Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ IV. Рождество Христово.
9. Рождественское посланіе 1961 года.

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе».

Праздникъ Рождества Христова — это таинственное воспоминаніе снизшествія Христа Спасителя съ престола Своей славы въ нашъ земной міръ и обновленіе въ нашихъ сердцахъ благодати или любви Божіей, которую Христосъ Спаситель принесъ намъ и которая даетъ намъ возможность духовно совершенствоваться — побѣждать свои грѣхи и спасаться.

Обновляя свои духовныя силы, мы получаемъ возможность войти въ ту новую жизнь, которую нашъ Спаситель даровалъ намъ и которая начинается на землѣ въ нашихъ сердцахъ и въ нашихъ поступкахъ и не имѣетъ конца въ будущемъ вѣкѣ.

Господь трижды привлекаетъ человѣчество въ Свою жизнь. Первый разъ въ Ветхомъ Завѣтѣ, когда Онъ далъ человѣчеству заповѣди и повелѣлъ Своимъ послѣдователямъ жить по Его заповѣдямъ. Это было древнее царство закона. Однако, царство закона явилось лишь подготовительнымъ — къ царству благодати, которое было основано личнымъ пришествіемъ въ міръ Христа Спасителя. Черезъ рожденіе отъ Пречистой и Пренепорочной Дѣвы Маріи Господь приходитъ въ нашъ міръ, какъ Тихій Свѣтъ, не отмѣняя законовъ земной жизни и таинственно насаждая Свое Царство въ сердцахъ людей черезъ особо избранныя святыя души. Прежде всего слава Божія возсіявала въ страшной и неизреченной силѣ въ чистѣйшемъ и святѣйшемъ сердцѣ Дѣвы Маріи, для которой съ рожденіемъ Ея Божественнаго Сына открылся первозданный рай во всей своей славѣ, ибо Она вошла въ непосредственное общеніе съ Первѣйшимъ Источникомъ высочайшаго блаженства и отъ полноты Своей души выразила это въ Своихъ смиренныхъ словахъ: «Величитъ душа, Моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасе моемъ».

Возсіяла новая жизнь тихимъ свѣтомъ и въ сердцахъ другихъ свидѣтелей Рождества Христова. «Іосифе, рцы намъ: како, Юже пріялъ еси, Дѣву непраздну приводиши въ Виѳлеемъ? Азъ, рече, пророки испытахъ, и вѣсть пріемъ отъ Ангела, увѣрихся, яко Бога родитъ Марія несказанно: Ему же на поклоненіе волсви отъ востокъ пріидутъ, съ дары честными служаще. Воплотивыйся насъ ради, Господи, слава Тебѣ» (Стихира 3-го часа Навечерія Р. X.).

Воистину, ясли въ Виѳлеемѣ и смиренное жилище въ Назаретѣ стали и для Іосифа неизреченнымъ раемъ, когда онъ увѣрился въ томъ, что онъ служитъ живому Богу.

Возсіяла слава Божія и въ сердцахъ блаженныхъ пастуховъ, когда они приняли страшную вѣсть отъ Ангела: «се благовѣствую вамъ радость велію, которая будетъ всѣмъ людямъ: яко родися вамъ днесь Спасъ, Иже есть Христосъ Господь, во градѣ Давидовѣ» и когда видѣли множество воинствъ небесныхъ и слышали ихъ пѣснь.

Возсіяла слава Божія и въ сердцахъ восточныхъ мудрецовъ, когда они послѣ долгого путешествія удостоились лицезрѣть Божественнаго Младенца и Его Пречистую Матерь и «падше поклонишася Ему» и «принесоша Ему дары» — злато, какъ Царю, ливанъ, какъ Богу и смирну, какъ трехдневному мертвецу.

Представимъ себѣ, если бы кто-либо изъ насъ былъ бы свидѣтелемъ этой славы Божіей, какимъ бы радостнымъ блаженствомъ наполнилось наше сердце.

И вотъ подобно тому, какъ отъ одной свѣчи свѣтъ распространяется на большія пространства, такъ и отъ тихого Христова свѣта возгорѣлась проповѣдь св. Апостоловъ и черезъ нихъ возсіялъ сонмъ св. Угодниковъ, наполнившихъ св. Церковь Божественнымъ Свѣтомъ, сіяющимъ не только въ ихъ сердцахъ, но и на ихъ ликахъ.

Такъ въ Царствѣ благодати. Грядущее же вѣчное царство славы начнется вторымъ пришествіемъ Христовымъ, когда слава Христова возсіяетъ величественно-грозно, во всей своей силѣ, когда Сынъ Человѣческій придетъ во славѣ Отца Своего, съ сонмами Святыхъ Ангеловъ, когда раздѣлится добро и зло, сгоритъ земля и человѣческія дѣла на ней, когда будетъ основано новое вѣчное небо и вѣчная земля, на которыхъ будетъ правда Божія.

Наша любвеобильная мать — Святая Церковь и пріуготовляетъ насъ къ тому, чтобы мы были бы способны войти въ Царство вѣчной Христовой славы, а не быть отброшенными въ муку вѣчную, уготованную діаволу и ангеламъ его.

Св. Церковь зоветъ насъ черезъ личный подвигъ принять Христову благодать. Въ этомъ заключается практическое значеніе всего подготовительнаго періода къ празднику Рождества Христова и рождественскаго поста и пѣнія «Христосъ раждается» и предпразднства и навечерія и всей той церковной поэзіи, которая заключена въ рождественскихъ молитвахъ и пѣснопѣніяхъ. Св. Церковь требуетъ отъ насъ, чтобы мы свою самолюбивую и эгоистическую жизнь подклонили подъ иго Христово, ради Его вѣчнаго Царства.

Пусть же никто изъ насъ не уклонится отъ церковнаго подвига, какъ подвига смиренія и самоотреченія, ибо въ Царство Славы войдутъ только смиренные духомъ, о которыхъ ясно сказано: «Блаженни нищіи духомъ, яко тѣхъ есть Царство небесное». Пусть всѣ мы станемъ нынѣ, въ Царствѣ благодати, участниками славы Божіей и сознательно, вмѣстѣ съ Христовой Церковью, будемъ пѣть въ сердцахъ нашихъ дивныя Рождественскія пѣснопѣнія, составленныя тѣми, кто уже духомъ своимъ вошелъ въ рай сладости.

«Дѣва днесь Пресущественнаго раждаетъ, земля вертепъ Неприступному приноситъ, Ангелы съ пастырьми славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ, насъ бо ради родися Отроча младо Превѣчный Богъ».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 181-183.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.