Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ IV. Рождество Христово.
8. Рождественское посланіе 1960 года.

«Христосъ раждается — славите; Христосъ съ небесъ — срящите (встрѣчайте); Христосъ на земли — возноситеся, пойте Господеви вся земля, и веселіемъ воспойте людіе, яко прославися».

Въ Христовой Церкви въ великіе праздники, а наипаче въ праздники Святой Пасхи, которыми Св. Церковь почитаетъ, какъ дни Свѣтлаго Христова Воскресенія, такъ и дни Рождества Христова, обильнѣе и дѣйственнѣе таинственно нисходитъ въ души вѣрующихъ особая духовная сила — благодать Божія, пребывающая въ истинной Церкви. Этимъ исполняется обѣтованіе Христово, данное Имъ Своей Церкви: «Се Азъ съ вами во вся дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20).

Пребывать съ кѣмъ-либо существеннымъ образомъ — это значитъ сочетать свои жизни. Каждый изъ насъ долженъ сочетаться съ жизнью того, съ кѣмъ мы желаемъ быть, для того, чтобы намъ быть вмѣстѣ. По истолкованію приснопамятнаго владыки Антонія, благодать Божія — это «любовь Христова, помогающая намъ бороться съ грѣхомъ». Неужели же Господь нашъ Іисусъ Христосъ и теперь любитъ каждаго изъ насъ въ отдѣльности? Да! Несомнѣнно такъ. Св. Ап. Павелъ говоритъ: «Богъ Свою любовь къ намъ доказываетъ тѣмъ, что Христосъ умеръ за насъ, когда мы были еще грѣшниками» (Рим. 5, 8). И еще онъ говоритъ: «Іисусъ Христосъ вчера и днесь тойже, и во вѣки» (Евр. 13, 8).

Если же наша душа исполнена любви, нисходящей къ намъ отъ нашего Спасителя и когда мы отвѣчаемъ Ему своей любовью черезъ исполненіе Его св. заповѣдей и черезъ сердечное покаяніе въ нашихъ безчисленныхъ грѣхахъ, то мы пребываемъ со Христомъ, живемъ Его жизнью, наполняемъ свою душу Его божественной силой. Св. Ап. Павелъ, переживавшій свою жизнь со Христомъ ясно и въ высокой степени, дерзновенно возвѣщалъ о себѣ: «Живу не къ тому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ» (Гал. 2, 20), а нашъ старшій современникъ, приснопамятный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій, не менѣе дерзновенно всю свою жизнь назвалъ: «Моя жизнь во Христѣ».

Вотъ въ Христовой Церкви празднуемыя событія христіанской жизни не только воспоминаются, но и воспроизводятся, т. е. могутъ переживаться участниками праздника съ той же благодатной силой какъ они переживались и участниками самого событія. Когда чада Христовой Церкви слышатъ Ангельскую рождественскую пѣснь, они могутъ переживать такія же чувства, какія переживали Виѳлеемскіе пастыри, когда они слышали эту пѣснь отъ самихъ же Ангеловъ. Когда храмъ нашъ наполняется пѣснопѣніями о Рождествѣ Христовомъ, мы можемъ съ такимъ же благоговѣйнымъ трепетомъ взирать на Богомладенца, изображеннаго на св. иконѣ, съ какимъ праведный Іосифъ взиралъ на Него, повитаго и лежащаго въ ясляхъ, вмѣстившихъ невмѣстимаго Бога. Мы можемъ поклониться Ему и принести Ему дары съ такой же самоотверженной любовью, съ какой поклонились Ему волхвы, пришедшіе изъ чужедальней страны. Мы, наконецъ, можемъ приблизиться къ самой Пречистой Матери Дѣвѣ и освятиться отъ Нея тѣмъ царствомъ благодати, тѣмъ раемъ сладости, который нынѣ возсіялъ въ Ея святѣйшей душѣ и вознесъ Ее превыше горнихъ воинствъ. Однако, степени воспріятія таинственной благодати бываютъ разныя — по мѣрѣ очищенія нашей грѣшной души, — ибо «чистіи сердцемъ узрятъ Бога» (Матѳ. 5, 8). У насъ, грѣшныхъ людей, она можетъ сверкнуть только маленькой искоркой и погаснуть, уступивъ мѣсто обычному холодному безразличію; при нѣкоторомъ подвигѣ благочестія она можетъ озарить душу чувствомъ умиленія, которое исторгаетъ изъ нашихъ сухихъ очей слезы радости духовной; у праведниковъ же она можетъ душу и тѣло озарить такимъ свѣтомъ, на который невозможно смотрѣть, какъ это было съ преп. Серафимомъ и другими подвижниками, которые изобильно освѣщались Солнцемъ правды.

Для того, чтобы достигнуть этого блаженнаго соприкосновенія съ божественной благодатью нужно пройти длинный и трудный путь, подобный тому, который прошли волхвы, пришедшіе ко Христу съ чужедальной страны, но съ той лишь разницей, что ихъ путь лежалъ по землѣ, а нашъ путь долженъ быть — духовный. Намъ необходимо пройти изъ той дальней страны — холоднаго безразличія и пустыни, населенной страстными помыслами, — въ царство божественной благодати. Путеводной звѣздой для насъ на этомъ пути является Св. Церковь. Задолго еще до Рождества Христова — въ праздникъ Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы — сверкаетъ первый лучъ этой звѣзды въ пѣніи «Христосъ раждается». Затѣмъ Св. Церковь ведетъ насъ по этому пути. По мѣрѣ же приближенія къ конечной цѣли все ярче и ярче горитъ путеводная звѣзда. Наконецъ, въ дни предпразднства Св. Церковь зоветъ всю вселенную къ ликованію «Дѣва днесь Превѣчное Слово въ вертепѣ грядетъ родити неизреченно: ликуй вселенная услышавши, прослави со ангелы и пастырьми, хотящаго явитися Отроча Младо, Превѣчнаго Бога».

Вотъ тотъ путь, который ведетъ насъ изъ царства благодати и подвига въ царство славы, — въ тотъ вождѣленный рай сладости и блаженства, который уготовалъ Господь любящимъ Его.

Взойдемъ же на этотъ блаженный путь, чтобы и намъ поклониться Богомладенцу и принести Ему наши дары, какъ Царю вѣковъ, какъ Творцу вселенной и страшному Богу и какъ состраждущему намъ Своей божественной любовью трехдневному Мертвецу. Если же въ прошедшіе дни мы пренебрегли этимъ вѣрнымъ церковнымъ путемъ, то пусть будетъ нашимъ путеводителемъ хотя бы благоразумный разбойникъ, который опомнился въ послѣднюю минуту и успѣлъ стяжать рай.

Потщимся же стать участниками великаго праздника. Будемъ не только слушать, но и разумѣть, что эти великія событія происходятъ ради насъ и переживемъ преддверіе рая въ прославленіи Богомладенца и Его Пречистой Матери Дѣвы, ибо для всего міра возсіялъ свѣтъ разума.

«Таинство странное вижу и преславное: небо — вертепъ; престолъ Херувимскій — Дѣву; ясли — вмѣстилище, въ нихже возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ, Егоже воспѣвающе величаемъ».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 178-181.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.