвѣщаться до конца міра.

Вотъ откуда мы узнали о воплощеніи Спасителя и Св. Церковь неустанно научаетъ своихъ чадъ разумѣть тайну воплощенія Христова. Богослуженія предпразднственныхъ дней, начиная съ 20 декабря, преимущественно посвящены раскрытію значенія пришествія Христова въ міръ съ общимъ краткимъ выводомъ изъ дивныхъ предпразднственныхъ пѣснопѣній: «Христосъ раждается прежде падшій возставити образъ». И дѣйствительно съ Рождествомъ Христовымъ истинный человѣческій образъ возстанавливается не только у св. угодниковъ и подвижниковъ, но и у кающихся грѣшниковъ.

Далѣе Св. Церковь отъ нашего имени говоритъ Господу: «Господи Боже мой, рождественное пѣніе и предпразднственную пѣснь Тебѣ воспою, рожденіемъ Твоимъ божественнымъ возрожденіе дающему мнѣ, и къ первому мя благородію возводящу» и затѣмъ обращается къ Божіей Матери: «Не дивися нынѣ, о Мати, видящи яко младенца, Егоже изъ чрева прежде денницы роди Отецъ: возставити бо и сопрославити человѣческое падшее естество пріидохъ явственно, вѣрою и любовію Тя величающе». (Тропари изъ канона на повечеріи предпразднства).

Въ самый же день праздника Св. Церковь возвѣщаетъ намъ, что на землю принесенъ миръ, примиряющій вѣрующее сердце со всѣми скорбями жизни и вселяющее благоволеніе въ душу, жаждущуіо благочестія. На землѣ возстанавливается та ранѣе искаженная жизнь, которую теперь уже не въ силахъ загасить никакія скорби земли, возстанавливается смыслъ жизни, жизнь вновь пріобрѣтаетъ красоту и разумность и становится такой, какой она должна быть по своей первозданной природѣ, — вѣчной и блаженной. На землю снизошло царство любви и красоты.

Подобно тому, какъ звѣзда привела волхвовъ, искавшихъ въ царствѣ тьмы свѣта истины, такъ и наша путеводительница Св. Церковь ведетъ насъ къ разумному поклоненію возлежащему въ ясляхъ Богомладенцу. Но для того, чтобы душу нашу озарилъ свѣтъ разума, Св. Церковь требуетъ, чтобы мы принесли, также, какъ и волхвы, дары Богомладенцу: «Вѣру Христу, яко злато, и пѣснопѣніе, яко ливанъ пріятенъ и чистую любовь принесемъ вѣрніи, насъ ради родитися плотію благоволившему» (Изъ 5-ой пѣсни предпразднственнаго канона).

Вотъ если мы придемъ къ Христу Спасителю съ такими дарами, тогда намъ станетъ яснымъ то, что скрыто отъ холоднаго разума «еллиновъ и іудеевъ». Намъ тогда станетъ ясно, что Христосъ избралъ путь смиренія и униженія для того, чтобы возстановить сначала истинную жизнь въ каждомъ отдѣльномъ человѣкѣ, принимающемъ Его жизнь, а затѣмъ въ Своемъ второмъ пришествіи измѣнить и общіе законы бытія, основавъ Свое вѣчное Царство. Намъ станетъ ясно, что такимъ образомъ открывается для насъ вѣчный и блаженный рай, который уже нынѣ съ ужасающей и страшной силой раскрылся въ душѣ Пречистой Дѣвы Маріи Матери Божіей, Которая стала наслаждаться блаженствомъ въ непосредственномъ созерцаніи Своего Сына, Источника всякаго блаженства и всѣхъ благъ. Черезъ Нее, преисполненную благодати Божіей, сіяетъ свѣтъ Христовъ и для насъ убогихъ жителей земли, ибо Она, хотя и стала Матерью Божіей, но Она наша. «Каяжде бо отъ Тебѣ бывшихъ тварей благодареніе Тебѣ приноситъ: Ангели — пѣніе; небеса — звѣзду; волсви — дары; пастыріе — чудо; земля — вертепъ; пустыня — ясли; мы же — матерь Дѣву»!

Пусть же нашъ немощный разумъ озарится въ эту ночь горнимъ свѣтомъ, чтобы и мы могли: «Тебѣ кланятися Солнцу правды, и Тебе вѣдѣти съ высоты востока», чтобы мы могли быть участниками великой тайны воплощенія Христова:

«Дѣва днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ, Ангели съ пастырьми славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ: насъ бо ради родися Отроча младо, Превѣчный Богъ!»

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 175-178.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.